Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру
презентация к уроку

Сухорукова Марина Николаевна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ   ИГРУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ   ИГРУ

Сухорукова Марина Николаевна

БУ ДО «Обл СЮН»

marina0179@yandex.ru

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, одной из актуальных проблем современности является экологическое воспитание. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное  отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Основной деятельностью дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игровая деятельность привлекает ребёнка больше, чем любая  другая [1].

Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко.

К игре дети готовы всегда, и задача педагога состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Дидактические игры различаются по видам, целям, организации, содержанию и другим особенностям, однако их объединяет тот факт, что все они являются краеугольным камнем в системе всестороннего развития детской личности.

Считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания и виды деятельности. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

Ведущая цель использования дидактических игр в экологическом воспитании – формирование культуры, чувств и навыков экологической деятельности. 

Задачи:

- закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде

- учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;

- воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению насекомых, животных и птиц, умение сочувствовать.

Классификацию игр для детей дошкольного возраста я рассматривала по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новоселовой [2].

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):

- экспериментирование;

- сюжетная игра (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

- обучающие (дидактические, подвижные);

- досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

- обрядовые;

- тренинговые;

- досуговые.

Планируя образовательную деятельность с детьми в студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» я  разделила содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на 4 раздела: «Окружающий мир и наша безопасность», «Чудесный мир растений и грибов», «Наши друзья-животные», «Круглый год». К каждому разделу подобраны различные игры, для включения в разные виды детской деятельности.

При подборе игр учитывались следующие требования:

- соответствие игры программным требованиям;

- соответствие цели занятия;

- доступность для всех детей группы;

- направленность игры (развивающая, практическая и воспитательная).

При организации игровой деятельности на занятиях применяю технологию  Н.Ф.Тарловской через последовательность превращений:

- известные детям и привлекательные для них животные и птицы (полетаем как птички, бабочки; поползаем как черепашки);

- интересные дошкольникам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, машина);

- взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты.

Раздел 1. «Окружающий мир и наша безопасность»

Игра «Что делать?»

Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.

Описание игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: « Что делать, если…» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас дома; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т.д.)

Раздел 2. «Чудесный мир растений и грибов»

Игра «Цветы»

Цель: воспитание у детей бережного отношения к прекрасным творениям природы; закрепление  названий садовых растений.

Описание игры: педагог читает стихотворение Т. Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты….

И не будет красоты.

Педагог подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя - название цветка, которое сообщает педагогу так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия.

 Команда детей говорит: «Здравствуйте, цветы! Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы». Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: развитие глазомера и меткости.

Описание игры: перед детьми большой цветок «Цветик – семицветик». Цветок сделан из восьми стаканчиков, вырезанных из пластиковых бутылок, скреплённых в форме цветка канцелярскими скрепками (один стаканчик в центре, семь – вокруг него). Дети бросают шарики в цель и набирают баллы: попадая в центр цветка – 5 баллов, в лепестки – 2 балла.

Раздел 3. «Наши друзья-животные»

Игра «Кто, где живет»

Цель: закрепление  знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.

Описание игры:  педагог силуэты животных раскладывают на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.

Игру можно усложнить, на площадку размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздают картинки с изображением животных. Педагог говорит,  что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу педагога дети бегут каждый в свой ярус, выигрывает тот, кто быстрее заселится.

Раздел 4. «Круглый год»

Игра «Лесник»

Цель: закрепление  знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Описание игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Интерактивная игра «Круглый год»

Цель: формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.

Описание игры: дети отгадывают загадки и путешествуют по станциям «Времена года», на каждой станции отвечают на вопросы педагога и делают выводы.

 Использование данных игр возможно, как для групповой, так и для индивидуальной работы. Данные дидактические игры хорошо закрепляют знания, полученные детьми, развивают самостоятельность мышления, активизируют речевое развитие, стимулируют развитие любознательности.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил В.А. Сухомлинский.

Список литературы.

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагог-Пресс, 1999. – 536 с.

2. Зворыгина Е.В. Я играю! пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемный семинар « Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования: проблемы, инновации, перспективы» Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру Сухорукова М.Н., педагог дополнительного образования 10 марта 2021 года Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования «Омская областная станция юных натуралистов » Региональный ресурсный центр дополнительного образования естественнонаучной направленности Региональная Экостанция

Слайд 2

Одной из актуальных проблем современности является экологическое воспитание. Первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте Основной деятельностью дошкольников является игра. В последнее время наиболее остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях Актуальность темы

Слайд 3

Технологии сюжетно-ролевой игры Н.Ф. Тарловской Н.Я. Михайленко Н.А . Коротковой С.Л. Новоселовой Е.В. Зворыгиной

Слайд 4

Цель использования дидактических игр в экологическом воспитании

Слайд 5

Различия и сходство дидактических игр в сестороннее развитие личности ребенка

Слайд 6

Задачи применения дидактических игр

Слайд 7

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В.Зворыгиной и С.Л.Новоселовой ) 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей): - экспериментирование; - сюжетная игра (сюжетно- отобразительные , сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные ) 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого: - обучающие (дидактические, подвижные); - досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные ) 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: - обрядовые; - тренинговые ; - досуговые

Слайд 8

Разделы программы Студия экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка»

Слайд 9

Технология Н.Ф. Тарловской последовательность превращений : известные детям и привлекательные для них животные и птицы (полетаем как птички, бабочки; поползаем как черепашки); интересные дошкольникам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз , машина); взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты

Слайд 10

Игра «Лесник» Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков

Слайд 11

Описание игры: Д ети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Слайд 12

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.  Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры  гендерных  взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего д...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...