Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
статья по английскому языку по теме

Баева Марина Леонидовна

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_resursov_shkolnogo_muzeya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ресурсов школьного музея

в учебно-воспитательном процессе.

                                                                                                            Баева М.Л.

                                                                                      учитель

ГБОУ СОШ № 629

                                                                                         г. Москва

                                                                                                           

Проведение интерактивных занятий, экскурсий, музейных уроков-праздников, уроков Мужества в Дни Воинской Славы, проектно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся возможности для решения практико-ориентированных задач любого уровня сложности. Это именно те навыки, которые пригодятся ученикам в будущем. 

«Урок в музее школы» помогает учителю создавать дополнительные условия для использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа и обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагога. 

Он также дает возможность организовать и провести интерактивные занятия на основе системно-деятельностного подхода к образованию.

«Урок в музее школы» дает возможность использовать образовательные и воспитательные ресурсы школьного музея, сформировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. Школьный музей, выполняя дидактическую и воспитательную функции, должен являться итогом коллективных усилий учащихся, родителей и учителей, местом интеграции сведений по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, биологии, краеведению и других предметов. Музей помогает решать задачи комплексного подхода к изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через изучение культур, краеведение, правоведение, научно обоснованных аналогий и параллелей. Методы обучения школьников в музее должны служить главному: помочь познать окружающий мир через ценностное отношение к культурному наследию.        

Различные музейные технологии дают следующие педагогические возможности для формирования личности:

  1. Повышение интереса у школьников в целом и к конкретным историческим и культурным процессам.
  2. Приобретение школьниками практических навыков научно-исследовательской работы и опыта экскурсионной работы.
  3. Повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет им получать большее количество информации, основанной на их реальной деятельности. 

Педагог, использующий и организующий образование детей и школьников с применением различных форм музейной технологии, имеет возможность: 

а) прибрести новый профессиональный опыт; 

б) применить новые методики преподавания, позволяющие пересмотреть свои возможности; 

в) глубже и всесторонне вести диагностику обучающихся, что позволяет корректировать индивидуальные и возрастные особенности школьников в реальных условиях. 

Все это способствует формированию у детей таких качеств как социальная активность, высокая ответственность за судьбу Отечества, нравственность, духовность,  формирование культуры сохранения и изучения исторического наследия.


Основной целью и содержанием музейных уроков является:

  - расширить рамки предметного содержания,

  - формировать культуру проектно-исследовательской деятельности,

  - привлечь родителей к более активному участию в образовательном процессе.

  - сохранять историческое наследие.

Задачи:

1. Обучающие:

  - организация проектной деятельности;

  - систематизация языкового материала;

  - формирование метапредметных умений;

   - развитие коммуникативной компетенции.

2. Развивающие:

  - развитие познавательной компетенции;

  - развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

  - формирование культуры сохранение исторического наследия славянских народов.

3. Воспитательные:

  - воспитание бережного отношения к слову;

  - мотивация к учению;

  - развитие навыков к сотрудничеству;

  - воспитание ответственного отношения к памятникам народной культуры;

  - обмен опытом работы и творческими достижениями учащихся, педагогов и жителей микрорайона на английском языке.

         В создание и проведение на имеющейся базе музейных уроков особое значение их построение с учетом основных идей и принципов музейной педагогики являются: 

• высокий уровень интеграции музея и школы; 

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; 

• комплексность в изучении и рассмотрении различных тем;

• личностно-ориентированный характер деятельности; 

• гуманистическая направленость; 

• педагогииеческая целесообразность. 

Как таковой музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса предмета – английский язык - непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в школьный музей. 

Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи».

Таким образом, основными направлениями деятельности могут быть: 
  1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

   2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

   3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 
  4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

   5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров. 


        Основные направления построения музейного урока: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение.

  1. Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, 
    т.е. получение первоначальной информации о музее в целом, его музейной экспозиции, являющейся тематической частью урока.
  2. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на 
    качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. 
  3. Развитие творческих начал. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого кубанского народа.
  4. Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и  направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. 

Результативность опыта:

      • количественный охват субъектов образовательного процесса, участвующих в проведении музейных уроков,

      • возросшую мотивацию учащихся к предмету – английский язык,

      • повышение качества знаний учащихся при изучении тем с использованием технологии личностно-ориентированной и музейной педагогики,

      • рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, города.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся:

Экскурсия в музее школы, описание структуры музея школы на английском языке Ханиневой Дианой, 10 класс.

Лучший творец искусства – простой народ, Ханинева Диана, 10 класс.

Выпускники школы, Кутина Кристина 3 класс.

Биатлон заставляет биться мое сердце все сильнее и сильнее (Об Ольге Зайцевой), Немов Александр, 5 класс.

«Россия начиналась не с меча – она с сохи и плуга начиналась», Рыжак Андрей 7 класс.

Выступление на конференциях различного уровня:

1.  Лучший творец искусства – простой народ, Ханинева Диана, 10 класс – участие в окружном конкурсе «Художники мира - 3-е место. Печатная работа в издательском доме «1сентября».

2. Выпускники школы, Кутина Кристина 3 класс – участие в окружном конкурсе проектно-исследовательских работ младших школьников.

3. Биатлон заставляет биться мое сердце все сильнее и сильнее (Об Ольге Зайцевой), Немов Александр, 5 класс – участие в Всероссийском конкурсе издательства «Просвещение» посвященном Олимпиаде в Сочи 2014 г. – 3 место.

4. Баева Марина Леонидовна – победитель окружного конкурса методических разработок образовательных организаций Южного округа в номинации «Работа с учащимися старших классов».

5. Участие в видео-конференции Городского Методического Центра с докладом «Урок в музее школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....

Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В нашей школе с 1975 года существует музей боевой славы "Брестская крепость-герой". Безусловно, он играет огромную роль в учебном и воспитательном процессах школы. В музее проводятся экскурсии, уроки ...

Роль музея в учебно - воспитательном процессе школы

Мәктәп музееның уку һәм тәрбия эшендәге роле...

Использование ресурсов школьного музея в работе с одаренными детьми.

Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к к...

«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»

В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с  презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...

Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.

в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...