Методические рекомендации для педагогов по подготовке к конкурсу профессионального мастерства
методическая разработка

Елена Лазаревич

В методических рекомендациях раскрываются особенности проведения профессионального конкурса педагогов, критерии оценивания конкурсных испытаний, а также типичные ошибки, допускаемые конкурсантами при выполнении конкурсных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

по подготовке к конкурсу профессионального мастерства

Конкурсное испытание «Творческая самопрезентация».

На каждое выступление в этом конкурсном испытании отводится до 10 минут, включая ответы на вопросы.

Напомним, что самопрезентация представляет собой акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам. Эффект первого впечатления фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений. Поэтому педагогу крайне важно умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть «подать себя» в выгодном свете.

При этом следует подчеркнуть, что от конкурсанта требуется представление прежде всего достижений в своей профессиональной деятельности, опыта внедрения инноваций, взаимодействия с родителями обучающихся, коллегами, педагогами других общеобразовательных организаций и др.

Конкурсант должен кратко и наглядно сформулировать принципы и приоритеты своей профессиональной деятельности. Представление сопровождается мультимедийной презентацией или другими формами подачи информации, содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника, используемых им технологий и методик.

Критерии оценивания конкурсного задания:

- умение анализировать собственный педагогический опыт, применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;

- общая и профессиональная эрудиция;

- культура публичного выступления;

- умение взаимодействовать с аудиторией.

В умении правильно себя презентовать традиционно выделяют несколько компонентов:

1. Первый компонент – внешний вид конкурсанта. В любой профессиональной презентации всегда приветствуется выбор делового стиля в одежде, а также соответствие прически и макияжа (у женщин) демонстрируемому профессиональному имиджу. Следует отметить, что при формировании первого впечатления о конкурсанте одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеваться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией. В одежде наиболее информативны силуэт (чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих, таковому силуэту соответствует одежда делового стиля), а также цвет (в российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» – цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков и растений).

2. Второй компонент – речь конкурсанта. К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. К числу основных элементов техники речи относятся: интонация, дикция, темпо-ритм, жесты и мимика.

При подготовке к самопрезентации необходимо продумать свою речь, избавиться от жаргонизмов, слов-паразитов и сленга. Важен интонационный настрой речи. Он должен быть живым, бодрым, настойчивым. Желательно исключить из своей речи отрицательные слова и высказывания. Создаваемый с помощью речи образ должен быть максимально позитивным.

Следует составить план выступления, написать его тезисы, особенно продумать начало выступления и его окончание. Объем выступления должен соответствовать временному регламенту. Рекомендуется перед выступлением записать и предварительно прослушать свое выступление.

В содержании выступления рекомендуется обозначить причины выбора профессии, отразить основные этапы профессионального становления конкурсанта, особенности профессиональной деятельности (ее характера, категории и особенностей детей с ОВЗ), кратко представить профессиональные достижения (более полное представление профессиональных наград, дипломов, сертификатов лучше отразить в сладах презентации), сформулировать свое профессиональное кредо и дальнейшие задачи своего профессионального развития.

3. Третий компонент невербальная коммуникация. В процессе публичного выступления рекомендуется избегать закрытых поз, то есть скрещенных рук и ног; не использовать ненужных и раздражающих жестов; не теребить волосы; не чесаться, не зевать, не тереть лоб и др.

Разрабатывая сценарий выступления, следует помнить, что главными целями в этом конкурсном испытании являются следующие позиции: выделиться, запомниться, убедить, сделать своими сторонниками членов жюри. Главной составляющей успешной презентации независимо от личности конкурсанта и выбранной формы представления, является искренность. Большое значение имеет правильно подготовленная компьютерная презентация.

Выделяются следующие правила создания компьютерной презентации:

Правило 1. Содержание презентации должно быть четко структурировано: стройность и логичность изложения позволяют слушателю не потеряться в презентации. Это относится как к плану устного выступления, так и к визуальным элементам. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего.

Правило 2. Краткость представленной на слайдах информации. После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Сокращая, продумывайте, что именно услышит и увидит аудитория, ведь публика видит вас впервые и не знает ни ваших заслуг, ни предыдущих разработок. Чтобы убедить слушателей необходимо выделить, прежде всего, суть (сущность) личного профессионального опыта и показать его эффективность. Не рекомендуется накладывать на один слайд множество фотографий, схем, ссылок, так как очень часто наложения, из-за того что на разных компьютерах установлены разные версии программ и приложений, презентации могут «зависнуть», и выступающий окажется в неудобном положении.

Правило 3. Лаконичный дизайн. В презентации следует избегать громоздких схем и таблиц, использования белого шрифта на желтом или голубом поле, большого количества анимационных эффектов, которые могут отвлекать слушателей. Каждый переход на другую презентацию, файл с документом или фильм должны быть оправданы целю вашего выступления и ограничены временными рамками выступления.

Среди наиболее часто допускаемых участниками конкурса в задании «Самопрезентация» ошибок можно выделить следующие:

1) конкурсант заменяет свое устное выступление фильмом о себе либо о конкурсанте рассказывают его коллеги (в задании «Самопрезентация» оценивается прежде всего способность конкурсанта к публичному выступлению);

2) конкурсант зачитывает речь выступления по бумажке или повторяет текст, представленный на слайде;

3) большую часть отведенного на выступление времени конкурсант использует для рассказа о своей семье, своих увлечениях или поет, танцует (т. к. профессиональная самопрезентация это не конкурс художественной самодеятельности);

4) в содержании выступления нарушена логика изложения, присутствуют повторы, нарушения грамматического строя речи, неправильное употребление слов и др.;

5) при упоминании применяемых в работе образовательных и коррекционных технологий, методов конкурсант не указывает их авторов или называет их «мой метод», «моя технология».

Конкурсное испытание «Открытый урок/открытое занятие»

Конкурсное испытание «Открытый урок/открытое занятие» является важнейшей частью Конкурса, позволяющей определить уровень владения профессиональными компетенциями педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Особенностями конкурсного испытания «Открытый урок/открытое занятие» являются:

– конкурсант проводит занятие с детьми, с которыми недостаточно хорошо знаком;

– возможность возникновения непредвиденных поведенческих реакций у обучающихся в ходе учебного (воспитательного, коррекционного) занятия в связи с разнообразием их психолого-педагогических особенностей;

– разный уровень обученности и обучаемости детей.

Конкурсное испытание «Открытый урок/открытое занятие» соответствует продолжительности проведения учебного (воспитательного, коррекционного) занятия с данной группой обучающихся. Кроме того конкурсное испытание включает самоанализ конкурсантом проведенного занятия, а также ответа на вопросы жюри.

При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что конкурсант должен продемонстрировать не только свое знание учебного предмета, коррекционного курса или воспитательного мероприятия, но и умения организовывать деятельность детей, быстро и правильно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе занятия, поведение и особенности деятельности детей.

Выделяют следующие шаги в подготовке к проведению открытого занятия:

1. Определение цели занятия – заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь).

2. Отбор содержания материала, т.е. его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определение системы заданий и самостоятельных работ детей.

3. Выбор наиболее эффективного сочетания приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов и форм работы с обучающимися педагог руководствуется несколькими принципами: сочетание словесных и наглядных методов и средств обучения, выбор оптимальных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы; учет типологических, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

4. Планирование оснащения занятия разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов.

При подготовке к проведению открытого занятия важно помнить, что любое занятие (учебное, коррекционное, воспитательное) должно оказывать всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения. Успешность проведения открытого занятия зависит прежде всего от того, насколько педагог подготовлен к занятию, с каким настроением его проводит, внимателен к особенностях поведения и реакций детей, понимает их переживания, может тактично влиять на каждого. Педагог в ходе занятия должен уметь показать, как он умеет работать со всем классом и с каждым учеником в отдельности.

Критерии оценивания конкурсного задания:

- содержание занятия;

- выбор и применение соответствующих средств, методов, форм обучения;

- дифференциация и индивидуализация процесса обучения, воспитания и коррекции;

- личностные и профессиональные качества педагога;

- владение методикой анализа собственной профессиональной деятельности;

- уровень профессиональной рефлексии (объективность анализа открытого урока, занятия).

При анализе учебного занятия членами жюри учитывается:

1. Использование новейших достижений в области образования.

2. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

3. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

4. Логика построения занятия, единая линия содержания.

5. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

6. Эффективность использования приемов мотивации учебно-познавательной деятельности, создания ситуации успеха; владение приемами организации и стимулирования деятельности обучающихся.

7. Умение педагогом грамотно выбирать и использовать форму помощи ребенку при выполнении заданий.

8. Умение создавать условия для развития самостоятельности детей.

9. Вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, их активность, заинтересованность.

10. Создание условий для дифференциации и индивидуализации деятельности обучающихся.

При планировании и проведении занятия конкурсанту рекомендуется учитывать следующее:

1) занятие должно быть эмоциональным, вызывать интерес к познанию и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и детей завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии педагога и воспитанников на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) на занятии должна доминировать атмосфера доброжелательности и активной творческой деятельности;

5) следует чаще менять виды деятельности детей, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) педагог должен обеспечить активное участие каждого ребенка в образовательной деятельности.

Важной составляющей конкурсной испытания «Открытый урок/открытое занятие» является его самоанализ, проведенный педагогом. Для проведения самоанализа урока (коррекционного, воспитательного занятия) конкурсанту рекомендуется выстроить свое выступление, ориентируясь на следующие вопросы:

1. Соответствовала ли тема урока (коррекционного, воспитательного занятия) его содержанию?

2. Были ли решены запланированные задачи урока (коррекционного, воспитательного занятия) и каким образом (каким содержанием, какими методами, приемами, формами и средствами) это осуществлялось?

3. Достиг ли урок (коррекционное, воспитательное занятие) своей цели?

4. Какова эффективность использованных на занятии методов, приемов, форм и средств обучения?

5. Соответствовал ли материал занятия познавательным возможностям обучающихся?

6. Какие ошибки были допущены педагогом при планировании и проведении урока (коррекционного, воспитательного занятия)?

7. Каким образом можно было бы улучшить организацию занятия и повысить его эффективность?

При оценке проведения занятия и его анализе может учитываться наличие и содержание конспекта занятия, в частности, что было запланировано и реализовано или не реализовано педагогом.

«Мастер-класс»

Основной целью данного конкурсного испытания является демонстрация участниками педагогического мастерства, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, оценка способности педагогов к транслированию методик и технологий, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике образования.

Формат конкурсного испытания: публичная демонстрация образовательных технологий. Регламент проведения мастер-класса – до 20 минут, включая ответы на вопросы жюри.

Особенностью проведения «Мастер-класса» в конкурсе профессионального мастерства является демонстрация участником своих методических и практических умений, связанных, прежде всего, с решением конкретных поставленных задач. Поэтому перед проведением мастер-класса конкурсант должен обосновать свой выбор методов, приемов и средств решения в соответствии с поставленными задачами.

Критерии оценивания конкурсного задания:

- педагогическое мастерство;

- практическая значимость и технологичность проведения мастер-класса;

- умение взаимодействовать с аудиторией;

- личностные качества учителя (позитивный имидж, яркость, образность речи и др.).

Следует отметить, что особенности проведения «мастер-класса» отражают уровень профессионального мастерства и методических способностей. Тему и формат проведения мастер-класса участник выбирает самостоятельно. По форме мастер-класс может быть лекцией, практическим занятием, интегрированной (лекционно-практической) деятельностью с использованием методов прямого и комментированного показа. Мастер-класс должен проходить в активном или интерактивном (с наличием обратной связи) режиме, так как педагогу необходимо уметь представлять свой опыт, как профессиональному сообществу, так и широкой общественности. По содержанию мастер-класс должен демонстрировать, в широком смысле слова, авторство участников. Например, собственные образовательные программы, технологии, методики, или отдельные формы, методы, приемы и др.

Алгоритм проведения мастер-класса выглядит следующим образом:

1. Объяснение причины выбора именно этой темы мастер-класса.

2. Характеристика основных идей метода (технологии, приема).

3. Демонстрация результативности деятельности обучающхся, свидетельствующая об эффективности метода (технологии, приема).

4. Представление системы занятий в режиме использования метода (технологии, приема).

5. Занятие со слушателями.

6. Обучение использованию технологии, метода или приема.

7. Проведение рефлексии и дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

При проведении мастер-класса членами жюри оценивается не только технология его проведения, но и способность конкурсанта выслушать как положительные, так и отрицательные оценки участников, умение аргументированно отстоять свою точку зрения.

При подготовке и проведении мастер-класса участникам следует помнить о таких важных составляющих, как:

  • речь (тон, сила, выразительность, дикция, техника речи) и параречевые средства (интонация, мимика, жест, пантомимика, в том числе осанка, умение стоять, сидеть, отсутствие скованности);
  • умение сосредоточиться на теме мастер-класса;
  • владение мнемотехникой;
  • искусство общения и взаимодействия (умение приветствовать, обращаться к аудитории в целом и отдельным ее представителям, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, дискуссию и т.п.);
  • педагогическая импровизация (умение работать по плану «в голове», управлять незапланированными ситуациями);
  • чувство времени.

При проведении мастер-класса конкурсант должен создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

При оценивании эффективности подготовки и проведения мастер-класса учитываются:

1. Обоснованность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике.

2. Полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3. Актуальность и научность предлагаемого в мастер-классе содержания и приемов обучения (воспитания, коррекционной работы), наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

4. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5. Оптимальность и эффективность выбранных и используемых конкурсантом средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.

6. Наличие четкого алгоритма проведения мастер-класса.

7. Артистичность, педагогическая харизма конкурсанта, его способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»

Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых  педагогических конкурсах, занимая призовые места....

Методические рекомендации для педагогов : "Методика подготовки и проведения выставки"

Образовательная деятельность творческого объединения дополнитель­ного образования не может ограни­чиваться лишь «текущим» учебным процессом, т. к. это может вызвать снижение интере...

Методические рекомендации по подготовке к конкурсам профессионального мастерства

Методический материал для использования педагогам при подготовке к профессиональным конкурсам...

Участие педагога дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства

Участие педагога дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства...

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства...

Роль педагога-наставника в процессе подготовки молодых специалистов к конкурсам профессионального мастерства

Как создать необходимую образовательную среду, мотивировать на участие вконкурсах профессионального мастерства, как готовить, на что обратить фокус внимания, а что можно оставить на периферии....

Методические рекомендации для педагогов при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства

Зачем педагогу принямать участие в конкурсах профессионального мастерства?Профессиональные состяязания для учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, психологов, имеют ...