Методическая разработка по теме: "Музыкотерапия- как инструмент здоровьесберегающей технологии на занятиях по Хоровому пению"
методическая разработка
Ни для кого не секрет, что современное состояние здоровья детей и молодежи требует пристального внимания. За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.
В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста пограничных нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе, а также вследствие отказа от существовавшей системы ценностей и отсутствия новой. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 177 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ
Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБУ ДО ДМШ г. ЕЛЬНИ)
216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а
Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49
_____________________________________________________________________________________________
Методическая разработка по теме:
«Музыкотерапия – как инструмент
здоровьесберегающей технологии
на занятиях по Хоровому пению»
Подготовила:
преподаватель хоровых дисциплин
Гришанова Юлия Сергеевна
Ельня.2019г.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ
Ни для кого не секрет, что современное состояние здоровья детей и молодежи требует пристального внимания. За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.
В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста пограничных нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе, а также вследствие отказа от существовавшей системы ценностей и отсутствия новой. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания.
На данный момент существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Однако в данном контексте мы будем говорить и о нравственной и духовной составляющих этого понятия.
- Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
- Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Данные мониторинга заболеваемости свидетельствуют о высоком уровне заболеваемости учащихся нашей школы. Поэтому перед педагогическим коллективом стоит проблема: как в процессе обучения сохранить и укрепить здоровье учащихся. Один из путей решения – внедрение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательный процесс музыкальной школы, которая способствует становлению и развитию психически, соматически, физически, нравственно здоровой личности.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся;
- учет особенностей возрастного развития учащихся;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.
В последнее время в большинстве уроков в музыкальной школе все более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания психического и физического здоровья как у учащихся, так и у самого преподавателя. Искусство – это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.
В научной медицинской литературе оздоровительные (профилактические и терапевтические) возможности творческих актов уже частично изучены (разделы музыко-, изо-, танцетерапия). Теперь отдельные медицинские заключения по поводу использования творчества в качестве оздоровительного средства проникли в педагогическую науку и выполняют роль «новейших» методических подсказок в педагогической деятельности преподавателя.
Разработанные приемы музыкотерапии в ходе их внедрения отличаются новизной и позволяют оказывать влияние на здоровье учащихся, погасить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.
Цель данной методической разработки: обосновать целесообразность применения приемов музыкотерапии в рамках здоровьесберегающей технологии на занятиях хорового класса.
Гипотеза: если на занятиях хорового класса использовать приемы музыкотерапии и специальные дыхательные упражнения, то деятельность учащихся может стать более радостной и желанной, может улучшиться психологическое состояние и здоровье учащихся.
В соответствии с поставленной целью работы и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:
- изучить литературу об использовании музыки в оздоровительных целях и механизм влияния методов музыкотерапии на организм ребенка;
- проанализировать уровень состояния здоровья учащихся;
- подобрать диагностики для определения психологического состояния детей;
- разработать и апробировать комплекс приемов музыкотерапии, оздоровительных упражнений;
- выявить динамику состояния здоровья учащихся и психологического состояния детей через диагностические методы анкетирования, педагогического наблюдения, статистические данные.
Прогнозируемый результат: разработанный комплекс приемов музыкотерапии способствует сохранению здоровья и улучшению психологического состояния учащихся.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Начиная с XIX века, наука немало узнала о воздействии музыки на человека. В последние десятилетия прошлого века интенсивно изучалось:
- влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека;
- влияние на человека музыки великих композиторов, воздействие отдельных произведений;
- воздействие на организм человека музыки традиционных народных и современных направлений.
Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.
В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии. В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у ветеранов. Ассоциация музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. В Германии в 1985 году основали Институт музыкотерапии. Сейчас в Германии пациентам с желудочно-кишечными заболеваниями рекомендуют слушать Моцарта. В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний. А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы.
В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук. С 8 апреля 2003 года музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. Более 15 лет в Москве, при врачебно-физкультурном диспансере №4 с помощью музыки врачи-педиатры занимаются профилактикой и лечением детской астмы. В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Развитием музыкальной терапии как науки и внедрением передовых медико-акустических технологий в систему здравоохранения России в настоящее время занимается Российский Научный Центр Восстановительной Медицины и Курортологии Минздрава России и Международная Академия Интегративной Медицины.
Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале XX века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Также В. М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость. В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке.
И. Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока.
Если говорить о лечении музыкой, то лечит и другая музыка. Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира стран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая по духу именно им.
Обобщая полученные учёными разных стран результаты исследований в области музыкотерапии, можно выделить, что:
- музыка позволяет нейтрализовать воздействие на психику неприятных звуков и ощущений (например, в кресле дантиста);
- музыка может замедлить и уравновесить волны мозга (чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворённое состояние мы испытываем);
- музыка влияет на дыхание;
- музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
- музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
- музыка влияет на температуру тела;
- музыка может повысить уровень эндорфинов (эти гормоны снимают боль и известны как «гормоны удовольствия»);
- музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
- музыка и звуки могут усилить иммунную функцию организма;
- музыка влияет на восприятие нами пространства (в стрессовых ситуациях создаёт пространство успокоения и отдыха, делает окружающую обстановку в глазах воспринимающего светлой и приятной, снижает чувство одиночества);
- музыка изменяет восприятие времени (ускоряет или замедляет);
- музыка может улучшить память и обучаемость;
- музыка повышает производительность труда;
- музыка может способствовать повышению романтизма, выражению тёплых чувств между партнёрами, а также чувств радости, любви, доброты, милосердия в межличностных отношениях;
- музыка стимулирует пищеварение;
- музыка повышает упорство;
- музыка может помочь избавиться от старых обид и ненужных воспоминаний, мешающих нам жить;
- музыка активизирует височную зону правого полушария, которое в нашей повседневной жизни задействовано крайне недостаточно.
Итак, музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис (Л. С. Выготский), эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс.
Активной формой музыкотерапии является вокалотерапия. Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества.
Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс.
На Руси всегда считали, что поет в человеке душа и пение есть её естественное состояние!
Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.
Звук и вибрационные характеристики при вокальном и хоровом пении, испокон веков использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма.
Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и все музыкальное сопровождение - непосредственно к его чувствам.
Что мы дарим самим себе и окружающим во время пения – хвори или здоровье, страхи или радость, напряжение или свободу полета, во многом зависит от характера и эмоциональной окрашенности звука пения.
При вокальном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, повышается социальная активность. Человек приобретает новые средства эмоционального выражения (экспрессии), у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.
Занятия вокалом, пением являются мягкодействующим и эффективным методом лечения психических заболеваний и нервных расстройств. При этом больной сам выбирает себе лекарство – песню, музыка и слова которой выражают его состояние. Он поет, выплескивая переживаемую эмоцию, и освобождается от внутреннего нервного напряжения. Спев песню и пережив эту эмоцию несколько раз, он легче относится к происходящему, к нему возвращается вера в будущее, надежда на улучшение, появляется желание жить.
По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. В целом певческий процесс – это сложный психофизический акт.
Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего, так как тяга к музыкальному выражению идет через речедвигательный аппарат из подсознания под давлением психического состояния.
Музыка влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов.
Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершая в нас определенную работу. Поэтому правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влиять на весь организм.
Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация - это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей.
Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.
В музыке оздоровительной силой обладают разные жанры. Мы остановимся на таком ее уникальном образце, как традиционная народная песня.
Практика работы в музыкальной школе показывает, что традиционные варианты народных песен, особенно наиболее древних их – исторические – образцы, в живом бытовании оказываются для современных школьников оздоровительными тогда, когда реально выполняют свою «целительную» функцию. Воздействуя на психику детей своим непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фактов окружающего мира. В детях менее эмоциональных эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют прочные устойчивые и положительные ощущении от песенного исполнительства. Задорные частушки традиционные народные плясовые песни (такие, как, например, «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице») оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков. Не случайно такие русские народные песни, как «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка», белорусскую народную песню «Реченька» и другие, дети любят особенно.
Общеизвестно, что народная песенность представляет собой самостоятельную и независимую интонационную систему, отражающую специфику народного музыкального мышления, адекватного сочетания звуков в природе. Кроме того, устойчивое и неустойчивое тяготение друг к другу звуков народной песни отражает специфическое эмоциональное настроение поющего и способно мощно влиять на психику слушающего. Научить слышать интонационной свойство народной песни, а затем и самостоятельно воспроизводить запомнившиеся интонации - значит, помочь детям адекватно воспринимать и переживать явления окружающего мира. А исполнение и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное – средством сбережение хрупкого психического здоровья детей.
Смысл исполнения народных песен в режиме «регулярности» заключается в положительном для физического здоровья детей значения пения как физиологического процесса. Именно регулярные занятия по исполнению народных песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. В процессе систематического исполнения самых разных народных песен детский голосовой аппарат такие жизненно важные качества как неутомимость и выносливость.
Принято считать, что старинные, часто диалектные элементы речи являются украшением любой народной песни. Произнесение таких слов детьми формирует в их душе уважительное отношение к старине, к языку прошлого, укрепляет в «биологическом хранилище – памяти» лучшие традиции народов.
Слово в самой народной среде всегда было своего рода «психологом», а нередко и «психиатром» для людей, часто приравнивалось к самой жизни и объясняло ее. Выражением благодарного отношения к нему во все времена и до сих пор остается эпитет «родное». Родное слово – незаменимое для чувств «лекарство», «регулятор эмоций», адаптирующий механизм психики». При помощи слова в народной песне дети незаметно и легко из реального мира перемещаются в мир сказки, шутки и игры, а затем, также незаметно и легко, снова входят в реальную повседневную обстановку и привычную среду. Это укрепляет в их психическом здоровье, с одной стороны гибкость, а с другой – равновесие.
Использование народной песенной педагогики в качестве средства укрепления психического и физического здоровья детей в рамках школьных уроков обосновано в работах Л. С. Брусиловского, А. Левшинова, Л. В. Шаминой, Э. Берна, Д. И. Латышиной, Е. Б. Плотниковой, проверено и в науке, и на практике.
С прогрессирующим ухудшением экологической ситуации все в большей степени выполняет функцию фильтра-отстойника гортань человека, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Для компенсации опасных воздействий необходима активизация обменных процессов, усиление микроциркуляции в мышцах и слизистой оболочке гортани. Проще всего этого добиться специальной нагрузкой на голосовой аппарат.
Если воздух загрязнен выхлопными газами и отравляющими выбросами фабрик, жизненная энергия постепенно «вытекает» из организма, человек ощущает усталость, недомогание. Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие токсичных газов на организм, необходимы регулярные тренировки органов дыхания, в процессе которых выведение из тканей и органов различных шлаков будет ускорено.
При нормальном развитии ребенка в формирование его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребенка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т. е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутаций у юношей и многое другое.
Исследования профессора В. П. Морозова показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата.
Поэтому, прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать!
Помимо профилактической (дыхательная зарядка) роли, в вокально-хоровой деятельности, правильное дыхание выполняет еще и терапевтическую (коррекционную) задачи.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться.
Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение.
О феномене так называемой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечнососудистых болезнях, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях.
Если систематически выполнять стрельниковскую дыхательную гимнастику (два раза в день - утром и вечером, по 1200 вдохов - движений за одно занятие), то результаты не замедлят сказаться.
Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);
- способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;
- налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
- исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.
Рассмотрим эти положительные факторы подробнее.
Основной функцией легких является обмен газов в легочных альвеолах. Чтобы его усилить, требуется нарушить так называемый альвеолярный барьер. Эту задачу и решают дыхательные упражнения, разработанные А. Н. Стрельниковой. После нескольких коротких и резких вдохов носом, идущих на предельную глубину легких (во время вдоха в легкие попадает в 3-4 раза больше воздуха), происходит усиленный обмен воздуха в альвеолах, при этом его состав приближается к наружному, одновременно происходит активный обмен газами крови.
Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.
Стрельниковская дыхательная гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.
Стрельниковская дыхательная гимнастика активно влияет и на очаги воспаления. Большое значение всегда придавалось тренировке диафрагмы («дыхательного мускула»), играющей важную роль в дыхании. А в стрельниковской дыхательной гимнастике как раз есть упражнения для непосредственной тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник», «Передний шаг»).
Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костно-связочной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях - позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности в костно-связочных сочленениях.
Дыхательные упражнения - это своеобразная гимнастика для бронхиальной мускулатуры. Речь идет о знаменитом стрельниковском вдохе на сжатии грудной клетки в упражнении «Обними плечи».
У пациентов, страдающих бронхиальными патологиями, под влиянием стрельниковской гимнастики усиливается дренажная функция бронхов - увеличивается выделение мокроты и усиливается позыв к ее отхаркиванию.
Одна из главных заслуг стрельниковской дыхательной гимнастики заключается в том, что она восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос. При дыхании ртом наружный воздух, непосредственно поступая в лежащие ниже пути, не подвергается должной «биологической обработке». В результате воздух может поступать несоответствующей температуры, сухой (или, наоборот, излишне сырой), насыщенный всевозможными пылевыми частичками и микробами. Все это проникает в дыхательные пути.
Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм - отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате - общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития.
Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки (два раза в день: утром и вечером, по 1200 вдохов-движений) вырабатывается новый динамический стереотип.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Программа формирования приемов музыкотерапии как инструмента здоровьесберегаюшей деятельности на занятиях хорового класса предполагает выделение следующих этапов:
- Определение уровня состояния здоровья осуществлялось через изучение статистических данных об уровне заболеваемости учащихся.
- Определение исходного уровня мотивации на занятиях хорового класса по диагностике П.И.Третьякова.
- Определение исходного уровня обученности на занятиях хорового класса (по П.И.Третьякову).
- Исходное изучение мотивации к потребности здорового образа жизни осуществляется через анкетирование учащихся.
- Определение степени комфортности на занятиях хорового класса осуществляется через определение эмоционального фона урока и степени тревожности учащихся по диагностике «Шкала Тревожности» Кондаша.
- Использование специальных приемов музыкотерапии.
- Проведение повторных диагностик мотивации учебной деятельности, уровня обученности, определение эмоционального фона занятия и степени тревожности.
- Сравнить полученные результаты, сделать выводы, скорректировать и дополнить используемые приемы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- сравнение имеющихся методик изучения психологического состояния учащихся;
- анкетирование с целью выяснения психологического состояния детей;
- педагогическое наблюдение эмоционального фона урока;
- обобщение полученных данных о влиянии приемов музыкотерапии на здоровье и психологическое состояние учащихся.
Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность разработки являются:
- идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации технологий образовательной практики;
- идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса;
- идея построения здоровьесберегающей среды на занятиях хорового класса.
Оценка промежуточных результатов педагогического исследования проводится по следующим показателям:
- уровень состояния здоровья;
- развитие мотивации на занятиях хорового класса;
- развитие мотивации к потребности здорового образа жизни;
- развитие музыкальных способностей;
- степень комфортности на занятиях хорового класса.
В ходе данного исследования, удалось выявить, что наиболее эффективными являются следующие приемы музыкотерапии:
- Использование пассивной формы музыкотерапии в целях повышения комфортности учащихся на занятии и улучшения эмоционального фона урока в целом. Учитывая музыкотерапевтическое влияние каждого конкретного музыкального произведения, составлен пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:
- Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Ф. Шопен. Мазурки, Прелюдии.
И. Штраус. Вальсы.
А. Рубинштейн. Мелодия.
- Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
И.-С. Бах. Кантата №2.
Л. Бетховен. "Лунная соната", Симфония ля минор.
- Для общего успокоения, удовлетворения.
Л. Бетховен. Симфония №6, часть 2.
И. Брамс. Колыбельная.
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Ф. Шопен. Ноктюрн соль минор.
К.. Дебюсси. Лунный свет.
- Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
И.С. Бах. Концерт ре минор для скрипки, Кантата №21.
Б. Барток. Соната для фортепиано, Квартет №5.
К. Брукнер. Месса ля минор.
- Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
В.-А. Моцарт. Дон Жуан.
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 1.
А. Хачатурян. Сюита «Маскарад».
- Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
П. Чайковский. Шестая симфония, 3 часть.
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Ф. Шопен. Прелюдия №1, опус 28.
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2.
- Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
И.-С. Бах. Итальянский концерт.
Й. Гайдн. Симфонии.
- Дыхательные упражнения по методике педагога-вокалиста А. Н. Стрельниковой, позволяющие освоить технику активного носового дыхания, активизировать работу диафрагмы (упражнения «Ладошки», «Погонщик», «Насос», «Обними себя» и др.).
Для повышения эффективности упражнений, выполняемых по методике А. Н. Стрельниковой, важны не только физические данные, но и психологический настрой. Кроме того, огромное значение имеет и порядок упражнений, содержащихся в комплексе. Автор методики в своих научных работах рекомендует для начала освоить самые простые упражнения – «Ладошки», «Насос», «Погонщик».
Упражнение под названием «Ладошки» обычно используют в качестве разминки перед началом дыхательной гимнастики. Его выполнение позволяет за короткий промежуток времени освоить технику носового дыхания. Каждая серия упражнений состоит из 4 вдохов и выдохов, осуществляемых без пауз. После окончания каждой серии необходимо отдыхать в течение 4 – 5 секунд. Иногда у нетренированных людей резко ухудшается самочувствие – появляются головокружение, слабость, тошнота. Эти симптомы не являются противопоказанием, они сигнализируют о том, что организм начал насыщаться кислородом. Для устранения дискомфорта следует делать более продолжительные перерывы – до 10 секунд.
Во время вдоха, чтобы обеспечить беспрепятственное носовое дыхание, необходимо очень плотно сжать губы, а на выдохе, напротив, расслабить мышцы. При выдохе не следует резко выталкивать воздух, он должен выходить свободно.
После успешного освоения первого упражнения можно приступать к выполнению следующих упражнений – «Погонщик» и «Насос», состоящих уже из серий по 8 вдохов и выдохов с перерывом в 5 – 10 секунд.
Советы по применению дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не содержат возрастных ограничений, детям можно выполнять предлагаемые упражнения уже с 4 лет.
Необходимо также учесть, что как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой имеет ряд противопоказаний к применению. Упражнения для диафрагмы ми легких не рекомендуется выполнять при тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови, высокой температуре тела, лихорадочных состояний. Пред началом тренировок целесообразно проконсультироваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений
Для получения положительного эффекта необходимо следовать следующим правилам выполнения упражнений:
- Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
- Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
- Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.
- Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
- Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.
- Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
- «Концентрационные вокально-дыхательные упражнения» по системе Г. И. Романовой, начиная с первой ступени освоения вокальной техники.
При исполнении упражнений требуется концентрация внимания на синхронной работе голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота. Процесс обучения сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений.
Процесс пения начинается с вдоха, поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть неба, на небный язычок, а не на заднюю стенку гортани. Это предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли.
Губы должны быть мягкими, челюсть опущена свободно, плечи и лопатки опущены, мышцы груди расслаблены. Необходимо почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как открывается диафрагма на выдохе. Для этого четко произносятся звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш и продолжаются на выдохе звуками ФУ-У-У-У. Косые мышцы живота напрягаются с подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра опускаются и расширяются в области талии, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У-У). Важно запомнить физические ощущения. Данное упражнение является настройкой дыхания для речи, а от правильной и четкой речи в быту зависят ваши вокальные успехи. Это упражнение – хороший массаж связок активной воздушной струей.
Постановка голоса – это стабилизация гортани с помощью правильного дыхания и приобретение правильных певческих навыков. Певческий голос отличается от разговорного только диапазоном и более богатой окраской. Самое естественное для любого человека – петь в речевой позиции на заданный мелодический рисунок («петь как говорить»).
Признаки неправильного пения – першение в горле, резкое движение кадыка, зажим шейных мышц. Признаки правильного пения – расслабление гортани, комфорт, зевание.
Навыки, полученные при занятиях по этой методике – лишь фундамент, основа постановки голоса, когда все движения и ощущения доведены до автоматизма, т. е. когда вам не надо думать в процессе пения, как вдохнуть и на что опереться.
- Использование народной песни как инструмента положительного влияния на психическое и физическое здоровье детей обосновано в трудах Е. Б. Плотниковой, Л. В. Шаминой, Л. С. Брусиловского и др.
Смысл исполнения народных песен в режиме «регулярности» заключается в положительном для физического здоровья детей значении пения как физиологического процесса. Именно регулярные занятия по исполнению народных песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию.
В процессе систематического исполнения самых разных народных песен (в том числе не только на занятиях хорового класса, но и во время минуток активного отдыха и на других уроках) детский голосовой аппарат постепенно приобретает такие жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Традиционная песенная норма в виде открытой манеры звукообразования в процессе исполнения народных песен переходит в привычную, а физическая природа детей за счет этого укрепляется.
Анализируя народную песню с точки зрения вопросов дыхания, надо отметить, что в народном пении для удержания на опоре открытого звука требуется большое подсвязочное давление, которое регулируется работой дыхательного аппарата. Закрепляясь в сознании ребенка, механизм правильного певческого дыхания переходит в привычку.
Воздействуя на психику детей своим «необычным» проявлением народная песня в одних случаях снимает. А в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фактов окружающего мира. Задорные частушки и традиционные народные плясовые (такие, например, как «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице») оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков. Не случайно такие русские народные песни, как «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка», дети любят особенно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования проблемы сохранения здоровья учащихся решены следующие задачи: изучена литература об использовании музыки в оздоровительных целях и механизме влияния методов вокальной педагогики на организм ребенка; проанализирован уровень состояния здоровья учащихся; подобраны диагностики для определения психологического состояния детей; разработан и апробирован комплекс приемов вокальной педагогики оздоровительных упражнений.
Полученные промежуточные результаты свидетельствуют о целесообразности применения приемов музыкотерапии как инструмента здоровьесберегающей технологии на занятиях хорового класса. Предложенные приемы можно использовать на любом уроке в музыкальной школе, а также на уроках начальной и средней ступени обучения в общеобразовательной школе. Они окажут положительное влияние на психологическое состояние и здоровье учащихся, что сделает учебную деятельность учащихся более радостной и желанной.
Приемы оздоровительного характера на занятиях хорового класса осуществляются через постановку правильного певческого дыхания, осознание воздействия звуков на организм ребенка, лечебный эффект от пения русских народных песен, а так же использование специальных оздоровительных упражнений по системе Стрельниковой.
Исходя из этого, на конечном этапе ожидаем увидеть следующие результаты:
- поскольку посредством использования дыхательных упражнений происходит массаж внутренних органов, достаточная вентиляция легких, то у детей нормализуется самочувствие, сердечный ритм, улучшится осанка, кровообращение и лимфоток в области легких, то есть количество бронхо-легочных заболеваний уменьшится;
- деятельность оздоровительного характера осуществляется детьми осознанно, поскольку преподаватель поясняет задачи каждого упражнения или музыкального произведения, вследствие этого повысится уровень мотивации к здоровому образу жизни;
- использование приемов музыкотерапии (и вокалотерапии, в частности), народной песенной педагогики как образца адекватного сочетания звуков в природе, позволяет народной песне посредством родного слова, шутки и игры мощно влиять на физическое здоровье и психику ребенка, поэтому деятельность на занятии становится более радостной и мотивация к учебному предмету повысится;
- поскольку повышается мотивация к изучению предмета, и дети с большим удовольствием занимаются той или иной деятельностью на занятии, то показатели обученности будут выше.
Внедрение данных рекомендаций в образовательный процесс музыкальной школы не требует особых финансовых затрат, специального оборудования. Для реализации требуются высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующее методическое обеспечение и оборудование кабинета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. – Л., 1986.
- Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. – М., 1974.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
- Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
- Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
- Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.
- Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.
- Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.
- Шамина Л. В. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.
- Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
. М.: Издательство «Метафора», 2010.
- Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)
В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393824-1391008631.jpg)
Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в объединении "Аэробика"
В методической разработке раскрывается здоровьесберегающий компонент програмы "Аэробика", описывается результат воздействия занятий аэробикой на укрепление здоровья обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590439-1423589924.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на занятиях эстрадного пеня
Представленный комплекс дыхательных упражнений разработаный А.Н. Стрельниковой, ежедневно используется в работе с детьми. Причина, по которой я выбрала данную методику для развития дыхания прост...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/16/picture-871296-1639678866.png)
Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокально-хорового кружка
Особенностью занятий вокально-хорового кружка является организация разных форм музыкальной деятельности учащихся. Каждый занятие в кружке содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1090689-1544175425.jpg)
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях объединения «Hip Step».
В настоящее время здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового обра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/17/picture-470150-1408287108.jpg)
статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хоровой студии»
Краткий обзор видов арт-терапии, используемых на занятиях хоровой студии...