Развитие познавательных, творческих и исследовательских компетенций учащихся средствами организации работы "Клуба любителей финской культуры"
статья

Лепская Виктория Александровна

Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и культурными организациями города в создании клуба «Любителей финской культуры». Эффективная организация работы клуба позволяет развивать познавательные, творческие и исследовательские компетенции учащихся и способствует становлению образованной, творческой,  и  активной  личности ребёнка. Термин «компетенция» подразумевает общую способность, основанную на знании, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Познавательные, творческие и исследовательские компетенции являются ключевыми в современной школьной практике.  Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Овладение данными компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым.  Наиболее эффективной формой решения данной задачи является организация научно-исследовательской деятельности школьников, успешно осуществляемой в рамках работы клуба. Результатами нашей работы в течение последних лет стало успешное участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях школьного, муниципального и регионального уровней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных, творческих и исследовательских компетенций учащихся средствами организации работа «Клуба любителей финской культуры»

                                                                                    Учитель английского языка

                                                                                    Лепская В.А.

“Ребенок, испытавший радость творчества и исследования даже в самой минимальной степени, становится иным, чем ребенок, подражающий актам других.”

Б.Астафьев

В настоящее время наблюдаются  стремительные изменения в обществе, требующие  от человека, помимо высокого интеллектуального развития, наличие таких качеств, как способность  к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность и любознательность. Очевидно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу.

В связи с этим одной из важнейших целей учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование базовых компетенций. Термин «компетенция» подразумевает умения и навыки, основанные на знании, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Ключевыми в современной школьной практике являются познавательные, творческие и исследовательские компетенции.  

Познавательные компетенции – это совокупность умений и навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки своего труда, а также умение работать с инструкциями, справочной и другой литературой.

Под творческими компетенциями понимается выражение индивидуальности ребёнка в основе, которой лежит познавательная потребность.  

В свою очередь, развитие интеллектуальных компетенций предполагает применение имеющихся умений и навыков в нестандартных ситуациях, высокий уровень развития познавательных процессов, а также владение приёмами добывания новых знаний.

Овладение данными компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым и использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Наиболее эффективной формой достижения данной цели является организация научно-исследовательской деятельности школьников,  успешно осуществляемой в нашей школе в рамках работы клуба «Любителей финской культуры».

Данный клуб организован в рамках проекта сотрудничества «От Детства без границ к Миру без границ» между нашей школой и Генеральным консульством Финляндии в Мурманске. Кроме того мы успешно сотрудничаем с отделами иностранных языков и краеведения областной детско-юношеской библиотеки имени А. Бредова. Интерес к Финляндии объясняется тем, что это наш ближайший сосед, мурманчане часто бывают в этой стране. Кроме того, финский город Рованиеми стал первым городом-побратимом Мурманска в 1965 г. Целью создания клуба является изучение культуры, традиций, истории Финляндии, а также практика английского языка, развитие двуязычия и создание условий для саморазвития и самореализации учащихся. В школьной библиотеке создан уголок финской культуры, где самому ценному экспонату 40 лет. Заседания клуба проходят раз в месяц и каждое встреча посвящена конкретной теме.  Среди учащихся школы есть ребята, которые являются постоянными участниками клуба, но в зависимости от темы мы приглашаем остальных школьников из разных классов. Наша цель – провести всех учеников школы через работу клуба, таким образом, объединив их общей идеей и интересным делом. Заседания клуба проходят на английском, русском и финском языках. Совместными усилиями учителей, учеников, представителей консульства и библиотеки мы организуем совместные мероприятия и мастер-классы. На слайдах презентации представлены фото с  танцевального мастер-класса , практического занятия по приготовлению традиционного финского бутербродного торта, занятие о традиционной музыке Финляндии (у ребят была уникальная возможность подержать в руках инструменты и даже сыграть на них). Также  мы осуществили большой проект, приуроченный к празднованию Дня защиты детей и окончанию учебного года «Рок фестиваль. Современная музыка Финляндии и России». Это было незабываемое мероприятие для всех, в конце встречи мы разучивали и пели финские песни.

Помимо интересных и познавательных встреч работа клуба является стартовой площадкой для осуществления проектной и исследовательской деятельности в школе. В качестве примера хочу привести интересный проект учащихся 8-9 классов по разработке авторских буклетов о Финляндии. Их темы очень разнообразны: национальные символы Финляндии, факты о Финдяндии, удивительные факты о стране и др. Буклеты представлены на двух языках – русском и английском.  Другим серьёзным проектом является исследовательская работа ученика 8 класса Прокопчука Н. «Города-побратимы – залог мира и дружбы на Земле…». Никита провёл длительное серьёзное исследование о представлении мурманчан о городах-побратимах. Убедившись в низком уровне знаний горожан (особенно у молодёжи), мы разработали авторский буклет о городах-побратимах и создали мультфильм о них, который Никита сам нарисовал, смонтировал, озвучил и написал к нему музыку. С этой работой мы заняли I  место в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», I  место на муниципальном этапе и II место в региональной научно-инженерной выставке молодых исследователей севера. В прошлом учебном году с ученицей 2 класса мы написали исследовательскую работу «Родственные связи Деда Мороза и Санта Клауса». Данный проект оказался настолько удачным, что полученные результаты работы активно используются учителями школы при подготовке уроков и новогодних внеклассных мероприятий.  Из последних ярких исследований  хочется отметить работу ученицы 4 класса Логвиненко Э. «Ложные друзья переводчика»,  которая получила высокую оценку жюри (I место) на школьной и муниципальной выставке-конференции школьников «Юные исследователи – будущее Севера». Работа посвящена крайне актуальной теме в изучении английского языка. Практическим результатом стала авторская разработка словаря «ложных друзей переводчика», доказавшего свою эффективность в работе с учащимися.

Исследовательская работа очень нравится детям. Она способствует улучшению успеваемости,  повышению качества обучения, развитию творческих способностей  и приводит к формированию образованной и самостоятельной личности. Безусловно, создание ученической исследовательской работы — очень трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"...

Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.

В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

«Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»

Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главно...

Диалог культур в рамках работы Клуба любителей финской культуры

Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы c культурными организациями города с целью осуществления диалога культур России и Финляндии....

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности "Клуб любителей финской культуры"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей финской культуры»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...