"Информационная грамотность и информационная культура: сходство и различие"
методическая разработка (10 класс)

Петрова Александра Николаевна

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_gramotnost_i_informatsionnaya_kultura.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная грамотность и информационная культура: сходство и различие 

Понятие «информационная культура» часто подменяется понятием информационной грамотности, что свидетельствует об их значительном сходстве.

Попытки дать определение информационной грамотности предпринимались специалистами в области библиотековедения как за рубежом, так и в России. В ходе исследования терминологии, проведенного Кемеровским государственным университетом культуры, был проведен сопоставительный анализ таких понятий, как грамотность, компьютерная грамотность, информационная культура, а также рассмотрена их трансформация в российской и международной практике. В русском языке в качестве близких по смыслу используются термины «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура» Гендина, Н.И. Информационная культура личности или информационная грамотность: российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств) / Н.И.Гендина, Е.Л.Кудрина // Материалы Крымской конференции. – Крым, 2004. В англоязычной терминологии информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как «Information literacy», «Hypertext literacy», «Information retrieval skills», «Multimedia literacy», «Multimedia culture» и других Проведенный терминологический анализ показал, что как в России, так и за рубежом используется неунифицированная терминология, отсутствует четкое определение понятий. В результате анализа было установлено, что и в нашей стране, и за рубежом конкретное содержание понятия грамотность  менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п., к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность). Расширение объема понятия грамотность получило отражение в появлении ряда производных терминов: «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время в отечественной и зарубежной практике используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения понятий. Существует несколько определений информационной грамотности, но наиболее часто цитируемым и используемым является определение информационной грамотности, принятое Американской библиотечной ассоциацией (ALA, 1998): «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди – это люди, научившиеся учиться»90. Концепция информационной грамотности представлена на рисунке 10. Бурно идущий процесс информатизации социального пространства, ускорение процессов передачи и обработки информации, распространение системы Интернет являются предпосылками формирования нового качества отношений личности и социума, становление нового типа культуры. В XXI веке повсеместное использование компьютеров, информационных технологий, новых способов хранения и передачи знаковых систем существенно изменяют культуру. В зарубежной литературе существует представление о том, что «прежняя культура постепенно вытесняется новой –Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Хесус Лау; пер. с англ. Т.Сорокина, науч.ред.А.Федоров. – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – С. 7. компьютерной культурой». Скворцов Л.В. в работе о новом типе культуры подчеркивает, что информационную культуру необходимо рассматривать как условие выживания человечества . Обе эти концепции характеризуются: личностной мотивацией и индивидуальной направленностью, все зависит от человека; Коган, В.З. Человек: информация, потребность, деятельность / В.З.Коган, В.А.Уханов. - Томск. 1991. – С. 31. 92 Скворцов, Л.В. Информационная культура как условие выживания человечества / Л.В.Скворцов // Проблема глобальной безопасности. – М., 1995. – С.31.

 Развитие информационных умений

Информационный уровень развития человека Обучение пользователей Библиографическая подготовка Тренировка пользователей Библиотечная ориентация Информационная грамотность Другие концепции Информационная компетентностьсамосовершенствованием, так как подразумевают саморазвитие независимо от возрастной категории, социального статуса, роли и места в обществе, пола, расы, вероисповедания, этнической принадлежности; самоактивизацией, то есть чем более информационно грамотным становится человек, чем дольше он продолжает успешно осваивать информационную грамотность и применять на практике свои навыки, тем выше в результате становится уровень его образованности, особенно если он делает это в течение всей жизни.

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения. Оба понятия – информационная грамотность и информационная культура - характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой Взаимосвязи Личная мотивация Самосовершенствование Самоактивация Совместный положительный эффект Самостоятельный выбор и предложения Качество и полезность образования Возможность найти и сохранить работу Эффективное участие в общественной жизни Различия Информационная грамотность – комплекс умений Обучение на протяжении всей жизни – хорошая привычка 97 состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение. Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях

Таким образом, информационная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, а также знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернет. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии. Информационная культура это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека, развитием организации и общества.

Информационная культура личности С развитием современных информационных технологий значительно изменяются возможности доступа к информационным ресурсамГиляревский, Р.С. Информационная культура в высшей школе. Основные понятия информационнобиблиотечной культуры [Электронный ресурс] / Р.С.Гиляревский. – URL: http://confifap.cpic.ru (дата обращения: 10.01.2010).

Меняются методы и процедуры, с помощью которых пользователи получают необходимую им информацию. Многое зависит от уровня информационной культуры личности. Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности  современного человека определяется следующими факторами: резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научнотехнического прогресса; неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм. Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании . Информационное мировоззрение занимает особое место в информационной культуре личности. Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации, а также место человека в нем, которая включает в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В информационном обществе информационное мировоззрение тесно связано с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет успешность их информационной подготовки. Компьютерная культура охватывает и регламентирует полный комплекс аспектов работы человека с современными информационными технологиями. К компонентам компьютерной культуры относятся:  Соколова, О.И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования [Электронный ресурс] / О.И.Соколова. – URL: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2003_1/08sokolova.htm (дата обращения: 09.05.2010). Материалы по формированию информационной культуры [Электронный ресурс]. – URL: http://www.muh.ru (дата обращения: 25.08.2010); понимание соответствующей терминологии, связанной с информационными и коммуникационными технологиями; знание принципов устройств и работы компьютерной техники; знание конкретных примеров использования информационных и коммуникационных технологий; свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности; знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.); пониманием принципов, которые лежат в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности; умение грамотно формулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация); соблюдение морально-этических и правовых норм применения информационных и коммуникационных технологий. Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Информационная культура выполняет следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения  . Информационная культура отражает как уровень информационноправового сознания человека, его знания, так и уровень технологии их практического применения. Шорохова, Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Т.И.Шорохова. – URL: http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mShorohova.htm (дата обращения: 25.08.2010). 102 Информационная культура личности является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах его деятельности: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных ресурсов, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно ее использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности97 . Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура личности включает в себя: 1. Культуру поиска новой информации. 2. Культуру чтения и восприятия информации. 3. Умение перерабатывать большие массивы информации с помощью новых технологий и интеллектуальных методик (анализ текстов, контентанализ). 4. Умение генерировать собственные базы данных и вести личные поисковые системы. Емельянов, Ю. Информационная и коммуникационная культура в компании / Ю.Емельянов // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - № 10. – С. 8-18. Повышение уровня коммуникационной компетентности, знание иностранных языков .

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог .

Таким образом, информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как: 1. Информационная грамотность, которая включает: стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных; умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, культуры общения, структурирования информации, использования современных информационных технологий. 98 Кожевников, Е.С. Роль библиотек в построении и развитии общества знаний: курс лекций [Электронный ресурс ] / Е.С.Кожевников. - URL: http://www.liber.rsuh.ru (дата обращения: 18.05.2010). Шорохова, Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Т.И.Шорохова. – URL: http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mShorohova.htm (дата обращения: 25.08.2010).

Мотивация личности на: Удовлетворение своих информационных потребностей на базе информационных и коммуникационных технологий; Повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора; Развитие умений и навыков информационной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных. 3. Определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий

Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий".   Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)

В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...

Статья "От информационной компетентности к информационной культуре педагогов и учащихся школы"

Наше общество находится на новом витке исторического развития. Школа – часть общества, а потому все изменения, происходящие в нем, обязательно отражаются и на развитии образования....