Доклад «Социализация младших школьников в условиях школы – интерната»
статья

Тамара Александровна Абраменкова
Социализация - сложный и важный процесс. От него зависит как ребёнок сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Школа выступает в качестве социальной ниши, которая обеспечивает младшему школьнику определённый уровень комфорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Доклад

«Социализация младших школьников

в условиях школы – интерната»

Воспитатель: Абраменкова Т.А.

Социализация младших школьников в условиях школы – интерната

Человек живёт в обществе и должен подчиняться определённым нормам, правилам, законам по которым живут члены общества.

  Процесс усвоения человеком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование норм и правил социального поведения, ценностей и идеалов.

  С первых дней обучения в школе ребёнок встречается с проблемами становления из - за новой социальной роли. Преодолению барьеров социализации служат функции воспитания. Сначала приходится компенсировать недостатки первичной социализации, которая должна осуществляться в семье, т.к. именно в семье складываются первые представления о добре и зле, о значимости ребёнка в семье.

   Поступая в школу, ребёнок овладевает необходимыми знаниями. Если он успешен, верит в свои силы, он эмоционально спокоен. Неудачи в школе приводят к потере интереса к учёбе, к появлению чувства своей неполноценности. Препятствием к социализации может стать и недоброжелательное отношение сверстников или педагогов.

   Чтобы ребёнок почувствовал себя значимым для других и в школе, его нужно включить в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, т.е. создать младшему школьнику ситуацию успешности.

   Именно в младшем школьном возрасте начинает закладываться фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания.

   Социализация - сложный и важный процесс. От него зависит как ребёнок сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

   Школа выступает в качестве социальной ниши, которая обеспечивает младшему школьнику определённый уровень комфорта. Но это происходит лишь при соблюдении бесконфликтного включения в школьный коллектив и того, что школа от этого ребёнка ожидает.

   Не всегда социализация младших школьников проходит благополучно. Затрудняют социализацию младших школьников  возраст, быстрая  утомляемость, неспособность длительное время ограничивать себя в движении, небольшой жизненный опыт, повышенная конфликтность детей, вызванная различным социальным опытом, отсутствие поддержки со стороны родителей.

   Все эти трудности характерны для младших школьников и нашей школы- интерната, где обучаются дети из многодетных семей, порой неблагополучных.

   В школе – интернате учатся и живут дети, которые не могут в силу некоторых обстоятельств находиться дома. Почти у всех ребят отсутствует культура поведения, культура общения, культура внешнего вида. Часть детей не умеют взаимодействовать друг с другом, у них отсутствуют навыки самоконтроля, саморегуляции.

   Чтобы исправить эти недочёты в семейном воспитании воспитатели после уроков проводят беседы, обыгрывают и  обсуждают различные ситуации, смотрят поучительные мультфильмы и т.д.

Эти мероприятия направлены также на обучение санитарным навыкам, воспитанию навыков безопасного поведения в быту и на улице.

   Задача педагогов - помочь младшим  школьникам и выработать у них такие социальные качества как уважение к старшим, доброта, товарищество, взаимовыручка, дисциплинированность, бережливость. Ребёнок должен иметь чёткие представления о нормах и правилах, которые существуют не только в школьном учреждении, но и в обществе.

   Чтобы социализация младших школьников прошла успешно, должна быть взаимосвязь основного и дополнительного образования. Дополнительное образование создаёт условия для развития индивидуальных способностей каждого, самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации младших школьников.

   В нашей школе система дополнительного образования представлена несколькими кружками: «Кукольный театр», «Музыкальная шкатулка», «Умелые руки», «Ритмика», «Риторика». В этих кружках дети учатся мыслить, правильно говорить, проявляют свои скрытые таланты.

   Принимая участие в кукольном спектакле, школьники показывают порой удивительные способности. Дети, которые на уроках стесняются отвечать, молчат, за ширмой театра не просто говорят текст, но и меняют голос, озвучивая героя. Часто после спектакля зрителям задают вопрос, кто озвучивал куклу и школьники гордятся тем, что их по голосу не узнали.

 Ребята не только участвуют в спектаклях, но и помогают делать декорации. У них формируются такие качества, как терпение, развивается мелкая моторика, учатся беречь школьное имущество,  а самое главное, они учатся жить и работать в коллективе.

  Младшие школьники очень любят петь и танцевать. Кружок «Музыкальная шкатулка» помогают развить голос, музыкальные способности, выражать свои эмоции в песнях. Кружок «Ритмика» воспитывают терпение, упорство, умение работать в коллективе. Не каждый маленький ребёнок может научиться танцевать в нужном ритме, умение двигаться под музыку не каждому дано.

Но сколько радости, удовольствия можно увидеть, когда на их концерты приходят родители, которые порой и не подозревают, что могут их дети.

 От качества процесса социализации зависит, насколько успешно воспитанник школы- интерната будет функционировать в обществе. Важную роль в социализации играет трудовое воспитание. В кружке «Умелые руки» у младших школьников закладываются такие качества как ответственность, трудолюбие, исполнительность, развивается творческое мышление, воображение, толерантность.

   Младшие школьники очень любят праздники. Они получают положительные эмоции не только тогда, когда участвуют в них, но и когда готовятся к нему.

Тут проявляются их творческие способности, раскрываются иногда с неожиданной стороны.

   Наш коллектив уверен, что организация внеурочной деятельности в школе - интернате и участие младших школьников в различных видах деятельности способствует социализации обучающихся начальных классов.

   Кроме дополнительного образования воспитатели формируют и стимулируют стремление младших школьников участвовать в совместной общественно полезной деятельности школы, микрорайона, города, учат помогать окружающим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"

В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

«Формирование ЖУН у учащихся с ОВЗ в младшем звене в условиях школы-интерната 2013-2015учебного года»

Занятия по формированию ЖУН направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни труду, на формирование у них знаний умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общ...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.

Данная  программа создана для  оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с...

"Диагностика и коррекция личностной тревожности у младших школьников с ЗПР в условиях школы - интернат"

Выпускная квалификационная работа на право ведения профессиональной деятельности в области Олигофренопедагогике, проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с умственной отст...