Методические разработки «Феномен детей индиго. Особенности организации работы с ними»
методическая разработка

Лукунидзе Оксана Владимировна методист

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_fenomen_detey_indigo.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Феномен детей индиго. Особенности организации работы с ними»

(для педагогов и родителей)

Цели: разобрать проблему выявления одаренных детей и организовать поддержку культурного самовыражения таких детей, а также оказать методическую помощь в обучении и воспитании детей с нестандартными моделями поведения.

Задачи: 

- ознакомить педагогов дополнительного образования с интеллектуальными и психологическими особенностями «детей нового времени»;

- способствовать повышению мотивации педагогов дополнительного образования в работе с детьми Индиго;

- дать рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию, содействию социализации детей Индиго, формированию у них коммуникативных навыков.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной: в мир приходят другие дети, и обучать их надо иначе. Поэтому главное звено образовательной системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми, изменить свое отношение к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Необычный характер у этих детей проявляется буквально с первых дней жизни, а в 3-4 года становится ясно, что их способности и модели поведения в корне отличаются от сверстников. В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем. Такие дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей.

Особенности характера детей «Индиго»:

- не по возрасту мудро рассуждают;

- быстро находят общий язык с техникой;

- легко устанавливают контакт с животными;

- сознательно уединяются, как бы погружаясь в себя;

- у них высокая самооценка, самостоятельность в суждениях;

- не терпят фальши, требуют искренности;

- решения принимают интуитивно;

- обладают экстрасенсорными способностями;

- доверяют только аргументированным высказываниям;

- стараются проявить свои многочисленные таланты.

Рекомендации  педагогам и родителям

по работе с детьми «Индиго»:

Основная задача педагога — новые методы воспитания, причём не детей, а взрослых. Необходимо работать с родителями, разъяснять им, что нужно быть более внимательными, более любящими, нужно менять себя, ломать стереотипы в вопросах воспитания, стать более прогрессивными, добрыми, человечными. При этом не следует культивировать исключительность детей, иначе из них вырастут эгоисты. Важно признать их индивидуальность. И научить признавать индивидуальность других.

Взаимодействие педагога и ребенка обычно строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Работая с детьми Индиго, педагог должен соответствовать критериям готовности к работе с одаренными детьми – знание возрастной психологии, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, профессиональная компетентность, умение найти подход к нестандартным детям, доброжелательность, чуткость, педагогический такт, высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей – главные его инструменты.

-  уважительно обращайтесь с детьми Индиго;

- поддерживайте в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я». Говорите о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

- отмечайте сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

- не навязывайте ребенку вопреки его желанию способы деятельности и поведения;

- принимайте и одобряйте все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества;

- помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины;

- всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось;

- никогда не унижайте их. Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции. Если вы приказываете им в авторитарном духе без веских оснований, то дети не будут слушаться вас и даже выдадут вам целый список причин, почему это нехорошо. Ваша поддержка их действий должна выражаться, прежде всего, в формировании у них чувства безопасности;

- избегайте порицания и критики, всегда давая им понять, что поддерживаете их начинания;

- не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с энтузиазмом;

- не говорите им, кто они сейчас или кем станут впоследствии, они знают это лучше вас;

- обращайтесь с ними как с равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности;

- прислушивайтесь к ним: они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ MS Power Point

В методическом материале представлена классификация презентаций, описаны преимущества использования мультимедийных презентаций при проведении занятий, сформулированы рекомендации по разработке мультим...

Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.

 Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все де...

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....

Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними.

Одаренные дети являются уникальным явлением в современном социальном мире, поэтому для полноценного построения образовательного процесса, так важно знать их психолого-педагогические особенности....

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....

Методическая разработка " Различные формы музыкального диктанта и работа над ними"

Сложный процесс записи музыкального диктанта требует определенных знаний и наввыков, специальной подготовки.Цель работы- обобщить методические рекомендации по записи музыкального диктанта для успешног...