Педагогический проект «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»
проект

Олеся Евгеньевна Иноземцева

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние, помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в которую с раннего детства включается ребенок. Подросток, жизнедеятельность которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в образовательном учреждении с каждой из культур составляет,  с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности и  толерантности. В подростковом возрасте повышается избирательность, активность в выборе предпочитаемой среды общения. Таким образом, данный возрастной период является оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inozemtseva_-_kopiya.ppsx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЯНТОРСКИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, город Лянтор Педагогический проект « Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде » Автор: Иноземцева Олеся Евгеньевна, педагог дополнительного образования, образование высшее, Иркутский государственный лингвистический университет, французский язык, дошкольная педагогика и психология, учитель французского языка, воспитатель дошкольного учреждения, 1995 год, квалификационная категория: первая

Слайд 2

Титульный лист. Краткая аннотация проекта Обоснование необходимости проекта. Цели и задачи проекта Основное содержание проекта Ресурсы Партнеры. Целевая аудитория План реализации проекта Ожидаемые результаты и социальный эффект Перспективы дальнейшего развития проекта Литература. Содержание

Слайд 3

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние, помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в которую с раннего детства включается ребенок. Подросток , жизнедеятельность которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в образовательном учреждении с каждой из культур составляет, с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности и толерантности. В подростковом возрасте повышается избирательность, активность в выборе предпочитаемой среды общения. Таким образом, данный возрастной период является оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения. II. Аннотация проекта

Слайд 4

В процессе работы мы часто наблюдаем несформированность толерантности у подростков. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров - далеко не все причины интолерантности у ребенка. Мы не сможем полностью устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны. Поэтому, развитие толерантности в системе образования становится объективной потребностью современного общества. Данный инновационный опыт направлен на выполнение социально-образовательного заказа, проводимого политикой в области образования. Актуальность и востребованность инновационного педагогического опыта в реальной педагогической практике подтверждена наличием практической потребности в целенаправленной разработке средств и обеспечении условий формирования толерантности у всех обучающихся.

Слайд 5

Вопросы толерантного поведения чрезвычайно актуальны, как для всего нашего учреждения (состав обучающихся многонационален), так и для коллектива обучающихся объединения «Аэробика и шейпинг» - в нём занимаются дети девяти национальностей: башкирок – 9 человек, кумычек – 3, лезгинок – 4, русских - 23, таджичек – 2, татарок – 4, украинок -7, узбечек - 3, чеченок – 5 человек. В ходе педагогической деятельности была выявлена проблема недостаточного интереса обучающихся к культуре и традициям других народностей. На занятиях, при изучении элементов национальных танцев, при подборе танцевальных костюмов, между девочками часто возникают конфликтные ситуации. Во время подготовки танцевальных номеров к различным праздникам замечается нетерпимое отношение к представителям других национальностей, неприятие традиций и обычаев других культур. В связи с этим возникла необходимость создания данного проекта. III. Обоснование необходимости проекта

Слайд 6

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития толерантности. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу по проблеме толерантности в объединении , а также поднять её на более качественный уровень. Данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашего объединения системы создания развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения.

Слайд 7

Создание условий в объединении для развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения обучающихся. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего внедрение проекта «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» в воспитательный процесс объединения, в области этнопедагогики, теории поликультурного образования. Вовлечение семьи в процесс поликультурного образования и воспитания детей и подростков (повышение грамотности родителей в вопросах толерантности). IV. Цель проекта : разработать систему мероприятий, направленных на формирование и развитие национальной толерантности, активного интереса к другим национальным культурам у обучающихся объединения . Задачи:

Слайд 8

Объект исследования : образовательная среда в объединении. Предмет исследования : социально-психологические аспекты формирования толерантности у обучающихся. Гипотеза: если разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса к духовно-нравственной культуре разных народов, у обучающихся

Слайд 9

Первый этап – организационный (сентябрь 2009- май 2010г) разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания Второй этап – практический (сентябрь 2010 –февраль 2012гг.) внедрение системы мероприятий в учебно-воспитательный процесс для формирования толерантного сознания Третий этап – аналитический (март 2012 –май 2012гг) обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы V. Основное содержание проекта

Слайд 10

План реализации проекта имеет следующую логику построения: I блок – исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность, II блок – развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия. Организация деятельности осуществляется по следующим направлениям: познание и принятие себя; изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье; определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу , понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России. План реализации проекта

Слайд 11

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой можно отобразить следующим образом:

Слайд 12

Данный проект предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как: классные часы; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; КТД; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры. Методы: беседа; дискуссия; пример; поощрение; убеждение; внушение; игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.

Слайд 13

На первом - исследовательском этапе внедрения данного проекта было проведено : исследование состояния отношений обучающихся в объединении; диагностика с целью выявления уровня толерантности у подростков. выявление мнения родителей о склонностях и особенностях личностного развития их ребёнка; индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей каждого ребёнка; Исследованием было охвачено 60 подростков старшей возрастной категории. Для исследования применялась диагностика Клепцовой Е.Ю.

Слайд 14

Диаграмма 1 Выявление отношения подростков к различным субъектам действительности Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 25% подростков, средний уровень у 40%, и высокий уровень терпимого отношения к субъектам реальности показали 35% детей.

Слайд 15

Также была проведена диагностика степени толерантности по поведению людей. Для диагностики межличностных отношений использовались следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный О.А.Кравцовой, Г.У.Солдатовой, О.Е.Хухлаевой, Л.А. Шайгеровой; методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко; анкетирование и методика «Незаконченные предложения» Диаграмма 2 Оценка степени толерантности по поведению обучающихся Низкий уровень развития толерантности показали 20% детей, средний уровень- 60 % опрошенных и высокий уровень развития толерантности показали -20% подростков.

Слайд 16

Это свидетельствует о недостаточной сформированности межэтнической толерантности у подростков и необходимости активизации воспитательной работы в данном направлении. Исследование показало, что для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия. К ним мы относим следующие: обогащение кругозора подростков информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов; создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам; включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации. На наш взгляд, реализация названных условий позволит повысить эффективность формирования межэтнической толерантности у обучающихся объединения «Аэробика и шейпинг».

Слайд 17

Исходя из результатов диагностики, была разработана программа «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности: повышение уровня компетентности детей и их родителей в области этнопедагогики; вовлечение семьи в процесс поликультурного образования и воспитания детей и подростков; разработка и проведение мероприятий для детей и подростков по повышению уровня толерантности. Был разработан цикл мероприятий, ориентированных на формирование толерантности у обучающихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Они предполагали овладение обучающимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов.

Слайд 18

Использовались интерактивные методы обучения – это открытые обсуждения на классных часах, развивающие в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем, такие как: «Всегда ли я хороший», «Учись властвовать собой», «Слово о моем роде», «Домашний очаг», На втором этапе инновационной деятельности осуществлялась реализация проекта «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде». «Традиции и обычаи моего народа», «Я родом из…», «Легко ли быть не таким», «Терпимое отношение к людям».

Слайд 19

Помимо этого, в процессе реализации педагогического проекта, проводились игровые тренинги: «Гармония с собой», «Перекресток души», «Разноцветный мир»; коммуникативные тренинги: «Диалог с самим собой», «Этика семейного общения», «Основы бесконфликтного общения», «Эмпатия» – основа благоприятного общения».

Слайд 20

Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Собранный обучающимися этнографический материал успешно использовался в воспитательной работе, во время беседы, посещения обучающимися Лянторского краеведческого музея, национальных культурных праздников и фестивалей (Водограй, Димитриевская суббота, Масленница, Курбан байрам, Навруз и др.), выставок, фольклорных концертов.

Слайд 21

Особое место в программе мероприятий занимает проектная деятельность обучающихся. Проектные работы в рамках проектов «Югра этнографическая», «Экология: первые шаги», «Молодежь исследует окружающую среду», «Шаг в будущее», «Новое поколение и общество знаний», «Народное искусство – детям», созданные обучающимися, органично вписываются в работу проекта.

Слайд 22

Проведение совместных коллективных творческих дел работало на определение и развитие подростками своего творческого потенциала, создание коллективной творческой деятельности для проявления и развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков, формирование готовности и способности обучающихся к семейному сотрудничеству в процессе создания общего творческого проекта (проект «Толерантность в семье»)

Слайд 23

Проведение и участие в различных праздниках это ориентация обучающихся на толерантное сотрудничество; организация праздничного действия, в котором преодолеваются барьеры общения друг с другом, стираются стереотипы в отношениях девочек, формируется участливое отношение друг к другу.

Слайд 24

На третьем - аналитическом (рефлексивно-оценочном) этапе реализации проекта были выявлены изменения уровня развития толерантности обучающихся. Была проведена повторная диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень развития толерантности показали 10% детей, средний уровень 50% и высокий уровень 40% Диаграмма 3.

Слайд 25

Повторная диагностика по выявлению отношения подростков к различным субъектам действительности показала, что уровень толерантности у обучающихся после проведения комплекса мероприятий, в среднем, повысился на 8%. Диаграмма 4

Слайд 26

В результате проведенных мероприятий можно сделать вывод о том, что программа по повышению уровня толерантности обучающихся объединения «Аэробика и шейпинг» оказалась эффективной. Улучшились взаимоотношения между детьми, сплотился коллектив. Помимо этого, на третьем этапе реализации проекта прошёл: мониторинг и обобщение результатов работы (анализ реализации проекта, достигнутых результатов). Были определены проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решения.

Слайд 27

VI. Ресурсы проекта Нормативно-правовую основу работы по формированию толерантности у обучающихся объединения составляют следующие документы: Конвенция ООН «О правах ребенка». Закон РФ «Об образовании». Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Целевая программа автономного округа «Дети Югры». Устав МБОУДОД «Лянторский ЦДТ». Программа развития МБОУДОД «Лянторский ЦДТ» на 2005-2010 гг. Программа развития МБОУДОД «Лянторский ЦДТ» 2011-2016 гг «Развитие одаренности и творческих способностей детей»; Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации; Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации. Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование. Кадровые: педагоги дополнительного образования учреждения.

Слайд 28

VII . Партнёры Директор, заместители директора, методисты, педагоги, родители. VIII . Целевая аудитория Проект адресован руководящим работникам и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на формирование толерантной образовательной среды. Адресат проекта – субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся и их родители

Слайд 29

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволила подросткам: определиться с жизненными приоритетами; выстроить свою активную жизненную позицию; справляться с трудными ситуациями; налаживать контакты со сверстниками и старшими товарищами; находить пути выхода из конфликтных ситуаций; самостоятельно принимать решения. IX. Ожидаемые результаты Применение инновационного опыта в объединении привело к качественным изменениям, во-первых, в построении воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, в реализации на практике принципов педагогики развития и сотрудничества, в-третьих, создалась атмосфера уважения, доверия и успеха для каждого члена детского коллектива, в-четвертых, расширились возможности для организации продуктивного общения с родителями.

Слайд 30

Применение различных методов и приёмов по повышению толерантности в объединении «Аэробика и шейпинг» показало, что они не только отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение благоприятного микроклимата и высокого качества обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Показателями является результативное участие обучающихся в научной, концертной деятельности и конкурсах различного уровня: Диплом III степени II -й Окружной научной конференции школьников «Новое поколение и общество знаний», 2012г.; Диплом III степени III районной научно-практической экологической конференции «Экология: первые шаги» (в рамках всероссийской программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»), 2012г.; Свидетельство участника XVI районной конференции молодых исследователей Сургутского района в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», 2012г.; Сертификат участника XI районной научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду», 2012г.;

Слайд 31

Сертификат участника II детско-юношеской городской краеведческой конференции «Пимский краевед», посвящённой 20-летию со дня присвоения Лянтору статуса города, 2012 г.; Диплом I степени в районном конкурсе рисунков «Кем я хочу быть», 2012 г.; Диплом I степени в интеллектуальной игре «Умники и умницы», 2009 г., коллектив; Диплом I степени в спортивной игре «Веселые старты»,2009 г., коллектив; Диплом I степени в конкурсе рисунков «Планета и мы», коллектив, 2010 г.; Диплом I степени в спортивной игре «Веселые старты»,2009 г., коллектив; Диплом II степени в фотоконкурсе «Учитель! Как много в этом слове», 2010 г., коллектив; Диплом II степени в фотоконкурсе «Ах, лето», 2009 г., коллектив; Диплом II степени в фотоконкурсе «Зимние пейзажи Югры», 2010 г.,1 чел.; Диплом III степени в викторине «Правила ГАИ-правила твои», 2010 г., коллектив;

Слайд 32

Обобщение и распространение педагогического опыта осуществлялось в рамках учреждения и района. Проведены открытые классные часы: «Что такое толерантность?» (2009г., «Традиции и обычаи моего народа», (2010г.), «Легко ли быть не таким» (2011г.), «Домашний очаг» (2012г.); выступление на учрежденческом семинаре «Методы воспитательного воздействия на обучающихся» (2011г.), выступление на районном научно-практическом семинаре «Особенности исследовательской деятельности со школьниками» (2010г.), выступление на районном научно-практическом семинаре «Формы организации познавательной деятельности обучающихся» (2011г.); выступление на районном научно-практическом семинаре: «Индивидуальная траектория развития одаренных обучающихся» (2011г.); выступление на районном научно-практическом семинаре: «Приемы и методы формирования исполнительских компетенций в вокальных объединениях» (2012г.). Творческий проект «Ориентир», тема «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» принял участие: районный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды», 2009г.; международная педагогическая олимпиада, конкурс творческих работ в номинации «Наши добрые дела», 2012г.

Слайд 33

В 2010 году в реализацию проекта включилось два объединения: «Концертино»- 69 человек (педагог Гордейчук И.П.), «Художественная гимнастика»- 90 человек (педагог Шарипова В.Р.). В 2011-2012 учебном году количество педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, увеличилось до 6 человек. К реализации проекта присоединились: Андреева Е.А (объединение «Рукодельники»-60 человек), Кулибекова Э.С. (объединение «Художественное вязание»-71 человек), Рязанцева М.А. (объединение «Визаж»).

Слайд 34

создание центра воспитания толерантности и поликультурного образования для всех участников образовательного процесса в центре детского творчества; успешная адаптация детей-мигрантов к условиям социума и успешная интеграция в общество посредством образования; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области мигрантской педагогики, теории поликультурного образования. X. Перспективы

Слайд 35

. Беличева С.А. Социальная педагогика. – М.: Владос , 2002. 2. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-М: Вербум -М, 2003. 3. Захарова Е. Г. Молодежная общественно полезная деятельность в России. – М.: Фонд «Созидание», 2005. 4. Качество жизни и формирование толерантного поведения / Колл . авт. – М.: ВНИИТЭ. 2003. 5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М., 2004. 6. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2005. 7. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками/ С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина . - 3-е изд., стер. – М., Генезис, 1999. 8. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя/ И.С. Кон. - М.: Просвещение; 1989. 9. Мещанинова, Т.А. Педагогика толерантности (специальный курс): Методические рекомендации для студентов гуманитарных факультетов вузов/ Т.А. Мещанинова.- Иваново, 2003. 10. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. Яз., 1991. 11. Погодина, А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире / А.А. Погодина. - [Электронный ресурс] - Режим доступа – www . tolerance.ru– свободный. 12. Пределы толерантности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Пределы толерантности в современном обществе - 2003»/Под ред. И.Л. Первовой, В.В. Козловского. – Изд-во С.- Петерб . ун-та. 2003. 13. Психология современного подростка./ Под ред. Фельдштейна , Науч.- исслед . Институт общей и педагогической психологии Академии наук СССР. - М.: Педагогика, 1987. 14. Райс Филип. Психология подросткового и юношеского возраста / Филип Райс. - СПб.: Питер, 2000. 15. Риэрдон , Б.Э. Толерантность – дорога к миру/ Бэтти Э. Риэрдон . - М.: Бонфи , 2001. - 304 с. 16. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова , О.Д. Шарова . - М.: Генезис, 2000. - 112 с. 17. Уэйн, Кеннет. Образование и толерантность / Кеннет Уэйн. //Высшее образование в Европе. – Т.XXI. - 2002. - №2. 18. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. Xi. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ толерантного сознания у подростков.

Профилактика различных видов экстремизма и противодействия им для многонациональной России имеют особую актуальность в наше время. Особенно важным является формирование и внедрение норм толерантного п...

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков  как одно из условий становления  и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...

Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО

В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...

Вопросы формирования установок толерантного воспитания у детей и подростков

Рассматриваются вопросы воспитания толерантного поведения в многонациональном городе....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

Формирование культуры толерантности в студенческой молодежной среде (Из опыта профилактической работы)...