Классный час в 5 классе "Урок Памяти "Помнить - значит знать"
классный час (5 класс)

Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_urok_pobedy_01.09.20g.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Урок Памяти «Помнить - значит знать»

Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока

I. Приветствие, выражение радости долгожданной встречи, проверка психологической готовности обучающихся

- Добрый день, ребята! Вот и прозвенел долгожданный первый звонок 2020-2021. Я очень рада видеть воочию всех вас.

- Понравилось вам дистанционное образование?

(Обращает внимание на то, что традиционным способом учиться пока более привычнее для нынешнего поколения).

-Ребята, сегодня во всех школах нашей страны проводится Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

II. Актуализация знаний

- Ребята, как вы думаете, что это за цифры?

- Нам знакомы уже эти цифры?

-Как вы думаете, почему мы начали сегодня наше первое занятие именно с этого материала?

-Наше занятие сегодня необычное, мы отметим 1 сентября, вспоминая о событиях ВОВ, так как в этом году Великой Победе 75 лет.

III. Сообщение темы и цели занятия

        Утром 22 июня 1941 года без объявления войны немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза. Это событие принято считать началом второго этапа Второй мировой войны. Согласно плану «Барбаросса» Германия нанесла удар тремя группами армий на протяжении всей западной границы СССР. Внезапность нападения привела к большим потерям военной техники, боеприпасов и самолетов.

IV. Изучение нового материала.

1 сентября в Великой Отечественной Войне

1 сентября 1941 года. 72-й день войны

Битва за Ленинград.

Ленинградский фронт. Ленинградская оборонительная операция.

Смоленское сражение. Западный фронт.

Брянский фронт.

Юго-Западный фронт.

1 сентября 1942 года. 437-й день войны

Сталинградская битва.

1 сентября 1943 года. 802-й день войны

Западный фронт.

Битва за Днепр.

1 сентября 1944 года. 1168-й день войны

Украинский фронт.

Сообщения учащихся «Из жизни школьников военных лет»

Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.

Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!» (воспоминания учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А. из рукописной книги «Дети войны»).

«В школу ходили со свечками — не было ни отопления, ни света. Окна в здании были заклеены, поэтому, вечером было совсем темно. Учились в основном с утра, когда ещё было светло. Но если днём была бомбёжка, то приходилось идти во вторую смену. Бомбили....» - из воспоминаний тогдашней шестиклассницы Лидии Цветковой (Егоровой).

«Я очень любила учиться. Каждый раз, когда из-за обстрелов не получалось попасть в школу, я очень плакала. Слёзы текли, а я старалась их сдерживать, чтобы мама не видела и не расстраивалась. В классе стёкол не было. Окна забиты фанерой. Холод страшный — чернила замерзали, — рассказала бывшая семилетняя девочка Людмила Иванова. — Сейчас смотрю на нынешних школьников и нарадоваться не могу, что у них всё хорошо, что не видели они той жизни».

Трудовые и опасные будни школьников

Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.

Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.

Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.

Просмотр видеоролика “Учебные дисциплины через призму войны”

Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.

Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».

Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли.

Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.

Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения.

А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.

Учитель: Скажите, пожалуйста:

1. Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом? (ответы учащихся)

Учитель: заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины»

2. Почему патриотизм в нашей стране преимущественно воспринимается как военно - героический? (ответы учащихся)

3. Согласны ли вы с мыслью о том, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды? Если да, аргументируйте собственное мнение (ответы учащихся)

Учитель: Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Целой земле нужна.

Если мы войну забудем -

Вновь придет она.

-Ребята, именно нам предстоит донести эту память следующим поколениям. Как можно забыть весь этот ужас…..!? (Демонстрация слайдов)

В те страшные годы речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима.

5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену...

Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно...

Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.

 -Все семьи были затронуты войной - если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе…Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения. Мы обязаны ПОМНИТЬ их - ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» (ЛаоЦзы). 

-Ребята, я попросила вас и ваши семьи провести поисково-исследовательскую работу по теме «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», в ходе которой вы подробно познакомились с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу. (Результатами этой деятельности могут быть презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на полях сражений или на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй, а также изготовление транспарантов с фотографиями фронтовиков для дальнейшего участия в акции - шествии «Бессмертного полка»)

V. Подведение итогов классного часа

Сегодня мы подведём итоги вашей работы, создав СТЕНУ ПАМЯТИ. Эту память вы должны передать своим детям, а они, в свою очередь, своим. Только так мы можем выразить свою благодарность погибшим и сохранить память о них.

        Я предоставляю вам слово (ученики выходят с портретами своих героев, рассказывают о них, об их подвигах, наградах).

         Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».
Прошла война, прошла беда.

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

VI. Рефлексия

Составьте синквейн со словом (по выбору)

ПАМЯТЬ

СЛАВА.

ПОБЕДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

Внеклассное мероприятие "Знать и охранять природу - значит знать и охранять Родину"

В данном материале представлено мероприятие, посвящённое году защиты окружающей среды. Мероприятие рекомендовано для проведения в среднем звене....

Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.

«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...

Внеклассное мероприятие: «Любить Родину – значит знать её».

Внеклассное мероприятие:«Любить Родину – значит знать её». Направление месяца: патриотическое, гражданское.Цель: Развитие чувства патриотизма.Задачи: развитие логическ...

Классный час "Помнить-значит знать"

Классный час "Помнить-значит знать"...

Классный час "Помнить - значит знать".

Классный час "Помнить - значит знать"....

Помнить-значит знать

В связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире, развитием экстремизма и терроризма, экономическим кризисом, необходимостью поиска ответа на внешние вызовы одной из ведущих тенденций развития ...