"Внедрение ФГОС ООО, как инструмент формирования профессиональных компетенций учителя".
методическая разработка

Дюбо Светлана Ивановна

Доклад на августовскую конференцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii_avgust_2017.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Внедрение ФГОС ООО, как инструмент формирования профессиональных компетенций учителя".

Самым важным явлением в школе,

 самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А. Дистервег

ФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этого вопроса в интернет- ресурсах, средствах массовой информации. Уже обозначен и новый стандарт для учителя: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?  

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать : всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире. 

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний, что мы с вами уже и сделали: прошли курсы повышения квалификации, рассматривали важные вопросы на заседаниях МО, семинарах, проводили мастер-классы и т.д.

Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инновации, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Система повышения квалификации.
  • Аттестация педагогических работников.
  • Процесс самообразования педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

•        самоанализ и осознание необходимости;

•        планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

•        самопроявление, анализ, самокорректировка.

Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

-коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

-компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),

-акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.

Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?

  • Изменился учебно-методический комплекс
  • Произошли изменения в организации урока
  • На завершающемся этапе урока проводится рефлексия
  • Изменилась система контроля результатов
  • В стандартах 2 поколения формой оценивания является портфолио на каждого ученика

Но при переходе к ФГОС  нового поколения мы уже столкнулись с множеством проблем. Какие же это проблемы?

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:

- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП(организация образовательного процесса)

- недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

     Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ОП:

-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя).

     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

 - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточными и способными  видеть проблемы, а не их следствия)

Чтобы формировать свою профессиональную компетентность я должна  учиться, чтобы научить чему – то других, я должна быть способной к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.

Готовясь к этому выступлению, я задала сама себе ряд вопросов. В чем же новизна моего современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  Как внедрение ФГОС ООО влияет на формирование моих  профессиональных компетенций. Проанализировав свою работу за те два года, после перехода на ФГОС ООО я нашла и плюсы и минусы в своей педагогической деятельности.

«+»

«-»

1. У меня хорошо оборудован кабинет (8 компьютеров с выходом в Интернет, 16 ноутбуков, цифровая лаборатория). Владею ИКТ-технологиями.

2. Я чаще стала проводить уроки в нетрадиционной форме.

3. Я чаще стала организовывать индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

4.На уроке стараюсь сотрудничать с учениками.

5. Создаю на уроке проблемные и поисковые ситуации, активизирую деятельность учащихся.

6. Мои ученики могут самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию

7. Научилась составлять рабочие программы.

  1. Низкая скорость Интернета не позволяет быстро находить информацию или работать он-лайн.
  2. 1 час в неделю по биологии в 5-7 классах
  3.  Преемственность с начальными классами не достаточная.
  4. Документов надо составлять больше и очень большого объёма, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.
  5. Сложности в организации внеурочной деятельности. Перегрузка обучающихся
  6. Составление технологической карты

    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, прежде всего, стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Стараюсь, чтобы урок содержал то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить,  такие приёмы, как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Обучающиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

И в заключении притча об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом». Ранним утром ученики вместе с учителем отправились к подножию горы. Уставшие и проголодавшиеся, они добрались до живописного места и, остановившись на привал, пообедали рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики отправились на поиски пресного источника воды. Но не найдя его, вернулись обратно. Учитель, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, у тебя же была вода?» - изумились ученики. Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно. «Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту», - сказал Учитель и улыбнулся. «А принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу выполняю верно…».

"Внедрение ФГОС ООО, как инструмент формирования профессиональных компетенций учителя".

Доклад подготовила

 учитель биологии и химии

МБОУ К-Е СОШ № 5

Дюбо С.И.

29 августа 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры

Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности....

школьная программа повышения квалификации как ключевое звено формирования профессиональных компетенций учителя

Формирование профессиональных компетенций учителя осуществляется различными управленческими и психолого-педагогическими средствами, включающими реализа...

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В статье описано использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В презентации представлео использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сего...