Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.
статья

Быкарева Лариса Николаевна

в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлены прежде всего на пробуждение мотивации, а затем на углублённую работы по интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_motivatsiya_uch-sya_i_muzey.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)Быкарева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, педагог дополнительного образования высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, заведующий Музеем педагогической памяти ГБОУ гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

2020-21 учебный год

Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.

       (слайд  2)Всем известно мудрое изречение: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Думается, эти  слова необходимо помнить каждому, кто работает с детьми. Особенно в процессе работы с мотивированными. (слайд 3) Использование  ресурсов школьного музея и объединения «Юный музеевед» дают огромный потенциал для развития обучающихся, и все это тот краеугольный камень, на котором будет воздвигнут личностный результат каждого.

      (Слайд 4) Сегодня очень важным и современным является такой подход в обучении, который даст возможность реализации четырехмерного пространства образования, грани которого ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, ХАРАКТЕР, МЕТА-ОБРАЗОВАНИЕ. Поэтому при проектировании работы с мотивированными обучающимися надо отчетливо понимать цели и задачи педагогической деятельности .  (Слайд 5)    Современная образовательная программа должна быть гибкой, у нее должен быть потенциал выхода за пределы классного помещения, доступность из любой точки мира дистанционно, виртуально, среди этого перечня  можно выделить музеи. Это ярко иллюстрирует  деятельность школьного Музея педагогической памяти, созданного 30 лет назад в ГБОУ гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга. (Слайд 6)

               Совет музея и объединение «Юный музеевед» созданы на основе интересов обучающихся, которые либо изначально замотивированы на более глубокое знакомство с музейной деятельностью, либо приобретают мотивацию после посещения экскурсий в музее, которые всегда проходят на высоте. Всю практическую часть программы «Юного музееведа», которое посещают только мотивированные участники, мы можем обеспечить  экспонатами и материалами нашего музея, по крупицам собранными  живыми свидетельствами истории. Фонды школьного музея - это памятники материальной и духовной культуры нашего  государства:   военные письма, фотографии, предметы быта прошлого века, воспоминания и биографии учителей прошлого века, артефакты. В Музее все дышит историей. Всего в нем около 3.000 экспонатов, именно они являются основой исследовательской и экскурсионной работы обучающихся.

Все возникает из интереса – и здесь наши экспонаты всегда оказываются на высоте. (слайд 7) Представьте себе, что современный ученик впервые видит арифмометр, или   ручку с пером-«звездочкой», или пресс-папье, или пионерские барабан и горн.  И не просто видит, но может потрогать, подержать в руках, воспользоваться ими! Этим в   нашем музее реализуется принцип выставочного комплекса «Ленрезерв». Принцип и нашего музея такой же: все, что заинтересовало, можно подержать в руках, спросить, узнать прямо сейчас. Так возникает мотивация. Есть, конечно, экспонаты, к которым прикасаться нельзя, – и они содержатся в витринах, но интерес они вызовут тоже: военная каска, письма военного времени, походный котелок бойца, награды. (слайд 8)  Они могут не просто заинтересовать , но и стать предметом изучения для юных музееведов и даже принести славу себе и гимназии.  На протяжении многих лет наши гимназисты занимают призовые места в краеведческих конкурсах разного уровня. Нельзя не сказать и о возможности самоопределения в будущей профессии. (Слайд 9)  Среди активистов музея есть выпускники, поступившие на актерское отделение в различные творческие вузы, музейное дело в ЛГУ им. А.С.Пушкина, журналистику в СПБГУ. Наши экскурсии ведутся и на иностранных языках (немецком, английском), что еще больше расширяет возможности ребят и помогает лучше подготовиться к поступлению на языковые факультеты.

       Работа музея спланирована таким образом, что в ней обязательно есть практические занятия,  которые заканчиваются массовыми мероприятиями, общими не только для гимназии, но и для района.

            (Слайд 10) Как много может дать подростку неформальное общение, направленное на развитие мотивации и, как следствие, на реализацию потенциала обучающегося. Конечно, это праздник, посвященный Дню учителя. Музееведы встречаются с ветеранами педагогического труда, записывают их рассказы, что впоследствии становится частью самостоятельно подготовленных экскурсий по музею. Очень ярким и запоминающимся  является «Музейный яблочник», основанный на краеведческих материалах, посвященных учителям послевоенного времени. Общение с живыми легендами Колпинского района: первым директором гимназии Михайловой А.Н., учителями-ветеранами - воспитывает в ребятах неравнодушие к истории нашей страны, патриотизм и помогает сформировать их гражданскую позицию.

      (Слайд 11 ) Проектная технология – ведущая в самостоятельной работе вне зависимости от возраста участников. Ресурсы школьного музея реально работают, особенно с мотивированными обучающимися. В школьный музей приходит каждый ученик нашей гимназии, но остаются, принимают участие в работе музея, конечно, не все.(Слайд12) Мотивация для этого у всех разная, и направлена она у каждого на достижение определенных целей.

       Прежде всего это обучающиеся, которые хотят заниматься деятельностью экскурсовода. Работа с такими ребятами происходит в несколько этапов: (Слайд 13)знакомство с экспонатами музея, занятия по методике проведения экскурсий, выбор экспоната с обоснованием заинтересованности именно этим предметом, работа над содержанием экскурсии, апробация на группе будущих экскурсоводов и только после этого выход на школьный уровень.  Ежегодно наши  гимназисты участвуют в конкурсах юных экскурсоводов и занимают призовые места в районе и городе. Выбор темы при этом может находиться, что называется, под ногами. Так, например, произошло с созданием в предыдущем  учебном году проекта   «Юного музееведа» - интерактивной экскурсии «История одной площадки».

        (Слайд 14) «Знаете ли вы, ребята, что все на свете: предметы, явления, - имеет свою историю? Так и площадка, на которой мы с вами сейчас находимся, прошла очень интересный путь. Хотите узнать о нем?» - так начинается интерактивная экскурсия Лизы Демаковой, ученицы 6-а класса.  А далее в игровой форме, обращении к фантастическим перемещениям во времени, с использованием соревновательных элементов учащиеся 1-5 классов узнают много интересного из истории гимназии и района. Экскурсанты фантазируют на тему «Что ожидает  это удивительное место в будущем» и получают домашнее задание: узнать новое об истории околошкольного пространства дома, ведь Колпино – район небольшой и  многие семьи обучаются в гимназии уже целыми поколениями. Так в процесс простой экскурсии вовлекаются и родители, и бабушки – дедушки, и мотивация для последующей работы возрастает.

    Некоторые ребята изначально хотят и планируют заниматься научными исследованиями на основе экспонатов музея.( Слайд 15)Мы предоставляем им такую возможность, и среди форм и методов работы музея можно назвать подготовку исследовательских работ. Так, была подготовлена в 2019-20 учебном году работа Анастасина Георгия, 9в, «История семьи в истории страны – сквозь призму времени», с которой он участвовал в Гуманитарном форуме «Ижорские берега» и занял 2 место, а в конкурсе «Война. Блокада. Ленинград» эта работы вышла на городской уровень. Смолин Ян, 7а класс, со своей исследовательской работой «Что?Где?Когда?75!» в конкурсе «Интересные вопросы о Колпине» занял первое место . (Слайд 16)   Исследование истории Колпино может становиться и основой проведения классных часов, бесед, круглых столов. Так, например, классный час «Письма из прошлого», посвященный 75-летию Великой Победы, возник из знакомства с военными письмами  юного красноармейца Револьда Лугового своим родителям-учителям. Он прожил на свете всего 18 лет и 5 месяцев, но письма показывают, каким цельным, интересным, необыкновенным   был этот юноша, настоящий патриот и гражданин. (Слайд 17)Судьба Револьда увлекла многих, и из этого интереса возник групповой проект классного часа «Письма из прошлого». Такая работа не останавливается никогда. Сейчас  группа инициативных и заинтересованных ребят  готовит  цикл экскурсий об участии колпинских педагогов в Великой Отечественной войне. Я уверена в абсолютном успехе, потому что вижу активность ребят, их личную заинтересованность этой темой, а задача  музея – направить, поддержать  и помочь в создании этих проектов.

       (Слайд 18) Новым в работе музея стало проведение телемоста между Колпино и Ростовом-на-Дону, в котором ребята рассказали друг другу о работе колпинской блокадной школы и о судьбах эвакуированных в Ростов ленинградцев. Телемост имел огромный успех и даже удостоился репортажа о его проведении на телевидении. Особенно приятно, что приняли участие в этой видеоконференции ребята, которые сотрудничают с музеем всего второй год, но уже сами полностью готовили, проводили и контролировали весь процесс, с увлечением и задором. Вот что значит мотивация!

      (Слайд 19) А любовь к творчеству  привлекает мотивированных участников к проведению праздников «Знай Тёркина!», «Mayakovcki-day», созданию инсценировок, презентаций об истории и жизни родного города. (Слайд 20) В музее можно проявить себя и в прикладном творчестве. Витраж «Сова» создан ученицами 10б класса Гусаровой Таисой и Шатковой Викторией к 1 Сентября 2019 года и радует всех до сих пор. Других юных посетителей школьного музея привлекает изготовление поделок для выставки (Слайд 21)(например, это совы,  куклы-гимназисты, заготовки для работы с начальной школой). Вообще, для работы в музее всегда характерна мотивация: на экскурсиях бывают все гимназисты – остаются только увлеченные, то есть мотивированные. Чем? (Слайд 22) Материалами музея, желанием больше узнать, понять историю, узнать новое, увлекательное. Не на последнем месте здесь стоит и желание ребят общаться с работниками музея, стать их помощниками и застрельщиками новых интересных дел.

      (Слайд 23) У нас можно и проявить, и развить свои задатки лидера или приобрести  при желании лидерские качества. Хочешь – организуй «Литературный клуб», как Рыжикова Арина, учащаяся 7в класса. Хочешь – приготовь викторины «Школьная форма», «Знаешь ли ты Колпино?»,  как Яблунина Даша, ученица  6а класса. (Слайд 24) Создай интерактивную экскурсию для младших классов «О чем рассказала сова?», как Михайлова Тая и Харинов Георгий из 6а класса. Наши  активисты участвуют и в ежемесячных заседаниях районного клуба «Старое Колпино», ставшего уже легендарным в нашем районе. Музыкальные вечера, «Ночь музеев», «Музейные котики» - все это неформальное общение в пространстве музея очень много дает ребятам. Мы поддерживаем любые инициативы детей, направляем их и помогаем реализовать.

               (Слайд 25) Методы и  технологии могут быть персонализированы для каждого ученика в соответствии с его мотивацией, его нуждами. Такая кропотливая работа приносит великолепные результаты прежде всего для самого ученика. Но существует и стихийно возникающее неформальное общение, переходящее в мотивацию. В любое время ребята могут прийти в музей, получить исчерпывающий ответ на интересующий вопрос, зачастую это становится толчком к продолжению сотрудничества с музеем, и многие мероприятия проводятся по инициативе гимназистов. Музей часто становится площадкой для общения, проведения собраний, различных лекций, встреч с интересными людьми, например, с членом Союза писателей Ивановым…

        (Слайд 26) Нельзя не остановиться и на такой грани современного  четырехмерного образовательного пространства, как характер. В книге «Четырехмерное образование» (авторы ЧАРЛЬЗ ФЕЙДЛ, МАЙЯ БЯЛИК И БЕРНИ ТРИЛЛИНГ ) определены шесть важнейших качеств характера, которые являются основой человеческой личности: осознанность, любознательность, отвага, жизнестойкость, нравственность, лидерство.  Возьму на себя смелость утверждать, что сотрудничество обучающегося с музеем помогает воспитать в нем эти качества или хотя бы показать ему путь к многогранному развитию личности.

    (Слайд 27) И, наконец, самое главное! Надо, но трудно определить формы и методы оценивания обучения, в рамках четырехмерного  образования. Тем не менее мы разработали такие виды обратной связи с обучающимися или экскурсантами, которые помогли бы выявить рефлексию. Мы предлагаем ребятам написать письмо ветерану, подготовить статью – рассказ об участии членов семьи в событиях Великой Отечественной войны, написать отзыв о прослушанной экскурсии, создать иллюстрацию. (слайд 28)  Это их личный мини-проект, дающий и личностный результат, и эмоциональное удовлетворение. Я – сам - сделал! А в основе  этого успеха неизбежно лежит интерес, мотивация как основа вовлеченности в работу. Так школьный музей может помочь обучающемуся  развить и реализовать потенциал, а главное – мотивировать его к этому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.

Использование материалов школьного  музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы»....

Воспитание патриотизма у обучающихся через использование фондов школьного музея и средств ИКТ.

Школьный музей -  ресурсный центр патриотического воспитания школьников. В статье говорится о различных приемах и направлениях деятельности по формированию чувства патриотизма у ...

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....

Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....

Урок "Век Просвещения" с использованием ресурсов Русского музея

Вашему вниманию предлагается конспект урока Истории и культуры Санкт-Петербурга (может быть дан и на  истории) по теме "Век Просвещения" (система образования и воспитания при Екатерине II). Важно...

Использование ресурсов школьного музея в работе с одаренными детьми.

Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к к...

«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»

В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с  презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...