Создание эмоционального комфорта у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Бацалёва Татьяна Ивановна

Советы по созданию эмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья представляет интерес  для педагогов, работающих с такими детьми и родителей, имеющих детей с ОВЗ. Сведения в ней можно использовать как памятку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание эмоционального комфорта у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Твердят:

"Вначале было Слово..."

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви –

И озаренье, и работа,

глаза цветов, глаза ребёнка,

Всё начинается с любви!

В системе специального образования, особую значимость приобретает фигура педагога, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального комфорта ребенка с ОВЗ. Для обеспечения его гармоничного развития, необходимо правильная организация эмоционально благополучной среды как в классе, так и в группе. С поступлением ребенка в школу, в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 5-6 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Поэтому необходима целенаправленная организация жизни особого ребёнка, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками. А это зависит в первую очередь от учителей и воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты и внимания. Если ребенок почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи. Организуя среду в коллективе, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.

В основе благоприятных психолого-педагогических условий педагогической деятельности лежит знание особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и реализация следующих принципов: принятие ребенка как ценности, понимание его желаний, чувств, поведения и возможностей, признание личности ребенка.

Как известно, основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является игра. Именно поэтому, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. В процесс активизации эмоционального состояния детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т. д. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей. 

Общаясь с детьми, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает им чувствовать себя в общении со мной более уверенными.

Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие в моей успешной работе с такими детьми.

Очень важным в развития эмоционального благополучия детей является   психогимнастика. Особенно она нужна детям с нарушением эмоционально-волевой сферой, чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Также включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланирована образовательная деятельность с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.      

Комфортность ребёнка с ОВЗ в школе зависит от мастерства педагога, а именно:

- создания атмосферы принятия таким, какой он есть

-  включение ребёнка в продуктивную деятельность

- стимулирование и поощрение в работе

- уважительное отношение в общении, не допуская унижения его

 В своей работе не использую слова, которые убивают ребёнка:

Ты никогда ничего не добьешься.

 Неужели ты ничего не можешь сделать, как следует?

 Когда ты, наконец, начнешь учиться?

 С чего ты решил, что ты такой, как все?

 Ты лентяй (слабый, неуклюжий и т.д.).

 Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше вообще молчи.

Широко использовать слова, которые помогают и ободряют:

 Ты еще и не это можешь.

 Я тобой горжусь.

 У тебя все получится.

 Продолжай и дальше в том же духе.

 Ты умница.

 Есть вещи, которые у тебя получаются отлично.

 Это ничего, что ты учишься на свой лад.

 У тебя есть свои сильные стороны и таланты.

 Это ничего, что по одним предметам ты учишься лучше, а по другим - не очень хорошо.

 Ошибаться - это нормально. Взрослые тоже ошибаются.

 Ты успешно работаешь над тем, над чем тебе нужно поработать.

 На ошибках можно и нужно учиться.

 Я всегда поддержу тебя, если потребуется.

 Я уверена, что ты научишься защищать себя.

 Ты заслуживаешь уважительного отношения.

Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать следующее:

Школа - особый остров для учащихся с ограниченными возможностями. Все на нём живут по законам Милосердия, Отваги и Чести. Сумейте ребёнку дать ощущение тепла, радости и заботы.

Найдите способы подарить ребёнку Удачу, Веру, Надежду и Любовь.

Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство, но в одном я точно убеждена: создание эмоционального комфорта в группе и эмоциональное развитие детей с ОВЗ будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.

ПОМНИТЕ: Душа каждого ребёнка - зародыш прекрасного цветка, расцвести который может в руках педагогов от тепла, любви и ласки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность : Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутр...

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...

Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. В школе успешно реализуются проекты, направленные ...

"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".

Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...

Публикация в сборнике "Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему: "Воспитание нравственного сознания в условиях коррекционной школы"...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характеро...