Дополнительная общеразвивающая программа ВПСК (школьный военно-патриотический спортивный клуб) "Память"
рабочая программа

Вершинин Юрий Александрович

Программа военно-патриотического клуба МКОУ СОШ № 14 "Память", в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ», составлена на основе программы развития базовой образовательной организации – МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета и является одной из частей целостной системы воспитания, направленной на духовно-нравственное развитие обучающихся.

Основная идея программы - расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов потребителей услуг (учащихся и их родителей) на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

(МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета)

Рассмотрено

на заседании МС МКОУ СОШ № 14,

протокол № ____, от «____»________ 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ СОШ № 14

________ Сухих А.Я.

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 14

________ Рубцов А.Ю.

Приказ № ___________

от «____»________ 2018 г.

Авторская педагогическая разработка

(адаптационного типа)

по«Основам безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре»

«Школьный военно-патриотический спортивный клуб «Память»

(учебная программа развивающего курса для учащихся 2-11 классов МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета

в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения

(ВВПОД) « ЮНАРМИЯ»)

Автор разработки: Вершинин Юрий Александрович

учитель ОБЖ МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета

Квалификационная категория: высшая

г. Тайшет

2018 год



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое, правовое воспитание детей в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогов по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о становлении по-настоящему гармоничной личности. В связи с этим одной из приоритетных задач в работе общеобразовательного учреждения является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе подрастающего поколения.

В МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета накоплен большой опыт патриотического воспитания школьников. В этой работе активно принимают участие социальные партнеры (ветеранские общественные организации города, отдела военного комиссариата Иркутской области по г. Тайшету и Тайшетскому району, организация дополнительного образования МБУ ДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета, отдел по культуре, спорту и молодежной политике администрации Тайшетского городского поселения, а также МБУ ДО ДЮСШ г. Бирюсинска и МБОУ ДОД ДЮСШ г. Тайшета, ПОУ «Тайшетский СТК» РОДОСААФ России Иркутской области, «Центр здоровья» ОГБУЗ «Тайшетская районная больница» и др. заинтересованные организации).

Программа военно-патриотического клуба МКОУ СОШ № 14 "Память", в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ», составлена на основе программы развития базовой образовательной организации – МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета и является одной из частей целостной системы воспитания, направленной на духовно-нравственное развитие обучающихся.

Цель программы военно-патриотического клуба "Память": создание системы воспитательной работы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал, умеющей свободно ориентироваться в социуме и несущей ответственность за свою деятельность.

Задачи программы:

  • формировать у подростков навыки самоорганизации, самоуправления, развивать лидерские качества;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма как важнейшего духовно-нравственного качества человека, готового к достойному служению Отечеству и его защите;
  • пропагандировать здоровый образ жизни через систему спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей;
  • привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, совместно проводить мероприятия по патриотическому воспитанию в школе.

Основная идея программы - расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов потребителей услуг (учащихся и их родителей) на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы.

Срок реализации программы: 3 г.

Участники программы:

  • учащиеся 2-11-х классов;
  • родители учеников;
  • социальные партнеры;
  • педагоги МКОУ СОШ № 14.

Для успешной реализации программы необходимо наличие:

  • кабинета основ безопасности жизнедеятельности;
  • спортивной (игровой) площадки;
  • спортивного зала;
  • тира;
  • кабинета безопасности дорожного движения.

Формы реализации программы:

  • проведение мероприятий патриотической направленности (согласно плану основных мероприятий);
  • организация и проведение экскурсий в музеи муниципалитета;
  • проведение встреч с ветеранами Афганской и Чеченской кампаний;
  • участие в торжественных городских гражданско-патриотических мероприятиях и праздниках.

Методы реализации программы основаны на интеграции ресурсов социальных партнеров общеобразовательного учреждения и заключаются в:

  • привлечении специалистов и преподавателей для проведения занятий по предметам гуманитарного цикла (история Отечества, обществознание, литература и др.);
  • привлечение сотрудников военкомата, специалистов общественных организаций города для проведения практических занятий по дисциплинам (огневая, строевая, физическая, туристская подготовка, краеведческая работа и т. д.);
  • привлечение специалистов ОГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по БДД;
  • привлечение специалистов отделения ДОСААФ г. Тайшета для проведения занятий по стрельбе из огнестрельного оружия и обучению на водительское удостоверение категории "С" (по направлению от военкомата).

Нормативная база для разработки и реализации программы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
  • Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
  • Программа развития школы и др.

Основные направления программы:

  1. развитие самоуправления и самоорганизации;
  2. военно-патриотическое;
  3. спортивно-оздоровительное.

  1. направление- "Развитие самоуправления и самоорганизации" (34 ч) включает мероприятия, ориентированные на создание условий для социализации и самореализации подростков, повышение их социальной активности в обществе (психологические тренинги, составление индивидуальных траекторий саморазвития).

Задачи направления:

  • формировать у подростков навыки самоорганизации, самоуправления, развивать лидерские качества;
  • привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Содержание направления:

  • проведение психолого-педагогических тренингов (16 ч), направленных:
  • на развитие групповой сплоченности;
  • снятие эмоционального напряжения, зажатости;
  • формирование установки на взаимопонимание;
  • совершенствование коммуникативной культуры;
  • проведение ролевых игр, направленных на выработку умений выходить из сложных ситуаций межличностного общения, добиваться от собеседника нужного результата, навыков сплоченных действий;
  • построение индивидуальных траекторий саморазвития членов клуба (18 ч).

План мероприятий

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

  1. Изучение управленческой структуры клуба, выбор ответственных за организацию работы клуба по направлениям

Сентябрь

Члены клуба

  1. Выборы командира клуба, членов Совета клуба

Октябрь

Председатели активов классов

  1. Самостоятельное распределение учащихся по направлениям работы

Октябрь - ноябрь

Члены клуба

  1. Проведение тренингов по реализации лидерских качеств

В течение года

Педагог-психолог

Ожидаемый результат реализации направления «Развитие самоуправления и самоорганизации»:

  • активизация управленческой деятельности Совета клуба при реализации программы;
  • повышение социальной активности подростков.

II. направление – «Военно-патриотическое направление»(68 ч) включает в себя следующие мероприятия:

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (почетный караул в памятные дни; возложение венка; проведение митингов и других патриотических мероприятий у мемориалов защитникам Родины);
  • проведение экскурсий, встреч с ветеранами локальных конфликтов;
  • проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотр видеофильмов по военной тематике;
  • проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий, посвященных памятным датам истории России.

Организация процесса обучения и воспитания подростков не может осуществляться в отрыве от семьи и без помощи и поддержки родителей. Программа подразумевает вовлечение родителей в работу клуба, совместную творческую социально значимую деятельность. Это предполагает организацию и проведение с родителями учащихся совместных мероприятий (конкурсы, акции, помощь в организации занятий в клубе), участие в управлении клубом (Совет клуба).

Задачи направления:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма как важнейшее духовнонравственное качество человека, готового к достойному служению Отечеству и его защите;
  • формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей;
  • привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем граж-данско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Содержание направления:

  • организация уроков мужества с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов (10 ч);
  • встречи с военнослужащими, уволенными в запас (4 ч);
  • посещение концертов военно-патриотической песни (10 ч);
  • экскурсии в музеи города и округа (15 ч);
  • поддержание в надлежащем виде городских памятников воинской славы (12 ч);
  • оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга (7 ч);
  • проведение занятий на темы, связанные с памятными событиями в русской истории (10 ч);
  • «История создания Вооруженных Сил России»;
  • «Патриотизм и верность военному долгу - основные качества защитника Отечества»;
  • «Память поколений» - знаменательные даты военной славы России;
  • «Военная присяга» - клятва воина на верность Родине;
  • «Символы воинской части»;
  • «Государственные символы России»;
  • «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Содержание занятий:

  1. История создания Вооруженных Сил России.

Вооруженные силы Московского государства в XIV-XV вв.; военная реформа Ивана Грозного середины XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии. Военные реформы в России во второй половине XIX в. Советские Вооруженные Силы. Вооруженные силы Российской Федерации. Военная реформа.

  1. Патриотизм и верность военному долгу - основные качества защитника Отечества.

Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищая от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность защищать Отечество. Основные характеристики личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить военный долг.

  1. Памяти поколений - дни воинской славы России.

Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства, основные формы увековечивания российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

  1. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России.

Воинская присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия воинской присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к воинской присяге. Значение воинской присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

  1. Символы воинской чести.

Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

  1. Государственные символы России.

Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. Символы Иркутской области и Тайшетского района.

  1. Ритуалы ВС РФ:
  • ритуал приведения к воинской присяге;
  • ритуал вручения Боевого Знамени воинской части;
  • порядок вручения личному составу вооружения и военной техники;
  • порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

План мероприятий

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

  1. Классный час на тему «Дорогами Победы»

В течение года

Члены клуба, классные руководители

  1. Акция «Письмо солдату»

Члены клуба

  1. Уход за памятниками и мемориалами воинской славы:
  • стела на привокзальной площади
  • мемориал «Воинам-железнодорожникам» (паровоз на привокзальной площади)

Члены клуба (с привлечением военнослужащих, уволенных в запас)

  1. Цикл бесед на тему «Памятные дни в истории Отечества»

Члены клуба, классные руководители, учителя истории

  1. Оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы

Члены клуба, представители общественных организаций

  1. Переписка с молодыми людьми, проходящими службу в рядах ВС РФ

Члены клуба

  1. Конкурс молодежных исследовательских работ «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы»

Апрель

Члены клуба, учителя истории

  1. Организация вахты памяти (почетного караула у городских памятников)

Май

Учитель ОБЖ, члены клуба

  1. Встречи с ветеранами и участниками войн в Чечне и Афганистане.

Сбор материалов об участниках

Февраль,

май

Члены клуба, представители общественных организаций

  1. Проведение конкурса «К защите Родины готов!»

Февраль

Члены клуба, родители учащихся

  1. Проведение соревнования «Боевые девчата»

Март

Члены клуба, родители учащихся

  1. Организация и проведение соревнований, посвященных памяти защитников Отечества

Январь - февраль

Учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры

  1. Организация и проведение экскурсий в городские и окружные музеи

В течение года

Учитель ОБЖ, родители учащихся

  1. Организация и проведение вечеров на военно-патриотические темы (сбор материалов и создание проекта документального видеофильма о ветеранах ВОВ)

В течение года

Члены клуба, родители учащихся

  1. Проведение занятий на тему памятных событий, дней воинской славы России; направленных на воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения

В течение года

Учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, учителя истории, родители учащихся

  1. Подготовка материалов для школьной газеты о проделанной работе

Ежеме

сячно

Члены клуба

  1. Сбор материалов о первых жителях г. Тайшета для подготовки видеофильма

В течение года

Члены клуба, родители учащихся

Ожидаемые результаты реализации военно-патриотического направления:

  • воспитание у подростков чувства гордости за свое Отечество, семью;
  • сохранение позитивной преемственности поколений в духовно-нрав-ственном воспитании молодежи;
  • повышение ответственности родителей за воспитание детей.

III направление – «Спортивно-оздоровительное» (68 ч) подразумевает подготовку к участию в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, соревнованиям, посвященным празднованию Дня защитника Отечества, таких как:

  • Пулевая стрельба из ПВ (ПП);
  • «Школа безопасности»;
  • Допризывная подготовка и др..

Также данное направление включает в себя:

  • проведение и организацию конкурсов военно-патриотической направленности;
  • участие в военно-патриотических мероприятиях города и района;
  • участие в подготовке экспозиций, посвященных знаменательным датам;
  • занятия в кружках местного отделения ДОСААФ;
  • организация и проведение Месячников мужества.

Соревнования по военно-прикладным видам спорта - это одна из форм физического развития обучающихся, оказывающая положительное влияние на их гражданско-патриотическое воспитание и способствующая формированию общественной активности - качества, необходимого будущему воину, защитнику Родины.

Спортивно-оздоровительное направление подразумевает интеграцию материально-технических и кадровых ресурсов образовательного учреждения и общественных организаций города в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Задачи направления:

  • привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • пропагандировать здоровый образ жизни через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.

Содержание направления:

  • организация и проведение занятий по пулевой стрельбе (16 ч);
  • организация и проведение занятий по военно-прикладному многоборью
  • организация и проведение занятий по общефизической подготовке (20 ч);
  • организация и проведение соревнований (5 ч).

Содержание занятий:

  1. Занятия по пулевой стрельбе (16 ч)
  1. Стрелковый спорт в России. История развития стрелкового спорта.
  1. Теоретические основы стрельбы. Сущность выстрела. Угол вылета и его влияние на результат стрельбы. Рассеивание пуль.
  2. Устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, спортивно-технические данные. Уход, сбережение.
  3. Права и обязанности стрелка. Правила соревнований. Правила обращения с оружием.
  4. Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки.
  • Практические занятия по данной теме подразумевают:
  • тренировку в изготовке для стрельбы с руки, с опорой о стойку или стол. Прицеливание, наводка, спуск курка без патрона;
  • тренировку в стрельбе из пневматической винтовки. Порядок выполнение команд при производстве стрельб. Заряжение, прицеливание, наводка, спуск курка;
  • изучение приемов и техники стрельбы с руки, с опорой на стол, стойку. Стрельба из пневматической винтовки на 10 м, упражнение ВП-1;
  • тренировку в установке прицела в прицеливании, работу со стрелковым тренажером «СКАТ».
  • тренировку в стрельбе из пневматической винтовки на 10 м по спортивной мишени;
  • тренировку в технике стрельбы из пневматической винтовки на юношеский разряд;
  • подготовку и проведение соревнований;
  • сдачу нормативов на значок «Юный стрелок», юношеских разрядов по пулевой стрельбе.

  1. Занятия по военно-прикладному многоборью (27 ч)

2.1. Военизированный кросс (5 ч).

Соревнования включают в себя: кросс от 1000 до 3000 м, метание гранаты, стрельбу из пневматического оружия.

  1. Правила соревнования. Место проведения кросса, оборудование стрельб и сектора для метания гранат.
  2. Техника безопасности при проведении соревнования. Правила обращения с оружием. Правила поведения при проведении стрельб.
  3. Проведение тренировок на трассе кросса, стрельбища, в секторе метания гранат.
  4. Проведение соревнований.

2.2. Военно-прикладная полоса препятствий (8 ч).

  1. Правила соревнований. Оборудование и оснащение полосы препятствий.
  2. Техника безопасности при проведении соревнований. Правила поведения при стрельбе. Правила обращения с оружием.
  3. Проведение тренировок на полосе препятствий.
  4. Проведение соревнований.

2.3. Военно-прикладное двоеборье (8 ч).

Военно-прикладное двоеборье включает в себя легкоатлетический бег от 10ОО до 3000 м и скоростную стрельбу из пневматической винтовки на 10 м, количество пуль - 20 шт. (2 серии по 10 пулек). Время на стрельбу одной серии - 120 с.

  1. Правила соревнований. Оборудование места и проведения соревнований.
  2. Техника безопасности при проведении соревнований.
  3. Проведение тренировок на полосе военно-прикладного двоеборья.
  4. Проведение соревнований.
  1. Стрелковый поединок (6 ч).

Стрелковый поединок - командное соревнование с пробежкой на 50 м и стрельбой с руки на дистанции 10 м или личное первенство по той же схеме.

  1. Правила соревнований (командное и личное). Оборудование и оснащение места проведения соревнований.
  2. Техника безопасности при проведении соревнований. Правила поведения при стрельбе. Правила обращения с оружием.
  3. Проведение тренировок в тире или на стрельбище. Техника безопасности.
  4. Проведение соревнований.

  1. Содержание занятий по общефизической подготовке (20 ч)

Включает в себя занятия различными видами спорта с применением общеразвивающих и специальных упражнений, закаливающих процедур, соблюдением гигиенических условий.

  1. Правила соревнований. Оборудование и оснащение места проведения соревнований.
  2. Участники соревнований. Возрастные группы. Весовые категории. Судейская коллегия. Судейская терминология.
  3. Специальные базовые упражнения гиревого спорта (комплекс упражнений).
  1. Проблемы отбора. Участие в подготовке соревнований. Подготовка спортсмена к соревнованиям. Спортивная позиция, поединок. Особенности судейства.
  2. Участие в соревновании.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

  1. Проведение занятий по пулевой стрельбе

По отдельномуплану

Учитель ОБЖ, специалисты военкомата

  1. Проведение занятий по военно-прикладному многоборью

Учитель ОБЖ, учителя физической культуры, специалисты военкомата, члены общественных организаций

  1. Проведение занятий по общефизической подготовке

Учитель ОБЖ, учителя физической культуры

Ожидаемые результаты реализации спортивно-оздоровительного направления:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания подростков;
  • предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности;
  • обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время;
  • повышение престижа военной службы;
  • развитие заинтересованного отношения к военной и государственной службе;
  • готовность к достойному выполнению воинского долга.

Оценить эффективность реализации программы можно, используя приведенные ниже методики и показатели.

Для направления развития самоуправления и самоорганизации:

  • сплочение коллектива воспитанников клуба (социометрия коллектива по методике Дж. Морено);
  • повышение самооценки подростков (мониторинг по методикам С.А. Гильманова, Г.Н. Казанцевой, Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн).

Для военно-патриотического направления:

  • увеличение числа обучающихся, принимающих участие в проведении мероприятий по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
  • увеличение числа родителей обучающихся, принимающих участие в проведении мероприятий военно-патриотической направленности;
  • внедрение механизмов взаимовыгодного сотрудничества социальных партнеров (количество и качественный уровень проведенных мероприятий).

Для спортивно-оздоровительного направления:

  • увеличение призовых мест в городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта;
  • выполнение членами клуба нормативов ГТО;
  • повышение престижа военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве города.



Предварительный просмотр:

Список литературы

(ВПСК «Память)

  1.  «Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) в редакции 2013 г.
  2. «Уголовный Кодекс Российской Федерации» (введен с 01.01.1997 г.) в редакции 2013 г.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
  4. ФЗ «О пожарной безопасности» (1994)
  5. ФЗ «Правила дорожного движения РФ» (от 23.10.1993 г. № 1090) в редакции 2013 г.
  6. ФЗ «О безопасности» (от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ)
  7. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (1998)
  8. ФЗ «О статусе военнослужащих»  (1998)
  9. ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
  10. ФЗ «Об обороне» (1996)
  11. Начальная военная подготовка, учебник, автор А. И. Аверин (и др.), под редакцией генерал-полковника Ю. А. Науменко, М. «Просвещение», 1987г.
  12. ОБЖ «Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов», автор А. А. Волокитин (и др.), М. «ДРОФА», 2004г.
  13. «Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья», книга для учителя, детей и родителей, автор Р. Ротенберг,- М.: «Физкультура и спорт», 1996, 592 с.
  14. «Как уберечься и вылечиться от болезней», медицинский справочник, автор Кетрин Райт,- Харьков, Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008, 478 с.
  15. «Медико-санитарная подготовка», учебник для средних учебных заведений,  под общей редакцией  П. А. Курцева,- М.: «просвещение», 1988. (Утверждено Мин. просвещения СССР), 112 с.
  16. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А. Т. Смирнова,- М.: «Просвещение», 2002.
  17. «Первая энциклопедия военного дела», научно-популярное издание, автор А.Г. Мерников,-Минск: «ХАРВЕСТ», 2004
  18. «Отчизны верные сыны», очерки о руководителях, активистах и воспитанниках ОСОАВИАХИМа-ДОССААФ-РОСТО (ДОСААФ), автор П.В. Щекочихин,- М.: «Российскаяоборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», 2004
  19. «Великая Отечественная война», энциклопедия для детей, автор А. Голосовская,- М.: «Мир энциклопедий «Аванта +», «Астрель», 2010
  20. «Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи», научно-популярное издание, автор Рыжков К.В., М.: «Вече», 2008
  21. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов общеобразовательных учреждений», автор В.И. Лях,- Москва: «Просвещение», 2010 (содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика).
  22. Программа дополнительного вступительного испытания по дисциплине «Физическая подготовка» для кандидатов на обучение (разработана в соответствии с требованиями приказов МВД России от 13.11.2012 г. № 1025дсп и от 14.07.2010 г. № 523).
  23. Основы безопасности жизнедеятельности (далее: ОБЖ): 5 - 11 кл. (текст): учебник для общеобразовательных учреждений, автор М.  П.  Фролов (и др.), под ред. Ю. Л. Воробьева – Москва: ACT-Астрель, 2012-2013 г. (допустимо 2006-2011 г.)
  24. ОБЖ: 5 - 11 кл. (текст), учебник для общеобразовательных учреждений, автор А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А. Т. Смирнова – Москва: «Просвещение», 2017 г. (допустимо 2006-2016 г.)
  25. «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Комплексная программа, 5-11 классы, автор: А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общей редакцией А. Т. Смирнова,– М. «Просвещение» 2011
  26. «Физическая культура», учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, под общей редакцией В.И. Ляха,- М.: «Просвещение», 2010. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации), 237 с.
  27. «Физическое воспитание», учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений, автор Н.К. Коробейников,- М.: «Высшая школа», 1989, 384 с.
  28. «Физкультура, Поурочные планы, 11 класс», автор-составитель М.В. Видякин, пособие для учителя,- Волгоград, «Учитель», 2007 (разработано в соответствии с федеральной комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы, автор В.И. Лях), 186 с.
  29. «Физкультура», Календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе, 5-11 класс, пособие для учителя, автор-составитель В.И. Виненко,- Волгоград, «Учитель», 2012, 254 с.
  30. 7,62-мм Автомат Калашникова (АК). Наставление по стрелковому делу. Воениздат МО СССР. Издание второе, исправленное и дополненное. 1960 г.
  31. Руководство по 5.45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) И 5.45-мм ручному пулемету Калашникова (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н), Москва, 1982 г. (настоящее Руководство разработано Главным управлением боевой подготовки Сухопутных войск ВС РФ).

Руководитель:  Вершинин Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической (военно-патриотической) направленности «Витязь»

 Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое б...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО МИНИ - ФУТБОЛУ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА

Раскрывает содержание тренировочной и воспитательной работы приводятся планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый материал, система контрольных нормативов и требо...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...

Дополнительная общеразвивающая программа по пулевой стрельбе для спортивно-оздоровительной группы на 2020-2021 учебный год

          Дополнительная общеразвивающая программа по пулевой стрельбе для спортивно- оздоровительной группы составлена на основе примерной программы спортивной подгото...

«Проектирование ИОТ для детей 9-10 лет в рамках дополнительной общеразвивающей программы «На встречу ГТО» физкультурно-спортивной направленности Тема: «Лыжные гонки»

Создать условия для развития двигательной активности обучающихся, путем во влечения их в занятия по «Лыжной  подготовке»...