Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"
методическая разработка

Пархоменко Елена Петровна

Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств р.п. Белореченский»

Инновационные подходы в преподавании

музыкально-теоретических дисциплин 

Методическая разработка

Составитель: преподаватель ДШИ

Пархоменко Елена Петровна

Вступление

     Данная работа это мой многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении Детской школы искусств. Мои размышления касаются самого предмета преподавания, роли педагога-теоретика в музыкально-образовательном процессе, основных требований к уроку и его структуре, педагогических находок и приемов, дающих положительные результаты, и осуществление контроля над учебной работой учащихся.

Важнейшими условиями понимания элементов музыкальной речи, выразительных возможностей и средств музыки являются развитие музыкального слуха, памяти, ритма и внутренних музыкально-слуховых представлений.

     Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио, в ходе учебного  процесса  путем  специальных  упражнений.  Развитый слух дает возможность  воспринимать  и  осознавать  музыку,  переживать  ее.
     Как правило, внутренние музыкально-слуховые представления вначале бледны и фрагментарны. Их точность и яркость во многом зависят от  музыкальной  памяти,  которая  имеет  особое  значение   в   их развитии. 
     Что касается ритма, то его эмоциональное воздействие очень сильно, а эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.
      На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желание и  умение желать и творить скажутся в  любой  сфере будущей   деятельности детей, когда они станут взрослыми.

      Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного  и  осмысленного исполнения.
     Когда мы говорим о формировании музыкальности, имея в виду музыкальный слух, позволяющий переживать и понимать музыку, свободно в ней ориентироваться, мы вспоминаем не только уроки специальности,  но  и  уроки  сольфеджио.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ТЕОРЕТИКА

    В  любой  учебно-воспитальной  деятельности  решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность.    Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку,  Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.

    Для  преподавателя  сольфеджио  необычайно  важно  четко  и  ясно представлять себе цели и проблемы этого предмета, так как их знание позволит ему выбирать эффективные методы и средства своей педагогической деятельности. В процессе повседневного труда они становятся  его  опорой  и  руководством.

     Кроме того, ему чрезвычайно необходимо осознавать те стратегические задачи,  которые стоят перед ним в области развития слуха  в плане достижения всеобщей музыкальной грамотности и культуры нашего народа. Велика ответственность преподавателя в выполнении этих задач, требующих терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, использования в  процессе  обучения  технических  средств. 

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОКУ

       Урок  сольфеджио,  имея  сложную  структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные  виды  занятий:  пение  по  нотам  с  соблюдением  чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения,  слушание  музыкальных  произведений  и  распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая  интонационно  к предстоящей работе.

    В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между  интонированием  и  музыкальным  слухом.  Являясь  первоосновой певческой  интонации,  музыкальный  слух  сам активно совершенствуется  под  воздействием чистого пения. Поэтому-то привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших  задач предмета сольфеджио. Основные причины затруднений  учащихся при  интонировании – это  слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном  этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание,  звукоизвлечение,  фразировка,  посадка  при пении, сознательное отношение  к  нотному  тексту.

    На   уроках сольфеджио очень  важно  научить  детей,  верно,   петь   с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно  поется  в  данный  момент. Поющий охватывает взглядом  музыкальный  текст,  забегая  вперед, предвосхищая внутренним слухом  то,  что  еще  не  спето.  Чем более развит внутренний слух, тем  дальше  учащийся  видит  при  пении,  тем  точнее и конкретнее его внутренние  слуховые  представления  звуковысотных и ритмических компонентов  прочитываемых  мелодий.  Поэтому  чтение с листа необходимо  проводить  регулярно  и  систематически.

    Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала  являются  главным  разделом  работы  на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти  путем  пения  вслед  за слушанием.

    В этой  части  занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием  слуха  и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается  только  на слух.  Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной   подготовки.

    Из огромного количества диктантов необходимо выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной  речи  и,  в  то  же  время,  пополняют  знания детей  в области  музыкальной  литературы.

    Теория музыки учащимся необходима для освоения нотно-музыкальной грамоты,  способствуя  приобретению  внутренних слуховых представлений, облегчает  анализ и синтез музыки при ее пении и слушании. Теория музыки не составляет самостоятельного раздела в курсе сольфеджио, она органически связана с другими практическими  формами работы: исходит из практики и к ней обращается. Абстрактные теоретические понятия выводятся из конкретного  музыкального опыта, из его звуковых образцов, накопленных  в  памяти  обучающихся.

        Наряду  с  пением,  диктантом, музыкальной  грамотой  очень  важно на уроках сольфеджио уделять время слушанию музыки. При выборе произведений для слушания необходимо, чтобы они были художественно  выразительны, логичны, и ярки в отношении музыкальной образности. Материалом могут служить мелодии, песни, небольшие музыкальные  пьесы:  от  предложения или периода до простых  двух-трех  частных  форм, не  более.  Так  как  домашние  задания при этой форме работы почти невозможны, то необходимо стремиться слушать и  анализировать  музыку  на  каждом  уроке.

    Таким  образом,  слушание  и сознательное восприятие музыкальных произведений является важнейшим элементом урока сольфеджио. И не следует ограничиваться только простым ознакомлением. С восприятием необходимо проводить анализ произведений, что способствует развитию художественного вкуса и культуры эстетических оценок. Благодаря живому контакту  с  музыкой растет эстетическая культура учащихся.

    Методичность и  последовательность  в  построении  уроков,  ясность и  конкретность  в  объяснениях  и  постановке  задач,  четкая  организация  классной  и домашней работы, требовательность к качеству  выполняемых  заданий  и  активному  участию  в  работе  группы – вот те  основные требования,  которые предъявляются к педагогу с  методической точки зрения. В целом атмосфера занятий должна быть творческой, увлекательной и эмоционально-насыщенной.

    Желательно, чтобы все вышеперечисленные формы работы использовались  на  каждом  уроке,  чтобы  занятие  было  полноценным,  а внимание учащихся – постоянно активным.  

        Необходимо  не  допускать однообразия и переутомления. Урок  должен  быть  целостным,  объединяющим  все  его  составные части в общее понятие – музыка. Гармоничное соединение различных видов работы в едином педагогическом процессе – навык, приобретаемый с годами.

    Именно  на  уроках  сольфеджио  учащиеся  получают  знания  о  том звуковом материале, из которого складывается музыка. У них формируется гармонический,  звуковысотный,  интонационный,   ладовый  и тембровый слух,  чувство  лада и ритма. Достаточно внимания уделяется привитию прочных  навыков  восприятия  элементов музыкальной речи, способствующих лучшему пониманию музыки.

    Уроки  сольфеджио  должны  приносить удовлетворение,  как  детям, так и педагогу. Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой. Педагогу-теоретику необходимо помнить, что из детей, посещающих музыкальное отделение ДШИ, пополняется слой музыкально-образованной аудитории, поэтому музыка, звучащая на уроках сольфеджио, должна стать притягательной силой  для  учащихся.

      Если  учебный  материал  подается  педагогом  в интересной форме, если  он  затрагивает  не  только  ум,  но  и  чувства учащихся, усвоение   будет легким,  а  знания  будут  более  прочными.

     Занимаясь  музыкальным  воспитанием  и обучением детей, педагог-теоретик  должен  также  помнить  и  о  формировании личности. Весь  проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое   воспитательное  значение. Быть  глубоким  по содержанию, а не  узко ограниченным только задачами  развития отдельных профессиональных навыков.

    Успех  обучения  во  многом  зависит от согласованности требований педагога  со  способностями  детей  принять  эти  требования, от  разбуженного  в  них  энтузиазма  и  верно понятой ими необходимости обучения,  чтобы  учащиеся  учились  с  воодушевлением и получали  радость  от  самого  учебного  процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»

Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...

Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла

Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...

«Применение ИКТ в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»

Информационно – компьютерные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение современных компьютерных техно...

Методическая работа «Межпредметная связь музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования»

Важным педагогическим условием развития творческих способностей является использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций на занятиях, которые должны представлять собой не просто обуч...

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы в преподавании естественно-научных дисциплин"

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы в преподавании естественно-научных дисциплин"...