"Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования "
материал

Соколова Марина Николаевна

В этом докладе изложены основные  направления работы сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, задачи,решаемые в процессе сетевого взаимодействия(обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом семинаре на тему:

   

«Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования»

                                                                          Подготовила Соколова М.Н.  

                                                                                    методист МБУ ДО    

                                                                             Центра внешкольной работы

                                                                                 г.о. Кохма  Ивановской  

                                                                                              области

Кохма, 2022 год

Сегодня в системе образования появляются инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования, отражающие финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию, как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей. Особое место здесь занимает интеграция общего и дополнительного образования, которые приобретают черты как формального, так и неформального образования. При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований к образовательным результатам. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования, которое реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях. В то же время, дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных требований к качеству образования.

Вместе с тем можно отметить, что потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и задействованы при планировании реформ в российском образовании. Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка, в достижении как предметных, так и личностных и метапредметных результатов. В условиях перехода к политике непрерывного образования, дополнительное образование детей может стать площадкой (ресурсным центром) технологией «стягивающей» такие составляющие системы образования как формальное, неформальное и информальное образование в континуум непрерывного образования. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие.

Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста).

Актуальность для системы образования совершенствования практики сетевого взаимодействия в деятельность определяется следующими факторами: проведение быстрыми темпами реформы образования; предъявление новых требований к качеству образования, которое невозможно обеспечить в рамках одного образовательного учреждения; ограниченность ресурсов отдельного образовательного учреждения .

В современной практике сетевого взаимодействия решаются следующие задачи:

– анализ спектра запросов  по организации сетевого взаимодействия;

– повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

– обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

– расширение круга общения обучающихся, направленного на получение ими социального опыта формирования их мировоззрения;

– расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей;

– объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства;

– совершенствовать управление учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами;

– обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей;

– совершенствование содержательного детского досуга в соответствии с актуальными запросами детей, родителей, социума;

– мотивирование детей на участие в социальных практиках через сетевое взаимодействие;

– организация творческого взаимодействия с родителями обучающихся и социальными партнерами;

– создание материальной и методической базы учреждения дополнительного образования как ресурсного центра при сетевом взаимодействии;

– разработка программ внеурочной деятельности, ориентированных на планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования конкретного общеобразовательного учреждения; создание системы информирования общественности об ассортименте внеурочных видов деятельности предлагаемых учреждением дополнительного образования.

Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия:

– в работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, обмен опытом. К методам обучения относятся: исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции. При проведении занятий используются игровые, проектные, социальные педагогические технологии, технологии детского самоуправления, технологии детских коллективных дел, фестивальные, спортивные, технические и технологические организационные процедуры, а также массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.);

– в работе с педагогами используются: стажерская площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр.

Для реализации программ сетевого взаимодействия должен быть создан комплекс необходимых условий:

– организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле;

– финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг.

– материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;

– кадровые условия: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;

– нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условия сетевого взаимодействия;

– информационные условия: информационная поддержка сети интернет, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет, предоставление информации на сайтах;

– мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес), преодоление стереотипов профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала администрации, педагогов;

– научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.; разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия и др.

Проведенный анализ позволил выявить следующие результаты совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования:

– активная занятость ребенка во второй половине дня, вовлечение детей в социально культурную, социально значимую, проектную деятельность;

– положительный опыт взаимодействия общеобразовательных учреждений с УДОД;

– укрепление имиджа и расширение контактов образовательных учреждений;

– объединение кадровых, воспитательных и материально-технических ресурсов образовательной деятельности;

– частичное обновление материально-технической базы контактов образовательных учреждений;

– разработка новых образовательных программ и педагогических технологий, в том числе и профильного обучения, внеурочной деятельности;

– приобретение опыта обучающих семинаров на базе социальных партнеров;

– обеспечение наполняемости образовательных объединений дополнительного образования детей;

– повышение качества информационного обслуживания учащихся, педагогов, родителей и других участников сетевого взаимодействия;

– создание механизма общественной экспертизы результатов сетевого взаимодействия;

– формирование комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся и их родителей по самым разным социальным, спортивным, культурным направлениям;

– создание условий для стимулирование инновационной деятельности;

– повышение уровня квалификации педагогов;

– улучшение финансовое обеспечение образовательного процесса за счет оптимизации финансовых ресурсов, спонсорской помощи;

– удовлетворенность социума качеством образовательных услуг;

– повышение доступности дополнительного образования для детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, привлечение к занятиям детей, по различным причинам не посещающих занятия вне школы;

– развитие системы дополнительного образования в целом.

Проведенный нами анализ позволил выявить следующие проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования:

– проблемы материально-технического и технологического обеспечения – недостаточное оснащение учебных аудиторий необходимым учебным оборудованием, ТСО, информационной техникой, низкая скорость Интернет и др.;

– нехватка кадров и недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети – непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками, недостаточное освоение ИКТ;

– неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети и степень ответственности за результаты образования, жесткость требований, предъявляемых существующими нормативными документами при организации сетевых мероприятий;

– недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом, что существенно расширяло бы продуктивность сетевого взаимодействия;

– привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

– опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг;

– потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений, неготовность администрации школ и учителей к пониманию особой роли дополнительного образования в личностном развитии ребенка;

– сопротивление изменениям как со стороны образовательных организаций, так и со стороны общественности;

– низкая платежеспособность населения.

Вместе с тем, при внедрении механизма сетевого взаимодействия в образовательную деятельность, происходит принципиальное изменение в понимании организации системы образования. Сетевое взаимодействие сегодня все более рассматривается как партнерство, как катализатор положительных социальных перемен и стабильного развития, как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели. Образовательная деятельность приобретает динамичный характер, теряет свою повторяемость, образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в рамках общего образовательного пространства.

Литература

1. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.

2. Цирульников, подход к развитию системы образования. Образовательные сети / А. М. Цирульников // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 45.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

Сообщение "Вариативность модели сетевого взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в условиях ФГОС"

В связи с переходом Российского образования на новые образовательные стандарты, педагогическим коллективам школ пришлось существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия с учреждениями допол...

состав жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году

состав жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихсяобразовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовскав 2018-2019 учебном году...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально ...