Пути формирования пианистического аппарата
статья (музыка) на тему

 Гимнастика для начинающих пианистов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Пути формирования пианистического аппарата

Гимнастика для начинающих пианистов

В процессе организации игрового аппарата у малышей значительную роль играет гимнастика (доклавишные упражнения). Такой приём позволит ребёнку сосредоточиться на двигательной стороне игрового упражнения, не отвлекаясь на необходимость попадания на определённую клавишу, достижения определённого качества звучности и т.д. Надо отметить, что этот процесс является временным, т.к. конечной целью любого упражнения является звук.

По своим психологическим возрастным особенностям ребёнок не может трудиться как взрослый человек. Поэтому предлагаемые упражнения нужно превратить в увлекательную игру. Для каждого упражнения можно придумать название в зависимости от характера, возраста ученика.

Вот несколько упражнений на чередование моментов напряжения и расслабления.

Упражнение 1 состоит из двух частей «Новая кукла» и «Сломанная кукла». Ребёнок сидит как кукла на витрине (до 20 секунд), а затем расслабляется (5-10 секунд). Для мальчиков можно предложить другие названия - «Солдатик и Медвежонок».

Упражнение 2. Исходная позиция - новая кукла. Кукла «научилась двигаться». Покачать корпусом вперёд и назад. Спина при этом прямая, напряжённая. Руки свободно лежат на коленях, ноги опираются на пол или подставку. Затем «кукла сломалась» или «кончился завод». Ребёнок расслабляется.

Упражнение 3. Выполняем упражнение 2, усложнив его движением рук. Качая туловищем, ученик свободно размахивает руками, изображая большую красивую птицу. Упражнение даёт ощущение свободы во всех частях игрового аппарата.

Упражнение 4. «Заводная кукла». «Кукла стоит, подняв руки» (всё тело до кончиков пальцев напряжено). «Завод кончился»- постепенно падают («выключаются») пальцы рук, кисти, руки, туловище, ребёнок наклоняется и качает расслабленными руками.

Упражнение 5. «Подснежник». Педагог исполняет пьесу  П. И. Чайковского  «Подснежник». Ребёнок сидит на стуле, руки свободно лежат на коленях. Первая фраза -  «подснежник растёт», правая рука плавно  поднимается и опускается. Вторая фраза-то же делает левая рука. Кисть висит расслабленная, как  цветок подснежника. Кисть собранная,  как лепестки  подснежника, которые  собраны и смотрят вниз. Третья фраза - поднимаются обе руки и покачивают вверху расслабленными кистями.

Упражнение 6. Это упражнение на вертикальные движения. Ребёнок поочерёдно поднимает и опускает руки. Можно сравнить  упражнение с работой двух лифтов. Усложнить  движения следующим образом: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы, поочерёдно на каждый палец.

Упражнение 7. Горизонтальные движения.  «Машинка». Ребёнок водит воображаемую или настоящую машинку вправо и влево. Следить за тем, чтобы кистевой сустав шёл впереди и вёл за собой пальцы. Упражнения 6 и 7 развивают координацию движений.

Упражнение 8. «Марширующие гномы». Пальцы шагают, как гномы шагают ножками, сидя на стульчиках.  «Гномик топает ножками, а сам сидит спокойно, не подпрыгивая». Т.е. кисть должна оставаться спокойной, двигаются только согнутые пальцы. Это упражнение на  самостоятельность работы пальцев.

Упражнение 9. «Паучки».  «Паучок несёт тяжёлый рюкзачок и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), передаёт рюкзачок другому паучку». Ребёнок передаёт  «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку. Это упражнение развивает глубину взятия звука, подготавливает глубокое легато.

Упражнение 10. «Вешалка». Ученик ставит  пальцы на стол с таким ощущением, что повесил на них руки. Покачать локтями, представляя, что вешалка раскачивается, но не падает, т.к. держится за крючок. Упражнение способствует развитию цепкости пальцев, свободе рук.

                 Список используемой литературы:

1.Москаленко Л.А Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. Новосибирск, 1989.

2.Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Ростов-на-Дону, 2002.

 3.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва,1989.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

«Организация пианистического аппарата в первый год обучения»

    Основное назначение моей работы - поделиться с коллегами- преподавателями определёнными выводами из опыта 30- летней работы в классе специального фортепиано в ДМШ и ДШИ....

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...

Методическая разработка «Формирование пианистического аппарата на начальном этапе обучения»

Глава 1.Воспитание активности и цепкости пальцев и организация движений запястья. Глава 2.Игра весом руки и навык пальцевой игры....

"Развитие воображения в процессе формирования пианистических навыков"

статья для публикации, в которой освещается вопрос развития воображения через формирование у обучающихся пианистических нвыков...

Формирование пианистического аппарата в начальный период обучения

Рассмотренв в статье основные аспекты на что уделить внимание при формировании пианистического аппарата....