Конспект открытого занятия «Многоцветье дымки»
план-конспект

Елена Гурьевна Хотеенкова

 

Конспект

открытого занятия «Многоцветье дымки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mnogotsvete_dymki.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

Конспект

открытого занятия

«Многоцветье дымки»

3 год обучения

Разработала:

педагог дополнительного образования

Хотеенкова Елена Гурьевна.

        т\о         «Разноцветная сказка»

г.Ярцево

2021 год

Тема занятия: «Многоцветье дымки» 

Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №11

Творческое объединение «Разноцветная сказка»

Год обучения: 3 год обучения

Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

Задачи:

Обучающая: познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Методы и приемы, применяемые на занятии:

  • Словесные – беседа, рассказ;
  • Практические – выполнение творческого задания;
  • Интерактивные – показ презентации и видео, методы эмоционального стимулирования;
  • Наглядный – демонстрация слайдов, предметов декоративного творчества.

Материалы и оборудование:

Для педагога:

  • Ноутбук
  • М/медийная презентация
  • Проектор
  • Экран
  • Видео «Изготовление дымковской игрушки», «Дымково»
  • Презентации «Кроссворд» «Дымковские игрушки»
  • Дымковские игрушки

Для учащихся: (по количеству детей)

  • Фигурки барыни
  • Краски
  • Кисточки
  • Баночка с водой
  • Фигурки (красная, зелёная, синяя)
  • Клей

I.Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь!

От вашей улыбки стало светлее, а может   быть  и  от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки. ( В руках у педагога две дымковские игрушки)

Ребята, вы знаете, что это за игрушки? (Ответ детей)

Правильно, это знаменитые на весь мир дымковские игрушки, и сегодня на занятии мы познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка «Дымково»)

II. Основная часть.

Издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы мы ни были - везде встретим мастеров умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. И сегодня мы отправимся в один из них - слободу Дымково. (Видео «Дымково»)

Педагог:

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья». Как вы думаете, почему так назывался праздник? (предположения детей)

Педагог: Да назывался он так, потому что, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек-игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

(Звучит музыка «Дымковские игрушки»)

Весной река Вятка разливалась и заливала залежи глины. Листочки и травы под водой перегнивали, и глина становилась жирной и пластичной: раздавишь в кулачке кусочек и не одной трещинки! Вот из такой глины лепили дымковские мастерицы забавную игрушку. Ребята, как вы думайте, почему я сказала «мастерицы», а не мастера? (Ответ детей)

Педагог: Да, мужчины села Дымково, как правило, уезжали на долгосрочные заработки в другие губернии, так как в Вятской области не было своих фабрик и заводов. Причём заработки не всегда были удачными, вот и получается, что игрушка кормила слободской люд.

После высыхания игрушку обжигали в печи для прочности. А потом окунали в жидкий мел, разведённый на снятом молоке — молоко служило закрепителем. По нарядному белому фону выводили сочные яркие росписи. Краску разводили рыбным клеем — благо, рыбы в реке было много! Так изготавливались игрушки полтысячи лет назад. Давайте посмотрим, как это происходит сегодня. (Видео «Изготовление дымковской игрушки)

Педагог: Нарядна дымковская игрушка! (Показ презентации. Звучит музыка)

В ней могут присутствовать более 10 цветов и оттенков. Все цвета радуги.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, 

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично –

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах….

Педагог: Вы видите, что здесь много красного цвета, а красный цвет – праздничный цвет. Он выражает торжественность, означает уважение и почет. Во многих странах и сейчас сохраняется традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Издавна на Руси считался самым красивым цветом – красный цвет.

Много здесь и желтого, который очень близок к оранжевому цвету. Оба эти цвета напоминают солнечный свет, который пробуждает в нас энергию, радость, творческий подъем, символизирует богатство.

Присутствует здесь и зеленый цвет, цвет самой природы, цвет жизни и гармонии.

Как правило, роспись выполняется в такой последовательности:

У фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий цвет.

Широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

На белом лице рисуют круглые красные пятна щёк и рта, черные дужки бровей над точками глазками.

Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.

Уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Расписанную игрушку украшают листочками сусального золота. (Слайд 5)

Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

III. Практическая часть.

Педагог: Ребята мы с вами узнали, как расписывают дымковскую игрушку. А какую игрушку мы будем сегодня украшать, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. (Презентация «Кроссворд»)

Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Ребята, каким узором украшали  мастера свои игрушки? Как называются эти фигуры в математике? (геометрическим).

- А кто мне поможет вспомнить, как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Ребята давайте вспомним, какой  праздник проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

На слайде высвечивается слово барыня. Ребята  предлагаю вам расписать фигурку барыни.

IV. Подведение итогов.

Педагог: Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные фигурки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите фигурку, соответствующую вашему настроению, ниже ваших работ.

(Дети отражают свое настроение при помощи фигурок.)

- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться. Наше путешествие закончилось, и пора попрощаться.  До свидания, ребята.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-mnoghotsviet-ie-dymki_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная презентация "Праздничная Дымка"

Материал для урока ИЗО или внеклассного занятия по изготовлению Дымковских игрушек....

Дымка

Презентация к уроку....

Урок по ФГОС "Дымка" - 5 класс

Данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламе...

Методическая разработка на тему "Многоцветие чувашской вышивки"

Методическая разработка на тему "Многоцветие чувашской вышивки" является хорошим материалом для проведения внеклассных мероприятий  про чувашскую вышивку, про историю ее возникновения....

«Формирование художественных способностей, учащихся через восприятие красоты природы на уроках изобразительного искусства во 2 классе» по теме: «Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна»

Формирование художественной культуры учащихся через познание красоты природы. Развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира...

Конспект открытого занятия «Многоцветье дымки» (2 год обучения)

Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.Задачи:Обучающая: познакомить с характерными особенностями росписи ...