Развитие творческих познавательных способностей учащихся
презентация к уроку по физике по теме

 

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя.

Применение различных приёмов активизации учебной деятельности – средство достижения этой цели.

Главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

 

Воспитание ПИ к предмету у школьников во многом зависит и от личности учителя.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?

Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются:

1)    Эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять ПЗ. Это обеспечивает интеллектуальный настрой в классе и приобщает учащихся к радости познания.

2)    Увлечённость предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач.

3)    Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.

4)    Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнать и учиться.

 

«Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния»

                                                                       Л.Н. Толстой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя.

Применение различных приёмов активизации учебной деятельности – средство достижения этой цели.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует

Нужно так строить обучение, чтобы

  1. Ученик понимал и принимал цели поставленные учителем
  2. Чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

В этом случае познавательный интерес ученика (ПИУ) выступает как

 

Наличие у учеников интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые определяются педагогическим мастерством учителя:

  1. Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала
  2. Максимальная активизация учащихся
  3. Умелое использование самостоятельной работы учащихся
  4. Нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика
  5. Высокая требовательность и доброжелательность.

Главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

Любопытство – начальная стадия познавательной направленности личности ученика. Объектом деятельности является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.

Любознательность – более совершенная ступень познавательной направленности.  Стремление учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Ученики много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учитель должен так организовать преподавание, чтобы поддержать стремление узнать новое.

Наличие познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

Организацию познавательной деятельности (ПД) школьников по получению нового знания целесообразно начинать с обнаружения ситуации, вызывающей у учащихся познавательную трудность (ПТ), а значит, и потребность в изучении нового, которая выражается в постановке вопросов, формулируемых в виде познавательных задач (ПЗ).

 Далее организуется деятельность учащихся по разработке методов решения поставленных задач и по выполнению каждого действия, составляющего содержание предложенных методов.

В результате этой деятельности у учеников накапливается материал (эмпирические данные, теоретические предсказания), позволяющий сформулировать ответы на ПЗ, обобщая которые, они приходят к новому знанию.

Знания нужны человеку не сами по себе, а для решения задач, возникающих в практической и теоретической деятельности.

 

 

Очень большое влияние на формирование познавательных интересов оказывают:

  1. Формы организации учебной деятельности (Пигусова Н.В.)
  2. Создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывание на их основе поисковой деятельности учащихся (Дербенёва Н.В. и Токмакова С.А.)
  3. Использование ИКТ в процессе обучения (Галайда Л.И.)
  4. Использование полученных знаний в конкретной деятельности (Филина Н.А.)
  5. Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения.

Воспитание ПИ к предмету у школьников во многом зависит и от личности учителя.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?

Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются:

  1. Эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять ПЗ. Это обеспечивает интеллектуальный настрой в классе и приобщает учащихся к радости познания.
  2. Увлечённость предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач.
  3. Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.
  4. Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнать и учиться.

Учитель может не обладать всеми указанными достоинствами (хотя должен к этому стремиться). Но опыт показывает, что если учитель в совершенстве обладает хотя бы одним из этих качеств, то он часто добивается значительных успехов в обучении и развитии учащихся.

Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, к разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.

Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлечённый, доброжелательный) – основа успеха педагогической деятельности.

«Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния»

                                                                       Л.Н. Толстой

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя. Применение различных приёмов активизации учебной деятельности – средство достижения этой цели.

Слайд 3

Нужно так строить обучение, чтобы Ученик понимал и принимал цели поставленные учителем Чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности .

Слайд 5

Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала Максимальная активизация учащихся Умелое использование самостоятельной работы учащихся Нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика Высокая требовательность и доброжелательность.

Слайд 6

Главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

Слайд 8

Любопытство – начальная стадия познавательной направленности личности ученика. Объектом деятельности является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.

Слайд 9

Любознательность – более совершенная ступень познавательной направленности. Стремление учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Ученики много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учитель должен так организовать преподавание, чтобы поддержать стремление узнать новое.

Слайд 10

Наличие познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

Слайд 12

Формы организации учебной деятельности (Пигусова Н.В.) Создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывание на их основе поисковой деятельности учащихся (Дербенёва Н.В. и Токмакова С.А.) Использование ИКТ в процессе обучения (Галайда Л.И.) Использование полученных знаний в конкретной деятельности (Филина Н.А.) Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения.

Слайд 13

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?

Слайд 14

Эрудиция учителя , умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять ПЗ. Это обеспечивает интеллектуальный настрой в классе и приобщает учащихся к радости познания.

Слайд 15

Увлечённость предметом и любовь к работе , умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач.

Слайд 16

Доброжелательное отношение к учащимся , создающее атмосферу полного доверия, участливости.

Слайд 17

Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнать и учиться.

Слайд 18

Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, к разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.

Слайд 19

Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлечённый, доброжелательный) – основа успеха педагогической деятельности.

Слайд 20

«Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния» Л.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

laquo;Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»Выступление на районном семинаре  учителей истории и обществознания  Курского ...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся основной школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...