Программа "Наставничества Учитель_ ученик"
рабочая программа (7 класс)

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestvo.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа ___

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № __

____________ ____________

пр. № 142-од от 02.09.2021г.

ПРОГРАММА

 НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

по социально-гуманитарному  направлению

                            сроки реализации 2021-2022 учебный год

                                                                                            Автор программы:

        ________________ учитель физики,

 педагог дополнительного образования

_________________ 2021г.

Пояснительная записка

«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,

а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее

в благоприятной среде обучения и воспитания».

Мелик – Пашаев А,

Нолявская З.Н.

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования. 

       В соответствии с «Целевой моделью наставничества» в МБОУ СОШ №  _  разработана Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Программа  разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

 Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).

Педагогическая целесообразность программы  заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения целостное восприятие мира, людей и самого себя, развить интеллектуальные и творческие способности в оптимальном возрасте. Программа ориентирована на свободный выбор творчества.

    Внедрение Программы наставничества в МБОУ СОШ № --- обеспечит системность и преемственность наставнических отношений.

Форма наставничества «учитель – ученик»

Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) МБОУ СОШ № --

Цель: 

 создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их

самореализации в соответствии со способностями;

- совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.

Задачи:

- Научить детей видеть красоту окружающего мира.

- Научить детей выражать свои чувства через творчество.

- Формирование элементов самостоятельной деятельности

- Развивать способности ребенка в области художественного творчества.

- Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

- Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».

Нормативные основы  модели наставничества

Нормативные правовые акты международного уровня.

  •  Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
  •  Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
  •  Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

                   Нормативные правовые акты МБОУ СОШ № 11

  •  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № -».
  •  Программа развития МБОУ СОШ № -.
  •  Отчет о результатах само обследования деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа №-»
  •  Положение о педагогическом совете
  •  Положение о методическом совете

Принципы наставничества

•добровольность;

•гуманность;

•соблюдение прав наставляемого;

•соблюдение прав наставника;

•конфиденциальность;

•ответственность;

•искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

•взаимопонимание;

•способность видеть личность.

                               Формы организации наставничества:

  • Групповые практические занятия;
  • Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
  • Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;
  • Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
  • Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;
  • Участие в спортивных соревнованиях.

Основные формы проведения занятий 

- участие в тематических мероприятиях;

- участие в конкурсах различного уровня.

- творческие мастерские;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- работа по индивидуальным планам.

Ожидаемые результаты внедрения  модели наставничества

1.Создание образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.

  Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ № -, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

                                 Среди оцениваемых результатов:

● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; укрепление здоровья;

● рост интереса к занятиям спортом, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;

 ● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных, спортивных  и творческих проектов;

 ● численный рост посещаемости  спортивных секций;

● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;

● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;

 ● снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;

● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;

Термины и определения

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов

Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.    

   Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри МБОУ СОШ № - как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

  Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

      Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:

1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;

2) доверительные отношения;

3)взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.

                                      Портрет участников

Наставник.
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.

Наставляемый:

Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № - (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации.

Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.

Реализация программы наставничества

Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.

Проведение        первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.

Проведение        второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.

 Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

Регулярные        встречи наставника и наставляемого.

Проведение        заключительной встречи наставника и наставляемого.

 Реализация программы  наставничества осуществляется в течение календарного года.

•Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе»  и «выходе»  реализуемой программы.

Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

Обязанности наставника:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
  • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
  • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
  • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
  • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
  • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
  • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
  •  Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

                                               

                                                   Права наставника:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  •  Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
  • Получать психологическое сопровождение.
  • Участвовать в школьных, региональных  конкурсах наставничества.

                                      Обязанности наставляемого:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Выполнять этапы реализации программы наставничества.

Права наставляемого:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
  • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

Форма наставничества: «Учитель - ученик»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: « Учитель – ученик».

Ф.И.О. , должность наставника – ------------------------------------

Ф.И.О. наставляемых учеников:- --------------------- ученик 6 класса

Срок осуществления плана: с « 01 » сентября 2021 г. по « 31 » мая 2022 г.

Проект, задание

Срок

Планируемый

результат

Фактический результат

Оценка

наставника

Раздел 1. Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

1.1.

Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления ярко выраженных художественных способностей.

сентябрь

Художественные способности выявлены

1.2.

Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

октябрь

Индивидуальный план разработан

1.3.

Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов

В теч. года

сформированность эстетического восприятия окружающей действительности

Раздел 2. Направления общеобразовательного развития ученика

2.1.

Участие в тематических классных часах, внеклассных мероприятиях, «Конкурсах творчества», «Конкурс рисунков», выпуск стенгазет и т.п.)

Периодически по индивидуальному плану.

Участие в районном конкурсе экологического рисунка «Сохраним природу малой Родины»

Участник конкурса

2.2.

Привлечение к работе кружков.

В теч. года

Участник конкурса «Дорожный знак на школьной остановке» (кружок «Школьный калейдоскоп»)

2.3

Публикации творческих и проектных работ обучающихся в сети Интернет

В теч. года

2.4.

Самообразование. Пополнение фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций для организации работы с одаренными детьми.

В теч. года

2.5.

Мониторинг достижений

В теч. года


2.6.

Подготовка к участию в художественных представлениях, выставках, конкурсах.

В теч. года

2.7.

Создание условия для поддержания интереса к художественному творчеству со стороны родителей.

В теч. года

Активное участие родителей в образовательном процессе

2.8.

Знакомство с художниками и техникой исполнения (Морозова Анастасия)

В теч. года

Передача опыта

2.9.

Создание «Портфолио достижений».

Апрель-май

Подпись наставника___________________________

                                           «____» _________ 20__г.

Подпись наставляемого обучающегося_______________________

«____» _________ 20__ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий ко Дню Учителя - «Ученики – учителям. Всегда мы благодарны вам».

Праздник посвященный "Дню Учителя" проводимый в коррекционной школе VIII вида...

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Конфликт в жизни учителя «учитель –родитель», «учитель –ученик» и пути преодоления.

Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты...

Разработка внекласского мероприятия, посвящённого Дню Учителя. " Ученики-учителям: Мы очень благодарны Вам!"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Учителя, содержит стихи, сценки, песни. В них обучающиеся говорят о важности и сложности педагогического труда, выражают любовь к своим наставника...

Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...