Развитие творческого потенциала и самореализация личности учащихся
статья

Бабинцева Лидия Фёдоровна

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии  высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Развитие творческого потенциала и самореализация личности учащихся

Выступление на заседании ШМО учителей
математики МБОУ СОШ №3

     Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя,   рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий  самореализоваться,  для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммированным нормам, что часто приводит к протесту против требований общества. Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
      Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.
     Психолого-педагогический анализ образовательных стандартов позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в Стандарте определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение
 «творческий потенциал».
     Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире в последнее время сильно  возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий – все это несет в себе творческое начало. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.
     Понятие «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей  (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии  высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
   Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.
     Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

Воображение и его роль в создании творческих образов. Особенности развития  воображения у детей

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей» способности мозга. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное  воображение.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
    Как показали исследования, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуя развитию личностных качеств, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
    Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения.
    Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс  связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя). Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.
    Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

Вся деятельность в школе до лжна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Отсюда, функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка. Главное - это «внутренние условия», т. е. состояние психики (души) ребёнка. «Внешние условия» лишь в той мере являются педагогическими, в какой создают здоровые «внутренние условия» для самостроительства ребёнка. Внутренние же условия определяются потребностями человека, от них зависит качество внутренней жизни ребёнка, они рождают ощущение внутренней свободы человека. Потребности лежат в основе интересов ребёнка. Они образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвёртывания личности ребёнка. Поднимаясь по её ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смыслов жизни, он становиться ЛИЧНОСТЬЮ. Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Сущность этой работы, в большей степени мотивационной, сводится к следующим моментам:
1) Вызвать у ребёнка неудовлетворённость собой, но без утраты уверенности в себе. Одновременно поднимать планку его притязаний. Достигается это следующими методами:

□ педагогическими требованиями;

□ требованиями классной и школьной среды;

□ организацией в школьной жизни духа состязательности, соревновательности во всех сферах коллективной и индивидуальной деятельности учащихся (учебной, культурной, спортивной), что помогает им, сравнивая, познавать себя.

2) Помочь ребёнку рационально и эмоционально самоосознать и оценить себя, увидеть в себе положительные и сильные стороны и увидеть недостатки с тем, чтобы одни развить и усилить, а другие устранить или компенсировать.
3) Показать образцы самовоспитания, саморазвития, внушая при этом то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путём самовоспитания улучшить свою природу, и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.

4) Научить учащихся заниматься самовоспитанием, рекомендуя литературу для самостоятельного изучения.

  Главное в деятельности учителя - содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Для этого каждый педагог должен составить свою программу воспитания по классам. Данные программы направлены на то, что в каждом классе у учащихся формируется весь комплекс умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации), что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования различных качеств.

Для каждой группы классов сформулированы основные воспитательные задачи.

1-4-е классы: формирование ценностного отношения к этическим нормам жизни, правилам поведения; создание условий для успеха школьника.

5-6-е классы: осмысление своей личности: переориентация с детских норм поведения на взрослые; опора на виды деятельности, способствующие самовоспитанию (общественная, спортивная, художественно-эстетическая и др.).

7-9-е классы: развитие деятельности общения; создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие уважительных отношений мальчиков и девочек, личностное и профессиональное самоопределение.

10-11-е классы: создание условий для социального и духовного самоопределения подростков на будущее; преодоление нравственного максимализма, формирование культа знаний, труда, здоровья, семьи, подготовка к самостоятельной жизни.

     Ценности творчества - реализуются через труд - физический или умственный, досуговый, оптимальное сочетание и того и другого. Научить ребенка самостоятельно привносить смысл в свою работу, выражать в ней свои способности и индивидуальные особенности, получать от работы истинное удовольствие, испытывать наслаждение. Нет значимой или не значимой работы, поэтому важно приучать себя и ребенка к установке внутреннего мотива, что интересной может быть любая работа. В воспитательных программах необходимо отразить разные виды деятельности: организационную, коммуникативную, познавательную, творческую и т.п.. Ценности творчества реализуются через следующую совместную воспитывающую деятельность, как в процессе обучения, так и в во внеурочной деятельности:

• учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;

• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;

• предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:

• кружковая деятельность;

• традиционные коллективные творческие дела (КТД);

• ученическое самоуправление.

     Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
     Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
     Объединяющие формы работы - детские клубы, школьные музеи, общества, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.
     Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают
 в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.
     Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4- 5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».                      Ш. Амонашвили

     Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности учащихся

Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

Творческие работы как средство самореализации личности учащегося на уроках английского языка.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития уча...

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности через самореализацию личности каждого учащегося

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности через самореализацию личности каждого учащегося (выступление на педсовете)...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...

Статья "Развитие творческого потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся в условиях школы"

Сегодня процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования....