Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра
статья

Войтович Ольга Александровна

Выступление на семенаре "Эффективные формы и методы работы с людьми с ограниченными возможностями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

1.Вступительная часть

Слайд 1

Тема: Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра.

Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья- это ещё и возможность заявить окружающим о себе и своём богатом внутреннем мире.

Творчество – это один из способов коррекции эмоционального состояния человека, а главное это получение позитивных эмоций: переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах в своём творческом потенциале и творческих способностях.

Процесс творчества способствует саморазвитию, самовыражению, самореализации.

Слайд 2

Цель: Социальная адаптация и развитие творческих способностей через изобразительную деятельность.

Задачи:

1.Развитие эмоциональной сферы.

2.Повышение уровня самооценки.

3.Реализация творческих способности в изобразительной деятельности.

4.Формирование предметных умених в изобразительной деятельности.

2.Основная часть.

Слайд 3

Для достижения цели в реабилитации творчеством мною разработана Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радуга» для детей возрасте 5- 10 лет, рассчитана на 36 часов по 1 занятию в неделю. Для клиентов старше 10 лет занятия проходят по индивидуально разработанному социально-педагогическому плану.

Клиенты Центра реабилитации Кронштадтского района начиная с раннего возраста имеют возможность посещать занятия в творческой мастерской. Они проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности и посещая занятия в творческой мастерской «Радуга» они рисуют, лепят, вышивают... Каждая встреча ребёнка с прекрасным- это ещё и своеобразный урок жизни, урок доброты.

Слайд 4

Виды изобразительной деятельности, способствующие творческой реабилитации, которые я применяю в своей работе:

1.Рисование с использованием нетрадиционных техник.

Все дети любят рисовать, но страх перед белым листом, первые неудачи, чьё-то критическое замечание часто отбивают у детей желание рисовать. Помочь детям почувствовать себя свободными, преодолеть трудности удивиться и порадоваться миру помогают нетрадиционные техники рисования ( вилкой, мыльными пузырями, ниткой, ватными палочками, отпечатками листьев и своих ладошек…) Нетрадиционные техники развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Это как маленькая игра, в которой надо думать, пробовать, искать, экспериментировать. Это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.

Слайд 5

2.Пластилинография.

Пластилинография – «это пластилиновое чудо» в котором краски поменялись местами с пластилином. Пластилинография -лепные картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, знакомится с объёмной и полуобъёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, укрепляется мышечная сила пальчиков, формируются конструктивные способности.

Слайд 6

3.Обьёмное моделирование.

Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у детей идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.

В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и мышление.

Слайд 7

4.Аппликация.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Из чего только не делают аппликации: бумага, картон, природный материал (листья, различные крупы, семена…), ткань, нитки, вата…

Аппликация может стать очень интересным и развивающим занятием для детей. У детей развивается и совершенствуется мелкая моторика, что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребёнка. Во время занятия у ребёнка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление, абстрактное и объектное мышление, речь.

Слайд 8

5.Изонить.

Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

Результаты использования техники изонити показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки, способствует развитию логического мышления, развивает координацию движений рук под контролем глаз, воспитывает усидчивость, терпение, внимательность и старание.

Слайд 9

6. Вышивка лентами.

Вышивка шёлковыми лентами уходит своими корнями в древность. Широкое распространение эта техника получила в современном мире декоративно-прикладного искусства. Преимущество такого вида рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами.

Осваивая разнообразные способы выполнения элементов вышивки, развивает моторику рук, чувство цвета, логическое мышление. С помощью этой техники у детей совершенствуются трудовые навыки, формируется культуру труда, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Слайд 10

7.Вязание.

Как известно вязание – это вид терапии, успокаивающий нервную систему. Постоянные движение кистями и пальцами рук, а значит, развивается ловкость.

Вязание – это процесс, который напрямую связан с развитием мозга, а это особенно важно для детей. Идёт тренировка двух полушарий мозга.

Слайд 11

Для успешного проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд условий, а занятия выстраивать с учётом индивидуальных особенностей детей.

Особенности проведения занятий с детьми в творческой мастерской:

  1. Ритуал «Приветствия». Настрой на продуктивную деятельность.
  2. Поэтапное разъяснение задания с чёткой инструкцией, что и как делаем (при необходимости показ образца)
  3. Соблюдение последовательности выполнения задания.
  4. Осуществление индивидуального подхода с учётом состояния здоровья
  5. Смена видов деятельности и вариативность.
  6. Использование игровых моментов, физкультминуток и пальчиковых игр.
  7. Создание ситуации успеха.

Слайд 12

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий:

1. Индивидуальные занятия.

Направлены на индивидуальную коррекцию и развитие индивидуальных способностей ребёнка в творчестве.

Слайд 13

2. Групповые занятия. Работа в малых группах по 2-3 человека

Направлены на социализацию и формирование коммуникативных способностей у детей, а также на развитии творческого потенциала.

Слайд 14

3. Занятия в группах совместно со здоровыми детьми.

Направлены на социальную адаптацию детей с особенностями развития и осознание важного составляющего своей личности «Я такой как все, и все мы разные» продолжая развивать свои таланты в творчестве.

Слайд 15

Мастер-классы.  

Задачей проведения мастер-классов в творческой мастерской является возможность привить детям радость творчества.

Детский мастер-класс – это всегда праздник, сопряжённый с радостью познания и творческого самовыражения! Обучение, проходящее в игровой форме, с элементами театрализации как нельзя лучше отвечает потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастов в освоении окружающего мира и открытии безграничных творческих возможностей. Мастер-классы помогают детям лучше узнать себя и увидеть других, наладить тёплые дружеские отношения с другими другом.

Мастер- класс «Дары осени»

Слайд 16

Мастер- класс «Озорная белка»

Слайд 17

Мастер-класс «Символ года - мышка»

Слайд 18

4.Дистанционные занятия (слайд) «реабилитация дома»

Форма занятий позволяет продолжать занятия в период ограничений и карантина. В социальной сети «ВКонтакте» в группе «ОДП ЦСРИ» проведено более 50 мастер- классов различной тематики, уровня сложности и с использованием различных материалов. Дистанционная форма, продиктованная временем, позволила найти новые формы эффективного взаимодействия с клиентами для продолжения занятий

Слайд 19

Как показывают наблюдения занятия в творческой мастерской положительно влияют на многие факторы развития детей:

  • Значительно расширяются и углубляются знания об окружающем мире
  • Развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
  • Совершенствуется моторика, координация движений
  • Развивается эмоционально-волевая сфера
  • Формируется самостоятельность и активность
  • Корректируется поведение

Слайд 20

При изготовлении рисунков, поделок мы берём простые сюжеты, но важно при этом воспитывать в ребёнке желание сделать шедевр самому и, так радостно звучат слова: «Это я тебе сделал, мама!», тем самым демонстрируя значимость своих достижений в творчестве.

Значение реабилитации творчеством в социализации детей-инвалидов в обществе:

  • Ближайшее окружение (мамы, папы, одноклассники)
  • Участие в выставках и акциях различных уровней
  • Активное участие в творческих фестивалях и конкурсах где ребята занимают призовые места.

3.Заключительная часть

Слайд 21

Приобщаясь к творчеству с раннего возраста у детей-инвалидов наблюдается положительная динамика общего эмоционального настроя- от насторожённости и апатии к радостному желанию творить, общаться и делится своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка. Это формирует защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

Изобразительная деятельность является эффективной для социальной адаптации детей-инвалидов, а также, развития у них творческих способностей.

Главная цель реабилитации - это улучшение качества жизни ребёнка.

«Жить и быть счастливым» нам помогает творчество!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....

Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...

Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра

Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...

Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...