Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.
рабочая программа по теме

Мещерякова Наталья Юрьевна

Данная  программа создана для  оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_onr_2-3._rinolaliya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников
в условиях школы-интерната для детей с ТНР.

                                 Пояснительная записка.

Данная  программа создана для  оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната V вида.
Ринолалики школьного возраста,  приступающие к  логопедическим занятиям преимущественно после уранопластики, по своему составу неоднородны.  Однако,  в целом,  речь данной группы детей имеет ряд общих особенностей: полиморфное нарушение звуков, присутствие назального оттенка, несформированность слоговой структуры и фонематических процессов,  нарушение лексико-грамматического компонента и связной речи. Данные нарушения являются предпосылками к возникновению вторичных специфических расстройств письменной речи у этой группы детей. Кроме того, наличие речевого дефекта оказывает влияние и на эмоционально-волевую сферу школьников, которые часто излишне напряжены, тревожны, беспокойны; присутствует неуверенность в своих силах и страх неудач.

Цель программы:  формирование полноценных речевых навыков у учащихся с врожденными расщелинами губы и неба, развитие коммуникативной функции и личности в целом в процессе коррекционного воздействия.

Задачи  программы:

-коррекция дыхания, голоса и звукопроизношения;

-развитие фонематического восприятия, слоговой структуры, лексико-грамматического строя и связной речи;

-развитие личности ребенка, преодоление страха  неудач, формирование навыков контроля, воспитание волевых качеств, уверенности в своих силах.

Данные задачи реализуются на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На индивидуальных занятиях осуществляется преимущественно коррекция произношения, развитие фонационного дыхания, фонематического восприятия, слоговой структуры,

На подгрупповых занятиях закрепляются полученные на индивидуальных занятиях произносительные навыки, продолжается работа по развитию фонематических процессов, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий и связной речи. Развитие мотивации, навыков самоконтроля, снятие речевого напряжения осуществляется параллельно с формированием  речи как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Периодичность занятий -  2-3 раза в неделю. Продолжительность индивидуального или  подгруппового занятия 20-25 мин.

Содержание программы разработано с учетом  основных принципов логопедической работы при открытой ринолалии.  (Ипполитова А.Г., Ермакова И.И., Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М.).

Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

В основу положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.

При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим нередко в логопедической работе приходится формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть естественными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения необходимых групп мышц, тренируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т. д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков. Проводится работа по слуховой дифференциации этого звука. Речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в слогах, словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога и монолога в новых для ребенка условиях.

Система занятий, изложенная в программе, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не утомительна для ребенка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает сроки логопедических занятий.

В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построения правильных артикулем.

Программа рассчитана на  3 периода:

1.  Диагностический. Комплексное обследование речи и неречевых функций, уточнение особенностей речевого дефекта.

2. Подготовительный. Развитие речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового выдоха, подготовка органов артикуляции к постановке звуков, развитие фонематического восприятия.

3.  Основной. Коррекция звукопроизношения,  координация  дыхания, фонации и артикуляции. Полноценная автоматизация новых навыков.


Количество занятий, отводимых на каждый период,  определяется индивидуально.


Ниже приведено примерное количество занятий для каждого периода из расчета 3 занятий в неделю. Общее количество за год-112 занятий.


                                          Диагностический (12).

Изучение анамнеза, данных медико-психолого-педагогической документации. Изучение  анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта, речевой моторики. Определение состояния физиологического и речевого дыхания, голосовой функции. Выявление особенностей звукопроизношения. Обследование состояния фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза и слоговой структуры слов. Обследование понимания речи. Обследование лексико-грамматического строя и связной речи. Обследование чтения и письма. Изучение неречевых психических процессов и  изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка.

Обследование проводится в начале и конце года.


                                       
Подготовительный  (10-20).

Развитие речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового выдоха, подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Развитие фонематического восприятия.

Цели и задачи:

1.    Формирование речевого дыхания.

2.      Создание предпосылок для правильного звукопроизношения  путем развития орального праксиса и перемещения языка в полости рта вперед.

3.      Развитие фонематического восприятия.

1.Формирование речевого дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается дифференциацией ротового и носового выдоха и формированием только длительного ротового выдоха.

2.Развитие орального праксиса. Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков.

Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде.

Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.

Такая последовательность позволяет укреплять навык произвольного ротового выдоха и автоматизировать его при активизации органов произношения, но без участия слухового контроля. Все внимание ребенка постоянно фиксируется на качестве артикулемы и направленности ротового выдоха. К звучанию внимание не привлекается.

3.Развитие фонематического восприятия.

Дети с ринолалией говорят плохо, но считают себя нормально говорящими. При этом они целые группы фонем образуют одной и той же патологической артикуляцией и их речеслуховой анализатор не в состоянии дифференцировать звучание таких одинаковых согласных. Поэтому, исправляя их речь, приходится решать две задачи: научить различать звуки речи окружающих и дифференцированно воспринимать собственное произношение. Практический опыт показывает, что даже при таком грубом расстройстве произносительной стороны речи, как ринолалия, можно научить не только узнавать фонему, но и различать на слух правильность ее звучания.

На этом этапе дети учатся: 1) выделять звуки из ряда изолированных; 2) определять наличие изучаемого звука в слове; 3) определять место звука в слове; 4) отличать правильный звук от искаженного (в частности, ротовой от носового); 5) определять правильность произношения изучаемого звука в словах.

Основной (80-90 ).
Основной целью его является коррекция произношения звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с правильным дыханием. Данный этап представлен традиционным алгоритмом:
1.Постановка звука.  2.Автоматизация звука.  3.Дифференциация звука.  4.Введение поставленного звука в спонтанную речь.
Последовательность постановки звуков определяется особенностями нарушений звукопроизношения у каждого конкретного ребенка. Подбор речевого и наглядного материала определяется уровнем речевого развития ребенка, степенью выраженности нарушения,  индивидуальными и возрастными особенностями. На данном этапе продолжается работа по развитию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. В занятия включаются задания на формирование лексико-грамматических категорий и навыков посторения связных высказываний.

Планируемые результаты освоения содержания программы коррекции ОНР II-III уровня, обусловленного открытой  ринолалией.

Личностные и метапредметные:
-развитие коммуникативной функции речи,  умения выбирать и правильно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи;
-расширение знаний и представлений о речи как о системе;
-развитие познавательной, эмоционально - волевой сферы, навыков самоконтроля и мотивационного компонента;
Предметные:
- выработка правильных дыхательных, голосовых и артикуляционных навыков;  
- употребление поставленных звуков в самостоятельной речи;
- овладение навыками фонематического анализа и синтеза;  
- расширение объема активного словаря, развитие грамматического строя, навыков построения связных высказываний.

Приложение.
План коррекционной  работы по преодолению ОНР II-III уровня, обусловленного открытой ринолалией.

№ п/п

Темы и содержание коррекционной работы

Количество часов

Примечание

                          Диагностический период.

1.

Изучение анамнеза, данных медико-психолого-педагогической документации. Изучение  анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта, речевой моторики. Определение состояния физиологического и речевого дыхания, голосовой функции. Выявление особенностей звукопроизношения. Обследование состояния фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза и слоговой структуры слов. Обследование понимания речи. Обследование лексико-грамматического строя и связной речи. Обследование чтения и письма. Изучение неречевых психических процессов и  изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка.

Подготовительный период.

2.

Работа над ротовым и носовым выдохом. Дифференциация ротового и носового выдоха.

3.

Гимнастика артикуляционного аппарата. Управление мягким небом, активизация кончика языка, торможение кончика языка.

4.

Активизация небной занавески.

5.

Уточнение сохранных звуков.

6.

Развитие фонематического слуха.

Основной период.
Постановка и автоматизация  звуков.

7.

1.Постановка и автоматизация гласных звуков :
а
э
о
и
у
ы

2.Постановка и автоматизация глухих щелевых согласных:
ф
с
ш
х

3.Постановка и автоматизация глухих взрывных согласных :
п
т
к
4.Постановка и автоматизация звонких щелевых согласных (путем озвончения ф, с, ш )
в
з
ж
5.Постановка и автоматизация звонких взрывных (путем озвончения п, т, к)
б
д
г
6. Постановка и автоматизация смычных щелевых:
ц
ч
щ
7. Постановка и автоматизация сонорных согласных:
л
р
м
н


Этот порядок прохождения звуков основан на изменении силы, необходимой для удерживания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых
у, и обладают наиболее выраженным носовым резонансом  как при  изолированном  произнесении, так и  в потоке речи.






Формы контроля освоения содержания коррекционной программы:
промежуточный контроль:
-оценка  логопедом  самостоятельной  речи  ребенка на занятиях, уроках, во внеурочное время;
-опрос родителей о состоянии  речи ребенка в домашней обстановке;
-домашние логопедические задания и успешность их выполнения.
итоговый контроль:  
-комплексная диагностика речи , проводимая в конце года, сравнение  вводных и итоговых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом с помощью специальных компьютерных средств обучения

В статье излагаются актуальные проблемы особенностей формирования  устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей, описываются пути решения вопроса применения  специфических м...

тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

ВведениеГлава I.    Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...

АООП УО (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекции произносительной стороны речи. 1 класс

Адаптированная основанная общеобразовательная программа по логопедии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекци...