Занятие 6. Портрет лидера. Коммуникативные качества лидера. Как я могу вести за собой.
план-конспект занятия (9 класс)

 

Цель: исследовать групповой портрет лидера, соответствие его команде.

Задачи:

• выявить общий портрет лидера, его качества;

• соответствие портрета лидера каждому участнику;

• изучить и применить навыки конструктивного общение;

• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_6.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 6. Портрет лидера. Коммуникативные качества лидера. Как я могу вести за собой.

Цель: исследовать групповой портрет лидера, соответствие его команде.

Задачи:

• выявить общий портрет лидера, его качества;

• соответствие портрета лидера каждому участнику;

• изучить и применить навыки конструктивного общение;

• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

«Волшебная рука»

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Обсуждение:

Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.

Теоритический курс

Мы с вами занимаемся уже 6 дней, думаю, у вас за это время сформировался некий образ лидера. Возможно он невысокого роста, с голубыми глазами, темными волосами, одет всегда элегантно, вежлив со всеми, но может легко отстоять свою точку зрения?.. Но возможно я слишком преувеличиваю и пытаюсь вас запутать, ведь как и в начале наших занятий я вам уже говорила, что лидером можно стать и думаю что очень многие смогли развить в себе качества лидера. Смогли их прочувствовать или почувствовать их отсутствие, и это очень замечательно, значит вам есть куда расти. Ведь лидер не останавливается в своем развитии.

Название. Коммуникативное упражнение "Придумай свой мем"

Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и изображают собственные мемы.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Ведущий объясняет, что мем это своеобразная единица культурной информации, которая весьма активно распространяется в определенный момент в обществе. Мем - это активная и где-то даже агрессивная единица информации, которая "заражает" собой мозг человека. Мем - деперсонализированная по отношению к своему источнику порция информация. Хотя иногда можетказаться, что это не так (типичный пример: "Вы знаете, что в 2012 году будет конец света? Так предсказали индейцы майя".

Таким образом, мем это просто "умственная жвачка", которой люди случайно забивают себе голову. Если при изучении какой-либо науки, технологии и т.п., получаемые знания ложатся на цель, которую преследует человек, если при повседневном общении с другим человеком получаемые от него знания ложатся на общую канву коммуникативной ситуации, то мем просто поражает восприятие человека, затрагивает эмоции (обычно в юмористическом плане, но не обязательно), пробуждает желание поделиться этим мемом с ближним своим, чтобы доставить ему подобные же эмоции.

Участникам раздаются листы плотной бумаги (например из альбома для рисования), предоставляются фломастеры, маркеры, карандаши, краски и пр. Дается задание придумать, опираясь на полученные знания, свой мем. Это может быть просто короткая фраза, может быть рисунок + фраза.

Когда все участники подготовили свои мемы, осуществляется их презентация. После своей презентации каждый мем вывешивается на всеобщее обозрение на стену (для этого надо выделить одну, отдельную стену).

После последней презентации ведущий просит участников отвернуть свои кресла от стены с мемами. Усесться поудобнее. Закрыть глаза на три минуты. Ведущий при этом предупреждает, что по окончании трех минут подаст сигнал "открыть глаза".

Все рассаживаются опять в круг. Происходит обсуждение:

- Когда были закрыты глаза, какие придуманные мемы всплывали в сознании? Почему именно они?

- Какие есть интересные наблюдения по итогам эксперимента?

Название. Коммуникативное упражнение "Вертушка жалобщиков"

Предназначение.

Участники образуют два круга: внешний ("жалобщики") и внутренний ("консультанты").

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль "экспертов", они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль "жалобщиков", они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый "жалобщик" должен будет пожаловаться каждому "эксперту". Для этого через каждую минуту все "жалобщики" дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). "Жалобщик" должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного "жалобщика" жалоба одна для всех "экспертов". "Эксперт", быстро выслушав "жалобщика" так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Когда "жалобщики" сделают полный круг, движение не прекращается. Повстречавшись с прежним "экспертом", "жалобщик" уже рассказывает про советы других "экспертов", которые успел услышать. Задача "эксперта" на этом этапе - согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута.

После второго круга "жалобщики" и "эксперты" меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

- Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга?

- Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Название. Коммуникативное упражнение "Зомби"

Предназначение. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности разговорить человека.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Ведущий ставит немного в сторонке стул, остальные стулья (кресла) располагаются полукругом. Вызывается доброволец, который будет сидеть на стуле и выполнять тем самым роль зомби. Ведущий вручает ему карточку, на которой выписано три утверждения. Ниже приводятся примеры таких карточек:

Пример 1

1. Я - самый умный человек на свете.

2. Все женщины должны улыбаться.

3. Все мужчины должны носить с собой носовые платки.

Пример 2

1. У меня есть особенная миссия, но я ее забыл.

2. Нельзя доверять людям в зеленых сапогах.

3. Белый цвет - мой любимый.

Пример 3

1. Завтра я буду весь день читать учебник математики.

2. Я должен узнать все способы доказательства теоремы Пифагора.

3. Маленькие уши - признак большого ума.

Задача остальных участников - с помощью расспросов выяснить содержание этой карточки. Ведущий при этом просит "зомби" отвечать "максимально искренно", то есть с опорой на "сверхценные суждения", но при этом стараясь держать последние в тайне, насколько это возможно.

Когда кто-то из участников угадывает одно из суждений - ведущий поднимает руку и сообщает: "Первое есть. Осталось два". Если участники долго не могут докопаться до "сверхценных суждений", ведущий просит "зомби" немного помочь.

Название. Коммуникативное упражнение "Контрабандисты"

Предназначение. Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего.

Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право.

Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.

Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в "команду контрабандистов".

В конце проводится обсуждение:

- Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?

- Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?

- Какие внешние признаки проявляют ложь человека?

- По каким признакам можно определить искренность?

- Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?

РОЛЕВАЯ ИГРА - МАКЛЕР

Структура игровой модели

В игре участвуют 4-5 групп (от 2 до 5 игроков в группе). Лидеры получают пакеты игровых билетов с названиями (номерами) групп (3-7 билетов каждой группы в пакете).

Игровая задача: в случайном взаимообмене карточками с другими игроками группа должна собирать свои билеты и сдавать их посреднику у стенда результатов блоками по 5 штук, за которые она получает по 1 баллу за каждый блок. Новые билеты она набирает здесь же на столе раздаче, куда посредник складывает их в случайном порядке. Регламентация отношений за этим столом осуществляется игроками самостоятельно в процессе всей игры.

Игра завершается по сигналу ведущего, который может делать "рефлексивные паузы", тем самым обостряя ситуацию помощью аутсайдерам, которые получают возможность в этих паузах понять причины своих ошибок и оптимизировать дальнейшие действия.

Диагностические параметры эксперимента

В общем хаотичном потоке поиска игроками своих билетов и экспресс-переговоров с последующим взаимообменом достаточно четко отслеживаются эффективные и неэффективные стратегии и тактические средства различных групп и отдельных участников.

Первая группа "неудачных игроков" характеризуется пассивностью и индифферентностью к целям и средствам предложенной "работы". Многих из них "хаотичность" маклерской работы выводит в состояние своеобразного "коммуникативного ступора". Напряженность и неструктурированность этой деятельности не для них.

Вторая группа - более менее активных, но их вклад в результативность группы отрицательный. Некоторые, набрав большое количество "чужих" билетов, долгое время держат их, увязнув в переговорах с такими же неуступчивыми. Ощущение такое, что им "жалко" расставаться с тем, что у них в руках даже на секунды обмена. Другие увлекаются иррациональной идеей обмена "именно с этим игроком" (или группой), или именно в данной комбинаторике. Частный вариант возможных действий приобретает в сознании характер общей или обязательной стратегии. Обычно таких игроков большинство.

Третья категория - наиболее активные и точные в индивидуальной тактике и/или построении общей стратегии действий своей группы. Именно они и приносят наибольшее количество баллов, иногда больше, чем их партнеры вместе взятые.

Эти группы представляют три возможных уровня развития "оперативности социального мышления": застревающий, ситуативный и системный.

Первый фактор в этом качестве - мобильность психических процессов в ситуациях экстремального социального взаимодействия. Противоположный эффект - застревание, "паузы" внимания, непродуктивно сконцентрированные на отдельных объектах или процессах, когда человек захвачен переживанием частных, несущественных деталей происходящего. Кроме потери времени он так же теряет возможность контроля за общим характером событий, "возврат" в которые требует уже времени на анализ новой ситуации. Если индивиду удается только в некоторых ситуациях достигать своих целей, мы можем говорить о "ситуативном" уровне развития оперативности социального мышления.

Развитый - системный - характер социального мышления позволяет его носителю дифференцировать происходящее по степени значимости для его исходных целей, соответственно выбирать зоны активности и способы своих действий, что в свою очередь предполагает владение различными техниками коммуникационного взаимодействия.

Второй фактор - скорость преодоления барьеров общения., под которыми здесь понимается тот или иной способ объективации страха "отношений": застенчивости, стеснительности, робости и т.п. Способ преодоления барьеров общения подразумевает совершение двух действий: снятие своих собственных возможных барьеров и эффективная помощь партнеру в аналогичном действии. Подобная "пристройка" может быть мягкой или жесткой: мягкой, когда в ходе пристройки один из партнеров начинает отражать своего собеседника в его поведенческих паттернах, жесткая - когда "активатор" вторгается в личностную зону партнера с демонстрацией уверенности в благожелательности последствий контакта для обоих. В том и в другом случае используются суггестивные техники. Если к ним прибегают оба партнера, то разворачивается особый тип взаимодействия - "психологическое противоборство", победу в котором традиционно одерживает тот, кто оказывается "терпеливее на пятнадцать секунд".

Особая зона игры - стол раздачи использованных билетов - своеобразная модель социальной "кормушки". Действия игроков именно в этой зоне предопределяют игровой результат. "Социальная кормушка" - это совокупность социальных коммуникаций, доступ к которым обеспечивает преимущество в процессах перераспределения благ. В случае, если о месте ее расположения и характере необходимых в ней действий известно большинству, то взаимодействие "игроков" приобретает достаточно жесткий характер до разворачивания манипулятивных и агрессивных тенденций, что будет продолжаться до тех пор, пока участники не договорятся о правилах поведения.

Чаще в действительности (и в этой модели) о "волшебных" свойствах зоны "кормушки" догадываются не все. Их действия, тактика в рефлексивной части эксперимента становятся главным моментом исследования. Таким образом, социальное мышление подразумевает способность определять и находить во взаимодействии с людьми и группами специфические зоны необходимой активности и обеспечение монопольного обладания их возможностями.

Системность социального мышления проявляется так же в способности выстраивать стратегию действий своей группы в целом: определение основного "сценария выигрыша", распределение ролей по нему, корректировка сценария под ситуации, отслеживание сильных и слабых ходов конкурентов и т.п.

Особое качество лидерского поведения, необходимое в подобных сложных ситуациях социального взаимодействия - способность усиливать интеллектуальную продуктивность в экстремальных ситуациях. Внешняя хаотичность поля игры в действительности скрывает в себе логику социального движения, которая предопределяет его результат. Способность "читать" происходящее дает возможность участнику процесса предпринимать усилия по коррекции будущего. Чтение осуществляется по определенным знакам-действиям игроков, освоение этого словаря знаков-действий - собственно и является объектом социального научения.

В действительности, моделируемой данной экспериментальной ситуацией, существенными для понимания происходящего могут быть:

- расположение групп конкурентов на игровом поле; - резкие, мобильные действия отдельных игроков в сочетании с эмоциями успеха: "тревожная таинственность" стремительных призывов, настойчивость в поиске определенной информации и т.д.

- наличие "центра" взаимодействия: группирование лидеров и т.п.

Рефлексивный этап игры

После подведения игровых итогов (победители, различие в результатах, разбор взаимных претензий) группам-участникам предлагается время на самостоятельный анализ по вопросам, соответствующим результатам каждой группы: почему проиграли? почему не проиграли и не выиграли? за счет чего одержали победу? Эта процедура является общей для всех экспериментов.

Ход анализа показывает особую компетентность социального мышления - способность к продуктивному (самообучающему) анализу произошедших событий. Первое и решающее для возможности самоизменений и саморазвития требование рефлексии - способность ВЫЙТИ ИЗ ИГРЫ, то есть отстраниться от игровых эмоций переживания "прошлых целей". Застревание в игре, попытки в новой ситуации "исправить" результаты или изменить к ним отношение, аппеляция к прошлому - все это становится мощным тормозом в социальном развитии человека. Потом эти эмоции перейдут в новую ситуацию новых игр и/или действительности, затрудняя или даже делая невозможным адекватное понимание происходящего.

Для выхода из игровой ситуации и эффекта «застревания» имеет необходимость тренинга

Тренинг "Автобус"

Плотно прижимаясь друг к другу, народ (человек 15—25) встает в кучу, аналогично пассажирам плотно набитого автобуса. Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом и не хитростью, а напором и физической силой (пусть и умной) напрямую по всей длине. Народ в "автобусе" не имеет права цеплять игрока руками или цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душой "автобус" помогает игроку громкими криками "Давай!", "Еще!", "Вперед!" и аналогичными, придающими игроку дополнительную энергию.

Чтобы это сильное упражнение не превращалось в простую физкультуру, каждый проходящий через "автобус" с помощью ведущего должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни — этот его "автобус", как он собирается полученный опыт использовать в своей жизни.

Как показывает опыт, на сознательном намерении прорваться почти невозможно, дыхание и силы кончаются уже к концу первой—второй минуты, а прорываться приходится минут четыре—пять. Поэтому тот, кто идет на прорыв, вынужден использовать свои запредельные ресурсы и рвется практически без сознания.

• Кто-то идет на чувстве злости или отчаяния, кто-то — представляя "там" зовущую на помощь дочь, кто-то рвется без всяких мыслей и чувств вообще, отключив всякие мысли и всякие чувства.

Обычно игрок отходит для разбега метров на 7—10, и уже энергия разбега показывает решимость игрока рваться сквозь. Прорвавшись (а прорываются почти все или большинство), игрок падает на землю (так получается) и несколько минут приходит в себя.

• Лучше, если он упадет не на землю, а на заранее подготовленный туристский коврик.

Наверное, стоит предупредить, что для людей со слабым сердцем это упражнение может быть опасным.

Учитывая, что после такого упражнения человек находится в измененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты скажет ведущий, могут лечь очень глубоко. Спорный вопрос, создать ли человеку комфортные условия выхода (поглаживания, объятия, теплые интонации) из состояния почти бездыханности или дать ему возможность снова войти в мир, опираясь только на собственные силы. Заканчивается упражнение обратной связью: тем, что в человеке и упражнении увидела и почувствовала группа.

• Иногда это бывают и следы укусов. По-разному проходят люди трудные ситуации своей жизни...

Упражнение-рефлексия «Ромашка» на ватмане рисуется ромашка с лепестками участник анонимно пишут ответы на вопросы:

Мне понравилось …

Мне не понравилось…

Я хотел бы изменить…

И свои личные впечатления от занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»

Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию  у ребят творческих способност...

Воспитательная программа "Как вести за собой"

Воспитательная программа для 7-8 классов...

школьный конкурс лидеров и активистов школы "Как вести за собой"

Сценарий школьного конкурса лидеров и активистов школы "Как вести за собой" для учащихся 5-8 классов...

План элективного занятия в 9 классе "Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство"

План занятия по культуре речи для учащихся 9 класса, предполагается работа в группах, ролевая игра профориентационной направленности....

Конспект открытого занятия «Кто такой лидер? Качества лидера»

Занятие, которое помогает воспитанникам разобраться в вопросах: кто такой лидер и какими качествами он обладает?...

Конспект занятия "Кто такой лидер? Качества лидера"

Цель данного занятия: дать основные понятия лидерства  и выявить лидеров занятия ....

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...