Помнить-значит знать
методическая разработка (8 класс)

В связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире, развитием экстремизма и терроризма, экономическим кризисом, необходимостью поиска ответа на внешние вызовы одной из ведущих тенденций развития российского общества является переход к ценностной парадигме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Помнить – значит знать»

Автор: Адамова  Ксенья Павловна

Организация: МБОУ Заболотовская СОШ

Населенный пункт: Воронежская область, Ольховатский район

Тема воспитательного мероприятия: «Помнить – значит знать»

Актуальность. В связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире, развитием экстремизма и терроризма, экономическим кризисом, необходимостью поиска ответа на внешние вызовы одной из ведущих тенденций развития российского общества является переход к ценностной парадигме. В 2008 году в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». В соответствии с разработанной в 2008 году Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков, В.А. Тишков), которая легла в основу ФГОС II поколения (2012 г.), в качестве основной цели системы образования России выступает воспитание высоконравственного, творческого гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, тесно связанного с духовными и культурными традициями многонационального народа Российской Федерации – иными словами гражданина-патриота.

Целевая аудитория: 8 класс (13-14 лет)

Патриотическое воспитание подростков осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Непосредственно в образовательном процессе на уроках истории и обществознания патриотическое воспитание осуществляется следующими способами: изучение в контексте Истории России истории своей малой Родины, семьи, семейных традиций; организация на уроках классных часов, викторин, деловых игр, посещение исторических и краеведческих музеев, встреча и беседа с ветеранами. Однако урочная деятельность не приводит к реализации воспитательных задач в полной мере из-за ограниченности времени.

Внеурочная деятельность обладает воспитательным потенциалом в большей степени, так как имеет практическую направленность. Ученики применяют полученные на уроке знания, умения, навыки в конкретном виде деятельности: посредством организации игр, театрализованных представлений, в процессе реализации которых ученики через проигрывание и фактически «прочувствование» определённой исторической ситуации, усваивают определённые модели поведения, ценности.

Цель воспитательного мероприятия: способствовать воспитанию патриотизма, формированию ценностного отношения к своему Отечеству, чувства ответственности за процессы, происходящие в нём.

Задачи воспитательного мероприятия:

Образовательные – учащиеся должны знать:

  1. жизнь и деятельность детей в годы Великой Отечественной войны;
  2. сущность понятий «подвиг», «патриотизм».

Развивающие – школьники должны уметь:

  1. четко и логично рассказывать об исторических событиях, описывать личности героев;
  2. общаться со сверстниками и учителем, отстаивать своё мнение.

Воспитательные – учащиеся должны понимать ценность:

  1. любви к Родине;
  2. интереса к истории и чтению книг;
  3. уважительного отношения к другим людям;
  4. требовательного отношения к себе;
  5. добросовестного отношения к труду.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

  1. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны.
  2. Формирование интереса к истории своей Родины.
  3. Уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны.
  4. Повышение социальной компетентности обучающихся.

Форма проведения воспитательного мероприятия: тематическая беседа.

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы, приёмы

Развиваемые умения

Формируемые

УУД

Организационный этап

 Вовлечь учащихся в данное мероприятия посредством создания определённого эмоционального настроя.

 

Запись голоса Ю.Б. Левитана об окончании войны.

Затем звучит мелодия «День Победы» (https://hotplayer.ru/?s=день%20победы)

-Дорогие ребята, в этом году наша страна  будет праздновать 78-ую годовщину Великой Победы советского народа над фашизмом. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Более 30 миллионов жизней унесла та война, затронув каждую семью. Рядом с отцами и старшими братьями сражались мальчишки и девчонки в солдатских гимнастерках, не жалея сил ы самой жизни.

Ребята, сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как мы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за это им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

Ученики слушают

учителя.

Метод: объяснительно-иллюстративный

Приёмы: устный

 

Формируемые УУД – регулятивные

 

Основной этап мероприятия

Расширить представления школьников о нелёгкой жизни детей в годы ВОВ, о вкладе каждого из них в дело Победы.

Подготовка к изучению темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о родственниках –

героях ВОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит мелодия «А закаты алые» (https://x-minus.me/track/2968/закаты-алые)

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, мы с вами никогда не знали ужасов войны. Но так было не всегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, у нас у всех есть прабабушки и прадедушки, которые знали ужасы ВОВ, расскажите, что вам известно об их жизни, подвигах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит мелодия: «Священная война» (https://drive.gybka.com/q/священная+война+мелодия/ )

Ученик читает стихотворение 

Стихотворение Ю.Воронова

«Хотелось бы, чтобы все это помнили...»

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка - их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм , и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Пускай сердца, волнуясь, замирают,
На мирные дела пускай зовут,
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

 

Ребята рассказывают о своих родственниках, которые являлись очевидцами ВОВ.

Шошин Владислав:

Хочу рассказать о своей прапрабабушке, Клавдии Михайловне Крыловой, которой 23 апреля 2020 года исполнилось бы 97 лет. Родилась в г. Кулебаки, в 1939 году окончила школу ФЗУ по профессии столяр по сборке мебели. По окончании школы поступила работать на металлургический завод им. Кирова. 12 апреля 1941 года призвалась в действующую армию, 8-ой отдельный дивизион аэростатного заграждения в г. Горький. Началась действительная военная служба. Девушек распределили по расчетам, каждый расчет принял свой аэростат, за который они полностью отвечали. Демобилизовалась в июне 1945 года. И снова вернулась работать на завод, но уже в огнеупорный цех, работала прессовщицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Приёмы: устный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: репродуктивный

Приёмы: устный,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: репродуктивный.

Приёмы: устный, конкретизация,

 

Приёмы:  устный,

абстрагирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образные (умение рассказывать, описывать),

логические (конкретизация, абстрагирование)

 

 

 

 

 

Формируемые УУД – регулятивные (целеполагание); познавательные (овладение способами работы с информацией), коммуникативные (взаимодействие с учителем, одноклассниками), личностные (самоопределение, смыслообразование).

Результаты – предметные (расширение исторических знаний); метапредметные (правильно выполнять поставленную учебную задачу, организовывать сотрудничество) и личностные (формирование активной гражданско-патриотической позиции).

Этап рефлексии

.

Ребята, какие выводы вы сделали для себя из данного мероприятия?

Ученики высказывают мнения («от нас зависит будущее страны, нужно быть патриотами, действовать на благо Родины»).

Метод:

репродуктивный

Приёмы – устный, обобщение.

Логические (обобщение, формулировка выводов)

Формируемые УУД – личностные (самоопределение).

Результаты – личностные.

Заключительный этап

Звучит мелодия «День Победы».

«Никто не забыт, ничто не забыто» –пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

Учитель раздаёт ученикам «секретный конверт» с Георгиевской ленточкой

Ученики получают «секретный конверт», благодарят за мероприятие

Метод:

репродуктивный

Приёмы – устный, наглядный.

 

 

Формируемые УУД – личностные (самоопределение).

Результаты – личностные.

Тематическая беседа– информационно-просветительская форма воспитательных мероприятий, может быть представлена темой, которую необходимо изучить (рассмотреть). Беседа отличается всегда ориентирована на определенную аудиторию с учетом ее возрастных и социальных особенностей. Беседа – это, прежде всего, разговор с аудиторией, привлечение ее внимания, организация совместной деятельности. Методическими приемами данной формы могут быть презентации, видеофильмы, наглядные иллюстрации.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: система патриотического воспитания подростков должна основываться на методах и приёмах, учитывающих их психологические и познавательные возможности, потребности, и осуществляться посредством взаимодействия школы, семьи, общественных организаций и государства в целом.

Во время воспитательного мероприятия использовались следующие методы:

Словесные методы: рассказ, беседа

Методы организации деятельности: демонстрация

Методы познавательной активности: анализ и синтез

Методы эмоционального воздействия: создание ситуации занимательности, нравственного переживания, поощрения

Приемы: устный, наглядный.

Описание этапов подготовки:

Воспитательное мероприятие готовилось в несколько этапов:

1 этап – сбор информации по теме.

3 этап – проведение мероприятия

4 этап – подведение итогов мероприятия(формулировка выводов).

 Описание этапов проведения мероприятия:

                                   Кадровые ресурсы:

  • Беседы с учителями истории: Зорченко  Ю.Н.

                                   Методические ресурсы:

  1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айриспресс,    2002.
  2. Видянин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортиных игр. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Воробьёва О.В. Методика обучения истории Курс лекций. Часть II. – Арзамас: АГПИ, 2012.
  4. Герасимова Т.Б. Организация проектной деятельности в школе / Т.Б. Герасимова // Преподавание истории в школе. – 2007. – №7. – С. 17-19.
  5. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия. - Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2-8.
  6. Микрюков В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота. - Инновации в образовании. – 2010. – № 6. – С. 212-219.
  7. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2006.
  8. Сластенин, В.А.. Педагогика: Учеб.пособие для пед. ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. –

Материально-технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация, фотографии.

Информационные ресурсы:

  1. Карта Памяти – патриотическая карта издательства «Просвещение»

URL: http://memory-map.prosv.ru

  1. Материал из свободной энциклопедии

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война

  1. Обобщенный электронный банк данных Мемориал

URL: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

  1. Электронный банк документов Подвиг народа

URL: http://podvignaroda.mil.ru

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Воспитательное мероприятие ориентирован на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся. В ходе коллективной, совместной работы воспитанники и обучающиеся овладевают информационными, поисковыми, коммуникативными компетентностями.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи. При использовании методической разработки стоит обратить внимание на:

  • информационное обеспечение (предоставить школьникам – литературу, интернет- ресурсы, и т.д.);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я помню, значит, я живу!"

Общешкольная линейка, посвященная 9 мая...

торжественная линейка 9 мая "Я помню, значит я живу"

мероприятие предназначено для воспитания патриотических чувств у школьников. Формирования любви к Родине и сохранения памяти о тех, кто защищал и спас от фашизма, принес мир всем народам....

Помним - значит, живем!"

Материаал проведения общешкольной линейки, посвященной Дню памяти Чернобыля...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...

Классный час в 5 классе "Урок Памяти "Помнить - значит знать"

Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на...

Классный час "Помнить-значит знать"

Классный час "Помнить-значит знать"...

Классный час "Помнить - значит знать".

Классный час "Помнить - значит знать"....