ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Лидер» творческого объединения «Лидер»
рабочая программа на тему

Пигина Анна Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lider.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского союза Жукова Д.А.»

Структурное подразделение «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол №___

От «__» ________    _______

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

 МБОУ «Петропавловская СОШ»

 «___» _______ ______

Директор __________Т.Г.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Лидер»

творческого объединения «Лидер»

(срок реализации - 1  год,  возраст детей 12-17)

Автор - составитель:

Пигина Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2016 год

Введение.

Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.

Программа определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления.

Программа разработана и составлена для учащихся 7-11 классов и предусматривает возможность решения задач. Рассчитана на 1 год обучения:

Формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим;

Развитие навыков самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах детского объединения.

Актуальность программы

Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни – работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и села.

Нормативные основания для разработки программы.

  • Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»
  • Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»
  • Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»

Цель программы:

Создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность, подготовка учащихся к работе в органах ученического самоуправления

Задачи программы:

  • Формирование навыков работы руководителя.
  • Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.
  • Обучение навыкам социальной активности.
  • Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
  • Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.
  • Формирование навыков знаменной группы.

Участники программы  

Активисты школьного ученического самоуправления 7 – 11 классов, члены детской общественной организации.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Рассчитана программа на 1 год обучения. 

Сведения о коллективе. Программа предполагает формирование профильной разновозрастной  группы детей с постоянным составом  в количестве  8-10 человек. Набор детей в группу проводится на добровольной основе.

Режим работы объединения строится следующим образом:

- занятия проводятся один раза в неделю по два часа (45);

- продолжительность занятия – 45 минут;

Формы и методы работы. Основной формой организации образовательно-воспитательного процесса является учебное занятие.

Занятия проводятся с общим составом группы, по подгруппам и индивидуально

   Групповые занятия используются для освоения обучающимися базовых знаний, умений и навыков, предполагаемых программой.

   Индивидуальные занятия с обучающимися могут быть обусловлены необходимостью  дополнительной, индивидуальной работы с детьми. Например, отработка отдельных сценарных моментов, работа с информационными источниками при выполнении индивидуальных заданий, помощь в оформлении мероприятий, корректировка творческих работ обучающихся и т.д.

Ожидаемые результаты и способы из проверки

Результатом проведения данной программы должно стать

- умение подростков организовывать и руководить группой сверстников.

- наличие у подростков чувства социальной ответственности.

- эффективная деятельность участников тренинга в системе соуправления школы.

- умение принимать решения и нести ответственность;

- умение проектировать и прогнозировать своё будущее;

- умение решать проблемы, разрешать конфликты;

- умение делать обоснованный выбор;

- умение планировать и самостоятельно организовывать внеклассные мероприятия.

Формы контроля.

Оценка образовательно-воспитательного процесса осуществляется через использование следующих видов  контроля:

наблюдение, опрос, собеседование, творческое задание, выступление, конкурс, презентация,  конкурс знаменных групп и др.

Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Самоуправление. Общая характеристика. Практикумы.

2

1

1

3

Лидер и руководство

6

2

4

4

Самоорганизация, организация управления.

6

-

6

5

Психология делового общения

6

3

3

6

Навыки успешной коммуникации

4

-

4

7

Психология работы в группе

4

2

2

8

Методы повышения результативности работы

4

-

4

9

Мотивация

1

1

0

10

Организация и проведение КТД

22

2

20

11

Обучение знаменной группы

10

2

8

Всего

66

Содержание программы.

Самоуправление. Общая характеристика.

Для чего необходимо развитие самоуправления в условиях, характерных для современной России. Знакомство с понятием ученического самоуправления, определение основных целей и приоритетных задач, рассмотрение основных проблем и трудностей при формировании самоуправления в школе.

Практические занятия. Формирование нового актива школьного самоуправления. Создание собственных законов.

Лидер и руководство.

Знакомство с основными понятиями лидера и руководства, определение видов лидера. Рассмотрение темы менеджмента в контексте ученического самоуправления.

Практические занятия. Моделирование образа лидера в условиях школьного самоуправления, тестирование на определение лидерских черт в каждом из учащихся.

Самоорганизация, организация управления.

Одна из наиболее фундаментальных тем в формировании образа лидера школы. Рассмотрение вопросов, связанных с организацией личного времени. Знакомство с темой делегирования в группе, основных правил.

Практические занятия. Развитие умений по распределению целей и задач по степени важности и приоритетам; по путям выхода из конфликта.

Психология делового общения.

Определение роли психологии в деловом общении. Рассмотрение различных сторон и стилей общения.  Символы невербальной коммуникации.

Практические занятия. Игровые тренинги на тему стилей общения, преодоление барьера общения. Расшифровка символов невербального общения путём анализа всех жестов и поз в целом.

Навыки успешной коммуникации.

Формирует определённую культуру образа лидера.  Развитие навыков работы  с аудиторией, определение понятий деловой риторики, дизайна выступления.

Практические занятия. Работа с пространством, преодоление страха, разработка дизайна выступления на публики, применение смысловых моделей, импровизация. Развитие красноречия. Деловая переписка, её основные правила. Деловое общение по телефону.

Психология работы в группе.

Рассмотрение понятия коллектива и рабочей группы, их характерных черт и отличий, социально-психологического. Выявление уровня сплочённости коллектива ученического самоуправления.

Практические занятия. Рассмотрение понятия уровня  подчинённости, служебной субординации. Выявление в ходе практических занятий оптимального поведения человека в рабочем коллективе.

Методы повышения результативности работы.

Практические занятия. Сплочение, увеличение работоспособности команды через игру. Выявление генераторов и исполнителей идей. Создание новых видов игр, проведение игр среди младших школьников.

Мотивация.

Рассмотрение понятий мотивации, её роли в ученическом самоуправлении.

Практические занятия. Формирование мотивации школьников к присоединению к работе в школьном самоуправлении. Формирование преемственности.

Организация и проведение КТД.

Знакомство с культурно-массовым досугом школы, основными критериями для проведения мероприятий, формирование схемы создания школьного мероприятия, привлечения средств в проведение мероприятия, контроль за качеством проводимого мероприятия.

Практические занятия. Создание, разработка и проведение планового мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками.

Обучение знаменной группы

Теоретические: Знамя как символ чести и доблести; Символика и атрибутика РФ; Символика и атрибутика детского движения (история и современность); Знамя Победы; Атрибутика школы и школьной детской организации, технология выбора знамени; Соответствие символики основным целям и направлениям деятельности.

Практические: изучение основ строевой подготовки,  техники выноса знамени и флага.

Методическое  обеспечение

Методы работы:

  • игра (ролевая, игра-симуляция)
  • рефлексия
  • мозговой штурм
  • групповая дискуссия
  • визуализация
  • обучение по принципу «ровесник-ровеснику»
  • интерактивные методы
  • метод проблемного обучения и другие

Материально-техническое обеспечение программы осуществляет на базе МБОУ «Петропавловская СОШ» с привлечением узких специалистов других образовательных учреждений с. Петропавловское.

Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется специалистами МБОУ «Петропавловская СОШ»

  • папки методических материалов по различным темам программы Школы;
  • набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам образовательной программы Школы;
  • за период освоения образовательной программы Школы каждый обучающийся получает пакет конспективно изложенных материалов занятий и приложений к ним.

Список литературы

  1.   Закон   Российской  Федерации от 14.04.1995г. №82-ФЗ «Об  общественных  объединениях»  
  2. Методические рекомендации для старшего вожатого образовательной организации. Под ред. Левановой Е.А., Поповой (Смолик) С.Ю., Прокохиной М.И., Пушкаревой Т.В., Коршунова А.В., научно-практический центр СПО-ФДО. 2016
  3. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность»/ М: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2016.
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по военно-патриотическому направлению деятельности Российского движения школьников / .Ю. Алексеев, Российское движение школьников, ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», 2016
  5. Методические рекомендации по направлению деятельности «Личностное развитие» («Популяризация здорового образа жизни») под ред. С.Н.Морозюк, Е.А.Левановой, А.В.Коршунова, М: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2016.
  6. Иванов И.П.  Энциклопедия Коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989
  7.  Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.:Просвещение , 1978
  8. \Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007

Интернет-ресурсы:

  1. Национальная  стратегия  действий  в  интересах  детей  на  2012-2017  гг.

официальный текст – http://base.garant.ru/70183566/

  1. Технология массового мероприятия. Источник -  

http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700613

3. Памятка о порядке получения Личной книжки волонтёра //  

http://www.admkogalym.ru/administration/structure/kultura/index.php

4. http://samopoznanie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Разбуди в себе лидера!"

Занятие в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Городской совет школьников" (1 год обучения)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АРТ-лидер»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТ-лидер» объединения «Молодежка» (далее -  программа) разработана в 2021 г., ориентирована на развитие обще...