Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Краеведение» Направленность: туристско-краеведческая Возраст обучающихся: 10 -15 лет
рабочая программа (7 класс)

Николаева Людмила Юрьевна...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Краеведение» Направленность: туристско-краеведческая Возраст обучающихся: 10 -15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcheobrazovatelnaya_programma.docx58.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  дополнительного  образования

 « Сятра - Лапсарская  ООШ » Чебоксарского района Чувашской  Республики

Принята на заседании педагогического совета

от  «    » августа 2019 г.

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ  «Сятра –Лапсарская ООШ»

Чебоксарского района

Чувашской Республики

_Т.И.Трофимова

приказ № ___ от __________2019 г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)   программа

 «Краеведение»

Направленность:  туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 10 -15 лет

Срок реализации:  2года

 

Автор-составитель:

Л.Ю.Николаева

                                                                                                                                                                                   

 

   

                                                           д. Сятракасы 2019г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

- направленность (профиль) программы - туристско-краеведческая

- актуальность программы. Краеведение, как предмет — одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у обучающихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.

- нормативно-правовая база  программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  детей  СанПиН  2.4.4.3172-14;
  • Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам);

- отличительные особенности программы. Программа детского объединения «Юный краевед» является модифицированной дополнительной образовательной программой. В содержание программы учебного объединения «Юный краевед» был включен материал по истории деревень Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. В программу включены экскурсии, занятия на природе, встречи с известными людьми, работа в архивах, походы. Практическая часть насыщена проведением экскурсий в Сятра–Лапсарском школьном краеведческом музее .

Кроме того, в некоторые разделы программы включены элементы проектной деятельности. Так, например, в рамках изучения темы «Родословие» обучающиеся выполнят проект« Моя родословная». В программе  краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах, путешествиях и экскурсиях под руководством педагога.

- адресат программы. Программа курса рассчитана на ребят в возрасте от 10 до 15 лет и направлена на работу с детьми независимо от уровня развития,  определенных физических данных, общей культуры поведения  на воспитание любви к истории родного  Чебоксарского  края.

- объем программы - программа «Краеведение» предназначена для  выработки целостного представления  о родном крае с 1 по 2 год обучения и рассчитана на 70 учебных часов (по 35часов в каждый учебный год).

 на весь период обучения, необходимых для освоения программы часов.35 часов в 1 год обучения.  ( Один раз в неделю по одному часу);

- формы организации образовательного процесса, виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ; Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов, теоретические занятия проводятся в форме лекций, выездных тематических занятий.; практические занятия проводятся в форме мастер-классов, ролевых игр, выполнения самостоятельных работ, спектаклей, исследовательских работ, экскурсий.

В программу включены экскурсии, занятия на природе, встречи с известными людьми, работа в архивах, походы. Практическая часть насыщена различными видами деятельности, способной заинтересовать обучающихся именно краеведением. Кроме того, в некоторые разделы программы включены элементы проектной деятельности. Так, например, в рамках изучения темы «Родословие» обучающиеся выполнят проект «Моя родословная».

Комбинирование различных разделов программы поможет ребятам в самореализации своих творческих и интеллектуальных способностей.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии, истории и культуры родного края и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных занятий школьных и дополнительного образования — это позволяет использовать данную программу и во внедрении внеурочной деятельности.

Знания по краеведению воспитанники получают в ходе изложения учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

Ведущей идеей программы является комплексный подход к изучению  Чебоксарского края, что позволяет не ограничиваться реализацией какого-либо одного направления краеведческой работы, и в результате получить воспитанником целостное представление о родном крае.

Занятия в группах проводятся для первого года обучения 1 раз в неделю по 1 часу,  для второго года обучения 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа предусматривает 2 этапа обучения: теоретические занятия и практические занятия. Программа 2  года обучения более углублена и рассчитана на то, что полученные за первый год обучения знания, умения и навыки должны стать базой для самостоятельных краеведческих исследований. Большая часть занятий проводится в музее, где от педагога требуется повышение внимание и контроль за действием обучающихся.

            Возраст обучающихся в объединении предлагается от 10 до 15лет. Количество детей в группе 1 года обучения 12 -15  человек,  2 года обучения -  8 - 12  человек,

- режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждый год обучения.

Программа рассчитана на средний школьный возраст (10  - 15 лет), так как предполагает знание элементарных сведений по географии, истории, биологии и т.д.

Объем программы –70  часов (по 35 часов 1-го, 2-го года обучения). Предполагается проведение 1 занятия в неделю по 1 академическому часу. Дети в группу набираются по желанию, без предварительного отбора.

Годы обучения

Продолжительность занятия в часах

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

1-й год обуч.

1

1

1

35

2-й год обуч.

1

1

1

35

Цель программы: развитие у школьников интереса к изучению родного края, формирование опыта практической и исследовательской краеведческой работы.

Задачи:

                                                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел I. Введение. Школьное краеведение. Его цели и задачи. Исторические источники
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности
Исторические источники: вещественные, письменные, устные, лингвистические.

Раздел 2 . Введение в поисково-исследовательскую деятельность
Теория: источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина; знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Раздел 3. Документоведение

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных и письменных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.
Раздел4Музей и история родного края
Теория: знакомство с историей основания и легендами деревень Лапсарского с/п и историей школы, освещением данных вопросов в периодической печати. Основы музееведения.
Практика: учащиеся работают с папками «История школы»; обновляют стенды школьного музея.
Раздел 5. Совершенствование экспозиции школьного музея
Обработка вновь поступивших экспонатов школьного музея (описание, поиск места в экспозиции, разработка «легенды»).
Раздел 6. Методика подготовки и проведения экскурсий
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села
Раздел 7. Исторические исследования на базе экспонатов музея
Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Составление аннотаций. Оформление текстов.
Паспорта к экспонатам. Фонды музея и их значение/
Раздел 8Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
Участие в районных краеведческих чтениях . Участие в краеведческом фестивале ученических краеведческих чтений

Обучающие:   - расширить и углубить знания школьников о природе, истории и экономике родного  края;

- привить им навыки самостоятельной краеведческой работы;

Развивающие  - развить познавательную самостоятельность и творческие способности школьников в процессе организации практической работы по изучению родного края;

 - приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе и развитие познавательной активности;

Воспитательные - воспитать любовь и уважение к родному краю;

- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию края;

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

2.1. Учебно-тематический план

                                                                  1 год обучения

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

  Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Исторические источники

1

-

1

2

Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина.

1

-

1

3

   Знакомство с этапами работы с историческими, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы

1

-

1

4

Выбор темы учебного исследования. Целесообразность выбора. Формулирование актуальности данного учебного исследования

1

-

1

5

Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования

1

-

1

6

Подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки

1

-

1

7

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой

1

-

1

8

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой

-

1

1

9

Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования

1

-

1

10

Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных и письменных исторических источников

-

1

1

11

Работа с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея

-

1

1

12

Знакомство с историей школы

1

-

1

13

Обновление стендов школьного музея.

-

1

1

14

Знакомство с историей основания и легендами деревень Лапсарского с/п

-

1

1

15

Обновление стендов школьного музея

-

1

1

Совершенствование экспозиции школьного музея

-

1

1

16

Отработка этапов и приемов экспозиционной работы

1

-

1

17

Обработка вновь поступивших экспонатов школьного музея

1

1

18

Описание экспонатов школьного музея

1

1

19

Экспозиция музея. Тематика экспонатов

1

1

20

Составление аннотаций. Оформление текстов

1

1

21

Паспорта к экспонатам

1

1

22

Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий

1

1

23

Подготовка к проведению экскурсий

1

1

24

Проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей

1

1

25

Работа с периодической печатью, архивными документами

1

1

26

Изучение экспонатов музея

1

1

27

 Изучение экспонатов музея

1

1

28

 Фото-видеосъемка экспонатов

1

1

29

Встречи с краеведами.Воспоминания жителей

1

1

30

Песни,поговорки,обычаи,обряды,народные игры

1

1

31

Работа с архивными документами

1

1

32

Экскурсия

1

1

33

Участие в районных краеведческих чтениях

1

1

34

Участие в ученических чтений

1

1

35

Итоговое занятие

1

1

Всего

17

18

35

                       

                                                           

                                               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел I. Введение. Школьное краеведение. Его цели и задачи. Исторические источники
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности
Исторические источники: вещественные, письменные, устные, лингвистические.

Раздел 2 . Введение в поисково-исследовательскую деятельность
Теория: источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина; знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Раздел 3. Документоведение

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных и письменных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.
Раздел4Музей и история родного края
Теория: знакомство с историей основания и легендами деревень Лапсарского с/п и историей школы, освещением данных вопросов в периодической печати. Основы музееведения.
Практика: учащиеся работают с папками «История школы»; обновляют стенды школьного музея.
Раздел 5. Совершенствование экспозиции школьного музея
Обработка вновь поступивших экспонатов школьного музея (описание, поиск места в экспозиции, разработка «легенды»).
Раздел 6. Методика подготовки и проведения экскурсий
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села
Раздел 7. Исторические исследования на базе экспонатов музея
Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Составление аннотаций. Оформление текстов.
Паспорта к экспонатам. Фонды музея и их значение/
Раздел 8Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
Участие в районных краеведческих чтениях . Участие в краеведческом фестивале ученических краеведческих чтений

                           

                                           

                                         2.2. Учебно-тематический план

        2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел 1.    Введение

1.1.

Повторение изученного в 1 год обучения. Инструктаж по ТБ.

Ознакомление  учащихся  объединения  с их  правами  и  обязанностями, с планом  работы  объединения на учебный год, а также с режимом работы объединения. Знакомство с необходимыми для работы материалами и оборудованием.

1

-

1

1.2.

«Моя малая родина».  Сочинение

1

1

1.3.

История создания Сятра-Лапсарского  школьного историко-краеведческого  музея им.

1

1

2

1.4.

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей

-

2

2

1.5.

Материалы музея – материальная и духовная культура чувашей.  Экспозиция музея.

2

-

2

1.6.

Экскурсия в  школьный историко-краеведческий музей

2

2

1.7.

Роль экскурсовода в работе музея. Речь экскурсовода.

2

2

4

1.8.

Работа со словарем ударений

2

-

2

1.9.

Родословие Проект «Моя родословная»

2

-

2

1.10.

«Материальная и духовная  культура чувашей». Тестирование

1

 

1

Раздел 2.      История родного края . События и факты.

2.1

О происхождении названий деревень. Исторические предания о возникновении деревни Сятракасы.

1

-

1

2.4.

Патриотизм в Отечественной войне .Участие в этой войне жителей деревень.

1

-

1

2.3.

 Первая мировая война.

1

1

2.4.

Гражданская война.

1

-

1

2.5

Практическая работа. Составление рефератов, сбор экспонатов для музея.

-

2

2

2.6

История  родного  края (тестирование).

1

-

1

Раздел  3.     Коллективизация и жизнь в колхозе

3.1.

Коллективные формы хозяйствования на земле

1

-

1

4.2.

Тяжелое положение колхозов с началом Великой Отечественной войны.

1

-

1

4.3.

Практическое занятие в музее

-

2

2

44.

Повторение изученного материала за год

2

-

2

4.5.

Проведение экскурсии в музее

-

2

2

4.6.

Промежуточная аттестация.

1

-

1

Всего:

21

14

35

                                             

                                            Содержание программы 2 года обучения

1 раздел Введение

Тема: Знакомство с детьми, проведение анкетирования. Ознакомление  учащихся  объединения  с их  правами  и  обязанностями, с планом  работы  объединения на учебный год, а также с режимом работы объединения. Знакомство с необходимыми для работы материалами и оборудованием. Инструктаж по технике безопасности труда.  

Тема: Экскурсия в школьный  историко-краеведческий  музей

Тема: Цели и задачи образовательной программы «Юный экскурсовод». История создания школьного краеведческого музея. Экскурсия в Сятра-Лапсарский школьный музей (Практическое занятие)

Тема: Материалы музея – материальная и духовная культура чувашей.  Экспозиция музея. Разделы музея. Фонд музея.  Краткая характеристика экспонатов. Архив музея. Книга отзывов. Организация музейного фонда. Инвентарная книга фонда музея.  

Тема:  Экскурсия в школьный историко- краеведческий музей.

Тема: Роль экскурсовода в работе музея. Речь экскурсовода. Работа по »Словарю ударений».

Экспозиции музея. Материалы музея – материальная и духовная культура.

Экспонаты музея.

Тема: Работа со словарем ударений 

Раздел 2.  История родного края .События и факты.

Тема: Приток булгаро-сувазского населения в северные районы Чувашского Поволжья в 13-14 вв. Проживание в здешних местах финно-угорских племен до прихода булгаро-сувазского населения

Тема: О происхождении названий деревень. (Из 17-ти томного словаря Н.И.Ашмарина). Исторические предания о возникновении деревни Сятракасы. .

Тема: Патриотизм в Отечественной войне 1812 года. Участие в этой войне жителей деревень.

Тема:   Первая мировая война. Список солдат.

Тема:   Гражданская война. Список лиц, принятых на военную службу по мобилизации и отправленных в часть по назначению. Практическая работа. Составление рефератов, сбор экспонатов для музея.

Раздел 3.  Коллективизация и жизнь в колхозе

Тема:  Коллективные формы хозяйствования на земле.. 

Тема: Тяжелое положение колхозов с началом Великой отечественной войны.

Тема: Промежуточная аттестация. Обобщение изученного материала.

                                      3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения обучающиеся получат знания:

- основные исторические этапы развития

- правила поведения на природе при экскурсиях;

К концу обучения обучающиеся приобретают умения:

работы с картой и атласом,

работы с архивными документами по представленному плану,

составление фотолетописей и родословной,

алгоритм проектирования детских научно-исследовательских проектов;

К концу обучения обучающиеся приобретают навыки:

-  работы экскурсовода;

-  музейной работы;

- Работы журналиста (в жанрах: репортажа, художественной фотографии, новостийных телесюжетов, очерка, письма и эссе);

- обучающиеся смогут проявлять творческий подход и познавательную самостоятельность в процессе изучения родного края, любовь и уважение к природному и историческому наследию родного края;

- участие обучающихся в конкурсах и викторинах различного уровня от учреждения до российского уровней.

4. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • помещение для занятий - школьный краеведческий музей;  
  • карта-схема Лапсарского  сельского поселения (одна на всю группу);

Информационное обеспечение:

 – канцелярские материалы,  

- компьютер,

- принтер,

- цифровой фотоаппарат,

- литература для педагога,

- интернет источники;

-  наличие возможности доступа к архивным материалам,

- наличие возможности выезда к местам экскурсий.

4.1 Формы  аттестации/контроля

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся предусматривает два вида контроля:

Текущий контроль: в середине учебного года.

Промежуточная аттестация: в конце учебного года.

 

                                        Аттестация для первого года обучения

Раздел. Тема

Форма проведения

Периодичность

оценивания

1.

  Школьный историко-краеведческий музей им.

Тестирование

1 полугодие

                                        Аттестация для второго года обучения

Раздел. Тема

Форма проведения

Периодичность

оценивания

1.

2.

Неизгладимый след Великой Отечественной войны

Знаменитые люди Сятра-Лапсарской  школы.

Проведение экскурсий в

краеведческом музее

Защита исследовательской

работы

2 полугодие

Промежуточная

аттестация

 

Формы подведения итогов реализации программы

Промежуточный (итоговый) контроль предполагается в форме презентаций своего творческого портфолио, накопленного за 2 года обучения по программе, либо слайд-шоу о самых ярких днях «Юных краеведов», либо участием обучающегося в исследовательском проекте (в зависимости от уровня подготовки обучающегося).

В ходе выполнения программы «Юные краеведы» предполагается участие обучающихся в ежегодных районных мероприятиях: конкурсе плакатов по ЗОЖ, благотворительных акциях «Новогодний подарок сироте», «Георгиевская ленточка», участие в фотоконкурсах. В республиканских конкурсах по линии «Эткер» ,а также в различных всероссийских мероприятиях (конкурсах, викторинах).

4.2. Оценочные  материалы

В данном разделе отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов:

Форма контроля

Форма оценки

Критерии

1.

Тестирование

Зачет/незачет

Если выполнено больше половины вопросов теста

2.

Реферат

Зачет/незачет

Если содержание соответствует теме реферата

3.

Экскурсия

Зачет/незачет

Если обучающийся может рассказать согласно теме

4.

Контрольная работа (Письменный ответ на 10 вопросов)

Оценки:

 Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Нет ни одной ошибки или 1 ошибка

Допущены 2--3 ошибки

Допущены 4-5 ощибок

Не ответил на 6 – 10 вопросов

5.

Исследовательская работа

Защита

- обладает большим желанием написать исследовательскую работу;

- согласно теме исследовательской работы может самостоятельно ставить цели и задачи;

- может анализировать данные архивных материалов

4.3. Методические материалы

Принципы краеведческого воспитания и образования:

Принцип научности — включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;

Принцип демократичности — достигается не только тем, что образовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;

Принцип практической направленности — практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.

Принцип гуманизации — достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.

  •         

 

Название работ творческого характера

Название работы

Вид работы

Год обучения

1

Моя малая родина

Сочинение

1

2

Материальная и духовная культура чувашей

Тестирование

1

3

Моя родословная

Исследовательская работа

1

4

История родного края .События и факты

Тестирование

1

7

«Первые выпускники Сятра-Лапсарской  школы и их дальнейшая судьба»

Исследовательская работа

2

8

  Выпускники –знаменитости Сятра-Лапсарской  школы.

Исследовательская работа

2

                                                                 

                                                                     

Радел

1

Введение

- Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат.

-  Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных.

2

Материальная и духовная культура чувашей

- Групповая  лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная.

Архивные материалы , дополнительная литература, памятки

- Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат.

- Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных.

3

История родного края . События и факты.

- Групповая  лекция, беседа, практическое занятие, индивидуальная, поход.

- Архивные материалы, дополнительная литература, памятки.

- Канцелярские материалы, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат.

- Презентация личных достижений в процессе формирования банка данных.

- Презентация исследовательской работы.

                                                                 

                                                         5.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа составляется в соответствии дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой на текущий учебный год.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы и архивных источников.

   1.  Акпарс Абайдаров. Замечательные люди древних чуваш. Библиотека «Вучах», № 7-8.

   2. Н.И Ашмарин. Словарь чувашского языка. Т. 1-17. Чебоксары, 1999.

   3.  Н. И. Ашмарин. Болгары и чуваши. Казань, 1902.

   4.  В. Д. Димитриев. Исторя Чувашии ХУ111 века. Чебоксары, 1959.

   5. В.Д. Димитриев. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары, 2001.

   6.  В.Д. Димитриев. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.

   7.  Известия Общества АИЭ Казанского университета. Т. 14, вып. 1-6. Казань 1898.

   8.  История Чувашской АССР, т. 1. Чебоксары 1967.

   9.  История родного края. Хрестоматия. Ч. 1. Чебоксары, 1993.

 10.  В.Ф. Каховский. Родной край. Чебоксары, 1977.

 11.  Крестьянская война под руководством Е. Пугачева в Чувашии. Сборник документов. Чебоксары, 1972, док № 228.

 12.  И.Д. Кузнецов. Очерки по истории и историографии Чувашии. Чебоксары, 1960.

 13.  Культура чувашского края. Чебоксары, 1995.

 14.  В.А. Нестеров. Над картой Чувашии. Историко-топонимические заметки. Чебоксары, 1980.

 15.  Л.П. Павлов, В.П. Станъял. Сторона моя Чебоксарская. Кугеси, 1997.

 16. Сборник материалов по истории Казанского края в ХУ111 в. Под ред. Д.А. Корсакова. Т. 18. Казань, 1908

  17. П.А. Смирнов. Справочно-методическое пособие по изучению курса «История развития сельскохозяйственной техники». Чебоксары, 2005.

  18. М.Р. Федотов. Исторические связи чувашского языка с волжскими и пермскими финно-угорскими языками. Чебоксары.

 

     

     Список рекомендуемой литературы для учащихся.

  1. М.Р. Федотов. Исторические связи чувашского языка с волжскими и пермскими финно-угорскими яз.  Акпарс Абайдаров. Замечательные люди древних чуваш. Библиотека «Вучах», № 7-

   2. Н.И Ашмарин. Словарь чувашского языка. Т. 1-17. Чебоксары, 1999.

   3.  Н. И. Ашмарин. Болгары и чуваши. Казань, 1902.

   4.  В. Д. Димитриев. История Чувашии ХУ111 века. Чебоксары, 1959.

   5. В.Д. Димитриев. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары, 2001.

   6.  В.Д. Димитриев. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.

   7.  Известия Общества АИЭ Казанского университета. Т. 14, вып. 1-6. Казань 1898.

   8.  История Чувашской АССР, т. 1. Чебоксары 1967.

   9.  История родного края. Хрестоматия. Ч. 1. Чебоксары, 1993.

 10.  В.Ф. Каховский. Родной край. Чебоксары, 1977.

 11.  Крестьянская война под руководством Е. Пугачева в Чувашии. Сборник документов. Чебоксары, 1972, док № 228.

 12.  И.Д. Кузнецов. Очерки по истории и историографии Чувашии. Чебоксары, 1960.

 13.  Культура чувашского края. Чебоксары, 1995.

 14.  В.А. Нестеров. Над картой Чувашии. Историко-топонимические заметки. Чебоксары, 1980.

 15.  Л.П. Павлов, В.П. Станъял. Сторона моя Чебоксарская. Кугеси, 1997.

 16. Сборник материалов по истории Казанского края в ХУ111 в. Под ред. Д.А. Корсакова. Т. 18. Казань, 1908


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 лет Срок реализации: 2 года

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 летСрок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» Возраст обучающихся: 8-11 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и н...

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение»

Уровень программы: базовыйНаправленность программы: туристско-краеведческая....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «#ProБадминтон»Возраст обучающихся: 7-15 лет

Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании с применением технологии модульного обучения, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуа...