Инструменты оценки профессиональной деятельности учителя
статья

Ковалева Марина Александровна

О нескольких результативных способах современной оценки знаний и умений педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструменты оценки профессиональной деятельности учителя

Современное образование подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков, сформированную, успешную и уверенную в себе личность, а также гармоничное сочетание знаний и умений.

Для реализации целей ФГОС важна правильная оценка профессиональной деятельности учителя, его умений и навыков, ведь именно от этого человека будет зависеть качество получаемого образования.

В современном образовании существует профессиональный стандарт педагога, который является не только инструментом повышения качества образования и выхода образования на международный уровень, но «ориентир» и «показатель» квалификации педагога. Он необходим для того, чтобы не только педагог, но и руководитель образовательной организации, могли определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты «успешности» ребенка; необходимую подготовку педагога; необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Инструменты оценки профессиональной деятельности учителя позволяют получить информацию о работе от тех участников образовательного процесса, кто непосредственно вовлечен в процесс обучения.

Современная оценка знаний и умений педагога не идеальна – это портфолио достижений самого педагога и его учащихся. Но это часто не влияет на показатель качества оказываемых педагогом услуг.

Одним из результативных способов получить информацию о педагоге является Кейс-метод. Кейс-метод – это использование проблемных заданий, благодаря которым педагог пытается проанализировать реальную профессионально ориентированную ситуацию. Его использование дает возможность получить достаточно полное представление о профессиональных качествах педагога, о сформированности у него компетенций. Не менее эффективны такие инструменты, как видео или реальный урок, которые покажут мастерство и знания педагога, а также тестовая система.

Также инструменты оценки деятельности учителя – это не только контроль, но и метод повышения профессиональных компетенций педагога, способы обеспечения профессионального роста учителя. Компетентностный подход при определении стандарта работы учителя используется во многих странах. В каждой стране список, содержание и формат компетенций уникальны. К примеру, британский профессиональный стандарт учителя описывает два ключевых направления работы учителя: – обучение (Teaching), включающее в себя такие аспекты, как мотивация обучающихся, достижение результатов, знание предмета, планирование и структурирование уроков, учет особенностей обучающихся, проведение оценки, создание условий для обучения, исполнение профессиональных обязанностей; – личная профессиональная эффективность (Personal and professional conduct), связанная с доверием к учителю как к профессионалу, соответствие поведения учителя этическим нормам, личные профессиональные достижения, знание установленных требований и соответствие им. Каждая компетенция имеет от трех до пяти проявлений и не имеет разделения на уровни развития или соотнесения с уровнями квалификации учителя. Стандарт описывает только минимальные требования на соответствие должности. В стандартах других стран используется уровневое описание компетенций, но принцип разделения на уровни также различен. К примеру, в австралийском профессиональном стандарте обучения описаны четыре уровня проявления компетенций: 1. Уровень выпускника университета (Graduate) описывает уровень знаний содержания компетенции. 2. Опытный уровень (Proficient) описывает уровень применения компетенции. 3. Совершенный уровень (Highly Accomplished) описывает возможности развития и совершенствования в рамках компетенции. 4. Уровень руководства (Lead) описывает возможности внедрения инноваций и использования компетенции для других учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры

Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....

"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"

    В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает с...

Показатели критериев оценки результатов профессиональной деятельности учителей, претендующих на категорию (первую или высшую)

Приложение № 3 к приказу Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 20.07.16  № 560...

Презентация к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме по теме: Бизнес-технологии как инструмент устранения профессиональных дефицитов учителя в подготовке обучающихся к ГИА

В презентации к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме по теме: "Бизнес-технологии как инструмент устранения профессиональных дефицитов учителя в подготовке обучаю...