2022. Возьмемся за руки, друзья! - Сборник коммуникативных игр
учебно-методическое пособие

Манякова Татьяна Владимировна

 

Данное методическое пособие содержит подборку коммуникативных игр и адресовано детям, родителям, классным руководителям, библиотекарям, ПДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник коммуникативных игр

Возьмемся за руки,

друзья!

Данное методическое пособие содержит подборку коммуникативных игр и адресовано детям, родителям, классным руководителям, библиотекарям, ПДО.

Автор составитель: Манякова Т.В.

Предисловие

Представьте себе такую ситуацию: вам необходимо провести занятие или экскурсию с группой людей, которые до этого не были знакомы друг с другом. Смогут ли они успешно познавать природу и восхищаться ее красотой, если изначально испытывают чувство неловкости от того, что не знают, как кого зовут. Ведь любое совместное действие требует как минимум знания своих партнеров, а как максимум – ощущения товарищества. Как быть?

– Разумеется, провести перед началом занятия несколько коммуникативных игр, продолжительность которых не будет превышать 5-10 минут. Включенные в этот раздел игры не только создадут в группе атмосферу сотрудничества и доверия, но и будут способствовать решению других важных задач:

- помогут каждому лучше понять себя и научиться ценить мнения и чувства других;

- снимут беспокойство и напряжение;

- помогут создать радостную, спокойную и творческую обстановку, при которой дети и взрослые более свободно задают вопросы, свободно участвуют или не участвуют в каких-либо видах деятельности.

Эти игры можно использовать не только в начале, но и на других этапах занятия для изменения темпа учебного процесса и настроя в коллективе.

Игры на знакомство

Снежный ком

Описание: Участники садятся в круг, чтобы все друг друга видели. Первый человек называет свое имя, следующий – свое и предыдущего, следующий – свое и два предыдущих и так далее, пока не дойдет до первого. И он должен назвать все имена.

Твое имя

Материалы: простыня или любая непрозрачная ткань.

Описание: Дети разделяются на две группы, которые садятся на корточки в беспорядке (одна группа против другой). Два человека разделяют группы простынею, так чтобы участники обеих групп не видели друг друга. Один из участников в каждой группе приближается на корточках к простыне. Простыню резко опускают вниз. Вышедшие вперед должны быстро назвать друг друга по имени.

Тот, кто первым и правильно назвал имя участника, перетягивает его в свою команду.

Мячик

Цель: Закрепление имен в коллективе.

Описание: Все стоят в кругу. Первый игрок кидает мячик любому игроку, стоящему в круге. При этом он называет имя того, кому адресован мячик. Тот, кто не поймал «свой» мячик или тот, кто перепутал имя, называет все имена по кругу, начиная с себя, по часовой стрелке.

Игры на создание благоприятной атмосферы и дружественности

Брось улыбку

Описание:

Игроки сидят в кругу. Лидер начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Лидер «бросает» улыбку» другому игроку, который «ловит» ее руками и «наносит» ее на свое лицо, потом «стирает» и «бросает» другому.

Щепки на реке

Описание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из игроков становится «Щепкой», он должен проплыть по реке. Как она будет двигаться, быстро или медленно, крутиться или плыть прямо, с открытыми или закрытыми глазами, «Щепка» решает сама. «Берега» помогают движению «Щепки» ласковыми прикосновениями. Когда «Щепка» проплывает весь путь, она становится краешком берега и становится рядом с другими. В это время следующая «Щепка» начинает свой путь.

После игры участники делятся своими чувствами, которые они испытывали во время плавания.

Компас

Цель: Формирования доверия к окружающим.

Описание: Дети делятся на пары. Один - «турист» (ведомый), другой - «компас» (ведущий).

Каждому «туристу» завязывают глаза, он становится впереди. Сзади становится «компас», он кладет руки на плечи «туриста». Им нужно будет пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне, т. е. не может разговаривать с ним. «Компас» же движением рук помогает «туристу» держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с компасами.

В конце игры попросите детей описать, что они чувст-вовали, когда были с завязанными глазами и полагались только на своего партнера.

Удержи равновесие

Цели: Эта игра способствует развитию чувства доверия участников друг к другу и формированию в группе атмосферы взаимной поддержки. Когда дети пытаются удержать равновесие, поодиночке или в парах, им становится очевидно, что для этого необходимо постоянно вносить некоторые коррективы в положение своего тела. При этом надо быть очень собранными и внимательными.

Инструкция: Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на стволе дерева? Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на высокой каменной стене? Видели ли вы в цирке акробата, который идет по тонкому качающемуся канату? Когда мы так балансируем, нам надо быть очень вниматель-ными и все время двигать руками и телом так, чтобы удержать равновесие.

Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать, друг другу, и приподнимите одну ногу. Покажите мне, как вы можете не терять равновесия, помогая себе движениями рук и тела.

Объединитесь в пары и встаньте лицом друг к другу. Возьмите друг друга за руки или за локти. Присядьте нем-ножко, а затем вернитесь в исходное положение, так чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого...

Попробуйте другие положения, в которых надо уравно-вешивать друг друга: держитесь, друг за друга только одной рукой, скрестите руки, попробуйте присесть и встать, держа спину прямо...

Теперь сядьте на пол друг против друга. Возьмитесь за руки и изобразите работу пилы...

Теперь развернитесь и сядьте спиной к спине. Попы-тайтесь вместе встать, опираясь только на спину партнера. Как только вам удастся встать, попробуйте таким же обра-зом сесть. Повторите это несколько раз...

Сейчас разойдитесь по четыре человека. Двое становятся рядом, плечо к плечу. Двое других прислоняются к ним спиной. Пары соприкасаются друг с другом лишь спинами. Сядьте в таком положении вместе на пол, а затем попы-тайтесь встать.

Возможно, для того чтобы игра проходила успешно, детям нужно будет сцепиться руками и ввести сигнал, обоз-начающий начало приседания.

Ладони – колени

Цель: Установление более тесного межличностного контакта между участниками. 

Описание: Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).

Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить игру – два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Ладошки

Описание: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднима-лись поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

Бег рук

Описание: Участники разбиваются на команды по шесть человек.

Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую.

Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т.п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.

После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруппировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»

Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.

В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком. Если у Вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточе-нию и координация движений.

Рукопожатие вслепую

Цель: Установление более тесного межличностного контакта между участниками, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения от другого человека.

Описание: Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Затем игроки меняются местами.

Путаница

Описание: Предложите участникам игры образовать круг и вытянуть вперед руки. Затем попросите каждого закрыть глаза и соединить свои руки с руками разных людей, стараясь ухватиться за руки, находящиеся как можно дальше. Нельзя сцеплять руки с рядом стоящими игроками! После того как все руки найдут себе пары, предложите участникам открыть глаза, не отпуская рук. У вас получится путаница, из которой всей группе надо выбраться (т.е. образовать «хоровод»), не расцепляя руки.

Примечание: можно перешагивать через сцепленные руки, выворачиваться, приседать и т.д., но ни в коем случае не разжимать рук! После того как группа восстановит круг, скажите, что эта игра дает представление о том, что из каждой, казалось бы, безнадежной ситуации, всегда можно найти выход!

Вы у нас такие

Цель: Взаимодействие мальчиков и девочек, создание благоприятного отношения друг к другу.

Описание: Участники делится на 2 команды: мальчики и девочки. Задача каждой команды придумать как можно больше хороших комплиментов команде соперников. Каж-дый комплимент начинается с фразы «Мальчики (девочки), вы у нас такие…»

В ответ команда должна сначала повторить комплимент, сказанный им фразой «Да, мы у вас такие…», а затем сказать комплимент в ответ. Выигрывает так команда, кото-рая больше придумает комплиментов.

Друг за другом по росту

Цель: Создание чувства групповой солидарности.

Описание: Участники игры свободно перемещаются по комнате. Ведущий проводит мелом на полу черту (или кладет веревку) и объясняет, что по его первому сигналу каждый должен остановиться и мысленно наметить свое положение на линии: на одном ее конце должен оказаться самый высокий игрок, с другого – самый низкий. По второму сигналу ведущего участники закрывают глаза и «вслепую» выстраиваются вдоль черты один за другим по росту. Когда все заняли свои места, можно открыть глаза и проверить или скорректировать свою позицию.

Поскольку решение этой проблемы требует физического контакта, игра создает веселье и чувство групповой соли-дарности. Во время этого упражнения иногда целесообразно давать комментарии для того, чтобы те, кто быстро нашел свое место, знали, что происходит вокруг.

Мигалки

Цель: Игра на общение.

Описание: Играющие становятся в круг по парам, в результате образуются внутренний и внешний круги. Веду-щий остается без пары. Все игроки внимательно наблюдают за ним. Ведущий старается незаметно подмигнуть (или по-дать знак) любому игроку внутреннего круга, чтобы тот перебежал к ведущему. Игроки внешнего круга должны удержать убегающего партнера. Одно из условий для игро-ков внешнего круга – руки держать вдоль туловища, не касаясь партнера до последнего момента

Убежавший встает впереди ведущего. Оставшийся без партнера становится ведущим.

Все вместе на газете

Цель: Развитие чувства товарищества.

Описание: Разделите всех присутствующих на несколько групп, раздайте каждой группе по четвертинке газеты и предложите всем участникам группы встать на нее таким образом, чтобы ничья нога не ступала на пол, не занятый газетой.

Заяц и лиса

Цель: Взаимодействие группы участников.

Материал: Мяч большой и мяч маленький.

Описание: Ребята становятся в круг (чем больше участ-ников, тем игра интереснее). Большой мяч (лиса) идет из рук в руки каждого участника. Передавать мяч (лису) через игрока или двух игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) пры-гает, т.е. можно передавать мяч любому участнику игры.

Игра заключается в том, чтобы лиса поймала зайца, т.е. мячи должны оказаться у рядом стоящих игроков.

Автомойка

Цель: Снятие тактильных барьеров, взаимодействие ребят в коллективе.

Описание:

Игра проводится на мягком деревянном покрытии или на траве. Идеально подходит для большого количества участников. Сначала отряд строится в две шеренги лицом друг к другу, затем дети опускаются на коленки, образуя своеобразный коридор "мойщиков". Далее участникам говорят, чтобы они представили свои руки щетками, которыми нужно помыть "автомобиль". Крайний справа ребенок первым "заезжает" в коридор на четве-реньках, и проходит его до конца, за ним справа по одному заезжают все участники, соблюдая безопасную дистанцию. Задача "мойщиков" - усиленно тереть "автомобиль" "щетка-ми". После прохождения всего коридора первые "автомо-били" становятся "мойщиками". И так пока не пройдут все участники. Одна из самых действенных игр для поднятия эмоционального настроя.

Постройтесь по росту!

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участни-ками, раскрепостить их.

Описание: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы пост-роиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Поезд

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участ-ников, тренировка уверенности поведения при необходи-мости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Описание: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть пре-пятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображен-ные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегаю-щие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возмож-ность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помеще-ния, можно сделать игру более динамичной, запуская од-новременно по два «поезда».

Обсуждение: Кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Кто быстрее?

Описание: Постройте, используя всех игроков команды: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк. Группа выполняет задания быстро и четко.

Переправа

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходи-мости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. (ее можно начертить мелом на полу). Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне.

Обсуждение: Какие психологические качества участни-ков проявились при выполнении этого упражнения? Если у кого-то упражнение вызвало дискомфорт, то с чем конк-ретно он связан, как его можно было бы преодолеть?

  

Через пороги

Цель: Развитие доверия, тренировка умения управлять другим человеком и действовать по командам партнера при невозможности самостоятельно получить нужную информа-цию, необходимости положиться на него.

Описание: Участники садятся в свободный круг диамет-ром не менее 4-5 метров. Один доброволец изображает «корабль, идущий через каменистые пороги», второй – «капитана корабля». Пороги изображаются с помощью 5-6 стульев, выставленных в середине круга, туда же выходят еще несколько желающих, изображающих «скалы».

Задача «корабля» – пройти с закрытыми или завязан-ными глазами через эти препятствия в «гавань» (к участ-нику, расположенному с противоположной стороны круга). «Капитан» руководит его движениями, подавая команды с помощью голоса. Потом партнеры меняются ролями.

Игра может повторяться несколько раз с различными добровольцами.

Обсуждение: Кому больше понравилась роль «корабля», а кому «капитана», чем именно? Какие эмоции возникали в одной и в другой роли? Что за качества должен проявлять один и другой партнер для успешного выполнения этого задания, в каких реальных жизненных ситуациях нужны такие же качества?

Игры на развитие коммуникативных навыков

и творческих способностей

Крокодил

Описание: Ведущий загадывает участнику слово или словосочетание. Задача участника изобразить загаданное пантомимой. Остальные ребята должны догадаться.

Живое слово

Описание: Каждый участник изображает какую-либо букву. В результате группа составляет свое слово. Чем больше будет букв в слове, тем в большем выигрыше будет команда. Иногда можно использовать дополнительно палку.

Необычный волейбол

Описание: Участники делятся на две команды, в командах формируются пары, каждая пара держит в руках натянутое полотно (1м на 0,5 м). Играя в волейбол, задача игроков - переправлять мяч на территорию соперников с помощью натянутого полотна. Брать мяч в руки запреща-ется. Игра длится до 10 очков.

Шаг вперед – два назад

Описание: Весь отряд становится в круг, держась за руки. Изначально круг делается плотным. Затем все начи-нают произносить слова «Шаг вперед, два – назад, влево, вправо» и делать соответствующие движения. Игра идет до тех пор, пока круг не разорвется.

Драконы

Описание: 1. Дети разбиваются на две группы и встают в виде змеек друг за другом. Это два дракона. Они встают лицом друг к другу. Задача играющих: голова каждого из драконов должна поймать хвост соседа (шарф, привязанный к последнему в змейке человеку).

2. Дети становятся друг за другом все вместе. Это один дракон. Задача играющих: голова дракона должна поймать свой хвост.

Гусеница

Описание: Участники группы встают плотно друг за другом, руками держатся за пояс впереди стоящего и слегка приседают на колени сзади стоящему. Получившаяся «гусеница» должна пройти какое-то расстояние.

По листикам

Цель: Обучение координации совместных действий, а также тренировка уверенности в ситуации управления дру-гими людьми.

Для успешного выполнения упражнения каждый должен на некоторое время взять на себя управляющую роль и довести других участников до «своего» листка.

Описание: Каждый участник пишет на небольшом листе бумаги свое имя и кладет этот лист на пол в любом месте помещения. После этого участники встают в шеренгу и берутся за руки. Дается следующее задание: каждый должен добраться до своего листа и хотя бы один раз наступить на него. Размыкать руки при этом нельзя, движется вся шерен-га. Если участников больше, чем 9-10, то целесообразно разделить их на 2-3 команды, которые будут работать параллельно.

Обсуждение: Кому, что было легче – следовать за други-ми участниками или самому вести их в нужном направле-нии? А что для вас ближе в обычной жизни – стремиться управлять другими людьми, или подчиняться им? Какие плюсы и минусы у тех, кто стремится быть лидером и у тех, кто предпочитает позицию ведомого?.

Рисунок на спине

Психологический смысл игры: Развитие коммуникатив-ных навыков, ответственности, сплоченности внутри коман-ды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информа-цией без использования слов, развитие и навыков невер-бального общения.

Описание: Участники делятся произвольно на 1-3 коман-ды и строятся в колоны. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Игра выполняется без слов. Последний игрок колоны рисует какую-нибудь простую картинку на бумаге и прячет ее. Затем эту же картинку рисует пальцем на спине впереди стоящего. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящий первым в колоне, рисует, то, что он почувствовал, на листе бумаги и показывает всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить ошибки и находки, которые были в процессе игры. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить игру. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу: Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и послед-ние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Кочки

 Психологический смысл игры: Развитие коммуника-тивных навыков, сплоченности членов группы; Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и дейст-вовать сообща.

Описание: Участники делятся на 1-2 команды. Выбира-ется крокодил. Остальные участники – "лягушки". Всем лягушкам выдается листок бумаги А4. Лягушки собираются на одном конце комнаты, впереди весь зал – болото, листы – это кочки. Их задача – не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выпол-нению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Пазлы

 Психологический смысл игры: Развитие коммуникатив-ных навыков, сплоченности внутри команды, умение согла-совывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

Описание: Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом полу-чаются пазлы для этого упражнения). Задача команды – собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение: Обсуждение в общем кругу. Каждая ко-манда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Лес

Материал: Небольшие карточки, на которых написаны названия животных (волк, заяц, медведь, лиса, олень, белка, еж, кабан). В стаи (команде) 3-4 животных.

Описание: Участники встают в большой круг на рас-стоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий раздает карточки с названиями животных. По команде ведущего участники молча читают карточки. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начина-ют двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, – собраться в группы всем «зайцам», «волк», «лисам», «медведям» и т.д. В конце игры карточки сверяются.

Заверни подарок

Описание: Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед – получает очко.

Тропинка

Описание: Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движе-ние по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекра-тится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, стано-вясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоя-щего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляя-ются к центру своего круга, соединив руки в центре. Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра сопровождается русской народной песней «Кума».

  

Бег с карандашом

Цель: Игра учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).

Описание: Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противопо-ложной стены помещения, а потом назад, продолжая зажи-мать карандаш между пальцами. Кто роняет его – выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего.

Можно усложнить игру: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

Поднять мяч

Цель: Обучение координации совместных действий, выработка уверенности поведения в необычных ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием.

Описание: Два добровольца ложатся животами на пол головами по направлению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача – вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придер-живать с помощью рук или еще каким-нибудь способом, он должен держаться только за счет зажатия между лбами участников.

Обсуждение: Возможно ли выполнить задание, действуя индивидуально, не  соотнося  свои усилия с партнером? Что

помогает координировать совместные действия?

 

Между лбами

Цель: Обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации.

Описание: Участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: сов-местно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за спиной, придер-живать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и организовать эстафету.

Обсуждение: Чем, с точки зрения участников, определя-ется успех в выполнении этого упражнения? Каким реаль-ным жизненным ситуациям можно его уподобить?

Шарики в воздухе

Цель: Разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адек-ватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Описание: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надутых резиновых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.

Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участни-кам, чтобы успешно справиться с таким заданием?

 

 Себе-соседу

Цель: Разминочная игра, сближает участников, помогает работать сообща.

Описание: Участники становятся в круг. Один водит, находится в кругу с закрытыми глазами. Участники круга левую руку держат ладонью вверх, правую – соединяя все пальцы, как для того чтобы посалить, держат концами паль-цев вниз, как раз здесь находится монетка. (Одна монета у одного участника.) Монетка передается по кругу правой рукой одного участника, в левую руку другого участника, который стоит справа от первого. Все участники круга повторяют движение передачи монетки, вне зависимости есть она у них или нет. Каждый участник правой рукой сначала дотрагивается до своей левой со словом «себе», а потом до левой руки соседа, имитируя передачу монеты, со словом «соседу». Все хором произносят эти слова «себе-соседу» и одновременно повторяют движения имитирую-щие передачу монеты, а настоящую монету передают не заметно. Водящий открывает глаза, когда монетка уже ходит по кругу, ему нужно «поймать» монетку (взять за руку) и у кого окажется она, встает в круг на место водящего.

Получается отличная разминка которая еще и сближает участников, тем что приходится делать все сообща.

 

Расслабляющие игры

 

 

Тигр, мышь и слон

Цель: Игра, в которую легко вовлекаются даже самые, робкие участники.

Описание: Участники делятся на две равные команды. В каждом круге игры каждая команда выбирает одного из трех зверей: тигра, мышь или слона. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон прогоняет тигра, мышь прогоняет слона. Животных можно изобразить следующим образом:

тигр – руки вытянуты вперед, словно лапы, угрожающе рычит;

мышь – передвигается присев, руки на голове (подраги-вают, как дрожащие ушки), негромко попискивает;

слон – туловище слегка наклонено вперед, руки со сло-женными ладонями раскачиваются вперед-назад, словно хобот, исполнен достоинства и молчалив.

Команды собираются у противоположных стен помеще-ния, за минуту участники должны договориться между со-бой, какого зверя они будут представлять в первом раунде.

Когда решение принято, все начинают громко считать: раз.., два... На счет «три» члены обеих команд быстро принимают позы, символизирующие выбранного зверя. Те-перь становится ясно, какой «зверь» в состоянии прогнать другого. Если обе команды выбрали одно и то же животное, победителя нет. Команда, выигравшая три раза подряд, получает аплодисменты.

Японская бабочка

Цель: Вовлечение участников в групповую работу.

Подготовка: Отставьте столы и стулья в сторону.

Описание: Выберите участник, который будет играть роль «тори». «Тори» – это по-японски «птица». Все осталь-ные – «бабочки».

Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.

Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.

Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).

 

Бабушкины ключи

Цель: Расслабляющая игра требующая слаженной групп-

повой работы.

Описание: Подготовка: Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобятся лента и связка ключей.

Один игрок берет на себя роль бабушки. Он становится в углу комнаты и поворачивается лицом к стене. За бабушкой, прямо возле ее ног, лежит маленькая связка ключей, которую можно спрятать в одной руке.

Остальные игроки становятся на расстоянии, по меньшей мере, 6 м позади бабушки. Обозначьте с помощью ленты линию старта, чтобы «воришки ключей» знали, куда им возвращаться.

Каждый раз, когда бабушка оборачивается, остальные участники должны замереть. Если бабушка заметит движе-ние какого-нибудь игрока, он должен будет вернуться на стартовую линию. Бабушка оборачивается без предупреж-дения.

Цель игры заключается в том, чтобы взять ключи и принести их обратно на линию старта. При этом бабушка не должна видеть ключей. Они должны оставаться только в руке игрока. Когда игрок захватил связку ключей, он должен дотронуться до каждого игрока, прежде чем достигнет линии старта.

Если бабушка увидит связку или заметит, как движется игрок с ключами, то ключи возвращают бабушке. Попав-шийся игрок отправляется на линию старта.

Ход игры трудно предсказать. Ее можно остановить через заранее определенное время, например, через 15 минут. Однако если игроки получают большое удовольст-вие, продлите время до тех пор, пока они не "обманут" бабушку.

Снежный бой

Описание: Участники делятся на две команды с одина-ковым количеством игроков. Между ними проводится черта, и раздаются в равном количестве «снежки» (скомкан-ные листы А-4 либо мячи). Задача команд – закидать противника как можно большим количеством «снежков» не покидая своей зоны. По команде ведущего начинается «снежный бой» на 2 минуты. По истечении времени все замирают. Ведущий подсчитывает количество «снежков» на территории каждой команды. Побеждает та команда, на территории которой меньше всего окажется «снежков». Игру можно продолжить и вести, например, до двух очков. Причем, количество «снежков» не обязательно делать по количеству участников в команде, главное – чтобы оно было равным в обеих командах на начало игры.

Кот и мыши

Описание: На расстоянии 10 метров чертятся 2 линии: за одной домик «кота», за другой домик «мышей». «Кот» спит в своем домике, а «мышата» идут к нему со словами:

Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежали мышки вон.

Все это время «мыши» подходят к «коту» и могут даже его потрогать, но после слова «вон» кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывает из игры или меняются ролями с котом.

Капканы

Описание: Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы. Они распола-гаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т. е. руки капканов опускаются. Кто попался, образует пары, и становятся капканами.

Из круга в круг

Описание: Чертится несколько кругов. Играющие находятся в этих кругах. Между ними находится водящий, который не имеет право заходить в круги. Находится в кругу долго нельзя. Играющие должны постоянно перебе-гать из одного круга в другой. Задача водящего задеть игрока, пока он не находится на территории круга. Осален-ный игрок становится водящим.

Заяц без логова

Описание: Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логова зайца». Выбираются двое водящих – «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалил зайца, то они меняются местами.

Белки, орехи, шишки

Описание: Все встают, взявшись за руки, по три чело-века, образуя «беличье гнездо». Между собой они договари-ваются, кто будет «белкой», кто – «орехом», кто – «шиш-кой». Водящий один, гнезда у него нет. Если водящий называет «белки», то все «белки» оставляют свои гнезда и перебегают в другое. Водящий должен занять освободив-шееся место. Тот, кому не хватило места, становится водя-щим. То же самое происходит и при командах «орехи» и «шишки».

Пингвины-Страусы

Описание: Среди участников игры выбирается 2-3 «страуса» (страусы бегают, вытянув руку перед собой, как будто это голова), а остальные участники - «пингвины» (пингвины передвигаются, прижав руки вдоль тела, отставив в стороны ладошки, перескакивая с ноги на ногу). Задача страусов задеть пингвинов и сделать так, чтобы все пингвины стали страусами. Пингвины, когда их задевают, превращаются в страусов. После окончания игры, её можно повторить, выбрав новых страусов.

Клоун

Цель: Развлечение.

Материал: 2-3 коробки спичек. Нужен не весь коробок, а его верхняя его часть.

Описание: Участники разделяются на 2-3 команды и выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Недостатка смеха в этой игре не будет!

Оглавление

Предисловие – 3

Игры на знакомство – 4

Игры на создание благоприятной атмосферы и дружест-венности – 5

Игры на развитие коммуникативных навыков и творчес-ких способностей – 16

Расслабляющие игры – 25

Интернет ресурсы:

Сайт: © Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / 2001-2012 www.ecosystema.ru 

           Коммуникативные игры 

Сайт: Мой карапуз.ru  www.my-karapuz.ru 

          Copyright © ООО "Газета "Вечерний Северодвинск", 2010 г.

          Мы с тобой одна компания: коммуникативные игры 

          Автор: А. Лезьева

Сайт: Школьный психолог www.gmo.86mmc-megion.edusite.ru   

           Коммуникативные игры

           Автор: Муромцева И.Г.  

Сайт: Документы  www.rudocs.exdat.com  ©exdat 2000-2011

«Игры для детей на свежем воздухе в условиях дневного лагеря: коммуникативные, спортивные, подвижные, развивающие, игры по станциям (спецкурс для лагерей с дневным пребыванием)»  

Составитель: Никонорова Т.В

Сайт: МетодВики для Вожатых "Летний лагерь"

          Игры на сплочение Клоун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возьмемся за руки, друзья!

Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитангию...

Возьмемся за руки, друзья

Материал для проведения открытого классного часа к Международному дню инвалидов, с презентацией....

Возьмитесь за руки, Друзья!

Презентация к внеклассному мероприятию по толерантности для 8-9 классов...

Выпускной бал "Возьмемся за руки, друзья"

Сценарий для выпускного бала в 11 классе....

"Возьмемся за руки, друзья!"

сценарий выпускного вечера в 9-ом классе...

Возьмемся за руки друзья

сценарий конкурсно-игровой программы "Возьмемся  за руки друзья"...

Возьмемся за руки друзья.

сценарий конкурсно-игровой программы "Возьмемся за руки друзья"...