Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-лидер"
рабочая программа

Ермагамбетова Светлана Кувандыковна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я - ЛИДЕР»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования муниципального образования

Ясненский  городской округ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

     «СОГЛАСОВАНО»

педагогическим советом

МБУ ДО  «ДЮЦ»

Протокол  № 1

от  «31»  августа  2020г.

        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО  «ДЮЦ»

____________  Е.В. Умбетова

Приказ  № 54   от  02.09.2020г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Я - ЛИДЕР»

                                                           Уровень освоения: базовый

                                                                     Возраст обучающихся: 13-17 лет

                                                       Срок реализации: 2 года

Автор:

Ермагамбетова Светлана

Кувандыковна, методист

МБУ ДО «ДЮЦ»

Ясный, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1

Направленность (профиль) программы

4

1.1.2

Актуальность  программы

6

1.1.3

Педагогическая целесообразность

6

1.1.4

Отличительные особенности программы

7

1.1.5

Адресат программы

9

1.1.6

Объем и срок освоения программы

9

1.1.7

Формы обучения

9

1.1.8

Особенности организации образовательного процесса

10

1.1.9

Режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий

11

1.2

Цель и задачи программы

12

1.3

Содержание программы

13

1.3.1

Учебный план

13

1.3.2

Содержание учебного плана

14

1.4

Планируемые результаты

20

1.4.1

Личностные результаты

20

1.4.2

Предметные результаты

20

1.4.3

Метапредметные результаты

20

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

21

2.1

Календарный учебный график

21

2.2

Условия реализации программы

28

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

28

2.2.2

Информационное обеспечение

28

2.2.3

Кадровое обеспечение

29

2.3

Формы аттестации

30

2.3.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

30

2.3.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

30

2.4

Оценочные материалы

31

2.5

Методические материалы

31

2.6

Список литературы

40

2.6.1

Основная и дополнительная

40

2.6.2

Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)

42

2.6.3

Интернет источники  

42

Приложение

  1. Комплекс основных характеристик программы

 Пояснительная записка

            В современном обществе достаточно актуальна тема активной жизненной позиции человека как гражданина своей страны, планеты. Нестабильность экономического и политического положения в стране привели к тому, что сравнительно большая часть ее населения имеет пассивное отношение к происходящим и будущим переменам. Педагогика видит решение этой проблемы в развитии лидерской позиции в подростковом возрасте.

    1.1.1 Направленность (профиль) программы.

           Программа социализации и развития личности обучающихся имеет социально-педагогическую направленность.

  Уровень программы: базовый.

       Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») от 29 декабря 2012 г. № 273.  

- Приказ Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам» от 09.11.2018 № 196.

- Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

- Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»  Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

- Министерство просвещения РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО»). Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)"" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660).

- Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации  общеобразовательных программ МБУ ДО «ДЮЦ»  (протокол педсовета № 3 от 27 марта 2020 г.).

- Программа развития МБУ ДО «ДЮЦ» на период с 2019 – 2021 учебные годы от 27.12.2018 № 2.

- Устав МБУ ДО «ДЮЦ» от  22.03.2016г.

  1. Актуальность  программы

          Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества.            

             Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д. Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств обучающихся, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).

       

  1.1.3 Педагогическая целесообразность

         Важно осознать, что сегодняшние подростки - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: «Лидерами не рождаются - лидерами становятся» - сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что «лидерами становятся», то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школьном возрасте. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь  обучающимся  в самосовершенствовании, улучшении жизни своей детской организации, жизни своего города и села.

          Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста.  Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и  самоопределения в этом возрасте.

           Программа включает в себя различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет   приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых   формах   работы.

           1.1.4 Отличительные особенности программы.

            Анализ  программ педагогов  А.С. Чернышева «Программа подготовки лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам», В.С. Мухиной  «Будущие лидеры России»  и других авторов позволяет в качестве отличительных особенностей  данной программы выделить следующее: программа «Я-лидер» дает ребятам знания и умения, необходимые для успешной социализации и конкурентоспособности в обществе в условиях очно-заочного обучения.  

        Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе.

          Кроме того, программа подразумевает использование направлений Российского движения школьников, такие как: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно – медийное, а также работу по направлениям   ОООО «Федерация детских организаций», такие как: «Действуй» -  патриотическое, «Объединяй» - гражданская активность, «Продвигай» - информационно –медийное, «Создавай» - личностное развитие.

        Кроме того, в программе впервые используются новые современные методы работы с обучающимися, такие как:

- Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора.

- Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который дает участникам возможность договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

- Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблемных ситуаций.

- Интеллект-карта (с англ. mindmap) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения.

        Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

            В связи с переходом на смешанное обучение в программе используются преимущественно информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению.

            1.1.5 Адресат программы

            Программа рассчитана на учащихся 13-17лет.

1-ый год обучения  – учащиеся 13-15 лет

2- ой год обучения – учащиеся 16-17 лет.

       В программе принимают участие и активно работают ребята от 13 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

             1.1.6 Объем и срок освоения программы.

Срок реализации программы – 2 года, 72 часа в год.  Итого за 2 года – 144 часа.  В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на  2 года.
         

 1.1.7   Формы обучения

          При реализации программы применяется смешанная форма обучения  с использованием дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения. Очная форма обучения включает: образовательный процесс,  предполагающий проведение аудиторных и выездных занятий.          Основными формами дистанционного процесса обучения являются практико-ориентированные учебные занятия, онлайн-мастер-классы, тематические праздники, онлайн-задания, интерактивные лекции.        

         1.1.8 Особенности организации образовательного процесса.

         Занятия проводятся в подгруппах постоянного состава  одного возраста (группы 13-14 лет, группы 15-17 лет). Индивидуальные занятия проводятся во время подготовки к конкурсам.  

Очно - обучающиеся занимаются на занятиях согласно расписанию.

Дистанционно - занимаются дети, которые получают задания по электронной почте для выполнения каких-либо творческих  заданий  или участия в заочных конкурсах.

Формы дистанционного обучения:

- индивидуальные или групповые online-занятие;

-  образовательные online – платформы; цифровые образовательные ресурсы; - видеоконференции (Skype, Zoom); социальные сети; мессенджеры;

- электронная почта;

- комбинированное использование online и offline режимов;

- видеолекция;

- оnline-консультация и др.

Сервисы для проведения видеоконференций

Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).

Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску.  Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).

         В  условиях  сетевого взаимодействия   в социальной сети «Вконтакте» создана группа для быстрого и мобильного общения участников объединения,  где проходят обсуждения в режиме «онлайн», а также открытое сообщество «Новое поколение», где все получают новости о жизни детской организации и работе лидеров в ней.  

          Одним из основных преимуществ смешанного обучения, по сравнению с традиционным, является возможность учащихся выступать в качестве активных участников образовательного процесса, самостоятельно выбирая для себя наиболее интересные области, работая над индивидуальными и групповыми проектами.

         1.1.9 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

        Общее количество часов в год - 72; количество часов, периодичность и продолжительность занятий в неделю в одной подгруппе – 2 раза в неделю по 1 часу.

       Занятия учебных групп проводятся: 1-й год  и  2-й год -  2 часа в неделю = 2 раза в неделю по 1 часу (смешанная форма обучения).

         Согласно Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий режим занятий необходимо изменить, сократив время проведения занятия до 30 минут. Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14  занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу:

     1 день - очное занятие в мини-группе 45 минут.

     2 день - онлайн-занятие (30 минут).

Во время онлайн-занятий проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.  В перерыве между занятиями обязательное проветривание - 15 мин.

         В режиме самоизоляции (дистанционные занятия) предусмотрен вариативный блок заданий для самостоятельной работы, включающий участие детей в различных образовательных онлайн-событиях и мероприятиях воспитательного характера.

            1.2. Цель и задачи Программы

            Цель: формирование лидерского потенциала подростков через активное включение их в общественно полезную деятельность

           Задачи:

воспитательные:

- развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;

- формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;

- формировать навыки работы руководителя и умение работать в команде;

- развивать творческие способности;

развивающие:

- развивать умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

- способствовать определению  в выборе успешной  стратегии в различных ситуациях;

- развивать  навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки  разрешения проблем;

образовательные:

- обучать приемам и методам организации и планирования деятельности;

- обучать навыкам социальной активности;

- способствовать приобретению конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой;

- формирование элементов IT-компетенций.

1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный план 1 года обучения (13-14 лет)

п/п

Название раздела,

 темы

Количество часов

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

Прак-тика

Вводное занятие

2

1

1

Диагностика

Модуль 1. Лидерство   - 8 часов

1.1

Кто такой лидер?

4

2

2

Тестирование

1.2

Портрет лидера

4

1

3

Тренинги, игровые технологии

Модуль 2.  Команда и командообразование – 12часов

2.1

Основные приемы формирования команды.

6

2

4

Интерактивные лекции, метод кейсов

2.2

Игровое моделирование деятельности

6

0

6

Тренинги, самопрезентации.

Модуль 3. Основы добровольческой деятельности -10 часов

3.1

Кто такой волонтер?

5

4

1

Форсайт-технологии, тренинги, тестирование

3.2

Первые шаги в волонтерстве

5

3

2

Интерактивная лекция, интеллект-карты

Модуль 4. Социальная деятельность – 39 часов

4.1

Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности  ОООО «ФДО»

13

5

8

Результативность за участие, фотоотчеты, онлайн-активность

4.2

Участие в акциях и мероприятиях РДШ

13

5

8

участие, фотоотчеты, выпуск публикаций, написание постов

4.3

Мероприятия воспитательного и познавательного характера

13

4

9

участие, фотоотчеты, онлайн-активность

Итоговое занятие

1

-

1

Тестирование

Итого часов:

72

27

45

Учебный план 2 года  обучения (15-17 лет)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Тест

Модуль 1. Лидер и команда – 10 часов

1.1

Теория лидерства

5

2

3

Тренинг

1.2

Личность и коллектив

5

1

4

Тест

 Модуль 2. Форсайт-сессия «Эффективные технологии успеха» - 6 часов

2.1

Тренд

2

1

1

Кейс-метод

2.2

Упражнение «Карта будущего»

2

1

1

Карта будущего

2.3

Дорожная карта

2

1

1

Дорожная карта

Модуль 3. Дорога общения – 8 часов

3.1

Общение как одна из основных ценностей человека

2

1

1

Опрос

3.2

Конфликты и пути их разрешения

3

1

2

Решение проблемы

3.3

Этика и культура делового общения

3

1

2

Опрос

Модуль  4. Основы организаторской деятельности -8 часов

4.1

Основы публичного выступления

3

1

2

Опрос

4.2

Основы журналистского мастерства.

5

1

4

Творческое задание

Модуль 5. Волонтерство- 8 часов

5.1

Кто такой доброволец?

4

2

2

Тест

5.2

Развитие волонтерского движения

4

1

3

Опрос

Модуль  6. Социальная деятельность - 29

6.1

Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности

ОООО «ФДО»

9

3

6

Результативность за участие, фотоотчеты, написание постов

6.2

Участие в акциях и мероприятиях РДШ

8

3

5

участие, фотоотчеты, написание постов

6.3

Мероприятия воспитательного и познавательного характера

12

4

8

7.4

Итоговое занятие

1

0

1

Тестирование

Итого часов:

72

25

47

1.3.2 Содержание учебного плана

1-й год обучения (13-14 лет)

Вводное занятие

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Практическая деятельность: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием).

Модуль. 1. Лидерство

1.1 Кто такой лидер?

Теория: Понятие «Лидер», основные качества лидера.  Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практика: Практикумы «Чемодан лидера», «Что возьмем с собой в поход»?

Форма контроля: Тест на выявление лидерских качеств. Работа с результатами теста.

1.2 Портрет лидера

Теория: Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практика: Кейс «Банорсы», комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение «Кто я ?», «Походка».

Форма контроля: Тренинговое занятие «Портрет лидера». Тестирование «Есть ли у тебя организаторские способности»?

Модуль 2. Команда и командообразование

2.1. Основные приемы формирования команды

Теория: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов, их взаимодействие.

Практика: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие: «Без командира», «Смысл моего имени», «Расскажи обо мне», «Вавилонская башня», «Лидерство в детской организации. 

Форма контроля: Тренинговое упражнение «Если команда, это..»

2.2. Игровое моделирование деятельности

Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.

Практика: Упражнения «Говорящие руки», «Пикассо», «Мы с тобой похожи тем, что..» на развитие самоорганизации, сотрудничества.

Форма контроля: Самопрезентация «Какие мы хорошие».

Модуль 3. Основы добровольческой деятельности

3.1 Кто такой волонтер?

Теория: Кто такай волонтер и как принять решение стать волонтером? Зачем мне волонтерство? Основные направления волонтерства.

Практика: Тренинговое упражнение «Оттаивание».

Форма контроля: Интерактивная лекция «Зачем мне волонтерство»?

3.2. Первые шаги в волонтерстве

Теория: Правила и принципы волонтера. Пять страхов волонтерства. Пять советов начинающему волонтеру. Добровольчество в России.

Практикум: Упражнение «Аббревиатура» - рефлексия.

Форма контроля: Итоговое тестирование.

Модуль  IV.  «Социальная деятельность»

4.1  «Конкурсы и проекты, в том числе по направлениям ОООО «ФДО» и  РДШ»

Теория: Изучение направлений деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Практика: Участие в конкурсах, результаты конкурсов.

Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных сетях.

4.2. Акции и мероприятия РДШ

Теория: Изучение движения Российского движения школьников.

Практика: Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности

ОООО «ФДО» - дистанционные конкурсы, акции, челленджи.

Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность.

4.3 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

Теория: Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия.

Практика: Мероприятия согласно Календарю знаменательных дат.

Форма контроля: фото и  видеоотчеты.

4.4  Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Коллективно-творческое дело.

Форма контроля: Итоговое тестирование, анкетирование.

Содержание учебного плана

2-й год обучения (14-15 лет)

Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Практика: Игры на знакомство (ознакомление с программой, темами, расписанием).

Форма контроля: тестирование.

Модуль 1. Лидер и команда

1.1 Теория лидерства

Теория: Понятия «лидер», «команда». Основные качества лидера. Работа в группе.

Практика: Упражнение «Портрет», рефлекс-терапия «Комплимент», «Упражнение «Я никогда не…»

Форма контроля: Тест «Самооценка»

1.2 Личность и коллектив

Теория: Взаимоотношения лидера и его команды.

Практика: Занятия по темам: «Разбуди в себе лидера», «Сообразиловка», Тренинговое упражнение «Оттаивание».

Форма контроля: Упражнение Лидер-человек действия», Тест «Ответственный ли ты человек?».

Модуль 2. Форсайт-сессия «Эффективные технологии успеха»

2.1 Тренд

Практика: Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.

Форма контроля: мозговой штурм

2.2 Карта будущего»

Практика: Составление участниками сессии «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.

Форма контроля: оценка совместной работы во время сессии и подведение  выводов на будущее.

2.3 Дорожная карта

Практика: Формирование «дорожной карты» успешного будущего.

Форма контроля: Обозначение результатов, принятие решений по выработанным стратегиям.

Модуль 3. Дорога общения

3.1 Общение как одна из основных ценностей человека

Теория: Понятия «общение», «собеседник». Виды общения.

Практика: Практическая работа в группах «Семейная фотография».

Форма контроля: проведение КТД

3.2. Конфликты и пути их разрешения

Теория: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения.

Практика: «Рисуночное письмо», тренинговые упражнения «Несчастное дерево», «Медаль».

Форма контроля: Проведение КТД.

3.3. Этика и культура делового общения

Теория: Понятия «этика», «деловое общение». Специфика и требования к форме делового общения.

Практика: «Утренняя зарядка», «Нарисованная пословица».

Форма контроля: Тестирование

Модуль 4. Основы организаторской деятельности

4.1 Основы публичного выступления.

Теория: Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства.

Практика:  Упражнения «Речи», «Ритуал вручения».

Форма контроля: Рефлексия по итогам игровой деятельности.

4.2  Основы журналистского мастерства

Теория: Основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Стенгазета.

Практика: «Газета на троих», упражнение «Писатель», тренинг «Групповой рассказ».

Форма контроля: Презентация «Мы редакция», выпуск стенгазеты.

       Модуль 5. Волонтерство

5.1. Кто такой доброволец?

Теория: Понятие «Доброволец». Принципы работы волонтера. Мотивации волонтеров.

Практика: IT- тренинг

Форма контроля: Тестирование

5.2. Развитие волонтерского движения

Теория:  Добровольчество в России и за рубежом.

Практика: Коллективно-творческое дело

Форма контроля: Подведение выводов деятельности волонтеров.

Модуль  VI.  «Социальная деятельность»

6.1  «Конкурсы и проекты, в том числе по направлениям ОООО «ФДО» и  РДШ».

Теория: Изучение направлений  деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Практика: Участие в конкурсах, результаты конкурсов.

Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных сетях.

6.2. Акции и мероприятия РДШ

Теория: Изучение движения Российского движения школьников.

Практика: Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности

ОООО «ФДО» - дистанционные конкурсы, акции, челленджи.

Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность.

6.3 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

Теория: Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия.

Практика: Мероприятия согласно Календарю знаменательных дат.

Форма контроля: фото и  видеоотчеты.

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Коллективно-творческое дело.

Форма контроля: Итоговое тестирование, анкетирование.

1.4 Планируемые результаты

1.4.1 Личностные результаты:

- развитие лидерских качеств;

- развитие  самостоятельности, творческого подхода к заданиям;

- умение работать в команде;

- освоение активного стиля общения.

1.4.2 Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

- определение в выборе успешной  стратегии в различных ситуациях;

- овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

1.4.3 Предметные результаты:

- освоение приемов  и методов организации и планирования деятельности;

- приобретение  навыков социальной активности;

- получение  конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой;

-  освоение  сформированных элементов IT-компетенций.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график 1 года обучения (13 -14 лет)

№ п/п

Дата проведения

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

 контроля

1-2

Групповое

2

Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Учебный кабинет

Мониторинг вводный

8

Модуль 1. Лидерство

3-4

Групповое

Онлайн-занятие

2

Кто такой Лидер? Самооценка лидерства

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

5

Групповое

Онлайн-занятие

1

«Чемодан Лидера» Упражнение «Снежный ком», «Что возьмем с собой в поход?»

Учебный кабинет

Анализ ситуации

6

Групповое

Онлайн-занятие

1

Готов ли ты стать лидером? Упражнение «Портрет лидера»

Дистант

Анализ ситуации

7

Групповое

Онлайн-занятие

1

Кейс «Банорсы»

Учебный кабинет

Решение проблемы

8

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Кто я?»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

9

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Походка»

Учебный кабинет

Подведение итогов

10

Групповое

Онлайн-занятие

1

Есть ли у тебя организаторские способности? тест

Дистант

Тест

12

Модуль 2. Команда и командообразование

11

Групповое

Онлайн-занятие

1

Основные приемы формирования команды. Я и моя команда.

Упражнение «Вавилонская башня»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Тренинг

12

Групповое

Онлайн-занятие

1

Уровни развития коллектива.

Упражнение «Я желаю тебе завтра…»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

13

Групповое

Онлайн-занятие

1

Самопрезентация «Какие мы хорошие»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Презентация

14-15

Групповое

Онлайн-занятие

2

Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Игра «Смысл моего имени»

Учебный кабинет

Игра

16-17

Групповое

Онлайн-занятие

2

Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Упражнение «Расскажи мне обо мне»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

18-19

Групповое

Онлайн-занятие

2

Основные приемы формирования команды. Я и моя команда. Упражнение «Говорящие руки»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

20

Групповое

Онлайн-занятие

1

«Если команда- это…»

Дистант

Рефлексия

21

Групповое

Онлайн-занятие

1

Мы –единая команда. Упражнение «Пикассо»

Учебный кабинет

Рефлексия

22

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Дистант

Рефлексия

10

Модуль 3. Основы добровольческой деятельности.

23

Групповое

Онлайн-занятие

1

Кто такой волонтер и как принять решение стать волонтером? Зачем мне волонтерство?

Учебный кабинет

Опрос

24

Групповое

Онлайн-занятие

1

Основные направления волонтерства. Как стать волонтером.

Дистант

Опрос

25

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Плакат в помещении»

Учебный кабинет

Тренинг.

26

Групповое

Онлайн-занятие

1

Возможности развития в волонтерстве. Мифы о волонтерстве. Возможный вред спонтанного волонтерства.

Дистант

Опрос

27

Групповое

Онлайн-занятие

1

Зачем нужна волонтерская организация. Как правильно выбрать волонтерскую организацию и вступить в нее. Взаимодействие волонтера и организации.

Дистант

Заключение выводов

28

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Аббревиатура» .

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

29

Групповое

Онлайн-занятие

1

Правила и принципы волонтера. Первые шаги в волонтерстве

Дистант

Заключение выводов

30

Групповое

Онлайн-занятие

1

Пять страхов волонтерства. Пять советов начинающему волонтеру.

Учебный кабинет

Беседа

31

Групповое

Онлайн-занятие

1

Добровольчество в России.

Дистант

Опрос

32

Групповое

Онлайн-занятие

1

Итоговое тестирование

Дистант

Тест

39

Модуль 4. Социальная деятельность

33-45

Групповое

Онлайн-занятие

13

Участие в конкурсах ОООО «ФДО»

Дистант/

учебный кабинет

Видеоролики, фотоотчеты, проекты

46-58

Групповое

Онлайн-занятие

13

Участие в акциях и мероприятиях РДШ

Дистант/

учебный кабинет

Видеоролики, фотоотчеты, проекты

Групповое

Онлайн-занятие

13

Мероприятия воспитательного и  познавательного характера

59

Групповое

Онлайн-занятие

1

День народного единства

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

60

Групповое

Онлайн-занятие

1

День матери

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

61

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всемирный день борьбы со СПИДом»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

62

Групповое

Онлайн-занятие

1

День неизвестного солдата

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

63

Групповое

Онлайн-занятие

1

День Героев Отечества

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

64

Групповое

Онлайн-занятие

1

День  Конституции Российской Федерации

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

65

Групповое

Онлайн-занятие

1

День защитника Отечества

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

66

Групповое

Онлайн-занятие

1

Международный женский день

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

67

Групповое

Онлайн-занятие

1

Ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров!»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

68

Групповое

Онлайн-занятие

1

 «Мой космос»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

69

Групповое

Онлайн-занятие

1

Международный День Земли.

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

70

Групповое

Онлайн-занятие

1

День Победы. Акция «Георгиевская ленточка»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

71

Групповое

Онлайн-занятие

1

День детских организаций

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

72

Групповое

1

Итоговое занятие

учебный кабинет

72

Итого

Календарный учебный график 2 года обучения (15-17 лет)

№ п/п

Дата проведения

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1-2

Групповое

2

Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Учебный кабинет

Мониторинг

10

Модуль 1. Лидер и команда

3-4

Групповое

Онлайн-занятие

2

Понятия «лидер», «команда».                                

ТЕСТ  «Я – ЛИДЕР»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Тест

5

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Портрет лидера»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

6

Групповое

Онлайн-занятие

1

Основные качества лидера

Упражнение «Комплимент»,  

Упражнение «Я никогда не….»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

7

Групповое

Онлайн-занятие

1

Понятия «лидер», «команда». Качества лидера. Взаимоотношения лидера и его команды.

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

8

Групповое

Онлайн-занятие

1

Тест «Самооценка»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Тест

9

Групповое

Онлайн-занятие

1

«Разбуди в себе лидера», Упражнение «Сообразиловка»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Решение задач

10

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Оттаивание»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

11

Групповое

Онлайн-занятие

1

Лидер – человек действия»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

12

Групповое

Онлайн-занятие

1

Ответственный ли ты человек? тест

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Тест

6

Модуль 2. Форсайт –сессия «Эффективные технологии успеха»

13-14

Групповое

Онлайн-занятие

2

Тренд

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Решение задач

15-16

Групповое

Онлайн-занятие

2

Упражнение «Карта будущего»  

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Создание карты

17-18

Групповое

Онлайн-занятие

2

Дорожная карта (5лет)

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Создание карты

8

Модуль 3. Дорога общения

19

Групповое

Онлайн-занятие

1

Понятия «общение», «собеседник». Виды общения.

Упражнение «Семейная фотография»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

20

Групповое

Онлайн-занятие

1

Конфликты и пути их разрешения . Упражнение Джеффа

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

21

Групповое

Онлайн-занятие

1

Барьеры в общении . Упражнение «Рисуночное письмо»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

22

Групповое

Онлайн-занятие

1

Искусство спора. Игра «Конфликт»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Решение проблемы

23

Групповое

Онлайн-занятие

1

Виды конфликтов, Стили разрешения конфликтов.

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Решение проблемы

24

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Несчастное дерево»

Упражнение «Медаль»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

25

Групповое

Онлайн-занятие

1

Понятия «этика», «деловое общение». Специфика и требования к форме делового общения.

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

26

Групповое

Онлайн-занятие

1

Упражнение «Утренняя зарядка»

Упражнение «Нарисованная пословица»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

8

Модуль 4. Основы организаторской деятельности

27

Групповое

Онлайн-занятие

1

Основы публичного выступления.  Упражнение «Речи»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

28

Групповое

Онлайн-занятие

1

Основы актерского мастерства.  Импровизация, аксессуары актера. Упражнение «Ритуал вручения»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Презентация

29

Групповое

Онлайн-занятие

1

Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты, Проявление характера персонажа в общении.

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Презентация

30

Групповое

Онлайн-занятие

1

Основы журналистского мастерства. Газета «Грузовик». Упражнение «Газета на троих»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

31

Групповое

Онлайн-занятие

1

 Основы журналистики. Упражнение «Писатель»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Статья

32

Групповое

Онлайн-занятие

1

Презентация «Мы редакция»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Презентация

33

Групповое

Онлайн-занятие

1

Права и обязанности журналистов. Упражнение «Групповой рассказ»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Статья

34

Групповое

Онлайн-занятие

1

Стенгазета. Правила оформления

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Стенгазета

8

Модуль 5. Волонтерство

35

Групповое

Онлайн-занятие

2

Кто такой доброволец?

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

36

Групповое

Онлайн-занятие

2

Принципы работы волонтера

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

37

Групповое

Онлайн-занятие

1

Почему люди работают бесплатно? Мотивации добровольцев

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

38-39

Групповое

Онлайн-занятие

2

Всеобщая декларация добровольцев

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

40

Групповое

Онлайн-занятие

1

IT-тренинг

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Рефлексия

41

Групповое

Онлайн-занятие

1

Развитие волонтерского движения в России

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

42

Групповое

Онлайн-занятие

1

Развитие волонтерского движения за рубежом

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Опрос

29

Модуль 6. Социальная деятельность

43-51

Групповое

Онлайн-занятие

9

Участие в конкурсах ОООО «ФДО»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет

52-59

Групповое

Онлайн-занятие

8

Участие в акциях и мероприятиях РДШ

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет

12

Мероприятия  воспитательного  и познавательного  характера

60

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню народного единства

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

61

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню матери

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

62

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная «Всемирному дню борьбы со СПИДом»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

63

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню неизвестного солдата

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

64

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню Героев Отечества

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

65

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню Конституции Российской Федерации

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

66

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

67

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Международному женскому дню

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

68

Групповое

Онлайн-занятие

1

Ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров!»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

69

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция «Мой космос»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

70

Групповое

Онлайн-занятие

1

День Победы. Акция «Георгиевская денточка»

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

71

Групповое

Онлайн-занятие

1

Всероссийская акция, посвященная Дню детских организаций

Уч. кабинет

ЭО и ДОТ

Фотоотчет, акция

72

Групповое

1

Итоговое занятие

Учебный кабинет

Тестирование

72

Итого

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

        Занятия объединения «Школы лидеров» проходят в  кабинете № 7, расположенного в МБУ ДО «ДЮЦ» на 2 этаже.      

        Для реализации программы имеется: учебно-методическая литература, диски с мультимедийным материалом, проектор,  ноутбук и компьютер с  выходом в Интернет, а также соответствующее программное обеспечение, принтер, цифровая фото- видеокамера для создания  видеороликов.

2.2.2. Информационное обеспечение

          Информационными источниками служат «Аптечки ДИМО», разработанные главным специалистом ОООО «Федерация детских организаций» Пуговкиным А.А. В данных аптечках содержится аудио и видео материал, сценарии, игровые технологии  и презентации, необходимые для проведения различных тематических мероприятий.

         Также в работе используются видеоролики с видеохостинга YouTube.              Интернет-источники, необходимые для работы:

- https://fdo56.ru/

- рдш.рф

- https://dobro.ru/

- https://wikium.ru/

- https://academy.yandex.ru/

- https://rsv.ru/

- вожатый.рф

и другие.

2.2.3  Кадровое обеспечение

         Руководитель объединения (методист, педагог дополнительного образования) – Ермагамбетова Светлана Кувандыковна.

         Образование высшее, ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», квалификация «учитель биологии». Педагогический стаж работы – 7 лет, стаж в занимаемой должности – 5 лет. Квалификационная категория – первая.

Имеются документы о повышении квалификации:

- Сертификат об обучении в рамках областного семинара «Современные технологии управления детской общественной организацией» в объеме 18 часов (Департамент молодежной политики Оренбургской области, Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»),2015г.  

- Удостоверение о повышении квалификации по курсу «Подготовка работников учреждений образования к оказанию первой помощи детям при несчастных случаях и состояниях, угрожающих жизни и здоровью» в объеме 16 часов (ГБУЗ «Оренбургский областной центр медицины катастроф»),2015г.

- Сертификат о прохождении обучения в рамках областного семинара-практикума  «Ресурсная поддержка детского и молодежного движения» в объеме 24 часа (Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»), 2016г.

- Сертификат о обучении в рамках образовательной программы  «Первого областного профессионального Слета педагогических работников сферы детского движения» в объеме 24 часов (Министерство образования Оренбургской области, Департамент молодежной политики Оренбургской области, Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»), 2016г.

- Сертификат об участии  областном веб-семинаре  «Лучшие практики духовно-нравственного воспитания учащихся в организациях дополнительного образования» (ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко),2016г.

- Сертификат о прохождении подготовки в рамках областного семинара новых технологий работы с детьми и молодежью «МЕТОБУМ» в объеме 24 часа, 2020г.  

        А также:  по пройденным курсам на сайте Корпоративного университета РДШ:

- Сертификат «Методические рекомендации для специалистов в области воспитания», 2020г

-  Сертификат «Интеграция мероприятий РДШ в программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школы», 2020г.

- Сертификат «Азбука Лидера», 2020г.

- Сертификат «Проекты Российского движения школьников – время твоих возможностей», 2020г.  

- Сертификат «Планирование деятельности: инструкция к применению», 2020г.  

- Сертификат «Карта дел организации: технологии и способы», 2020г.  

- Сертификат « Как обогатить содержание программ воспитательной работы с классом, программ внеурочной деятельности мероприятиями РДШ», 2020г.

2.3 Формы аттестации

   2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

         Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал  анкетирования  и  тестирования,   методическая разработка, портфолио, фото, свидетельство (сертификат), статья.

     2.3.2  Формы предъявления и демонстрации образовательных

результатов.

          Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:  аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, готовое изделие, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, портфолио, праздник, слет, фестиваль.

         2.4 Оценочные материалы

         Для отслеживания состояния и развития детского объединения «Школа лидеров» используются различные формы диагностики:

- Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

- Экспресс-тест «Лидер ли я?».

- Тест «Лидеры бывают разные»

-Тест «Ответственный ли ты человек?»

- Тест «Есть ли у вас организаторские способности?»          

По результатам исследований проводится необходимая корректировка действий.

2.5 Методические материалы

  Перечень образовательных электронных ресурсов, предоставляющих возможность организации образовательного процесса с применением  электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Сервисы для проведения видеоконференций: Skype, Zoom 

Образовательные электронные ресурсы: WorldSkills Russia; Добро. Университет.      

 Методы обучения:

- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

- методы практической работы;

- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

- проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

- метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

- наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.

Методы  воспитания:

         Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.

        Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника.

        Также, в программе впервые используются новые современные дистанционные методы работы с обучающимися, такие как:

- Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора.

- Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который дает участникам возможность договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

- Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблемных ситуаций.

- Интеллект-карта (с англ. mindmap) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения.

          К методам обучения волонтёров-школьников относятся:

- тренинг - предполагает систематическую тренировку или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Тренинги способствуют личностному росту; позволяют приобрести специальные социально-психологические компетенции, необходимые для дальнейшей деятельности в волонтёрской организации.

- кейс-метод или метод ситуаций - предполагает описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них;

- деловая игра - предполагает способ определения оптимального решения различных задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников;

- инструктирование - метод организационного воздействия, который позволяет разъяснить обстановку, задачи, возможные трудности и последствия неправомерных действий человека, предостеречь от возможных ошибок;

- рабочий инструктаж - практика обучения на рабочем месте, включающая объяснение и демонстрацию процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте;

- профилактические беседы - один из самых доступных и действенных методов работы.

       Формы  организации  образовательного  процесса: индивидуальная,  индивидуально-групповая, групповая.

                        Педагогические технологии

- Технология индивидуализации обучения - форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или  один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы  деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

-  Технология  группового  обучения - при групповой форме деятельности обучающиеся  делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

- Технология  проблемного  обучения: проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

             Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов.

         Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий и креативный подход, как со стороны педагога, так и со стороны  обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.

Структура учебного занятия в УДО

1. этап: организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной  деятельности.

Содержание этапа: сообщение этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная  задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной

В качестве основного этапа могут выступить следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание: задания и вопросы, которые активизируют познавательную

деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Содержание: пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснований.

3. Закрепление знаний и способов действий. 

Задача: обеспечение условия новых знаний и способов действий. Содержание: тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание: беседа и практические задания.

5. этап: контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание: тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6. этап: итоговый

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает, как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, и поощряет ребят за учебную работу.

7. этап: рефлективный

Задача: мобилизация обучающихся  на самооценку.

Содержание:  оценивается    работоспособность,    психологическое    состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8. этап: информационный

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж  по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Формы организации учебного занятия

Традиционные формы занятий

Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция -  собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Экскурсия  - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Слет, фестиваль, праздник т.д. - организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Нетрадиционные  формы занятий

Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей.

Круглый или философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.

«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

 Тренинг- проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Акция, рейд.

- Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора.

- Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который дает участникам возможность договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблемных ситуаций. Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Хакатон — форум, творческая площадка, во время работы которой специалисты из разных областей сообща в режиме нон-стоп решают какую-либо проблему за ограниченное время. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели и заканчиваются презентацией итоговых разработок.

Митап – встреча специалистов одной сферы для обмена опытом и знаниями, обсуждения актуальных тем и проблем в неформальной обстановке. Как правило, это короткие 1,5-2-часовые мероприятия, где самое важное – тема для обсуждения.

Питч – (от англ. pitch — бросок, подача) — краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Питч-сессии или питчинги - серии коротких выступлений участников. Чаще всего питчи – незаменимая форма защиты проектов на стартап-конференциях и грантовых форумах.

Печа-куча. Еще один формат, похожий по объему на питчинг, но при этом абсолютно неограниченный тематически – печа-куча. Формат пришел к нам из Японии и представляет с собой короткую историю о чем угодно, рассказанную с помощью 20 слайдов. При этом каждому из слайдов посвящается всего 20 секунд. Таким образом, общее время презентации составляет 6 минут 40 секунд.

Интеллект-карта (с англ. mindmap) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения.

Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

2.6 Список литературы

  1. Основная  литература

1.Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.

2. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность технология, организация /А.А. Андреев, В.И. Солдаткин -М.: Изд-во МЭСИ,2000.-350 с.

3.Голубева О.Б., Никифорова О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы. Журнал Современные проблемы науки и образования.№ 6.

4. «Вестник» Практическое руководство для придумывающих каникулы. - М., 2001.

5.Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря: сборник материалов, ВДЦ «Орленок», 2000.

6.Вершиловский С.Г. Дополнительное образование детей. - М., 2000.

7.А. Грецов «Тренинг общения для подростков». – СПб.: Питер, 2006.

8. Куприянов Б.В. Организация и проведение игр с подростками. - М., 2001.

9.Кипнис Михаил. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с. (Действенный тренинг).

10.Кондакова М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htt://vestnikedu.ru

11.Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.

12.Нечитайлова Е.В. Переверните класс или что такое смешанное обучение//Учительская газета №46 (10543).-2014.-18 ноября.

13.Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2001.

14.Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001

15.Обучение служением: Методическое пособие/под ред.О.В. Решетникова, С.В. Тетерского – М. АВЦ, 2020-216с.

16.Пуговкин А.А. «Аптечка ДиМО». ОООО «ФДО».

17.Прутченков А.С. Школа жизни. - М., 2000.

18.Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

19.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2002.

20.Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. - М., 2000.

21.Степанов Е.Н.Воспитательный процесс: изучение эффективности.-М. 2001

22.«Шаг школы в смешанное обучение» / Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. – Москва, 2016. 

         Литература, рекомендуемая подросткам:

1. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.

2. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995.

3. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.

4. Афанасьев С. Сто отрядных дел. - К., 2000.

5. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.

6. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. - М., 2002.

7. Григоренко Ю.Н. Коллективно - творческие дела. - М., 1999.

8. Жуков И.Н. Игра и детское движение. - М., 1992.

9. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров.- М., 2001.

10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-М., 1997.

11. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. - М., 2001.

12. Рожков М.И. Познай себя. - М., 1992.

13. Сделай правильный выбор. - Н.Н.: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.

14. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. - М., 2001.

15. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. - М., 2000.

16. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4.-Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии».

2.6.2 Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)

- Атлас детского движения ОООО «ФДО»

- Детская областная газета

- Детская подростковая газета «Грузовик»

2.6.3 Интернет-ресурсы:

1. https://vk.com/fdo56

2. https://vk.com/club114141843

3. http://fdo56.ru/

4. http://upo-fco.ru/

5. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna

6. http://planeta-kids.ucoz.ru/

7. рдш.рф

8.  https://dobro.ru/

9. https://wikium.ru/

10. https://academy.yandex.ru/

11.  https://rsv.ru/

12. вожатый.рф

Приложение

Сервисы для проведения видеоконференций:

Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям).

Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску.  Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы).

Образовательные электронные ресурсы:

WorldSkills Russia (На сайте представлены обучающие ролики по профессиональным компетенциям, размещены рекомендации по совершенствованию данных компетенций).

Добро. Университет.  (на сайте представлены обучающие курсы базового и продвинутого уровней, касающиеся волонтерской деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеразвивающая программа «Лидер XXIвека»

Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающи...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Лидер"

Наличие лидерских качеств  с большой долей вероятности поможет человеку стать успешным в различных областях своей жизнедеятельности. Не все лидеры имеют врожденные лидерские качества, ведь этому ...