Доклад на тему «Роль декоративного рисования в развитии творческого мышления и способностей учащихся"
статья

Кузьмина Татьяна Михайловна

Уделяя в своей работе большое внимание выполнению заданий по декоративному рисованию, могу сказать, что этот вид деятельности является важным средством выработки у детей элементарных, простейших изобразительных умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Алатырская детская етская школа искусств»
Доклад на тему

«Роль декоративного рисования в процессе развития творческих способностей учащихся».

Дата проведения: 27.12.2022 г.

Подготовила Кузьмина Т.М.

Цель: раскрыть значение декоративного рисования  в работе с учащимися для развития творческого мышления, воображения  и творческой активности. Показать актуальность использования разнообразных  заданий по декоративному рисованию  в процессе обучения. Продемонстрировать преподавателям-коллегам  возможные варианты  заданий по декоративному рисованию..

План:

1.Вступительная беседа.

2. Демонстрация презентации на тему «Декоративное рисование. Варианты  заданий. Приёмы исполнения».

3.Выставка работ учащихся, выполненных на занятиях по декоративному рисованию ( орнаменты в полосе, круге, прямоугольнике и т.п.: составление орнаментальной композиции из предложенных форм, оверлепинг и т.д.). Обсуждение экспозиции.

4. Заключение.

1.Вступительная беседа.

Тема моего доклада « Роль декоративного рисования в процессе развития творческих способностей учащихся».

Вопросам теории, методики и практики обучения декоративному рисованию, в частности изображению узоров и орнаментов, посвящены труды Е.К. Амиргазина, А.С. Богодюбова, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, И.Н. Полынской, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова и др.

Уделяя в своей работе большое внимание выполнению заданий по декоративному рисованию, могу сказать, что этот вид деятельности является важным средством выработки у детей элементарных, простейших изобразительных умений и навыков. Он содействует эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей, воспитанию эстетических качеств и чувств. На этих занятиях дети составляют и изображают узоры в полосе, прямоугольнике, круге с образца, а по мере освоения навыков учатся составлять их самостоятельно.  На начальном этапе, выполняя задание или составляя узор по образцу, они изучают различные композиционные вариации, простейшие приёмы рисования разными материалами, элементы узора, осваивают и отрабатывают необходимые навыки. Составляя же потом узоры самостоятельно, дети учатся творчески применять знания, умения и навыки, полученные при рисовании с образца.

Цель моих занятий по декоративному рисованию заключается в поиске наиболее эффективных приёмов и  методов обучения учащихся изображению узоров и орнаментов . Задачи включают в себя следующие моменты:  формирование художественно-творческих способностей обучающихся, развитие чувства цвета, колорита, ритма в композиции узоров; развитие технических навыков и способности создания школьниками посильного художественного образа.

Узор часто называют латинским словом «орнамент», что означает «украшение». Узоры, украшающие предметы быта, одежды, мебели, непременно отражают народные традиции, особенности национальной культуры. В узорах и орнаментах прослеживается связь народа с его историческим прошлым, обычаями, обрядами, традициями и условиями жизни.

Декоративное рисование при правильной организации занятий, систематической и поэтапной работе  развивает у обучающихся не только технические навыки, которые имеют, несомненно, большое значение в рисовании, но и художественно-творческие способности

Следовательно, декоративное рисование является важным условием в осуществлении задач, имеющих большое значение в обучении изобразительному искусству, таких как:

– формирование художественно-изобразительных способностей школьников младших классов, развитие у них чувства цвета, ритма и композиции;

– развитие мелкой моторики руки и технических навыков;

– развитие у школьников способностей создания посильного художественного образа в декоративном рисовании.

«Обучение созданию посильного художественного образа неразрывно связано с развитием восприятия изобразительного искусства и использованием педагогического рисунка как специфического наглядного средства обучения рисованию, призванного способствовать осознанному освоению приемов создания изображения»

Рисование узоров начинают с элементарных тренировочных упражнений. Затем переходят к составлению и изображению узора: вначале вводится ритмичное сочетание элементов и ставится задача организации цветового решения поверхности орнамента. Рисование узоров требует чередования одинаковых элементов (раппорт), которые создают определенный ритм композиции. Повторение одинаковых по форме и цвету элементов возможно при условии внимательной и точной работы школьников. Со временем дети привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между ритмично повторяющимися элементами узора, определять правильность в форме элементов (например, зигзагов, волнообразных линий, черточек определенной длины и т.д.). Итак, декоративное рисование становится прекрасным средством тренировки руки и глаза; оно развивает умение координировать работу руки и способствует развитию глазомера, которое в дальнейшем приобретает большое значение в рисовании. Кроме того, рисование узора требует вдумчивого отношения и аккуратности в работе, нахождения красивых стилизованных форм, линий и пятен.

Вначале занятия по декоративному рисованию носят характер подражания: учитель показывает узор и последовательность выполнения, а дети повторяют. Такой метод в начале обучения необходим, чтобы показать учащимся приемы работы, научить проводить различные линии для построения узора, показать, как повторяются элементы узора, как нужно их раскрашивать и т.п. Учитель показывает последовательность выполнения первого узора, в дальнейшем (по мере того, как дети усваивают начальные навыки в работе и увеличивается их самостоятельность) ученики рисуют узор на основе словесного объяснения и неполного показа, а затем и самостоятельно, узнав только назначение узора. Таким образом, самостоятельность детей постепенно увеличивается, растет их активность в работе, и рисование узоров перерастает в творческую работу. От начала до конца дети выполняют сами узор: придумывают его ритмическую основу, подбирают приятные сочетания цветов и доводят работу до конца.

«В процессе изобразительной деятельности развиваются художественно-творческое воображение, образное мышление, фантазия, которые являются основополагающими функциями, способствующими раскрытию творческих способностей школьников через умение создавать выразительный художественный образ в рисунках».

На начальном этапе полезно выполнение следующих упражнений:

1) нарисовать горизонтальную полоску и разделить ее вертикальными линиями на 5–6 прямоугольников, закрасить полученные прямоугольники в разные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;

2) нарисовать в ряд небольшие кружки по готовому картонному кругу (путем обводки) и раскрасить в разные цвета; нарисовать связку воздушных шаров.

После того как учащиеся ознакомятся с рисованием полоски, прямоугольников и кружков и будут закрашивать их ровно (по возможности) в разные цвета, можно перейти к рисованию узора по схеме, данной учителем. Учитель показывает весь узор, который дети должны нарисовать, и объясняет последовательность его выполнения. Первыми заданиями должны быть узоры в полоску — закладка для книги, узор для рамки и т.п. Показав выполнение одного узора от начала до конца, учитель поясняет детям, почему он начинает рисование в определенной последовательности. Это необходимо сделать для того, чтобы в следующий раз учащиеся выполнили аналогичный узор, предварительно продумав последовательность работы.

Если первое задание строится на подражании учителю, то второе выполняется на основе указания учителем назначения узора (для рамки, для воротника, для манжет рукавов рубашки) и элементов, из которых он должен быть составлен. В дальнейшем, если дети справились с предыдущими работами, достаточно указать назначение узора и предложить им самостоятельно придумать его.

Дети очень изобретательны в сочинении узоров; они без затруднений придумывают интересные по цвету и рисунку узоры. Важно, чтобы они усвоили особенности узора, ритмическое чередование элементов и цвета и для приобретения навыков рисования старались максимально точно повторять элементы узора.

Творчество детей необходимо систематически обогащать путем демонстрации красиво оформленных предметов. Для этого полезно показывать детям образцы узоров для набивки материи, платков, для росписи посуды и т.п. Желательно ознакомить их с хорошими образцами народного декоративного искусства.

Усложнение заданий по декоративному рисованию идет по линии:

— усложнения формы узора;

— усложнения элементов, из которых узор складывается;

— по линии увеличения размеров узора.

Работа начинается с узора для узкой полосы как наиболее простого, составленного из прямых и ломаных линий. В такой узор вводятся кружки. Затем рисуют узор, размещенный в прямоугольнике и в круге. Что же касается форм элементов, то они постепенно усложняются следующим образом: первый узор составляется из коротких отрезков прямых и геометрических фигур – треугольника, кружка, прямоугольника, затем постепенно форма элементов усложняется, переходит к кривым, затем узор составляется из растительных форм, насекомых (бабочек и жуков) и птиц.

При составлении узоров могут быть использованы зарисовки растений с натуры, а также гербарии, имеющиеся в школе.

Первые узоры выполняются в небольших размерах — полоса для узора берется шириной в 2–3 см, прямоугольник и квадрат – в пределах 6–10 см.

Все начальные узоры лучше всего выполнять на листах белой бумаги, это значительно облегчает работу детей. В дальнейшем узор может быть выполнен на цветном фоне, который может быть темнее или светлее цвета элементов узора.

Наряду с усложнением узора постепенно возрастает и требование к технической стороне работы – точности в изображении одинаковых элементов узора: их размеров, формы и цвета.

Во время работы детей  следует постоянно следить за тем, как они рисуют, оказывает необходимую помощь советом, а в случае необходимости – и показом технических приемов: как держать карандаш, как лучше рисовать ломаные линии и др. В конце урока обязательно дать  оценку выполненного задания и отметить наиболее удачные узоры. При этом указания учителя должны быть конкретными.

Ученикам, не справившимся с заданием, можно предложить повторить работу дома и добиться лучшего качества, в особенности, когда качество рисунка не удовлетворяет самих учащихся. Повторение важно с целью добиться лучших результатов и для воспитания упорства и настойчивости в работе. При этом следует указать на необходимость аккуратности и доведения работы до конца. Нельзя поощрять неряшливое, поспешное выполнение работы.

Дети не всегда охотно повторяют выполненные ими рисунки. В таких случаях нужно им пояснить, что путем старательного повторения рисунка можно добиться хороших результатов. При этом следует дать детям конкретные указания недочетов, которые должны быть учтены при повторении работы (например, начать работу со слабым нажимом карандаша, сделать элементы узора одинаковыми по размерам и по форме, правильно чередовать их, раскрашивая, стараться не выходить за линии контура, и т.п.).

От узора в полосе нужно перейти к рисованию узора, размещенного в прямоугольнике. Это может быть узор для крышки коробки, шкатулки, скатерти (края) и т.п. Хорошие результаты могут быть в том случае, когда учащиеся знают назначение узора, который они будут составлять и изображать для украшения конкретного предмета. Сочинение узора у них будет связано с образными представлениями об украшенном, оформленном предмете, что даст толчок к творческой работе детей.

При переходе к узору большого размера необходимо дать детям указания, как найти середину прямоугольника, разместить узор по его углам, найти центр симметрии в разных случаях рисования узора. В одном случае выгоднее использовать диагонали, их точку пересечения, в другом — определить ее путем деления пополам сторон прямоугольника. На первый взгляд может показаться, что эти приемы трудны для детей (вследствие незнания ими специальных терминов и незнакомства с геометрией), однако это не так. Именно потому, что рисование узоров связано с конкретными предметами, фигуры и их формы становятся доступными детям. Несомненно, декоративное рисование в школе способствует образованию представлений о характере, форме, цвете предметов и тем самым благотворно влияет на развитие творчества, фантазии, изобретательства, художественного вкуса.

В заключении, хочется озвучитьсистему оценки (критерии), в которой каждый компонент содержит наиболее важные показатели, позволяющие определить уровень сформированности умений изображать орнаментальную композицию в полосе.

Подбор критериев отражает те компоненты, которые соответствуют основным целям и задачам уроков декоративного рисования, они представлены и объединены в три параметра.

Параметр № 1. «Композиционное решение узора в полосе»:

а) низкий уровень — неверное композиционное решение узора в полосе (в рисунке слабо выражена ритмическая связь мотивов композиции, не выявлена общая характеристика элементов узора);

б) средний уровень — незначительные отклонения композиционного решения мотива узоров (частично выражена ритмическая связь мотивов композиции, неубедительно изображена общая характеристика элементов узора);

в) высокий уровень — правильное композиционное решение узора в полосе (в рисунке четко выражена ритмическая связь мотивов композиции, убедительно выявлена общая характеристика элементов узора).

Параметр № 2. «Передача мотива в композиции орнамента»:

а) низкий уровень — отсутствие ритма мотива в композиции орнамента;

б) средний уровень — небольшие неточности в изображении мотива композиции узора;

в) высокий уровень — четкое повторение ритма мотива в композиции орнамента.

Параметр № 3. «Выразительность орнамента»:

а) низкий уровень — орнамент выполнен невыразительно, неаккуратно, четкость отсутствует;

б) средний уровень — орнамент решен с частичной и фрагментарной выразительностью, четкость элементов узора не обогащает выразительность изображаемого узора;

в) высокий уровень — орнамент выполнен оригинально, четко, лаконично, переданы яркость и звучность цвета, четкость и изящество элементов узора.

2. Демонстрация презентации на тему «Декоративное рисование. Варианты  заданий. Приёмы исполнения»

3. Выставка работ учащихся, выполненных на занятиях по декоративному рисованию ( орнаменты в полосе, круге, прямоугольнике и т.п.: составление орнаментальной композиции из предложенных форм, оверлепинг и т.д.). Обсуждение экспозиции.

4. Заключение.

Проведение занятий  по декоративному рисованию:

  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает творческое мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел; 
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия;    
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Из опыта своей работы, могу сделать вывод, что задания по декоративному рисованию положительно влияют и на практические умения и навыки у учащихся  в художественно-творческой деятельности, и развивают творческое мышление, воображение , способствуют развитию стремления прилежного выполнения работы, дисциплинируют.

Библиографическая ссылка

Полынская И.Н., Цибинога Е.Г. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ УЗОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28805 (дата обращения: 12.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Развитие творческих познавательных способностей учащихся

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя.Применение различных приёмов активизации учебной деятельности – средство достижения этой цели.Главная функция...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

Доклад на педсовете «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера....

Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...