Программа дополнительного образования по шахматам 5-7 класс на 2020-2021 учебный год
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Алексей Викторович Кузнецов

 Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы», Цель программы: обучение воспитанников игре в шахматы; формирование устойчивого интереса к этой игре; воспитание самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_5-7_kl_pleskovo_-_kopiya.docx56.1 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

«Согласовано»

Заместитель директора по УР: ___________/Волкова Е.Ю./

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»:

 ____________/ Анисимова С.В./

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

                                              Программа

                                дополнительного образования

                                             «Шахматы»

                               Возраст детей: 11-14лет(5-7 класс).

                               Срок реализации программы: 1 год

   Программу составил педагог дополнительного образования:  

                                 Кузнецов Алексей Викторович

                                                  «Плёсково»

                                                    2020  год

 

 1.Пояснительная записка.

"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд". 
В.В.Путин

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная и является модифицированной .

 Рабочая программа разработана на основании Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон, Приказа Мин образования науки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», фундаментального ядра содержания образования, Приказа Мин образования науки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Целью  программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 12-14 лет. Общее количество часов 34, в неделю 1час. Набор детей проводится с 2 по 4сентября в группу. Группа формируются по возрастному принципу численностью  до 15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты изучения данной программы.

По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся

Будут знать:

- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Правила игры в шахматы;

- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Будут уметь:

- играть в шахматы;

- участвовать в соревнованиях различных уровней;

- достойно вести себя в случае проигрыша.

Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является: Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также  воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

   Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

2.Учебно-тематический план.

N п/п

Содержание программы

Всего

Формы деятельности

Планиру-мые сроки

Реализуе-мые сроки

I

Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

 

1

ИОТ № 019-16.

Шахматная доска;

Шахматные фигуры;

Начальное положение;

  1

Опрос

07.09.20.

2

О ходах фигур и о поле под ударом

  1

Анализ деятельности

14.09.20

3

Шахматная партия;

рокировка

  1

Сеанс одновремен-ной игры

21.09.20.

II

Техники матования короля

4

Матование одинокого короля

  1

Анализ деятельности

28.09.20.

5

Мат без жертвы материала

  1

Анализ деятельности

19.10.20.

6

Шахматная комбинация

  1

Конкурс

26.10.20.

III

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

7

Основы дебюта

  1

Анализ деятельности

02.11.20.

8

Основы миттельшпиля

  1

Анализ деятельности

09.11.20.

9

ИОТ № 019-16.Основы эндшпиля

  1

Блицтурнир

16.11.20.

IV

Второй уровень мастерства.

Тактика. Нападение

10

Создание удара, направленного на фигуру

  1

Анализ деятельности

23.11.20.

11

Устранение защищающего удара, направленного на фигуру

  1

Анализ деятельности

30.11.20.

12

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур

  1

Конкурс

07.12.20.

V

Защита

13

Создание удара, направленного на фигуру

  1

Анализ деятельности

14.12.20.

14

Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру

  1

Анализ деятельности

21.12.20.

15

 Защита от нападения на несколько фигур

  1

Конкурс

21.12.20.

VI

Создание угрозы мата

16

Создание угрозы мата в один ход:

двумя фигурами, одна из которых ферзь

  1

Анализ деятельности

28.12.20.

17

 ИОТ № 019-16.Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя

  1

Анализ деятельности

11.01.21.

18

Противодействие угрозы мата в один ход

  1

Конкурс

18.01.20.

VII

Эндшпиль

19

Мат одинокому королю ладьёй и королём

  1

Анализ деятельности

25.01.21.

20

Правило квадрата

  1

Анализ деятельности

01.02.21.

21

Противодействие сторон  при соотношении король и пешка против короля

  1

Конкурс

08.02.21.

VIII

Дебют

22

О преждевременных ходах ферзём

  1

Анализ деятельности

15.02.21.

23

О препятствии фигуре своими же фигурами

  1

Анализ деятельности

22.02.21.

24

О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля

  1

Анализ деятельности

01.03.21.

25

О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат

  1

Анализ деятельности

15.03.21.

IX

Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства

26

ИОТ № 019-16.Практические занятия;

Обобщающий контроль ЗУН

  1

Шахматный турнир

22.03.21.

X

Третий уровень мастерства.

Тактика.

27

Операции, основанные на превосходстве количества ударов.

  1

Анализ деятельности

29.03.21.

28

Одновременное нападение на несколько объектов

  1

Анализ деятельности

05.04.21.

29

Уничтожение или связывание защищающей фигуры

  1

Анализ деятельности

12.04.21.

XI

Эндшпиль

30

Типичные ситуации пешечного эндшпиля

  1

Анализ деятельности

19.04.21.

31

Король и ферзь против короля и пешки

  1

Анализ деятельности

26.04.21.

32

ИОТ № 019-16.О разнообразии средств и позиционной ничьей

  1

 Шахматный турнир.

17.05.21.

33

Легкофигурный эндшпиль

  1

Шахматный турнир.

24.05.21.

XII

Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства

34

 Практические занятия;

Обобщающий контроль ЗУН

  1

Шахматный турнир.

34

3.Календарный учебный график.

Дата начала занятий 7 сентября, с 2-4 сентября запись детей в кружок. Учебных недель 34. Проведение турниров в январе, мае месяце.

4.Методические условия реализации программы.

        Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:

- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;

- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.

Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия;

- шахматные игры;

- шахматные дидактические игрушки;

- участие в турнирах и соревнованиях.

Педагогические технологии:

- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

- личностно ориентированные технологии обучения;

- технологии развивающего обучения;

- игровые технологии;

- здоровье сберегающие технологии обучения.

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:

По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

Формы контроля деятельности. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в форме:

- сеанс одновременной игры.

- турнир.

- блиц-турнир.

- Конкурс.

Способы диагностики и контроля результатов.

Диагностика

Содержание

период

способ

Первичная

Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям

сентябрь

наблюдение

Промежуточная

Степень развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка

декабрь

внутригруп-повые соревнования

Итоговая

Степень развития знаний и умений в результате освоения программы

май

шахматный турнир

Условия реализации программы.

Оборудование:

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

- таблицы к разным турнирам;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- бумага для рисования.

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран.  

5.Список информационных ресурсов:

-Для педагогов;

Нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2.Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.

3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008.

Основная литература:

1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2017. - №10.

  1. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2018.
  2. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2018.
  3. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2018.

5.    Уманская Э.Э, Волкова Е.И. Прудникова Е.А, Шахматы в школе.

– М. Просвещение, 2018.

Дополнительная литература:

1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;

2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.

3. А.Гипслис «Избранные партии»,

4.  Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».

5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.

6.  Костров В, Рожков П.  Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.

7.  Костров В, Рожков П.  Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.

8.  Костров В, Рожков П.  Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.

9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.

10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Декоративное творчество" 1-4 класс

Рабочая программа «Декоративное творчество»  автор Е.И. Кожина,  художественно – эстетического направления  создана на основе примерной программы  внеурочной деятельности В.А. Горь...

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Шахматы"

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Шахматы" является адаптированной. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте от 6 до 17 лет. Основная цель программы:...

Программа дополнительного образования «Искусство английского письма» для классов II (7-9 классы) ступени обучения .

Курс предназначен для учащихся 7-9 классов средних общеобразовательных учреждений. Данный курс будет незаменим для всех желающих расширить свой лингвострановедческий кругозор.Данный курс разработан на...

Программа дополнительного образования по шахматам для детей группы риска в возрасте 12- 16 лет

Не секрет что, обучение игре в шахматы помогает детям, особенно подросткам группы риска, не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству  сотням тысяч детей некоммуник...

Рабочая программа дополнительного образования "Озадаченная химия" для 8 класса на 2023-2024 учебный год. Направленность - естественнонаучная.

Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии  на базовом  уровне с использование...

Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное

Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне с использов...