Дополнительная общеразвивающая программа ВПСК (школьный военно-патриотический спортивный клуб) "Память"
рабочая программа
Программа военно-патриотического клуба МКОУ СОШ № 14 "Память", в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ», составлена на основе программы развития базовой образовательной организации – МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета и является одной из частей целостной системы воспитания, направленной на духовно-нравственное развитие обучающихся.
Основная идея программы - расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов потребителей услуг (учащихся и их родителей) на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0.0._vpsk_tit._list_2019-2020.docx | 32.57 КБ |
0.1._vpsk_pamyat_poyasn._zap._01.09.2019.docx | 46.46 КБ |
0.2._spisok_lit._pamyat_-_uchit._2018-2019.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
(МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета)
Рассмотрено на заседании МС МКОУ СОШ № 14, протокол № ____, от «____»________ 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ № 14 ________ Сухих А.Я. | Утверждаю Директор МКОУ СОШ № 14 ________ Рубцов А.Ю. Приказ № ___________ от «____»________ 2018 г. |
Авторская педагогическая разработка
(адаптационного типа)
по«Основам безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре»
«Школьный военно-патриотический спортивный клуб «Память»
(учебная программа развивающего курса для учащихся 2-11 классов МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета
в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения
(ВВПОД) « ЮНАРМИЯ»)
Автор разработки: Вершинин Юрий Александрович
учитель ОБЖ МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета
Квалификационная категория: высшая
г. Тайшет
2018 год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое, правовое воспитание детей в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогов по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.
Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о становлении по-настоящему гармоничной личности. В связи с этим одной из приоритетных задач в работе общеобразовательного учреждения является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе подрастающего поколения.
В МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета накоплен большой опыт патриотического воспитания школьников. В этой работе активно принимают участие социальные партнеры (ветеранские общественные организации города, отдела военного комиссариата Иркутской области по г. Тайшету и Тайшетскому району, организация дополнительного образования МБУ ДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета, отдел по культуре, спорту и молодежной политике администрации Тайшетского городского поселения, а также МБУ ДО ДЮСШ г. Бирюсинска и МБОУ ДОД ДЮСШ г. Тайшета, ПОУ «Тайшетский СТК» РОДОСААФ России Иркутской области, «Центр здоровья» ОГБУЗ «Тайшетская районная больница» и др. заинтересованные организации).
Программа военно-патриотического клуба МКОУ СОШ № 14 "Память", в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) «ЮНАРМИЯ», составлена на основе программы развития базовой образовательной организации – МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета и является одной из частей целостной системы воспитания, направленной на духовно-нравственное развитие обучающихся.
Цель программы военно-патриотического клуба "Память": создание системы воспитательной работы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал, умеющей свободно ориентироваться в социуме и несущей ответственность за свою деятельность.
Задачи программы:
- формировать у подростков навыки самоорганизации, самоуправления, развивать лидерские качества;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма как важнейшего духовно-нравственного качества человека, готового к достойному служению Отечеству и его защите;
- пропагандировать здоровый образ жизни через систему спортивно-оздоровительных мероприятий;
- формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей;
- привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, совместно проводить мероприятия по патриотическому воспитанию в школе.
Основная идея программы - расширение сферы внеурочной деятельности с целью удовлетворения запросов потребителей услуг (учащихся и их родителей) на более высокий уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирование социокультурной образовательной среды, способствующей успешной социализации учеников школы.
Срок реализации программы: 3 г.
Участники программы:
- учащиеся 2-11-х классов;
- родители учеников;
- социальные партнеры;
- педагоги МКОУ СОШ № 14.
Для успешной реализации программы необходимо наличие:
- кабинета основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивной (игровой) площадки;
- спортивного зала;
- тира;
- кабинета безопасности дорожного движения.
Формы реализации программы:
- проведение мероприятий патриотической направленности (согласно плану основных мероприятий);
- организация и проведение экскурсий в музеи муниципалитета;
- проведение встреч с ветеранами Афганской и Чеченской кампаний;
- участие в торжественных городских гражданско-патриотических мероприятиях и праздниках.
Методы реализации программы основаны на интеграции ресурсов социальных партнеров общеобразовательного учреждения и заключаются в:
- привлечении специалистов и преподавателей для проведения занятий по предметам гуманитарного цикла (история Отечества, обществознание, литература и др.);
- привлечение сотрудников военкомата, специалистов общественных организаций города для проведения практических занятий по дисциплинам (огневая, строевая, физическая, туристская подготовка, краеведческая работа и т. д.);
- привлечение специалистов ОГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий по БДД;
- привлечение специалистов отделения ДОСААФ г. Тайшета для проведения занятий по стрельбе из огнестрельного оружия и обучению на водительское удостоверение категории "С" (по направлению от военкомата).
Нормативная база для разработки и реализации программы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
- Программа развития школы и др.
Основные направления программы:
- развитие самоуправления и самоорганизации;
- военно-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное.
- направление- "Развитие самоуправления и самоорганизации" (34 ч) включает мероприятия, ориентированные на создание условий для социализации и самореализации подростков, повышение их социальной активности в обществе (психологические тренинги, составление индивидуальных траекторий саморазвития).
Задачи направления:
- формировать у подростков навыки самоорганизации, самоуправления, развивать лидерские качества;
- привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Содержание направления:
- проведение психолого-педагогических тренингов (16 ч), направленных:
- на развитие групповой сплоченности;
- снятие эмоционального напряжения, зажатости;
- формирование установки на взаимопонимание;
- совершенствование коммуникативной культуры;
- проведение ролевых игр, направленных на выработку умений выходить из сложных ситуаций межличностного общения, добиваться от собеседника нужного результата, навыков сплоченных действий;
- построение индивидуальных траекторий саморазвития членов клуба (18 ч).
План мероприятий
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 |
| Сентябрь | Члены клуба |
| Октябрь | Председатели активов классов |
| Октябрь - ноябрь | Члены клуба |
| В течение года | Педагог-психолог |
Ожидаемый результат реализации направления «Развитие самоуправления и самоорганизации»:
- активизация управленческой деятельности Совета клуба при реализации программы;
- повышение социальной активности подростков.
II. направление – «Военно-патриотическое направление»(68 ч) включает в себя следующие мероприятия:
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (почетный караул в памятные дни; возложение венка; проведение митингов и других патриотических мероприятий у мемориалов защитникам Родины);
- проведение экскурсий, встреч с ветеранами локальных конфликтов;
- проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотр видеофильмов по военной тематике;
- проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий, посвященных памятным датам истории России.
Организация процесса обучения и воспитания подростков не может осуществляться в отрыве от семьи и без помощи и поддержки родителей. Программа подразумевает вовлечение родителей в работу клуба, совместную творческую социально значимую деятельность. Это предполагает организацию и проведение с родителями учащихся совместных мероприятий (конкурсы, акции, помощь в организации занятий в клубе), участие в управлении клубом (Совет клуба).
Задачи направления:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма как важнейшее духовнонравственное качество человека, готового к достойному служению Отечеству и его защите;
- формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей;
- привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем граж-данско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Содержание направления:
- организация уроков мужества с приглашением ветеранов и участников военных конфликтов (10 ч);
- встречи с военнослужащими, уволенными в запас (4 ч);
- посещение концертов военно-патриотической песни (10 ч);
- экскурсии в музеи города и округа (15 ч);
- поддержание в надлежащем виде городских памятников воинской славы (12 ч);
- оказание помощи ветеранам, семьям погибших при выполнении воинского долга (7 ч);
- проведение занятий на темы, связанные с памятными событиями в русской истории (10 ч);
- «История создания Вооруженных Сил России»;
- «Патриотизм и верность военному долгу - основные качества защитника Отечества»;
- «Память поколений» - знаменательные даты военной славы России;
- «Военная присяга» - клятва воина на верность Родине;
- «Символы воинской части»;
- «Государственные символы России»;
- «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации».
Содержание занятий:
- История создания Вооруженных Сил России.
Вооруженные силы Московского государства в XIV-XV вв.; военная реформа Ивана Грозного середины XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии. Военные реформы в России во второй половине XIX в. Советские Вооруженные Силы. Вооруженные силы Российской Федерации. Военная реформа.
- Патриотизм и верность военному долгу - основные качества защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищая от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность защищать Отечество. Основные характеристики личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить военный долг.
- Памяти поколений - дни воинской славы России.
Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства, основные формы увековечивания российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
- Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России.
Воинская присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия воинской присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к воинской присяге. Значение воинской присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
- Символы воинской чести.
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
- Государственные символы России.
Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. Символы Иркутской области и Тайшетского района.
- Ритуалы ВС РФ:
- ритуал приведения к воинской присяге;
- ритуал вручения Боевого Знамени воинской части;
- порядок вручения личному составу вооружения и военной техники;
- порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
План мероприятий
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 |
| В течение года | Члены клуба, классные руководители |
| Члены клуба | |
| Члены клуба (с привлечением военнослужащих, уволенных в запас) | |
| Члены клуба, классные руководители, учителя истории | |
| Члены клуба, представители общественных организаций | |
| Члены клуба | |
| Апрель | Члены клуба, учителя истории |
| Май | Учитель ОБЖ, члены клуба |
Сбор материалов об участниках | Февраль, май | Члены клуба, представители общественных организаций |
| Февраль | Члены клуба, родители учащихся |
| Март | Члены клуба, родители учащихся |
| Январь - февраль | Учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры |
| В течение года | Учитель ОБЖ, родители учащихся |
| В течение года | Члены клуба, родители учащихся |
| В течение года | Учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, учителя истории, родители учащихся |
| Ежеме сячно | Члены клуба |
| В течение года | Члены клуба, родители учащихся |
Ожидаемые результаты реализации военно-патриотического направления:
- воспитание у подростков чувства гордости за свое Отечество, семью;
- сохранение позитивной преемственности поколений в духовно-нрав-ственном воспитании молодежи;
- повышение ответственности родителей за воспитание детей.
III направление – «Спортивно-оздоровительное» (68 ч) подразумевает подготовку к участию в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, соревнованиям, посвященным празднованию Дня защитника Отечества, таких как:
- Пулевая стрельба из ПВ (ПП);
- «Школа безопасности»;
- Допризывная подготовка и др..
Также данное направление включает в себя:
- проведение и организацию конкурсов военно-патриотической направленности;
- участие в военно-патриотических мероприятиях города и района;
- участие в подготовке экспозиций, посвященных знаменательным датам;
- занятия в кружках местного отделения ДОСААФ;
- организация и проведение Месячников мужества.
Соревнования по военно-прикладным видам спорта - это одна из форм физического развития обучающихся, оказывающая положительное влияние на их гражданско-патриотическое воспитание и способствующая формированию общественной активности - качества, необходимого будущему воину, защитнику Родины.
Спортивно-оздоровительное направление подразумевает интеграцию материально-технических и кадровых ресурсов образовательного учреждения и общественных организаций города в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Задачи направления:
- привлекать родителей, социальных партнеров к решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- пропагандировать здоровый образ жизни через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
Содержание направления:
- организация и проведение занятий по пулевой стрельбе (16 ч);
- организация и проведение занятий по военно-прикладному многоборью
- организация и проведение занятий по общефизической подготовке (20 ч);
- организация и проведение соревнований (5 ч).
Содержание занятий:
- Занятия по пулевой стрельбе (16 ч)
- Стрелковый спорт в России. История развития стрелкового спорта.
- Теоретические основы стрельбы. Сущность выстрела. Угол вылета и его влияние на результат стрельбы. Рассеивание пуль.
- Устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, спортивно-технические данные. Уход, сбережение.
- Права и обязанности стрелка. Правила соревнований. Правила обращения с оружием.
- Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки.
- Практические занятия по данной теме подразумевают:
- тренировку в изготовке для стрельбы с руки, с опорой о стойку или стол. Прицеливание, наводка, спуск курка без патрона;
- тренировку в стрельбе из пневматической винтовки. Порядок выполнение команд при производстве стрельб. Заряжение, прицеливание, наводка, спуск курка;
- изучение приемов и техники стрельбы с руки, с опорой на стол, стойку. Стрельба из пневматической винтовки на 10 м, упражнение ВП-1;
- тренировку в установке прицела в прицеливании, работу со стрелковым тренажером «СКАТ».
- тренировку в стрельбе из пневматической винтовки на 10 м по спортивной мишени;
- тренировку в технике стрельбы из пневматической винтовки на юношеский разряд;
- подготовку и проведение соревнований;
- сдачу нормативов на значок «Юный стрелок», юношеских разрядов по пулевой стрельбе.
- Занятия по военно-прикладному многоборью (27 ч)
2.1. Военизированный кросс (5 ч).
Соревнования включают в себя: кросс от 1000 до 3000 м, метание гранаты, стрельбу из пневматического оружия.
- Правила соревнования. Место проведения кросса, оборудование стрельб и сектора для метания гранат.
- Техника безопасности при проведении соревнования. Правила обращения с оружием. Правила поведения при проведении стрельб.
- Проведение тренировок на трассе кросса, стрельбища, в секторе метания гранат.
- Проведение соревнований.
2.2. Военно-прикладная полоса препятствий (8 ч).
- Правила соревнований. Оборудование и оснащение полосы препятствий.
- Техника безопасности при проведении соревнований. Правила поведения при стрельбе. Правила обращения с оружием.
- Проведение тренировок на полосе препятствий.
- Проведение соревнований.
2.3. Военно-прикладное двоеборье (8 ч).
Военно-прикладное двоеборье включает в себя легкоатлетический бег от 10ОО до 3000 м и скоростную стрельбу из пневматической винтовки на 10 м, количество пуль - 20 шт. (2 серии по 10 пулек). Время на стрельбу одной серии - 120 с.
- Правила соревнований. Оборудование места и проведения соревнований.
- Техника безопасности при проведении соревнований.
- Проведение тренировок на полосе военно-прикладного двоеборья.
- Проведение соревнований.
- Стрелковый поединок (6 ч).
Стрелковый поединок - командное соревнование с пробежкой на 50 м и стрельбой с руки на дистанции 10 м или личное первенство по той же схеме.
- Правила соревнований (командное и личное). Оборудование и оснащение места проведения соревнований.
- Техника безопасности при проведении соревнований. Правила поведения при стрельбе. Правила обращения с оружием.
- Проведение тренировок в тире или на стрельбище. Техника безопасности.
- Проведение соревнований.
- Содержание занятий по общефизической подготовке (20 ч)
Включает в себя занятия различными видами спорта с применением общеразвивающих и специальных упражнений, закаливающих процедур, соблюдением гигиенических условий.
- Правила соревнований. Оборудование и оснащение места проведения соревнований.
- Участники соревнований. Возрастные группы. Весовые категории. Судейская коллегия. Судейская терминология.
- Специальные базовые упражнения гиревого спорта (комплекс упражнений).
- Проблемы отбора. Участие в подготовке соревнований. Подготовка спортсмена к соревнованиям. Спортивная позиция, поединок. Особенности судейства.
- Участие в соревновании.
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 |
| По отдельномуплану | Учитель ОБЖ, специалисты военкомата |
| Учитель ОБЖ, учителя физической культуры, специалисты военкомата, члены общественных организаций | |
| Учитель ОБЖ, учителя физической культуры |
Ожидаемые результаты реализации спортивно-оздоровительного направления:
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания подростков;
- предоставление будущим защитникам Отечества гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, освоению военной специальности;
- обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время;
- повышение престижа военной службы;
- развитие заинтересованного отношения к военной и государственной службе;
- готовность к достойному выполнению воинского долга.
Оценить эффективность реализации программы можно, используя приведенные ниже методики и показатели.
Для направления развития самоуправления и самоорганизации:
- сплочение коллектива воспитанников клуба (социометрия коллектива по методике Дж. Морено);
- повышение самооценки подростков (мониторинг по методикам С.А. Гильманова, Г.Н. Казанцевой, Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн).
Для военно-патриотического направления:
- увеличение числа обучающихся, принимающих участие в проведении мероприятий по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
- увеличение числа родителей обучающихся, принимающих участие в проведении мероприятий военно-патриотической направленности;
- внедрение механизмов взаимовыгодного сотрудничества социальных партнеров (количество и качественный уровень проведенных мероприятий).
Для спортивно-оздоровительного направления:
- увеличение призовых мест в городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта;
- выполнение членами клуба нормативов ГТО;
- повышение престижа военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве города.
Предварительный просмотр:
Список литературы
(ВПСК «Память)
- «Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) в редакции 2013 г.
- «Уголовный Кодекс Российской Федерации» (введен с 01.01.1997 г.) в редакции 2013 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
- ФЗ «О пожарной безопасности» (1994)
- ФЗ «Правила дорожного движения РФ» (от 23.10.1993 г. № 1090) в редакции 2013 г.
- ФЗ «О безопасности» (от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ)
- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (1998)
- ФЗ «О статусе военнослужащих» (1998)
- ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
- ФЗ «Об обороне» (1996)
- Начальная военная подготовка, учебник, автор А. И. Аверин (и др.), под редакцией генерал-полковника Ю. А. Науменко, М. «Просвещение», 1987г.
- ОБЖ «Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов», автор А. А. Волокитин (и др.), М. «ДРОФА», 2004г.
- «Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья», книга для учителя, детей и родителей, автор Р. Ротенберг,- М.: «Физкультура и спорт», 1996, 592 с.
- «Как уберечься и вылечиться от болезней», медицинский справочник, автор Кетрин Райт,- Харьков, Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008, 478 с.
- «Медико-санитарная подготовка», учебник для средних учебных заведений, под общей редакцией П. А. Курцева,- М.: «просвещение», 1988. (Утверждено Мин. просвещения СССР), 112 с.
- «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, под общей редакцией А. Т. Смирнова,- М.: «Просвещение», 2002.
- «Первая энциклопедия военного дела», научно-популярное издание, автор А.Г. Мерников,-Минск: «ХАРВЕСТ», 2004
- «Отчизны верные сыны», очерки о руководителях, активистах и воспитанниках ОСОАВИАХИМа-ДОССААФ-РОСТО (ДОСААФ), автор П.В. Щекочихин,- М.: «Российскаяоборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», 2004
- «Великая Отечественная война», энциклопедия для детей, автор А. Голосовская,- М.: «Мир энциклопедий «Аванта +», «Астрель», 2010
- «Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи», научно-популярное издание, автор Рыжков К.В., М.: «Вече», 2008
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов общеобразовательных учреждений», автор В.И. Лях,- Москва: «Просвещение», 2010 (содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика).
- Программа дополнительного вступительного испытания по дисциплине «Физическая подготовка» для кандидатов на обучение (разработана в соответствии с требованиями приказов МВД России от 13.11.2012 г. № 1025дсп и от 14.07.2010 г. № 523).
- Основы безопасности жизнедеятельности (далее: ОБЖ): 5 - 11 кл. (текст): учебник для общеобразовательных учреждений, автор М. П. Фролов (и др.), под ред. Ю. Л. Воробьева – Москва: ACT-Астрель, 2012-2013 г. (допустимо 2006-2011 г.)
- ОБЖ: 5 - 11 кл. (текст), учебник для общеобразовательных учреждений, автор А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под ред. А. Т. Смирнова – Москва: «Просвещение», 2017 г. (допустимо 2006-2016 г.)
- «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Комплексная программа, 5-11 классы, автор: А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общей редакцией А. Т. Смирнова,– М. «Просвещение» 2011
- «Физическая культура», учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, под общей редакцией В.И. Ляха,- М.: «Просвещение», 2010. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации), 237 с.
- «Физическое воспитание», учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений, автор Н.К. Коробейников,- М.: «Высшая школа», 1989, 384 с.
- «Физкультура, Поурочные планы, 11 класс», автор-составитель М.В. Видякин, пособие для учителя,- Волгоград, «Учитель», 2007 (разработано в соответствии с федеральной комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы, автор В.И. Лях), 186 с.
- «Физкультура», Календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе, 5-11 класс, пособие для учителя, автор-составитель В.И. Виненко,- Волгоград, «Учитель», 2012, 254 с.
- 7,62-мм Автомат Калашникова (АК). Наставление по стрелковому делу. Воениздат МО СССР. Издание второе, исправленное и дополненное. 1960 г.
- Руководство по 5.45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) И 5.45-мм ручному пулемету Калашникова (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н), Москва, 1982 г. (настоящее Руководство разработано Главным управлением боевой подготовки Сухопутных войск ВС РФ).
Руководитель: Вершинин Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической (военно-патриотической) направленности «Витязь»
Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое б...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО МИНИ - ФУТБОЛУ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
Раскрывает содержание тренировочной и воспитательной работы приводятся планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый материал, система контрольных нормативов и требо...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...
Дополнительная общеразвивающая программа по пулевой стрельбе для спортивно-оздоровительной группы на 2020-2021 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа по пулевой стрельбе для спортивно- оздоровительной группы составлена на основе примерной программы спортивной подгото...
«Проектирование ИОТ для детей 9-10 лет в рамках дополнительной общеразвивающей программы «На встречу ГТО» физкультурно-спортивной направленности Тема: «Лыжные гонки»
Создать условия для развития двигательной активности обучающихся, путем во влечения их в занятия по «Лыжной подготовке»...