Программа "Юный садовод"
рабочая программа

Езеев Руслан Хасанович
Занятия творческого объединения « Юный садовод» углубляет знания обучающихся по биологии ,химии и другим предметам прививают им интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, практические  умения  и навыки по выращиванию растений, изучению  и охране природы. Занятия имеют также большое воспитательное значение. Кроме того знания по садоводству не предусмотрены в школьной программе.
   Главное внимание уделяется изучению агротехники  плодово- ягодных культур, методов получения высоких урожаев плодов и ягод, выращиванию высококачественного посадочного материала  ,опытнической  работе. Опыты проводятся на учебно-опытном участке  МКУДО  СЮН. Обучающиеся   проводят наблюдения за ростом и развитием растений, за погодой, записывая  их в дневники. Темы и перечень практических работ , а также часы на теоретические  занятия и практические  работы  , предусмотренные программой  исходя из местных условий могут изменяться .Ряд работ , связанных с уходом за растениями , проводится систематически независимо от прохождения той или иной  темы. В процессе занятий предусмотрены экскурсии  в сад   МКУДО СЮН  ознакомление обучающихся  с методами работы передовиков . 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezeev_programma.docx198.74 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка  

-  Направленность программы

  Актуальность программы

  Отличительные особенности программы

  Цель программы

  Задачи программы

  Адресат программы

  Объём программы

  Формы организации образовательного процесса, виды занятий

  Срок освоения программы

  Режим занятий

  Планируемые результаты

  Формы подведения итогов реализации программы

  Нормативно-правовое обеспечение программы 

  1.  Учебные планы и содержание учебных планов образовательных модулей  

  - Учебный план

   Учебно – тематический план

  Содержание программы

  Календарный учебный график 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий  

  - Диагностический инструментарии

  Методическое обеспечение программы.

  Условия реализации программы.

  Список информационных ресурсов.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

    Занятия творческого объединения « Юный садовод» углубляет знания обучающихся по биологии ,химии и другим предметам прививают им интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, практические  умения  и навыки по выращиванию растений, изучению  и охране природы. Занятия имеют также большое воспитательное значение. Кроме того знания по садоводству не предусмотрены в школьной программе.

   Главное внимание уделяется изучению агротехники  плодово- ягодных культур, методов получения высоких урожаев плодов и ягод, выращиванию высококачественного посадочного материала  ,опытнической  работе. Опыты проводятся на учебно-опытном участке  МКУДО  СЮН. Обучающиеся   проводят наблюдения за ростом и развитием растений, за погодой, записывая  их в дневники. Темы и перечень практических работ , а также часы на теоретические  занятия и практические  работы  , предусмотренные программой  исходя из местных условий могут изменяться .Ряд работ , связанных с уходом за растениями , проводится систематически независимо от прохождения той или иной  темы. В процессе занятий предусмотрены экскурсии  в сад   МКУДО СЮН  ознакомление обучающихся  с методами работы передовиков .

              При проведении практических занятий  педагог  воспитывает у обучающихся навыки культуры труда ( своевременное , аккуратное  и тщательное  выполнение порученной работы; содержание в чистоте инвентаря ,оборудования, инструментов),  требовать от них соблюдения правил техники  безопасности.

        Работа обучающихся по борьбе с вредителями и болезнями проводится с использованием агротехнических , механических и биологических методов.

Актуальность программы

Эта программа дает возможность обучающимся развивать свои способности в области изучения растительного мира в частности садовых культур , применения полученных знаний и навыков на  приусадебных участках у себя дома ,  расширить свой  кругозор.  

      Занятия проводятся в нетрадиционной форме .Программа предусматривает активные формы и методы обучения  конкурсы , викторины , конференции, экскурсии,   то есть создавая условия для развития личности обучающегося.

   Успех детей дает им стимул, способствует развитию самостоятельности мышления, мотивирует на создание более сложных и интересных работ, создает благоприятные условия для обучающихся с разным уровнем подготовки. В дальнейшем приобретённые специальные умения и навыки могут оказаться полезными при профессиональной ориентации обучающихся.

      Новизна и главная отличительная особенность настоящей образовательной программы заключается в том, что при её реализации предусматривается выполнение принципа разноуровневости, обозначенного в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р). Ведь именно технология разноуровневого обучения, лежащая в основе программы «Юный садовод», предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Уровневая дифференциация образовательного процесса в свою очередь способствует выполнению ещё одного принципа дополнительного образования – его персонализации. Кроме того, отличительными особенностями данной программы является то, что она разработана на основе многолетнего опыта и, не только отвечает интересам  обучающихся , их потребностям и желаниям, но и учитывает возрастные психологические особенности обучающихся. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Использование современных образовательных технологий позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

  Программа рассчитана на широкое использование всех видов межпредметных связей: с ботаникой, экологией.  Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов, составление проектов, проведение опытнической и исследовательской работы. 

Цель программы 

   Целью данной программы  является формирование экологической культуры во  взаимоотношениях человека и природы ,развития  мотивации обучающегося к познанию и дальнейшего профессионального самоопределения.

Задачи программы

Обучающие:

- Учить овладевать методами практической  работы экологической направленности.

- Обучать методам самостоятельного  поиска , систематизации , обобщения и научной информации.

- Воспитательные:

- Воспитывать  в обучающихся бережное и ответственное отношение к окружающей среде , всему живому.

-способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников.

-формировать целостную личность , развивающуюся в гармонии природы.

- Развивающие:

- развивать навыки практической работы , исследовательской и проектной деятельности, творческие способности обучающихся.

-основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы , экскурсии,  мониторинг , поисковая и исследовательская деятельность.

Адресат программы

 Занятия в творческом объединении « Юный садовод» - групповые. В реализации программы принимают  участие  обучающиеся  от 10 до 16 лет на основе добровольного вступления в объединение. Обучающиеся принимаются в объединение по заявлению от родителей. Обучающиеся объединяются  в группы .

Группы первого и второго года обучения могут быть разновозрастными. Обучающиеся изучают единый  теоретический  материал , предусмотренный программой объединения , а практическое  задание выбирают в зависимости от степени владения теоретической  подготовкой   и практическими  навыками  работы на учебно-опытном  участке .

 Объем  программы

  На  освоение программы отводится  всего 288  академических часов , из них :в первый   год  обучения (стартовый уровень)  – 144 академических часов ;

второй  год обучения (базовый уровень ) -   144 академических  часов.

  Режим   работы

 Занятия  проводятся на протяжении всего учебного года  за исключением официальных праздничных дней:

 В первый год обучения – 2 раза в неделю по два академических часа   

 Во второй год обучения  - 2 раза в неделю ;

      Во время осенних , зимних и весенних каникул используются для проведения совместно с родителями обучающихся  внеаудиторных занятий: праздников , экскурсий  в музеи , в парки отдыха и досуга , в дендрарий , выставки, конкурсы рисунков, соревнования .

              Планируемые  результаты

   Программа     предполагает  достижение обучающимися  следующих личностных  и предметных  результатов.

     Первый год обучения : (стартовый уровень)

  Личностные  результаты

- проявление начального уровня  познавательного  интереса к  земле  ,природе, мотивации  к дополнительной  образовательной деятельности по естественнонаучному  творчеству ;

-способствовать  реализовать  творческий потенциал в собственной деятельности при  работе на учебно-опытном  участке.

-приобретение и развитие навыков сотрудничества   в объединении , повышение  уровня ценностных  отношений  друг к другу ,формирование  коммуникативной  компетентности в процессе практической , игровой деятельности;

-возросший уровень самостоятельности   в  приобретении  новых знаний  и  умений, суждений , независимости  и нестандартности мышления ;

-проявление первоначальных представлений о профессиях  сферы сельскохозяйственного    направления  в соответствии с собственными  интересами и возможностями обучающихся;

-изучать  ягодные культуры :

Разбивать  участки под ягодные культуры;

-обрабатывать  почву под ягодные культуры;

-уметь ухаживать за ягодными культурами  для получения экологически чистого урожая;

-умение использовать знания основ экологии в первичной  исследовательской  деятельности;

                                             Второй год обучения ( базовый  уровень)

     Личностные  результаты:

-проявление  устойчивого интереса к выбранному  профилю.

-изучать и научиться выращивать плодовые культуры;

-отбор типичных образцов  ;

-закладка опытов и уход за плодовыми культурами;

-наблюдения и учеты;

-прививка плодовых культур ;

-обрезка плодовых  деревьев ;

-определение состава почвы ;

-расчет экономической эффективности опытнической работы ;

-оформление  результатов  опытнической работы  согласно  стандартным  требованиям.                

                     -

  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОГРАММЫ:

-   по направлению деятельности       -   исследовательская;

-   по виду деятельности                      -   практическая;

-   по образовательной деятельности –естественнонаучная;

-   по форме реализации                      - групповая, индивидуальная;

-   по возрасту детей               - для учащихся основной  средней школы;

-   по продолжительности реализации – трехгодичная;

-   по функциональному назначению – образовательная.

 Режим занятий:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

В группах 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа;

В группах 2-го года обучения – 3 раза в неделю по два академических часа.

Возраст обучающихся 9-16 лет.

Планируемые результаты 

Результатом полученных знаний, умений и творчества обучающихся является создание проекта выбранного объекта озеленения, защита проекта и по мере возможности его реализация.

Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

На стартовом уровне: Личностные результаты - проявление начального уровня познавательного интереса к ландшафтному проектированию,

-приобретение и развитие навыков сотрудничества в объединении, повышение уровня ценностных отношений друг к другу, формирование коммуникативной компетентности в процессе практической, продуктивной, игровой деятельности;

- возросший уровень внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- возросший уровень самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, суждений, независимости и нестандартности мышления;

- повышенный уровень ответственности за результаты обучения;

 

 Метапредметные результаты 

- овладение простейшими составляющими исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить несложные эксперименты, делать заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и практической деятельности; планировать, организовывать, оценивать свои действия;

 - овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 - формирование умений работать в команде с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

 Предметные результаты:

  обучающиеся   должны знать:

 - элементарную терминологию при чтении специальной литературы;

- технику безопасной работы;

обучающиеся должны уметь: - пользоваться специализированной литературой;

 - использовать в практической деятельности по ландшафтному проектированию грамотную терминологию;

                                             На базовом уровне

Личностные результаты - проявление устойчивого интереса к выбранному профилю;

 - проявление интереса к исследовательской деятельности;

 - проявление навыков самостоятельной работы (способность самостоятельно подбирать и использовать в работе специальную литературу;

- проявление адекватной самооценки при выполнении творческих работ;

-проявление социально-ценностных личностных качеств (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и др.);

- овладение навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной творческой деятельности;

 - укрепление здоровья детей. возросший уровень работоспособности.

Метапредметные результаты 

- умение осуществлять «грамотный» поиск информации в сети интернет, работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;

- развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

- умение адекватно воспринимать оценку своих работ;

Подведение итогов реализации программы.

Формами предъявления результативности освоения программы является показательное выступление обучающихся на конференции, проводимой на Республиканском эколого-биологическом центре г. Владикавказ  в виде защиты научно-исследовательских работ, а также оформления и участия в Республиканской выставке «Урожай года».

Нормативно-правовое обеспечение программы 

1. Конвенция ООН о правах ребенка

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Закон РСО- Алании «Об образовании»

 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом  Минобрнауки  России от 17.05.2012 № 413)

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008)

7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

 8. Письмо МО и Н РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»)

10. Инструкция по технике безопасности

11. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

2. Учебные планы и содержание учебных планов образовательных программ

Учебно - тематический план 1-года обучения

№п/п

              Наименование темы

                   Количество часов

Теория.

Практика

Экскурс.

Всего 144часа

1

Введение. Инструктаж по Т.Б.

1

-

1

2

2

Ягодные культуры   ,их биологические особенности

2          

4

2

8

3

Посадка ягодных культур.

2

5

2

9

4

Осенние работы на участке ягодников

2

6

-

8

5

Плодово-ягодный питомник

2

4

1

7

6

Плодородие почвы- основа высокого урожая ягодных культур

3

2

1

6

7

Вредители и болезни ягодных культур, меры борьбы с ними

4

2

2

8

8

Подготовка  к опытнической работе

2

4

2

8

9

Садовый инвентарь

3

2

1

6

10

Зимние работы на участке ягодников и в питомнике

2

3

1

6

11

Размножение ягодных кустарников

3

4

1

8

12

Весенние работы на участке ягодников

3

12

-

15

13

Весенние работы в питомнике

3

4

1

8

14

Летние работы на участке  ягодников

2

4

2

8

15

Летние работы в питомнике

2

5

2

9

16

Сбор урожая ягод

2

6

1

8

17

Переработка ягод

2

3

-

5

18

Размножение и посадка земляники

2

4

-

6

19

Подведение  итогов

3

3

-

6

ИТОГО:

144

77

20

47

                         

             

Учебно-тематический план второго года обучения

№п/п

              Наименование темы

                   Количество часов

Теория

Практика

Экскурс.

Всего 144часа

1

Вводное занятие

1

-

1

2

2.

Культурные и декоративные плодовые культуры

3

5

2

10

3.

Закладка плодового  сада

2

6

2

10

4.

Осенние работы в плодовом саду

6

2

-

8

5.

Осенние работы в питомнике

3

6

1

10

6.

И.В.Мичурин – великий  преобразователь

2

2

-

4

7.

 Удобрения .Питание растений из почвы

4

5

-

9

8.

Зимние работы в саду и питомнике

3

5

-

8

9.

Вредители и болезни плодовых культур, меры борьбы с ними

6

4

-

10

10

Современный стиль разбивки сада

6

3

-

9

11

Научно-исследовательская работа

4

6

-

10

12

Формирование кроны и обрезка плодового дерева

2

7

-

9

14

Прививки плодовых деревьев

5

5

-

10

15

Весенние работы в плодовом саду

3

6

1

10

16

Весенние работы в питомнике

3

4

2

9

17

Сбор урожая плодов

1

6

-

7

18

Переработка плодов

2

4

-

6

19

Подведение итогов

-

3

-

3

итого

61

74

9

144

  Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения

Раздел I. Введение. Инструктаж по технике безопасности (2 ч)

Теория .Знакомство  с обучающимися .  Внутренний распорядок учреждения; правила поведения в учебном кабинете, учреждении. Требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами образовательной программы «Юный садовод « Ознакомление с режимом работы объединения, расписанием занятий.

Экскурсия. Фенологическое наблюдение за деревьями и кустарниками.

Раздел II. Ягодные культуры , их биологические особенности (8ч)

Теория: Ягодные культуры их  биологические особенности  и хозяйственная  характеристика.

Практика: Ознакомление с ягодными культурами , и установление различий  между  видами. Определение  возраста куста  ягодного кустарника. Работа  со справочной  литературой.

Экскурсия .На пришкольный учебно-опытный участок  ягодников.

Раздел III.  Посадка ягодных  культур (9ч).  

Теория: Требования  к участку и почве для  ягодных культур  в связи   с их биологическими особенностями ; требования  к  качеству  посадочного  материала; значение  высококачественного посадочного  материала  ягодников  для  их  последующего  роста  и  урожая; техника  и  сроки  посадки , послепосадочный  уход  и его значение  для  приживаемости , дальнейшего  роста  и развития  растений.

Практика. Составление  схемы  посадки растений  на  участке  ягодников .Разбивка  участка под посадку.  Подготовка  почвы. Внесение  удобрений. Копка ям. Подготовка  посадочного  материала  к посадке. Посадка  ягодных  культур. Послепосадочный  уход. Работа  со справочной литературой.

Экскурсия. На  ООО  Артель  «САДОВОД»  для ознакомления  с машинами  и орудиями , применяемые  в  садоводстве.

Раздел IV. Осенние   работы  на  участке  ягодников ( 8ч).

Теория: Значение  своевременной подготовки ягодников  к зиме ; виды осенних работ  на участке ; сроки их проведен

Практика: Уборка  опавших листьев  и мусора. Внесение удобрений и перекопка почвы. Вырезка сухих побегов  у малины

Раздел V. Плодово-ягодный питомник (7ч)

Теория: Назначение питомника. Способы  размножения плодово-ягодных  растений. Выращивание саженцев ягодных кустарников  и плодовых деревьев. Требования  к участку , подготовка почвы  под питомник. Виды и сорта плодовых культур, используемых для подвоев, значение осеннего посева семян яблонь ,груш и осенней  посадки черенков смородины.

Практика: Презентация  «Плодовый питомник».

Заготовка  семян яблонь ,груш. Составление схемы размещения полей в питомнике. Подготовка  почвы.  Осенний посев  семян яблонь , груш. Посадка черенков  смородины .Общественно полезный труд. Помощь  ООО Артель « САДОВОД» в уборке урожая плодов. Сбор семян плодовых и лесных пород. Посев семян и посадка черенков в питомнике учебно-опытного участка МКУ ДО СЮН. Участие в посадке и охране зеленых насаждений ; сбор кормов для подкормки зимующих  птиц.

Раздел VI. Плодородие почвы -  основа высокого урожая ягодных культу (6ч).

Теория: Понятие о почве и ее плодородии; требования ягодных растений к основным элементам питания из почвы. Виды удобрений , их значение для роста , развития ; и урожайности ягодных растений.

Практика: Презентация « Почва и ее плодородие». Определение механического состава , влажности, влагоёмкости   и водопроницаемости почвы на участке  ягодников.  Распознавание минеральных удобрений  

Раздел VII. Вредители и  болезни ягодных культур , меры борьбы с ними (8ч).

Теория:  Наиболее распространенные вредители и болезни ягодных растений , вред , причиняемый ими. Меры борьбы с болезнями и вредителями. Биологический метод борьбы с вредителями ; охрана и привлечение полезных птиц.

Практика: Ознакомление с основными вредителями и болезнями ягодных культур по коллекциям , изготовление искусственных гнездовий птиц , составление5 календаря борьбы с вредителями и болезнями на участке ягодников. Работа со справочной литературой.

Раздел VIII. Подготовка к опытнической работе (8ч).

Теория: Значение науки в развитии садоводства, в продвижении его на север , в повышении урожай ности плодов и ягод .Достижения ученых и передовиков –садоводов. Значение опытнической работы обучающихся , основные требования к закладке опытов с ягодными культурами. Встреча со специалистами сельского хозяйства  ; беседа о задачах исследовательской работы , о достижениях  науки  и практики по получению высоких урожаев ягод , по выведению новых перспективных сортов , о тематике опытов с ягодными культурами , доступной для юных опытников.

Практика : Презентация « Учись ставить  полевые опыты». Разработка  планов проведения опытов , оформление записей в дневнике  . Работа со справочной литературой.

Раздел IX. Садовый инвентарь (6ч).

Теория: Устройство и назначение садового инвентаря , требования к его качеству.

Практика :Ознакомление с садовым инвентарем ,его ремонт. Подготовка к работе..

Раздел X. Зимние работы на участке ягодников и в питомнике (6ч). 

Теория: Понятие о фенофазах , стадиях покоя и вегетации растений. Биологическая сущность стратификации семян ; техника стратификации .

Практика:  Отряхивание и уплотнение снега  в плодово-ягодном саду пришкольного участка ; подкормка зимующих птиц ; изготовление искусственных гнездовий для птиц ; сбор гнезд зимующих вредителей

Раздел XI.Размножение ягодных кустарников (8ч).

Теория .Способы  размножения   ягодных кустарников (отводками , корневыми

отпрысками , стеблевыми черенками и т.д. ) , техника размножения.

Практика: Размножение крыжовника отводками . Срезка и посадка в питомнике черенков смородины. Презентация  «Вегетативное размножение растений».

Раздел XII. Весенние работы  на участке ягодников(15ч).

Теория: Биологические основы обрезки  ягодных кустарников и техника обрезки ; виды весенних работ по уходу за ягодниками и особенности их проведения  в связи с фенофазами  развития , требования к качеству выполнения работ.

Практика: Обрезка кустов ягодников , внесение удобрений , перекопка , рыхление , мульчирование почвы на участке ягодников , повязка малины. Проведение борьбы с насекомыми – вредителями. Наблюдение за ростом и развитием ягодных культур.

Раздел XIII. Весенние работы в питомнике(8ч).

Теория: Условия произрастания семян , роста и развития сеянцев ; условия  обеспечивающие приживаемость, рост и развитие черенков ягодников. Техника работ по посеву и пикировке сеянцев. Посадка черенков  ягодников. Требования к выполнению работы.

Практика: Подготовка почвы и посев стратифицированных семян плодовых  растений . Посадка  черенков смородины. Пикировка всходов . Уход за сеянцами и черенками . Наблюдения за ростом и развитием растений .Запись наблюдений в дневник.

Экскурсия. Общественно полезный труд. Участие в посадке кустарников и весенних работах на  Аллее Славы. Участие в пикировке сеянцев  в питомнике учебно-опытного участка. Развешивание  искусственных  гнездовий для птиц на пришкольном участке и учебно-опытном участке МКУ ДО СЮН. Участие в озеленении дорог , села  , города.

Раздел XIV. Летние работы на участке ягодников (8ч).

Теория: Виды агротехнических работ по уходу за ягодными культурами летом. Значение этих работ , сроки и техника их проведения.

Практика: Рыхление почвы , прополка , подкормка ягодных культур , удаление усов земляники , распознавание вредителей и болезней ягодников , борьба с ними. Определение потребности растений , в питательных веществах по внешнему виду и приборами. Изготовление наглядных пособий.

Раздел XV.Летние работы в питомнике (9ч).

Теория : Летний уход за растениями в питомнике. Сроки и техника проведения работ. Размножение ягодников зелёными черенками, сроки и техника черенкования. Окулировка – основной способ размножения  плодовых растений, подготовка подвоев к окулировке, заготовка черенков, техника и сроки окулировки.

Практика: Прополка, подкормка растений в питомнике, борьба свредителями. Определение потребности растений в питательных веществах по их внешнему виду и с помощью приборов. Посадка зелёных черенков. Окулировка дичков. Изготовление наглядных пособий.

Раздел XVI. Сбор урожая ягод(8ч).

Теория : Понятие о сорте , районирование сортов их биологическая и хозяйственная характеристика и техника сбора ягод.

Практика: Ознакомление с сортами ягодных культур , их описание , дегустация ягод. Сбор урожая ягод , учет урожая. Изготовление наглядных пособий.

Экскурсия:   В ООО Артель « САДОВОД» для ознакомления с сортами ягодников.

Раздел X VII.  Переработка ягод (4ч).

Теория : Значение , способы и техника переработки ягод; требования к качеству продукции.

Практика : Подготовка ягод к переработке. Консервирование ягод. Приготовление варенья , компотов и соков.

Экскурсия : На консервный завод по переработке плодов и ягод.

Раздел XVIII. Размножение и посадка земляники (6ч).

Теория: Размножение земляники  усами . Условия , способствующие получению хорошего посадочного  материала  земляники. Требования к участку и почве. Правила посадки и уход за посаженными растениями.

Практика: Подготовка почвы под посадку земляники. Заготовка усов , посадка их. Уход за посаженными растениями. Изготовление наглядных пособий.

Раздел XIX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ (6ч).

Теория : Итоги  научно-исследовательских   работ. Оформление дневников. Участие в Республиканском конкурсе  «Юные исследователи окружающей среды». Изготовление наглядных пособий.  Участие в празднике урожая  в  муниципальном и республиканском уровнях. Участие в работах по уходу за ягодными культурами на учебно-опытном участке МКУДО СЮН и  пришкольных участках.

Содержание учебно-тематического плана2 года обучения

Раздел I : Вводное занятие ( 2ч).

Теория: Знакомство с планом работы  творческого объединения «Юный садовод».Инструктаж по ТБ.

Экскурсия : Учебно – опытный участок СЮН.

Раздел II: Культурные  и декоративные плодовые культуры, их биологические особенности (10ч). 

Теория : Наиболее распространенные плодовые культуры, их биологические особенности и хозяйственная характеристика. Строение плодового дерева, его возрастные периоды.

Практика: Ознакомление с внешними признаками дерева. Определение возраста плодового дерева. Распознавание плодовых образований (кольчатки, копьеца, прутика). Изготовление наглядных пособий.

Экскурсия  на участок станции. Требования к качеству посадочного материала. Агробиологические требования к посадке плодовых деревьев и послеосадочному уходу за ними. Механизация работ по закладке сада.

Раздел III : Закладка  плодового сада (10ч.)

 Теория: Виды, сроки и техника проведения работ. Требования к качеству их выполнения.

Практика. . Закладка плодового сада. Требования плодовых культур к условиям жизни. Выбор участка под сад, разбивка участка, подготовка почвы, внесение удобрений. Копка ям под плодовые культуры. Требования к качеству посадочного материала. Агробиологические требования к посадке плодовых деревьев и послеосадочному уходу за ними. Механизация работ по закладке сада. Разбивка участка под посадку сада. Подготовка почвы и внесение удобрений. Копка ям. Подготовка саженцев к посадке, посадка. Уход за посаженными растениями. Работа со справочной литературой.

Раздел IV.   Осенние работы в плодовом саду.

Теория: виды, сроки и техника проведения работ. Требования к качеству их выполнения .

Практика: Перекопка почвы и внесения удобрений, выкопка корневой поросли косточковых. Окучивание и обвязка лапником молодых деревьев в саду. Очистка и побелка штамбов. Сбор гнезд зимующих вредителей и их уничтожение. Взятие образцов почв сада для анализа.

Общественно полезный труд в осенний период. Участие в осенних работах по уходу за участкам станции.

Сбор семян плодовых и лесных пород. Участие в посадке и охране зеленых насаждений.

Раздел V. Осенние работы в питомнике (10ч.)

Теория: виды, сроки и техника проведения работ. Требования к качеству их выполнения .

           Практика: выкопка, сортировка, прикопка сеянцев. Выкопка саженцев.                                                                                                     Ревизия окулировок. Перекопка почвы и внесения удобрений.

Экскурсия в плодовый питомник СЮН, пришкольный участок. Сбор семян плодовых и лесных пород.

Раздел VI. И.В.Мичурин – великий преобразователь природы.

Теория: Работы И.В.Мичурина по выведению новых сортов плодовых растений. Основные сорта плодовых растений, выведенные И.В.Мичуриным. Новые плодовые растения , введенные в культуру. Презентация Ролика «Мичурин».

Практика: Подготовка и поведения вечера, посвященного И.В.Мичурину. Выступления обучающихся о жизни и работе И.В.Мичурина. Организация выставки.

Раздел VII. Удобрения. Питание растений из почвы.(9ч.)

Теория:  Потребность плодовых растений в питательных веществах в разные фазы роста и развития. Виды минеральных удобрений, используемых в плодоводстве, их влияние на рост, развитием плодоношение растений. Техника проведения простейшего анализа почвы и удобрений.

Практика: Знакомство с приборами, применяемыми для анализа почвы, подготовка образцов почвы к анализу. Проведение анализов почвы на кислотность , содержание гумуса, подвижных форм фосфора, калия. Составление картограмм. Распознание удобрений с помощью простейших химических реакций. Расчет доз удобрений под плодовые растения. Работа со справочной литературой.

Экскурсия в агрохимическую лабораторию, ознакомление с приборами и работами по проведению анализа почв.

Раздел VIII/. Зимние работы в саду. (8ч.)

Теория: Виды зимних работ в саду. Зимняя прививка. Биологическая сущность и хозяйственная целесообразность зимних прививок.

Практика:  Стряхивани е снега с ветвей для предупреждения поломок. Сбор и уничтожение зимующих гнезд насекомых – вредителей. Уплотнение снега деревьев. Снегозадержание. Зимняя прививка. Уход за привитыми растениями. Заготовка черенков для весенних прививок.

Раздел IX.  Вредители и болезни плодовых культур, меры борьбы с ними.(10ч.)

Теория: Наиболее распространенные вредители и болезни плодовых культур. Меры борьбы с ними.

Практика: Ознакомление с болезнями и вредителями плодовых культур по коллекциям. Составление календаря плодовых культур, работ по борьбе с вредителями и болезнями в саду.

Раздел X. Опытническая работа.(9ч.)

Теория: продолжение опытнической работы с плодовыми культурами, начатой по плану первого года занятий (Тема 8) . Подведение итогов. Общественно-полезный труд. Проведение работ по снегозадержанию на учебно-опятном участке. Сбор зимующих вредителей.

Раздел XI. Формирование кроны и обрезка плодового дерева.

 Теория: Агробиологические требования к формированию и обрезке плодового дерева в зависимости от сорта и возраста дерева.

Практика: Формирование и обрезка плодовых деревьев разного возраста. Работа с литературой.

Экскурсия: в плодовый пришкольный сад с целью знакомство сформированием  и обрезкой плодовых деревьев.

Раздел XII. Прививки плодовых растений.(10ч.)

Теория:  Прививки как один из способов вегетативного размножения .Виды ,сроки и техника прививок. Условия сращивания подвоя с привоем. Процессы , происходящие при срастании тканей привоя и подвоя.

Практика:. Заготовка черенков, прививка дичков. Прививка черенков в крону взрослых деревьев. Уход за прививками, изготовление наглядных пособий.

Раздел XIII. Весенние работы в саду(10ч)

Теория:. Виды весенних работ по уходу за молодым и плодоносящим садом. Сроки и техника их проведения. Механизация работ в плодовом саду.

Практика: Очистка и побелка штамбов. Сбор и уничтожение гнезд вредителей.

Перекопка почвы и внесения удобрений. Мульчирование приствольных кругов.

Раздел XIV.Весенние работы в питомнике.(9ч.)

Теория: Биологические основы закладки кроны, плодового дерева. Сроки и техника проведения весенних работ в питомнике. Механизация работ в плодовом саду.

Практика: весенняя ревизия окулировок. Обрезка на шип, обрезка однолеток, посадка подвоев. Обработка почвы. Внесение удобрений. Участие в посадке плодовых деревьев и в озеленении дорог села, города.

Раздел XV. Летние работы по уходу за садом.(10ч.)

Теория: Виды летних работ по уходу за молодым и плодоносящим садом. Сроки и техника их проведения. Механизация работ по уходу за садом.

Практика. Прополка, рыхление почвы. Подкормка и полив. Прищипка и удаление побегов у двухлеток. Вырезка шипа. Борьба с вредителями. Изготовление наглядных пособий.

Раздел XVI. Летние работы в питомнике.(9ч.)

Теория: Виды, сроки и техника проведения летних работ в питомнике. Механизация работ в питомнике.

Практика: прополка, рыхление почвы. Подкормка и полив. Прищипка и удаление побегов у двухлеток. Вырезка щипа. Борьба с вредителями.  Изготовление наглядных пособий.

Раздел XVII. Сбор урожая плодов. (9ч.)

Теория: Основные районированные сорта плодовых растений. Их биологическая и хозяйственная характеристика. Биологическая и хозяйственная спелость плодов. Сроки и техника сбора урожая.

Практика. Знакомство с сортами плодовых культур, описание, различных сортов и косточковых и семечковых пород. Сбор урожая и учет его. Изготовление наглядных пособий.

Раздел XVIII. Переработка плодов . (8ч.)

Теория: Способы и техника переработки плодов. Требования качеству продукции.

Практика: Подготовка плодов к переработке. Сушка, консервирование. Приготовление варенья, компотов, соков.

Раздел XIX.

Теория: Подведение итогов. Работа проводится по программе первого года занятий.

Общественно-полезный труд. Участие в работе по уходу за плодовыми растениями на учебно-опытном участке  СЮН.

3.Комплекс  организационно- педагогических условий

- Диагностический инструментарии.

При изучении разделов образовательной программы  стартового уровня обучающиеся получат первоначальные представления и умения по изучению садоводства , технологий и их влиянии на людей и окружающую нас  среду , о сфере деятельности и общественных производствах. Для первого  года обучения на базовом уровне  численность младших  обучающихся  в группах реально –возможная  12-15 человек .В этой возрастной группе обучающиеся получают базовыe  навыки работы в саду , на участке , в работе с литературой.  Изложение теоритического материала и все пояснения даются одновременно всем членам объединения фронтально. В практической части занятия  все обучающиеся выполняют одно и то же задание. При проведении занятий используются метод консультаций и работы со справочной литературой.

Обучение на базовом уровне требует организации деятельности, направленной на значительное изменение прототипа, существенным образом меняющее первоначальный образец.  

Методическое обеспечение:

Формы организации работы в творческом объединении

- коллективная

- групповая

- индивидуальная.

Занятия проводят в нетрадиционной форме, в виде круглого стола, в виде викторины, конференции:

- беседы

- конкурсы

- выставки

- экскурсии

- праздники

Во время занятий используется:

- практический метод

- дидактический материал

- технические средства

- работой с книгой

- словесный метод.

Условия  реализации программы

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Данная программа  может быть выполнена при реализации следующих условий :

-наличие  квалифицированных , увлеченных педагогов дополнительного образования ;

- наличие лаборатории  или учебного кабинета , оборудованных современными  приспособлениями и программным обеспечением ;

- организация образовательного процесса в соответствии с  санитарно-эпидемиологическими требованиями  к  устройству , содержанию  и организации режима работы  образовательных организаций  дополнительного образования  и  инструкциями  по технике безопасности  и  охране  труда , требованиями противопожарной  безопасности ;

-наличие информационного  обеспечения – аудио -, видео-, фото-, интернет  источников ;

             Требования  к  помещению:

Общая площадь  не менее  70-80 кв/м. ( включая  помещение для  складирования инструментов  (20 кв/м).

Должно быть освещено в соответствии с существующими  нормами и правилами;

                     Комплектация  помещения:

Аптечка медицинская

Доска  классная

Стол  преподавателя

Стол рабочий

Стул

Шкаф для хранения работ (поделок из природного материала).

                        Учебное оборудование  

  1. Компьютерный  комплекс:

 а)  компьютерный стол – один

б)  компьютер  -  один

в)  принтер – один

г)  сканер – один

д)  модем – один

е) интерактивная  доска – один

ж) фотоаппарат – один

Ручной  инструмент

Садовый инвентарь – все виды.

     Методическая литература :

1. Азбука  садовода  ( в вопросах и ответах )  М. Колос , 1968 год.

2 .Бурмистров А.Д. « Ягодные культуры « , Колос , 1972 г

3. Камшилов Н.А. « Практические советы по садоводству «  Москва  Колос , 1971 г.

4. Кордон Р.Я., Карамышева  В.И.   , «Яблоня «  , Лениздат , 1968 год.

5. Мичурин И.В.  « Итоги  полувековых  работ « , Москва , Сельхозиздат  , 1939  г.

6. Перевод с английского  , Москва  Колос , 1971 г.

                   

                     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Садовод-любитель. Из цикла "Мир моих увлечений"

Совместно с ребятами из класса мы работали над темой "Я в мире, мир во мне". Начальный этап работы состоял из презентаций на тему "Мир моих увлечений". Я, как классный руководитель, приняла участие и ...

Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"

      Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, став...

Применение информационно- коммуникационных технологий на занятиях в объединении «Юные садоводы»

Однозначно, применение компьютерной техники на занятиях объединения позволяет сделать его привлекательным, более эмоциональным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Комп...

Авторская программа кружка "Юный садовод"

Данная рабочая программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации...