Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
статья

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации»

Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья- это ещё и возможность заявить окружающим о себе и своём богатом внутреннем мире.

Творчество – это один из способов коррекции эмоционального состояния человека, а главное это получение позитивных эмоций: переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах в своём творческом потенциале и творческих способностях.

Процесс творчества способствует саморазвитию, самовыражению, самореализации.

Цель: Социальная адаптация и развитие творческих способностей через изобразительную деятельность.

Задачи:

1.Развитие эмоциональной сферы.

2.Повышение уровня самооценки.

3.Реализация творческих способности в изобразительной деятельности.

4.Формирование предметных умених в изобразительной деятельности.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий:

1. Индивидуальные занятия.

Направлены на индивидуальную коррекцию и развитие индивидуальных способностей ребёнка в творчестве.

2. Групповые занятия. Работа в малых группах по 2-3 человека

Направлены на социализацию и формирование коммуникативных способностей у детей, а также на развитии творческого потенциала.

Как показывают наблюдения занятия в творческой мастерской положительно влияют на многие факторы развития детей:

Значительно расширяются и углубляются знания об окружающем мире

Развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

Совершенствуется моторика, координация движений

Развивается эмоционально-волевая сфера

Формируется самостоятельность и активность

Корректируется поведение

При изготовлении рисунков, поделок мы берём простые сюжеты, но важно при этом воспитывать в ребёнке желание сделать шедевр самому и, так радостно звучат слова: «Это я тебе сделал, мама!», тем самым демонстрируя значимость своих достижений в творчестве.

Значение реабилитации творчеством в социализации детей-инвалидов в обществе:

Ближайшее окружение (мамы, папы, одноклассники)

Участие в выставках и акциях различных уровней

Виды изобразительной деятельности, способствующие творческой реабилитации:

1.Рисование с использованием нетрадиционных техник.

Все дети любят рисовать, но страх перед белым листом, первые неудачи, чьё-то критическое замечание часто отбивают у детей желание рисовать. Помочь детям почувствовать себя свободными, преодолеть трудности удивиться и порадоваться миру помогают нетрадиционные техники рисования ( вилкой, мыльными пузырями, ниткой, ватными палочками, отпечатками листьев и своих ладошек…) Нетрадиционные техники развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Это как маленькая игра, в которой надо думать, пробовать, искать, экспериментировать. Это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.

2.Пластилинография.

Пластилинография – «это пластилиновое чудо» в котором краски поменялись местами с пластилином. Пластилинография -лепные картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, знакомится с объёмной и полуобъёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, укрепляется мышечная сила пальчиков, формируются конструктивные способности.

3.Обьёмное моделирование.

Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у детей идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.

В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и мышление.

4.Аппликация.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Из чего только не делают аппликации: бумага, картон, природный материал (листья, различные крупы, семена…), ткань, нитки, вата…

Аппликация может стать очень интересным и развивающим занятием для детей.

У детей развивается и совершенствуется мелкая моторика, что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребёнка. Во время занятия у ребёнка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление, абстрактное и объектное мышление, речь.

Для успешного проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд условий, а занятия выстраивать с учётом индивидуальных особенностей детей.

Особенности проведения занятий с детьми в творческой мастерской:

  1. Ритуал «Приветствия». Настрой на продуктивную деятельность.
  2. Поэтапное разъяснение задания с чёткой инструкцией, что и как делаем (при необходимости показ образца)
  3. Соблюдение последовательности выполнения задания.
  4. Осуществление индивидуального подхода с учётом состояния здоровья
  5. Смена видов деятельности и вариативность.
  6. Использование игровых моментов, физкультминуток и пальчиковых игр.
  7. Создание ситуации успеха.

Приобщаясь к творчеству с раннего возраста у детей-инвалидов наблюдается положительная динамика общего эмоционального настроя- от насторожённости и апатии к радостному желанию творить, общаться и делится своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка. Это формирует защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

Изобразительная деятельность является эффективной для социальной адаптации детей-инвалидов, а также, развития у них творческих способностей.

Главная цель реабилитации - это улучшение качества жизни ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.

Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.

Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра

Выступление на семенаре "Эффективные формы и методы работы с людьми с ограниченными возможностями"....

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районном МО учителей изобразительного искусстваУчитель: Крылова Татьяна Робертовна...