Статья СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРУПП РАННЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ УДОД
статья

Петрова Елена Владимировна

Применение средств и методов сказкотерапии на занятиях в группах раннего развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «Центр детского творчества»

г. Киселёвск, Россия

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРУПП РАННЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ УДОД

Что является основным видом деятельность дошкольника? Конечно, игра, через игру ребёнок воспринимает реальный окружающий мир, примеряет различные социальные роли: мама, продавец, врач, учитель. Игра раскрывает творческий мир ребёнка, а чем он богаче, тем быстрее и безболезненнее ребёнок социализируется.

Умственное развитие детей от трёх до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребёнок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощь сказки, являющейся для него азбукой жизни.

В четырех-пятилетнем возрасте наблюдается расцвет сказочного мышления. «Сказка – знаковая система, с помощью которой ребёнок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевлённым предметам или животным человеческие черты», - пишет психолог Ж. Пиаже. Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей. Значит, сказочный мир понятен каждому дошкольнику и, чтобы лучше понимать, общаться, учить дошкольников нужно говорить на их языке - языке сказки.

Сказочный мир требует от ребёнка всё время фантазировать, воображать, свободно чувствовать себя на месте любого героя, переживать различные эмоции. Ребёнок, переживая это в сказке, переносит эти эмоции в повседневную жизнь. Сказки издревле учат людей мудрости, тому, как поступить в разных ситуациях. Ведь нравоучения и ребёнок, и взрослый воспринимает категорично, противится им. А непринуждённая сказочная форма на подсознательном уровне учит «правильным» поступкам, эмоциям, действиям.

На занятиях в группах раннего развития детей «Солнышко» в МБУ ДО ЦДТ г. Киселевска педагоги применяют различные виды «сказочных» игр: сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, театрализованные. Есть среди этих игр и игры-драматизации, которые выступают одним из главных средств такого метода, как сказкотерапия.

Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это технология, использующая сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности. Сказка помогает донести до сознания ребёнка, подростка, взрослого базовые жизненные ценности. Сделать это увлекательно и ненавязчиво.

Сказкотерапия помогает развивать речь, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, снижает импульсивность и тревожность, развивает навыки взаимодействия, развивает внимание, восприятие, воображение, общую и мелкую моторику, координацию движений, облегчает период адаптации.

На занятиях с логопедом воспитанники групп раннего развития «Солнышко» участвуют в театральных инсценировках по разным лексическим и фонетическим темам: «В гостях у осени», «Заюшкина избушка», «Праздник гласных» и другие. На занятиях с использованием технологии сказкотерапии ребята в непринуждённой форме примеряют роли сказочных героев и становятся такими же смелыми и справедливыми как Петушок из сказки «Заюшкина избушка», учатся так же переживать за друзей, как другие герои этой сказки.

На фитнесе педагог в разделе лого-аэробика использует логоритмические упражнения: физические упражнение с одновременным произношением звуков, четверостиший, нерифмованных фраз. Дети выполняют комбинации движений под скороговорки и стихотворения «После душа», «Алфавит», «Время суток», «Дни недели», «Месяцы» - играя, дети учатся, усваивают материал.

На занятиях по рисованию, лепке, бумагопластике дети изображают героев любимых сказок.

Педагог музыки прививает детям чувство ритма, используя музыкально-дидактические игры. В рамках программы «Ладушки» педагог знакомит воспитанников групп раннего развития с народным творчеством: прибаутками, потешками, народными песнями. Народное творчество тесно связано  с историей народа, это обогащает духовный мир детей, становится связующим звеном поколений.

Занятия по развитию речи позволяют прививать дошкольникам интерес к театрально-игровой деятельности на основе технологии сказкотерапии. Во время проживания выбранных ролей сказочных героев, дети обогащают и активизируют словарный запас, импровизируют, учатся выразительному декламированию, правильным жестам, мимике, сопровождающими игру. Кроме того, ребята становятся самостоятельнее, активнее играют с персонажами, учатся рассуждать, сравнивать героев, их поступки, слова.

Работа над сказками позволяет не только анализировать поступки героев, но и проецировать их на события реальной жизни детей: вспомнить были ли у ребят похожие ситуации, как они поступили, хотели бы поступить по-другому или нет.

На родительских собраниях и личных консультациях предлагаем и родителям вспомнить детство и фантазировать вместе с детьми, больше читать совместно с детьми различных сказок: народных, в которых заложена народная мудрость; авторских, в которых на очень доступном языке рассказывается о необъятной вселенной душевного мира наших детей. Приобщаем их к совместной театрализованной деятельности. В ней родители и дети раскрываются по-новому, учатся вместе переживать, сочувствовать, слушать друг друга, понимать. Совместная деятельность в сказочной ситуации становится связующим звеном в детско-родительских отношениях, способствует сплочению семьи, а это, как следствие, приводит к формированию полноценной личности ребёнка в будущем.

По-мнению В.А. Сухомлинского «духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». Давайте поможем нашим детям быть прекрасными цветами.

Список литературы:

  1. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
  2. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок / Л.Я. Поляк – СПб. – 2001 – 113 с.
  3. Сёмина И.К. Корзинка, полная любви: Сказки ребятишкам для радости / И.К. Сёмина. – СПб.: Речь, 2013. – 80 с.
  4. Сказкотерапия как средство развития речи для детей дошкольного возраста / Т.Н. Овчаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ananeva-ds48kar.educhel.ru/articles/skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detej_doshkol_nogo_vozrasta 
  5. Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Н.М. Каблаш [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/417294/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»

Литература6 класс  (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение:  Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...

Создание эмоционального комфорта у детей с ограниченными возможностями здоровья

Советы по созданию эмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья представляет интерес  для педагогов, работающих с такими детьми и родителей, имеющих детей с ОВ...

«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»

laquo;Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»...

Статья.СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье изложены авторские взгляды на значение эмоционально сферы и методы ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является изучение способов коррекц...

Презентация к занятию-путешествию по музыке в группе раннего развития детей «Лучик» Тема: «Три кита в музыке. Марш.»

Занятие-путешествие  может быть полезным музыкальным руководителям детских дошкольных учреждний, а также учителям музыки в начальной школе. Дети побывали в королевстве маршей, где их встрет...

Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...

Статья "Приемы создания эмоционального комфорта на занятиях для развития индивидуальности и личностных качеств учащихся"

Создание эмоционального комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ре...