Семинар-практикум для педагогов "Приемы развития навыков конструктивного общения"
методическая разработка

Гумарова Лариса Григорьевна

Материал будет полезен методистам, а также педагогам -психологам для организации работы с педагогами, воспитателями, которая направлена на развитие  готовности к изменению своих прежних социальных установок, смене ценностных ориентаций в аспекте их социально-психологической эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Иркутска Центр детского творчества «Октябрьский»

__________________________________________________________________

664046, г. Иркутск, б. Постышева, 20

тел. 22-42-62, https://rused.ru/moucdt/ 

Методическая разработка

 семинара-практикума для педагогов

«Приемы развития навыков конструктивного общения»

Автор:

Малазония Лариса Григорьевна,

Методист МБУ ДО г. Иркутска

ЦДТ «Октябрьский»

Г. Иркутск , 2022

Конспект семинара-практикума для педагогов: «Приемы конструктивного общения»

Цель: Создание условий для формирования психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации. Содействие развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта социального взаимодействия в образовательной среде; Создание условий для развития у педагогов готовности к изменению своих прежних социальных установок, смена ценностных ориентаций в аспекте их социально-психологической эффективности;

Задачи:

  1. Включить педагогов в активное социально - психологического обучение (анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций);
  2. Организовать активное наблюдение участниками семинара за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность);
  3. Формировать активную позицию в ситуациях педагогического взаимодействия, готовность к проявлению коммуникативной инициативы и принятия на себя ответственности в конфликтных ситуациях;
  4. Развивать навыки конструктивного общения, открытости новому социальному опыту, новым социально-психологическим знаниям.

Ход: 

  1. Вступительное слово:

Вся наша жизнь построена на ежедневном общении с другими людьми. Мы учимся любить, созидать, принимать решения в общении с родителями, коллегами, учениками, братьями и сестрами, родственниками, друзьями, мужьями или женами, детьми и т.д. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья.

Если вы заметили в своих отношениях с людьми недостатки, если постоянно сталкиваетесь с конфликтными ситуациями в общении, то вам просто необходимо обучиться конструктивному общению. Это не просто овладение навыками. В первую очередь, вам придется пересмотреть целый комплекс своих нравственно-этических ценностей, определить, что для вас имеет первостепенную важность: вы сами или ваши отношения с людьми.

  1. Упражнение: «Ассоциации»: Продолжите фразу 

Общение – это… (каждый участник – по кругу).

Конструктивное общение- это…  (каждый участник – по кругу).

  1. Тест «Геометрические фигуры» (группировка по типам) (Приложение 1) Каждый педагог выбирает для себя ту фигуру, которая ему более близка, симпатична. И весь коллектив делится на группы по выбранной фигуре. 
  2. Работа в группах.  Техника "Я - (Ты-) – высказывания". Конструктивным способом реагирования может быть применение техники "Я – высказывания" (Приложение 2) 

"Я – высказывание" конструктивно изменяет не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение собеседника к ней. Человек всегда, не осознавая этого, протестует против приписывания ему ответственности за ваши переживания. В тоже время искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнёр как минимум просто теряется от неожиданности. "Я – высказывание" может и не дать мгновенного эффекта, но став вашей привычкой, многое изменит в вашем общении с воспитанниками детского дома.

"Я – высказывание" это:

  • - способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях;
  • - конструктивная альтернатива "ты – высказыванию", которое традиционно применяется для решения конфликта;
  • - способ обозначения проблемы для себя и при этом осознание своей собственной ответственности за её решение.

Для освоения данной техники важно научиться хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в данный момент.

Рассмотрим схему "Я – высказывания". 

"Я – высказывание" включает в себя не только название чувств, но и указания на условия и причины, которые их вызвали.

Схема "Я – высказывания": 

1. описание ситуации, вызвавшей напряжение: 

"Когда это происходит…"

2. точное название своего чувства в этой ситуации: 

  • "Я чувствую…(недоумение, раздражение, беспомощность и т.д.)"
  • "Я не знаю как реагировать…"

3. название причин этого чувства: 

  • "Потому что…"
  • "Ведь я…"

Давайте потренируемся! 

Типичная фраза:                                                                    Лучше сказать: 

1. "Ты должен хорошо учиться!"               "Я уверена, что ты можешь хорошо учиться".

2."Ты должен думать о будущем!"     "Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?

                                                                  Какую профессию думаешь выбрать?"

3. "Ты должен слушать старших!"       "Конечно, ты можешь иметь собственное мнение                                        .                                                                 но  к мнению старших полезно прислушиваться".

Теперь потренируйтесь самостоятельно.

(Педагоги разбиваются на несколько групп. Каждой группе предлагается сформулировать следующие высказывания, используя модальность "возможного".

  1. Конструктивное выражение негативных чувств. Конструктивному выражению своих негативных чувств — обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии — очень важно научиться. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их нужно отреагировать, т. е. «выпустить пар». Однако отреагирование негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим.

Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.

Анализ негативных эмоций

1. Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

2. Что я хочу изменить?

3. Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их» («его»)?

5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят...», «Они меня не уважают...»)?

Конструктивному общению стоит научиться. Оно улучшает отношения между людьми, так как предполагает, что вы:

• расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле;

• уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения;

• уважаете принятые ими решения и не будете их обесценивать;

• уважаете их ценности и их опыт.

Конструктивному общению мешает также неумение слушать, непонимание собеседника.

6 .Критикуем конструктивно.

Цель данного задания: ориентировать педагогов на позитивные взаимоотношения с ребенком при решении проблемных ситуаций.

Ведущий предлагает ситуации, которые педагоги должны разрешить с точки зрения конструктивной критики.

Виды конструктивной критики. (Ведущий поясняет возможные варианты критики, направленной на сохранение и продолжение отношений, а не заведение их в тупик)

-Критика – похвала

-Критика – надежда

-Критика -  сопереживание

-Критика – пример

Ситуация 1. Вас снова вызывали в школу по поводу поведения вашего сына. Директор предупредил, что это сходит с рук в последний раз. Придя домой, вы сказали сыну, что такого плохого ребенка нет на всем белом свете, а что из него вырастет вообще неизвестно.

 Критика – надежда

Ты действительно вел себя не лучшим образом, но я надеюсь, вместе мы справимся с этой проблемой.

Ситуация 2. Ваша дочь отказывается ходить на кружок, т.к. ей трудно там.. Вы ее и уговаривали и пугали, в конце концов не выдержали и сказали, что она полная бездарность, если не понимает элементарных вещей.

 -Критика -  сопереживание

Я очень переживаю за твои успехи в кружке. Давай попробуем разобраться вместе.

Ситуация 3. Сын очень старался вам угодить и сам приготовил торт. Придя с работы, вы увидели «сюрприз»: на полу кухни жирные пятна, куча посуды в мойке, следы пригоревшей пищи на плите, на столе приплюснутый не то пирог, не то торт. «Да, я всегда знала, что у тебя руки не из того места растут», - только и смогли вы сказать сыну. 

Критика – похвала

Ты сделал такой замечательный торт, а уборку, я думаю, мы сделаем вместе.

7. Притча о двух царях. (Приложение №3)

8. Рефлексия «Мне сегодня...»

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...» Подведение итогов семинара.

Приложение 1

«Психогеометрический тест» характеризующий личность.    

Психологические характеристики основных форм личности.

Квадрат

Общая характеристика. Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутомимая потребность в информации. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Истинный Квадрат свято верит в поговорку: «Непорядок на столе - беспорядок в голове». Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постепенно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся) отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Достоинства Квадрата мирно сосуществуют с рядом его слабых мест. Чрезмерное пристрастие к деталям («из-за деревьев не видит леса»), потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают эту процедуру. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в неопределенной, непредсказуемой ситуации, при аморфности целей. Однако в хорошо структурированных ситуациях, когда установлены сроки исполнения, определен доступ к информации и оборудованию, сформулированы четкие требования и даны ясные инструкции к действию, Квадрат превосходит все другие формы.

Поведение в конфликте. Упорство Квадрата часто переходит в упрямство, что служит причиной конфликта с ним других форм. Сами же Квадраты не любят конфликтовать, поэтому излюбленный ими стиль - уклонение от столкновения, избегание. Спровоцировав конфликтную ситуацию, они фактически блокируют возможность разобраться в ее причинах, считая, что во всем виноват партнер. Истоки такого поведения скрыты в самой «квадратной» форме. Ведь конфликтов без эмоций не бывает, а Квадраты не вы носят эмоционально напряженных ситуаций и сами испытывают максимальное неудобство, когда им приходится выражать свои чувства.

Треугольник

Общая характеристика. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники видят в этом свое предназначение: «Рождены, чтобы быть лидером». Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Конечно, Треугольники всегда знают, какова их главная цель, потому что, в отличие от Квадратов, это очень решительные люди. Они, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направлена на мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы. Такая ориентация уберегает Треугольников от детального анализа множества вариантов в поисках наилучшего решения. Это производит довольно сильное впечатление на других, менее уверенных в себе людей, и они идут за Треугольником.

Треугольник - очень уверенный человек, который хочет быть первым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник, - это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым. Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится обеспечить высокое положение, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру (и это не следует считать негативным качеством Треугольников). Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бес сознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?» И будьте уверены, какое бы решение Треугольник ни принял, в нем обязательно будет заключена выгода (хотя далеко не всегда материальная лично для самого Треугольника).

Из Треугольника получаются замечательные менеджеры на самом высоком уровне управления. Именно к высотам они и стремятся. И помогает им в этом еще одно качество - мастерство «политической интриги». Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, чувствительны на выгодное дело (чуют его за версту) и в борьбе за него могут столкнуть лбами своих противников. И вот здесь следует обратить внимание на, пожалуй, главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Он приводит к тому, что Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Этот своеобразный максимализм, конечно, может вызывать страх и основанное на нем уважение со стороны других людей, но не их расположение и любовь.

Впрочем, это характерно только для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. В основном же Треугольники - очень симпатичные, привлекательные люди (иначе кто бы за ними пошел?), которые заставляют всех и вся вращаться вокруг себя и без которых наша жизнь потеряла бы свою остроту.

Поведение в конфликте. Доминирующий стиль поведения Треугольника в конфликте - состязание, атака, агрессия. И это естественно, поскольку Треугольники всегда считают себя правыми; правота же рождает стремление поступать по-своему и при «треугольном» складе личности ведет в большинстве ситуаций к прямой конфронтации. Есть, однако, и другой стиль поведения, который Треугольник эффективно использует при соответствующих обстоятельствах, - компромисс. В принципе «Все или ничего» Треугольникам нравится только первая часть, поэтому они переделывают его в принцип «Все или хоть что-нибудь». А информированность, здоровый прагматизм и умение играть в «политические игры» позволяют им вовремя переключиться от атаки на поиск компромисса. Но не стоит обольщаться. Треугольник - это борец. И он пойдет на компромисс только тогда, когда исчерпаны все резервы и ресурсы, испробованы все средства одержать чистую победу.

Прямоугольник

Общая характеристика. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это, так сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые формы в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Возможно, кто-то из них только что пережил изменение профессионального статуса (переход на новую работу, понижение или повышение в должности, требующее адаптации), а кто-то предвидит, предчувствует такие изменения. У кого-то, возможно, произошли перемены в личной жизни. В общем, причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент. Параллельно с этим у него постоянно нарастает внутреннее возбуждение, что не может не отразиться на его поведении.

Наиболее характерные черты Прямоугольника - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода, способность сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. Это естественно, так как у Прямоугольников, как правило, низкая самооценка, они стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т. д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Понятно, никому не хочется попадать в глупое положение. Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников есть позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость. Прямоугольники пытаются делать то, чего раньше никогда не делали; задают вопросы, задать которые прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезвычайная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать, чем и пользуются не слишком щепетильные в вопросах морали люди. Следовательно, Прямоугольникам необходимо больше, чем представителям других психоформ, быть настороже и помнить, что «прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет, и человек выйдет на новый уровень личностного развития, обогатившись приобретенным на этой стадии опытом.

Поведение в конфликте. Конечно, кем бы ни был Прямоугольник на работе - чьим-то коллегой, начальником или подчиненным, - в любой роли будет доставлять другим немало хлопот.

Как для самого Прямоугольника, так и для его партнеров конфликтная ситуация - самое тяжелое испытание, которое выпадает на долю участников конфликта. Что касается Прямоугольника, то ему вполне хватает внутреннего конфликта между его старым «Я» и тем новым «Я», которое еще только складывается. Именно в этом состоит сущность «прямоугольного» состояния. Любой внешний конфликт усугубляет конфликт внутренний и еще более осложняет положение и без того запутавшегося в себе Прямоугольника.

Поэтому самая типичная и естественная реакция Прямоугольника на угрозу конфликта - избежать его полностью. Прямоугольники чаще всего именно так и поступают, особенно в отношениях с коллегами. Это по-своему мудрое решение, поскольку Прямоугольник редко выигрывает в открытой конфронтации. Однако избегание конфликта, как правило, не решает проблем, а только продлевает «инкубационный период», в течение которого зреет еще более острый межличностный конфликт. Есть другой вариант- Прямо угольник легко идет на сотрудничество в разрешении противоречий, когда ему такое сотрудничество предлагают. Однако, если конфликт назрел и Прямоугольник - его непосредственный участник, начинается такое, что многие потом долго жалеют, что позволили себе оказаться втянутыми в него.

Круг

Общая характеристика. Геометрический круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг в качестве основной формы, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг- самый доброжелательный из пяти форм. Он чаше всего служит тем клеем, который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, то есть стабилизирует любую форму.

Круги - самые лучшие коммутаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели (Треугольники тоже хорошие коммутаторы, но больше слушают себя, чем других). Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чу жую боль как собственную. Естественно, люди тянутся к Кругу. Кстати сказать, Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги болеют за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые руководители (особенно в сфере бизнеса).

Во-первых, Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого избегают занимать твердую позицию и принимать непопулярные решения, которые, однако, могут оказаться эффективными с деловой точки зрения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступить в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Кру га возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Примирение с другими - типичная «круговая» черта поведения. Хотя эта черта доставляет удовольствие другим и создает Кругу популярность среди сослуживцев, слишком частые уступки могут привести к утрате Кругом уважения к себе, к усилению самообвинительных тенденций.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью. Если им приходится управлять, то они явно предпочитают демократический стиль руководства и стремятся обсудить практически любые решения с большинством и заручиться его (большинства) поддержкой. Как известно, это далеко не всегда себя оправдывает - можно упустить подходящий момент. Кроме того, Круги слабы в «политиче ских играх» и часто не могут подать себя и свою команду должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например Треугольники, которым удается ими манипулировать. К счастью для себя, Круги обычно не сильно беспокоятся о том, в чьих руках находится власть. Лишь бы все были довольны и вокруг царил мир.

Однако в одном отношении Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником людей. Здесь Круги, когда хотят, могут быть весьма убедительными. В том, что они, как правило, отлично разрешают межличностные проблемы, во многом «виноват» их особый склад мышления. Поведение в конфликте. В эмоционально выраженной, грозовой атмосфере Кругам буквально трудно дышать. Их беспокоят любые конфликты, даже те, в которых они не замешаны. Если же Круг обнаруживает, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, он будет страдать больше, чем представитель любой иной психоформы личности. Причем совершенно неважно, кто виноват в возникновении разногласия, ибо для Кругов непомерно тяжела конфликтная ситуация сама по себе. Они всякое столкновение воспринимают слишком уж лично. Психология Круга такова, что любой конфликт ввергает их в противоречие. Первое побуждение Круга - избежать, уклониться от конфликта, надеясь, что он разрешится сам по себе. Поэтому Круги склонны оправдывать других «за недостаточностью улик» и извинять даже их неприличное поведение. Однако Круги не могут долго закрывать глаза на конфликт и уклоняться от него, поскольку по сути своей являются миротворцами и хотят во что бы то ни стало разрешить проблему и прийти к наиболее ценимому ими состоянию согласия. Если им удается при этом не слишком много потерять, они гордятся тем, что внесли свою лепту в урегулирование конфликта.

Когда предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для Круга, то он обнаруживает два основных стиля поведения в конфликте: приспособление (уступки) и компромисс.

В конфликтной ситуации Круг практически всегда первым отказывается от чего-либо в пользу другого. Однако уступка, даже если она разряжает эмоциональную сферу и удовлетворяет заинтересованных в разрешении конфликта лиц, далеко не всегда является лучшим способом его устранения, особенно для самого Круга.

Круг может уступать другой стороне в ущерб производственным интересам или интересам группы людей, чаше всего коллектива. И это ради удовлетворения потребностей одного конфликтующего человека. Ведь Круги не склонны к глубокому анализу и часто, особенно в ситуации конфликта, руководствуются текущими эмоция ми. Поэтому нередко в результате уступки Круга одному недовольному конфликт заканчивается еще большей проблемой, чем та, с которой он начался. В этом случае Круг теряет уважение коллег, считавших его первоначальную позицию (до уступки) единственно правильной и заинтересованных больше в решении самой проблемы, чем в субъективном благополучии вовлеченных в конфликт лиц.

Зигзаг

Общая характеристика. Эта фигура символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные фор мы превосходят вас численностью. Между прочим, Квадрат и Треугольник часто вообще не обращают внимания на этот знак. На вопрос психолога: «А куда вы поместили эту фигуру?» - в ответ можно услышать: «А это тоже фигура? Я думал, здесь просто начеркал кто- то». Наконец, среди Зигзагов чаше встречаются левши, чем среди остальных форм. А это дополнительное свидетельство в пользу «правополушарной» Зигзага.

Как и своему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени, Зигзагу свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а.… до ...я! Поэтому многим линейным, «левополушарным» труд, но понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях (цифры и факты нужны для того, чтобы совершить скачок к новой идее); поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, дает возможность строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Лейтмотив этого стиля - «Что если?..». Что, если взять эту идею и вот эту и объединить их вместе? Что мы будем иметь в результате? Комбинирование абсолютно новых, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а, наоборот, заострением конфликта идей и построением, но вой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, открывая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное предназначение - генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Ничто так не раздражает Зигзага, как сентенция Квадрата: «Мы всегда это делали так». Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, откуда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей, без чего материализация идеи не возможна. И не слишком настойчивы в доведении дела до конца, так как с утратой новизны теряют интерес к идее.

Поведение в конфликте. Парадоксальность Зигзага находит свое выражение и в его поведении в конфликте. О Зигзагах можно одновременно сказать, что они активно избегают конфликтов и пи тают интерес к ним и совсем не прочь вступить в открытую конфронтацию. И хотя объясняется это весьма просто - выбор стиля поведения в конфликте определяется предметом разногласий, люди, знающие Зигзага преимущественно по разным конфликтным ситуациям, могут давать ему прямо противоположные характеристики.

Если предмет конфликта не представляет значимости для Зигзага в плане занимающих его в данное время проблем и идей, Зигзаг постарается во что бы то ни стало избежать вовлечения в конфликт. Делается это не из любви к кому-то или страха обидеть кого-то; про сто у Зигзага слишком много дел, и он не может позволить себе тратить время на пустяки (с его точки зрения). При этом больше теряет группа или организация, в которой возникает конфликт, поскольку уклонение Зигзага лишает ее возможности использовать его творческий потенциал и оригинальные, нестандартные решения.

Приложение 2

Замените Ты-сообщения (левая колонка)  на Я- высказывания (правая колонка) (правильные ответы)

Ты-сообщения

(нарушение этики в коммуникации- интонация обвинения )

Я-высказывания

 (этичная, конструктивная коммуникация- интонация выражения чувств, интересов)

«Это просто твой эгоизм !»

«Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано?»

«Делай что хочешь»        

 ««Мне не нравится то, что ты собираешься делать, но мое мнение тебя, не волнует. Я думаю, ты сделал бы это в любом случае»        

«Мне кажется, что тебе это не нравится. А чего ты в действительности хочешь?»

«Когда вам что-нибудь нужно от меня, вы сообщаете об этом в последнюю минуту»

« Когда вы в последнюю минуту просите меня составить план, я не всегда могу быть свободным для работы с вами, хотя я и готов сделать все, что могу. Я прошу предупреждать меня заранее о предстоящей работе»

«Почему вы всегда меня перебиваете?»        

«Когда вы пытаетесь сказать мне что-то, перебивая меня, то я не могу сконцентрироваться на том, что именно вы говорите. Я был бы вам очень благодарен, если бы вы дали возможность мне высказаться»

«Вы никогда не делаете того, чего хочу я; вы всегда поступаете по своему усмотрению»

«Когда вы принимаете решения за нас обоих, не спрашивая моего мнения. Я чувствую обиду, и мне кажется, что вас не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось совместного обсуждения волнующих нас проблем с учетом наших общих желаний»

«Когда вы оставляете свое барахло, разбросанным на моем   столе…»

«Когда на моем столе оставлены бумаги…»   

«Когда вы орете и гавкаете на меня..»

«Когда на меня поднимают голос…»    

«Ты постоянно опаздываешь»,

«Мне сложно, когда ты приходишь поздно»

«Ты меня не любишь».

«Мне показалось, что в наших отношениях не хватает внимания».

«Поступай так, как считаешь нужным»        

«Я слишком устал спорить с тобой. Поступай, как хочешь, хоть я и против»        

«А как читаешь нужным ты? Я хочу, чтобы мы оба достигли желаемого»

«Мне все равно»

« Мне не все равно, но говорить об этом нет смысла, ведь ты меня не слушаешь»        

«Но тебя же раздражает случившееся, и меня заботит это»

«Ладно» или любое другое слово внешнего одобрения, сказанное неохотно или с гневом в голосе»        

«Я не согласен и на самом деле обижен и зол на тебя»        

«Но тебе это не нравится. Я действительно хочу знать, как ты к этому относишься

Замените Ты-сообщения (левая колонка)  на Я- высказывания (правая колонка).

Ты-сообщения

(нарушение этики в коммуникации- интонация обвинения )

Я-высказывания

 (этичная, конструктивная коммуникация- интонация выражения чувств, интересов)

«Это просто твой эгоизм !»

«Делай что хочешь»        

«Когда вам что-нибудь нужно от меня, вы сообщаете об этом в последнюю минуту»

«Почему вы всегда меня перебиваете?»        

«Вы никогда не делаете того, чего хочу я; вы всегда поступаете по своему усмотрению»

«Когда вы оставляете свое барахло, разбросанным на моем   столе…»

«Когда вы орете и гавкаете на меня..»

«Ты постоянно опаздываешь»,

«Ты меня не любишь».

«Поступай так, как считаешь нужным»        

«Мне все равно»

«Ладно» или любое другое слово внешнего одобрения, сказанное неохотно или с гневом в голосе»        

Приложение 3

Притча о двух царях.

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: 

— Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... голубую лошадь с чёрным хвостом... а если вы не дадите такой лошади, то...

— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то...»?

—  «...пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то...»?

— «...непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Семинар-практикум: конструктивное взаимодействие с учащимися, имеющими проблемы в обучении.

Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного р...

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителяс родителями учащихся категории "группа риска"»...

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу педагога-психолога МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» Сахмановой А.В. «Развитие навыков конструктивного общения».

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу педагога-психолога МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества» Сахмановой А.В. «Развитие навыковконструктивного о...