Методическая разработка: «В помощь педагогу дополнительного образования»
методическая разработка

Коннова Светлана Юрьевна

В помощь педагогу дополнителного образования даны некоторые подсказки для облегчения и улучшения подготовки к занятию,и последующего самоанализа проведенного занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «В помощь педагогу дополнительного образования»

Как  подготовиться  к занятию

  1. Старайтесь спланировать всю  тему  сразу (5-8 занятий), материал не  должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство
  2. Определяя цели  занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную  и свою методическую  цель (какой новый метод, прием  вы  используете)
  3. При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь  в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем
  4. Определите моменты активного включения  учеников в занятие
  5. Подготовьте резервный материал на случай преждевременного  окончания  запланированной работы в группе
  6. Повторите программу эмоционально- психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных  ощущений, стереотипов

Начало и концовка занятия

Начало  и концовка  занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие?  С каким настроением дети уйдут с занятия домой?  

Начните с приема « коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь  внимание детей. Варианты:

  • Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
  • Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
  • Задайте вопрос,  связанный с интересами детей,  их жизненным опытом.
  • Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
  • Начать с чего-то  личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).

Концовка занятия:

  • Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись  возражать,  не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
  • Вызвать смех.
  • Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер. Помните «Два капитана»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
  • Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий  назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы
  • Призыв к действию.

Лист наблюдения  и оценки учебного занятия

Проверяющий___________________________________________________________________________________________

Дата________________ Объединение_______________________________________________________________________

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________________________________

Количество детей в группе_____________ на занятии__________________________________________________________

Тема: _______________________________________________________________________________________

Требования к

деятельности педагога

баллы

Требования к деятельности

обучающихся

баллы

3

4

5.

3

4

5

1. Начало занятия

1.Внимание детей на    различных этапах:

В начале

В середине

В конце

2. Повторение и проверка  знаний

2. Интерес к теме

3.Теоретический уровень

    изложения:

Научность

Логичность

Систематичность

Последовательность

Доступность

3 .Активность детей при   опросе:

при изучении

при закреплении

4.Раскрытие темы

4.Прочность знаний,   умений, навыков

5. Отбор материала

5.Самостоятельность  суждений

6. Организация внимания

   детей

6.Отношение к педагогу

7.Воспитательная сторона  занятия

7.Культура труда

8.  Использование ТСО, наглядности,

дидактического материала

8.Речь

9.Индивидуальный подход

9.Вопросы к педагогу

10. Эмоциональность

10. Самоконтроль

11.Педагогический такт

11. Дисциплина:

готовность к занятию

во время занятия

во время самостоятельной работы

во время объяснения

во время объяснения  д/з

12.Речь

Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной

      работы:

содержание

методика

15. Объективность

16. Домашнее задание

 

Педагогу дополнительного образования

(памятка для самоанализа занятия)

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

 4. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

      5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

     6. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

     7. Какое сочетание методов и форм обучения избрано для раскрытия нового материала?

     8. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения?

    9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся?

     10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

     11. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?

    12. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени?

    13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

    14.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

Педагогу дополнительного образования

(анализ занятия  учащимися)

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

               а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как  ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

               а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

               а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

               а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

               а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЖАТЫМ»

Методическое пособие служит хорошим помошником для начинающих вожатых и педагогов дополнительного образования....

Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования по образовательной программе «Компьютерный рисунок»

Пояснительная записка  Данное методическое пособие разработано в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста рисованию на компьютере, например, ...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования « Бабочки, жуки, мушки»

Пояснительная запискаДанная методическая разработка предлагается в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста объёмному моделированию, например,  по...

Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»

« Отслеживание  результатов освоения обучающимися  образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»   Таблицарезультативности по освоению ...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"...

Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме «Cвoя игра»

Цель - oбoбщение и cиcтематизация знаний oбучающихcя пo предмету «Шахматы» первoгo гoда oбучения.Задачи:- фoрмирoвать у oбучающихcя пoлoжительную мoтивацию к предмету «Шахм...