Итоговый Урок-Викторина "История и культура Санкт-Петербурга" 5 класс. Внеурочная деятельность
учебно-методический материал (5 класс)

Галина Ивановна Яковлева

Нравственно-патриотическое воспитание школьников, знакомство с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями через игровую деятельность. Развитие интеллектуальных способности обучающихся, их творческого потенциала, расширение кругозора.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История и культура Санкт-Петербурга Внеурочное занятие в форме ВИКТОРИНЫ для 9 класса ГБОУ школа 370 Московского района Григорьева Н.В. Учитель математики Яковлева Г.И. учитель математики

Слайд 2

Какие войска принимали участие в военной блокаде Ленинграда? Немецкие войска Финские войска Испанские войска Все перечисленные Все перечисленные

Слайд 3

Когда началась блокада Ленинграда? 1 августа 1941 г. 8 сентября 1941 г. 1 октября 1941 г. 8 сентября 1941 г.

Слайд 4

Что было названо «Дорогой жизни» в дни блокады Ленинграда? Река Нева Ладожское озеро Железная дорога Ладожское озеро

Слайд 5

Что стало главной проблемой всех жителей блокадного Ленинграда ? Отсутствие связи Голод Полная невозможность эвакуации детей Голод

Слайд 6

Когда закончилась блокада Ленинграда? 9 мая 1945 г. 27 января 1944 г. 1 февраля 1943 г 27 января 1944 г.

Слайд 7

Какую советскую поэтессу назвали «Музой блокадного Ленинграда», за её стихи посвященные самому тяжёлому периоду жизни города? Ольгу Бергольц Анну Ахматову Марину Цветаеву Ольгу Бергольц

Слайд 8

Что жители блокадного Ленинграда получали по карточкам ? Только хлеб Продуктовый паек Дрова и сахар Продуктовый паек

Слайд 9

С помощью какого устройства ленинградцы узнавали о налетах и воздушной тревоге? Радио Метроном Громкоговоритель Громкоговоритель

Слайд 10

Какую болезнь называли «Ленинградской болезнью»? Тиф Дистрофия Цинга Дистрофия

Слайд 11

В какой части страны расположен Санкт-Петербург? На северо-востоке На юго-западе На северо-западе На северо-западе

Слайд 12

Городом скольких революций называют Санкт-Петербург? Пяти Трёх Двух Трёх

Слайд 13

Какая станция метро Санкт-Петербурга своим павильоном похожа на летающую тарелку? Горьковская Площадь Восстания Маяковская Горьковская

Слайд 14

С 1918 по 1934 год этот питерский мост назывался мостом Равенства, а с 1934 по 1991 — Кировским мостом. С 2005 года его раскрытый пролёт стал одним из символов праздника выпускников «Алые Паруса». Троицкий мост Дворцовый мост Литейный мост Троицкий мост

Слайд 15

Какого числа в Санкт-Петербурге празднуют День города? 16 мая 27 мая 2 июня 27 мая

Слайд 16

Самый широкий мост в Санкт-Петербурге — это ... Биржевый мост Дворцовый мост Синий мост Синий мост

Слайд 17

Этот сад Санкт-Петербурга расположен на отдельном острове, который омывается Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой. Летний сад Александровский сад Михайловский сад Летний сад

Слайд 18

Одним из символов Санкт-Петербурга считается Медный всадник. Из какого материала выполнен этот конный памятник? Камень Медь Бронза Бронза

Слайд 19

Как зовут зайца, скульптура которого находится у Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость через Кронверкский пролив? Артём Арсений Архип Арсений

Слайд 20

На набережной Фонтанке можно увидеть знаменитый памятник Чижику-Пыжику. Кем становились учащиеся императорского училища, которых называли эти именем? Врачами Юристами Военными Юристами

Слайд 21

Какая станция метро Санкт-Петербургского метрополитена находится в Ленинградской области? Шушары Девяткино Купчино Девяткино

Слайд 22

Какая станция метро перестала существовать? Дачное Беговая Волковская Дачное

Слайд 23

С какого вокзала раньше надо было уезжать чтобы попасть из Ленинграда и Берлин? С Балтийского С Ладожского С Варшавского С Варшавского

Слайд 24

В Петербурге работают пять железнодорожных вокзалов. Четыре из них расположены на одной из линий метро. На какой? На Московско-Петроградской линии На Кировско-Выборгской линии На Фрунзенско-Приморской линии На Кировско -Выборгской линии

Слайд 25

24 июня 1932 года. В этот день на территории Ленинградской области вблизи Ленинграда был сдан в эксплуатацию аэродром, позднее ставший аэропортом и работавший до 1973 года. Его название ... Ржевка Кольцово Шоссейная Шоссейная

Слайд 26

Новая станция метро на Васильевском острове будет называться ... Академия ветеринарной медицины Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта Горный институт Горный институт

Слайд 27

Станция «Театральная» в скором времени откроется рядом с каким театром ? Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева Мариинский театр Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Мариинский театр

Слайд 28

На Васильевском острове на углу 8-й, 9-й линий и Среднего проспекта находился перекресток трамвайных миров. Чем он так знаменит? Что на Васильевском острове трамваи ездят без кондукторов. Тем, что на Васильевском острове трамваи ездят без машинистов. Здесь трамваи, подъезжая с любой из четырех сторон, могли ехать в любом направлении. Здесь трамваи, подъезжая с любой из четырех сторон, могли ехать в любом направлении.

Слайд 29

5 августа 1955 года в 8 утра на станции ... началась обкатка первого эскалатора. Как называлась эта станция ленинградского метро? Площадь Восстания Автово Новокузнецкая Площадь Восстания Спасибо за игру!

Слайд 30

Подведение ИТОГОВ Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор (ФИО, должность)

Григорьева Наталья Валериевна, учитель  математики высшей категории,

Яковлева Галина Ивановна учитель математики  высшей категории

2.

Название ресурса

Познавательная интерактивная викторина о Санкт – Петербурге

3.

Вид ресурса

Презентация

4.

Предмет, УМК

Внеурочная деятельность , Воспитательная работа

5.

Цель и задачи ресурса

Нравственно-патриотическое воспитание школьников, знакомство с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями через игровую деятельность. Развитие интеллектуальных способности обучающихся, их творческого потенциала, расширение кругозора

6.

Актуальность ресурса

1. Игровая технология относится к технологиям деятельностного типа и рекомендована ФГОС. Игровая деятельность привлекает обучающихся, и они с большим удовольствием принимают в ней участие.

2. Групповая и игровая деятельности создают ситуацию успеха и позволяют чувствовать себя уверенно даже слабым ученикам и добиваться им успехов в команде.

3. Создаёт условия для личностного развития обучающихся через воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, её прошлое и настоящее.

7.

Форма учебной деятельности учащихся

Групповая

8.

Целевая аудитория

9 классы

9.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft PowerPoint

10.

Средства обучения

Компьютер, экран, интерактивная познавательная викторина «Санкт - Петербург»

11.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Интерактивная игра имеет общеинтеллектуальную направленность и носит познавательный характер. Ресурс содержит 28 вопроса .  Задания представлены с выбором ответа.

Правила: ответ появляется при щелчке по  кнопке на слайде. Переход на следующий слайд происходит  по щелчку на слайд.

12.

Источники информации

Все фотографии взяты из Интернет ресурсов. 

http://visz.nlr.ru/blockade/

http://grad8.rgantd.ru/index.html

 https://opeterburge.ru/history.html



Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 370 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Сценарий внеурочного занятия в форме викторины

«История и культура  Санкт-Петербурга»

Авторы:

Григорьева Наталья Валериевна  учитель математики

  Яковлева Галина Ивановна учитель математики

Санкт-Петербург 2023 г.

Направление внеурочной деятельности:_История  Санкт-Петербурга  9 класс

 Тема внеурочного занятия (мероприятия): «Викторина  по Истории Санкт-Петербурга».(Обобщающее занятие )

Игра является обобщающим этапом серии занятий по истории и культуре СПб (теоретического материала, экскурсии,  путешествий по карте СПб,  выездных занятий в библиотеке). Детям заранее предложено сформировать команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, разработать герб своей команды.

Место игры: участники группируются командами вокруг столов в классе. Ведущий пишет на доске названия команд и отмечает количество баллов, заработанных командами (правильный ответ: 3 балла).

Цель внеурочного занятия (мероприятия):   обобщение и систематизация знаний учащихся по истории и культуре Петербурга, развитие интереса к изучению истории города, воспитание активной гражданской позиции, чувства гордости.

 Задачи внеурочного занятия:

обучающие: обобщить  представление о роли Санкт-Петербурга в событиях 20-21 века.; создать условия для того чтобы учащиеся могли самостоятельно характеризовать памятные места, связанные с основными событиями.

- развивающие: развить умения работать в коллективе, выполняя поставленные перед группой задачи; анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы, выражать и формулировать свои мысли

-воспитывающие: воспитание гражданственности, уважения и интереса к истории своего города

 Планируемые результаты: Расширение кругозора учащихся, обобщение представлений об архитектуре, развитии нашего города. Oсознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому наследию, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,  традициям, ценностям жителей Петербурга, стремления к реализации своих знаний и умений.

Метапредметные:

Личностные:  Формирование умения выражать собственное впечатление от памятников культурного наследия. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое проявляется - в форме и содержании творческой работы; - в осознании необходимости бережного отношения к городским объектам; - в знании правил поведения горожанина и осознании необходимости их выполнения.

Познавательные: Умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга; называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, посещать музеи

Коммуникативные: Владеть навыками коллективной деятельности в    процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя.Овладение умением грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  программе.

Регулятивные:  управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность

Оборудование:  медиапроектор, экран, компьютер, электронная презентация

Сценарий

Викторины «История Санкт-Петербурга»

Перечень оборудования: Мультимедийный комплекс для презентации. Призы для победителей. Карточки с баллами по количеству вопросов.

Для проведения игры класс  можно делить на  команды или проводить в индивидуальном первенстве (так как в нашей школе 10-12 человек в классе). Командам/школьникам предлагается отвечать на вопросы викторины, получая соответствующее количество баллов в зависимости от количества правильных ответов. В течение игры полученные баллы сразу  выдаются играющим на карточке  и фиксируются на доске.

 Ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие по нашему родному городу! Но путешествие это будет виртуальным – мы совершим его, не покидая стен нашей школы!

Участники игры (Далее Ш.):  учащиеся 9 классов до 14 человек.

Ведущий (Далее У.): учитель.

Жюри: приглашенные родители, учителя.

У. — Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе. Вы сегодня будете играть, и вам понадобятся: сообразительность, знания, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга. К игре вы подготовили приветствия, нарисовали герб своей команды. Готовы ли вы к игре?

У.  Начинаем. Для приветствия приглашается команда (название команды).

Ш. (Каждая команда по очереди объявляет свое название, приветствует присутствующих и знакомит их с гербом.)

У. (Подчеркивает сильные стороны и удачные находки каждой команды и объявляет следующий конкурс).

У. — В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы, связанные с историей и достопримечательностями Петербурга. Вопросы  оцениваются в 3 балла. На обдумывание ответа дается 2 минуты. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.

Вопросы викторины:

1 .Серия вопросов: «Блокада Ленинграда» 9 вопросов

У:Вам предстоит ответить на серию вопросов, которые посвящены блокаде Ленинграда. Внимание  на экран:

1.Какие войска принимали участие в военной блокаде Ленинграда?

  • Немецкие войска
  • Финские войска
  • Испанские войска
  • Все перечисленные

2.Когда началась блокада Ленинграда?

  • 1 августа 1941 г.
  • 8 сентября 1941 г.
  • 1 октября 1941 г

3.Что было названо «Дорогой жизни» в дни блокады Ленинграда?

  • Река Нева
  • Ладожское озеро
  • Железная дорога

4.Что стало главной проблемой всех жителей блокадного Ленинграда?

  • Отсутствие связи 
  • Голод
  • Полная невозможность эвакуации детей 

5.Когда закончилась блокада Ленинграда?

  • 9 мая 1945 г.
  • 27 января 1944 г.
  • 1 февраля 1943 г

6. Какую советскую поэтессу назвали «Музой блокадного Ленинграда», за её стихи посвященные самому тяжёлому периоду жизни города?

  • Ольгу Бергольц
  • Анну Ахматову 
  • Марину Цветаеву

7.Что жители блокадного Ленинграда получали по карточкам?

  • Только хлеб
  • Продуктовый паек
  • Дрова и сахар 

8. С помощью какого устройства ленинградцы узнавали о налетах и воздушной тревоге?

  • Радио
  • Метроном
  • Громкоговоритель

9.Какую болезнь называли «Ленинградской болезнью»?

  • Тиф
  • Дистрофия
  • Цинга

Часть 2  Общие сведения о Петербурге

2. Серия вопросов «Хорошо ли я знаю Санкт-Петербург» 10 вопросов. Касается общих сведений о городе, его местоположении, памятников, архитектуры.

У. — А сейчас вам предстоит задание, в котором вам потребуется умение ориентироваться  в истории, местоположении города, памятниках, архитектуре, мостах.  Внимание на экран:

(Команды отвечают на вопросы викторины.)

10.В какой части страны расположен Санкт-Петербург?

  • На северо-востоке
  • На юго-западе
  • На северо-западе

11.Городом скольких революций называют Санкт-Петербург?

  • Пяти
  • Трёх
  • Двух

12.Какая станция метро Санкт-Петербурга своим павильоном похожа на летающую тарелку? 

  • Горьковская
  • Площадь Восстания
  • Маяковская

13.С 1918 по 1934 год этот питерский мост назывался мостом Равенства, а с 1934 по 1991 — Кировским мостом. С 2005 года его раскрытый пролёт стал одним из символов праздника выпускников «Алые Паруса».

  • Троицкий мост
  • Дворцовый мост
  • Литейный мост

14.Какого числа в Санкт-Петербурге празднуют День города?

  • 16 мая
  • 27 мая
  • 2 июня

15.Самый широкий мост в Санкт-Петербурге — это ...

  • Биржевый мост
  • Дворцовый мост
  • Синий мост

16.Этот сад Санкт-Петербурга расположен на отдельном острове, который омывается Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.

  • Летний сад
  • Александровский сад
  • Михайловский сад

17.Одним из символов Санкт-Петербурга считается Медный всадник. Из какого материала выполнен этот конный памятник?

  • Камень
  • Медь
  • Бронза

18.Как зовут зайца, скульптура которого находится у Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость через Кронверкский пролив?

  • Артём
  • Арсений
  • Архип

19.На набережной Фонтанке можно увидеть знаменитый памятник Чижику-Пыжику. Кем становились учащиеся императорского училища, которых называли эти именем?

  • Врачами
  • Юристами
  • Военными

3. Часть Транспорт Санкт-Петербурга

У: А сейчас вам предстоят задания, в которых вам потребуются знание транспортной сферы города: метрополитена, вокзалов, местоположении объектов.  Внимание на экран:

(Команды отвечают на вопросы викторины.)

20.Какая станция метро Санкт-Петербургского метрополитена находится в Ленинградской области?

  • Шушары
  • Девяткино
  • Купчино

21.Какая станция метро перестала существовать?

  • Дачное
  • Беговая
  • Волковская

22.С какого вокзала раньше надо было уезжать чтобы попасть из Ленинграда и Берлин?

  • С Балтийского
  • С Ладожского
  • С Варшавского

23.В Петербурге работают пять железнодорожных вокзалов. Четыре из них расположены на одной из линий метро. На какой?

  • На Московско-Петроградской линии
  • На Кировско-Выборгской линии
  • На Фрунзенско-Приморской линии

24.24 июня 1932 года. В этот день на территории Ленинградской области вблизи Ленинграда был сдан в эксплуатацию аэродром, позднее ставший аэропортом и работавший до 1973 года. Его название ...

  • Ржевка
  • Кольцово
  • Шоссейная

25.Новая станция метро на Васильевском острове будет называться ...

  • Академия ветеринарной медицины
  • Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
  • Горный институт

26.Станция «Театральная» в скором времени откроется рядом с каким театром?

  • Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева
  • Мариинский театр
  • Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова

27.На Васильевском острове на углу 8-й, 9-й линий и Среднего проспекта находился перекресток трамвайных миров. Чем он так знаменит?

  • Что на Васильевском острове трамваи ездят без кондукторов.
  • Тем, что на Васильевском острове трамваи ездят без машинистов.
  • Здесь трамваи, подъезжая с любой из четырех сторон, могли ехать в любом направлении

28. 5 августа 1955 года в 8 утра на станции ... началась обкатка первого эскалатора. Как называлась эта станция ленинградского метро?

  • Площадь Восстания
  • Автово
  • Новокузнецкая

Спасибо за игру!

Подведение итогов: 

 Производится подсчет очков. В зависимости  от выбора проведения определяются победители индивидуальные или групповые(командные). Вручение призов.

Получение обратной связи. В режиме обсуждения:

Что понравилось? ….

Что нового узнали ?.....

Отдельное голосование за «Самый интересный вопрос викторины..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовн...

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

статья "Формирование музыкальной культуры личности школьников во внеурочной деятельности"

Внеурочные занятия в школьных вокальных или хоровых кружках являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся....

Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".

Занятие кружка "Занимательный английский"  "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление ко...

Итоговый Урок-Викторина "История и культура Санкт-Петербурга" 9 класс. Внеурочная деятельность

Нравственно-патриотическое воспитание школьников, знакомство с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями через игровую деятельность. Развитие интеллектуальных способности обучающихся, их...