Формирование пианистического аппарата в начальный период обучения
статья

Рассмотренв в статье основные аспекты на что уделить внимание при формировании пианистического аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пианистического аппарата в начальный период обучения

Десять пальцев пианиста - это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать.

Игра на рояле – это такой же естественный процесс, как прием пищи. Когда человек ест суп, он не думает каким как движением и по какой траектории нести ложку ко рту, чтобы не промахнуться и не облиться. Он делает это бессознательно, опираясь на ежедневный многолетний опыт. К таким же бессознательным точным движениям надо стремиться и в фортепианной игре.

Начинаем с посадки. Сразу определяем место стула (круглый стул исключить), который ставится напротив надписи, замочка, против трех клавиш - «нос смотрит на ре, левый глаз на до, а правый – на ми». Садиться не низко, но и не высоко. Проверкой может служить положение предплечья и локтя, которые должны находиться на уровне клавиатуры (подкладывать на стул необходимо что-либо твердое и плоское, а не книги, которые то и дело разъезжаются). Ноги должны хорошо опираться на скамейку и быть чуть выдвинуты вперед. Посадка должна быть свободной, удобной, корпус - гибким. Если в корпусе чувствуется напряжение - надо предложить ребенку подвигаться, несколько раз наклоняясь вперед, к закрытой крышке, но сохраняя при этом опору в ногах. Полезно несколько раз развести руки в стороны от центра инструмента, скользя по закрытой крышке. Вот что говорили наши выдающиеся музыканты – педагоги: «Основа хорошего звука - полная свобода корпуса, всей руки от плеча до концов пальцев» (Г.Г Нейгауз). Работа над звуком начинается с посадки» (К.Н Игумнов).

Первоначальные игровые навыки должны воспитывать у ребенка ощущение свободы движений. С чего следует начинать? Начинать лучше всего с отказа от негодного, с решительной борьбы со всеми влияниями, препятствующими осознания единства движения и «свободного тела» (А.Б. Гольденвейзер) Таким образом, посадка за инструментом  - важный момент в обучении, который, часто остается без должного внимания. Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе.

Маленький пианист, в отличие от струнников, не располагает 6 детским инструментом соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых. В первые годы обучения начинающие пианисты, как правило, изучают большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Однако в программах младших школьников пьесы технического плана и этюды зачастую бывают представлены недостаточно, либо они исполняются в очень умеренном или медленном темпе, не выполняя своих обучающих функций, не развивая технику.

Преимущественное внимание в работе с младшими школьниками уделяется обычно развитию музыкальной грамотности, культуре слышания, качеству туше, к эмоциональному исполнению, расширению знания музыки через большое количество изучаемых пьес. Ни в коем случае не отрицая необходимости указанных аспектов обучения, следует, однако, обратить внимание на серьезные пробелы в техническом развитии учеников, ставшие широко распространенным явлением в начальном обучении. Это обусловлено недостаточным влиянием к развитию пианистической куль туры в комплексе с компонентами музыкального воспитания.

Кроме того, большое разнообразие детского репертуара ставит перед учеником задачу владения многообразными приёмами звукоизвлечения, т.е. разнообразными пианистическими движениями. Так как начинающего пианиста невозможно обучить в первый же год всем техническим приёмам, то часто приходится мириться с довольно низким художественно-звуковым уровнем его исполнения. Неумение достигнуть требуемого педагогом результата часто рождает напряженность (от старания и усилий) игрового аппарата. Представляется, пианистическая подготовка ученика должна несколько опережать маленького пианиста в или хотя бы соответствовать сложности изучаемого репертуара. Конечно, частью пианистических умений ученик овладевает в процессе изучения репертуара, но процент технически нового для маленького пианиста в исполняемом репертуаре должен быть минимальным.

Существует целая серия технических упражнений, формирующих базовые пианистические навыки, которые рекомендуются для занятий с начинающими пианистами и рассчитаны на первый год обучения . По возможности упражнениям придается характер игры, что должно стимулировать детское восприятие. Некоторые варианты упражнений рекомендуется выполнять на столе или крышке клавиатуры. На первых порах целью игровой ситуации является само пианистическое движение, его особенности, а не звуковой результат.

Список литературы:

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971

2. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. Ч.1, М. – 1937

3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. – 1961

4. Коган Г. У врат мастерства. М. – 1969

5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. – 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

«Организация пианистического аппарата в первый год обучения»

    Основное назначение моей работы - поделиться с коллегами- преподавателями определёнными выводами из опыта 30- летней работы в классе специального фортепиано в ДМШ и ДШИ....

Пути формирования пианистического аппарата

Гимнастика для начинающих пианистов...

Постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения

Цель урока:  организация пианистического аппарата у учащихся на начальном этапе обучения.Задачи урока: Образовательная:·        закрепление игровых навыков на ф...

Методическая разработка «Формирование пианистического аппарата на начальном этапе обучения»

Глава 1.Воспитание активности и цепкости пальцев и организация движений запястья. Глава 2.Игра весом руки и навык пальцевой игры....

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...