Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»
статья (9, 10, 11 класс)

Царёва Мария Ермиловна

Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mezhrayonnoy_pedagogicheskoy_konferentsii.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Выступление на Межрайонной педагогической конференции

«Качественное образование через эффективные управленческие  педагогические практики»

«Допонимание» как способ повышения качества итоговой аттестации выпускников»

Актуальность:

В нашей школе  контингент учащихся разнообразный: есть высоко мотивированные учащиеся, есть низко мотивированные, есть ученики, социально-незащищенные, часто болеющие. Анализ результатов показал, что часть учащихся не справляются с базовым уровнем.  Причины неуспешности: низкая мотивация к обучению, непонимание заданий и способов решений, недостатки памяти, недостаточно сформированные универсальные учебные умения. Для того чтобы проблему решить, нужно сделать так, чтобы выпускник  стал успешен:  мог сам приобретать новые знания, креативно мыслить, овладевать новыми технологиями, навыками общения и социализации.  

Для этого в нашей школе была создана  группа«Допонимание».

Цель:создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации  выпускников.

Задачи:

1. Создать методическую копилку для работы группы «Допонимание».

2.Организовать формы деятельности учащихся на занятии.

      3.  Установить  благоприятный психологический климат в коллективе.

4.  Сформировать родительский всеобуч (беседы, консультации)

Организация группы «Допонимания»

  • Занятия посещают учащиеся 8 -11 классов.
  • В группе  «Допонимания» могут заниматься все желающие, у кого есть проблемыпо русскому языку.
  • Работа  по подготовке к итоговой аттестации  начинаетсяс входной диагностики, которая  позволяет  выявить дефициты знаний учащихся  в области орфографии, пунктуации, теории языка.
  • Диагностическая работа важна  для учащихся, чтобы они сделали вывод о  необходимости серьезной подготовки к экзамену.
  •  Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работ обучающихся были выявлены  группы  учащихся с высоким, средним и низким уровнем знаний.

Входная диагностика -  (группы учащихся)

ФИО учащегося

Сильная

Средняя

Слабая

1.КостяБ.

+

2. Кристина Д.

+

3. Диана  Д.

+

4.Никита  К.

+

5.  Никита  И.

+

6. Дима  К.

+

7.  Арина  П.

+

8.Дима  Ф.

+

9. Вика  Ч.

+

10. Кирилл  Ч.

+

11.  Степан  Д.

+

12.  Костя  Б. и  т. д.

+

В течение года учащиеся в зависимости от целеустремленности и результативности могут переходить из одной группы в другую.На занятиях группы взаимодействуют между собой. Часто сильная группа учащихся выступает в роли учителя (на занятия также  приходят ребята из разных классов, у которых есть проблемы по русскому языку).

На занятиях  в группе «Допонимание» каждый учащийся группы:

  • Работает  по своему маршрутному листу.
  • Систематически пользуется  опорными конспектами, схемами, таблицами. (систематизированный материал по заданиям тестов итогового экзамена).
  • Теоретический материал повторяет каждый учащийся   и сдаёт зачёт учителю.

Маршрутный лист

ФИО:  Кристина   Д. – 11 класс

Тема

Занятия

Цель

Мои действия

Способ работы

Отметка о выполнении

Правописание приставок

Устранить пробелы в правописании приставок

- Изучил(а) опорный конспект

- Отработал(а) ВТ

- Выполнил(а) ВПЗ

- Выполнил(а) СР (карточки)

- Получил(а) зачет от учителя

СР

ПСС

ПСС

СР

Р с У

+

+

+

+

+!

Условные обозначения:

* - приступаю к работе,

+   - выполнил действие,

+! – успешно сдал контроль.

Конечный результат – зачёт  учителю.  Учитель просматривает карточки, задаёт вопросы по решению  микроуменийучащихся. Зачётная система помогает учителю проверить знания обучающихся,  а также оценить подготовку выпускников по русскому языку с целью их итоговой аттестации.

При подготовке  составляю технологическую карту занятия- описываю процесс в виде пошаговой последовательности. Прописываю деятельность учителя и деятельность учащихся, формируемые УУД. При выборе темы учитываю учебные возможности группы и подбираю задания для карточек, равноценные по трудоёмкости.

Целеполагание: каждое занятие начинается  с озвучивания темы и цели занятия. Затем предлагаю ученикам поставить свою цель. На этом этапе формируются коммуникативные умения (умение слушать и вступать в диалог), а также умение целеполагания и планирования.

Актуализация знаний.

Так как учащимися уже изучена тема, то задаю им вопросы на повторение  учебного материала (теорию). Опорные конспекты, таблицы, схемы помогают ребятам вспомнить материал.

Решение учебной задачи.

На занятиях использую технологию: КСО в РВГ (коллективный способ обучения в разновозрастных группах).

Применяю следующие методики:

ВТ  (взаимотренаж)

ВОЗ (взаимообмен заданиями)

ВПЗ (взаимопередача заданий)

Формы работы:

  • ППС (пары постоянного состава)
  • ПСС (пары сменного состава)
  • МГ (малые группы)
  • СР (самостоятельная работа)

Работа в парах и группах по алгоритмам.

Учащиеся отрабатывают способ действия, используя карточки с заданиями.Образуют пары постоянного и сменного состава, работают в группах. Проговаривают алгоритмы выполнения задания, взаимодействуя с напарником.  Проверяют правильность выполнения  у учителя  или по ключу.  После этого  начинают взаимодействовать с другими учащимися, образуя новые пары.

 В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают изучаемый материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль.

Дидактический материал

Работа в парах:

Методика ВТ в ППС

ВД в ППС                                        8 - 9 классы

1Мне часто снятся все ребята, друзья моих военных лет.

2.Орел, острокрылая гордая птица, садится на черный валун.

3.Мы, дети, были потрясены этой войной.

4. Настя, ее дочь и единственный родной человек, жила в Ленинграде.

5. Нам, рабочим, надо учиться.

6. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости служил при графе Минихе.

Алгоритм работы в ППС

1.1-ый напарник читает предложение 2-ому напарнику.

2. 2-ой напарник записывает и комментирует все предложение, расставляет все запятые.

3.Находит уточняющие члены предложения и подчёркивает их.

4.Напарники меняются ролями: 2-ой напарник диктует 1-ому напарнику предложение.

Методика ВПЗ в ПСС8 - 11классы

К-2

Задания: №1: Вставить  пропущенные буквы. Выделить  приставки.

         3…болеть, пр…ходить, п…ливать, п…дсвечник, …тпустить, …бжигать, п…дслушивать, н…ходить, д…бавка, пр..бежка, …тгадка, …тремонтировать, з…кричать, …трезать,  п…чинить, з…глушить, п…добрать.

Задание № 2: Распределить слова по столбикам, выделить орфограммы.

Приставки    на - С-

Исключения

Приставки

на     -З-

Сделать

Здесь

Раздать

         Не…добровать,  не…быточный,  не…дешний,   ни…пошлет,  ра…весёлый, ни..про…вергать,  (с,з)добный,  и…бежать,  (с,з)дание,  не…гораемый, (с,з)борная, ни..па (с, з) дать,  ра…кладывать, бе…мерная, и…купить,  во(з.с)чик.

Задание №3: Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить приставки

 ПРЕ-и - ПРИ-

Не бояться  пр…град, пр…спокойный человек,  город  пр…образился, пр…интересная книга, пр…скверный день, пр…одолевать трудности, пр…встать на цыпочках, пр…швартоваться у пристани, пр…огромный желудь, пр…забавный рисунок

Алгоритм работы в ПСС

  1. Выполни самостоятельно все задания    карточки  
  2. Найти напарника, объясни ему выполнение задания
  3. Выслушай  задание напарника, если нужно, поправь его.
  4. Поблагодарите  друг друга за работу.
  5. Таким образом проверить все задания с разными напарниками

Работа в  группах:

МГ                      7 -  9  классы

  1. Петя переплыв пр…брежную глубину добрался до первой отмели.
  2. Дверь косо висела на одной верхней петле скрипя и п…качиваясь от ветра.
  3. Мальчик переступил с ноги на ногу и скромно улыбнулся желая пр…вратить неприятный разговор в шутку.
  4. Пройдя н…сколько домов Гаврик втащил Петю в какие-то ворота.
  5. Петя  кинувшись из каюты на палубу пр…больно ушиб ногу о старый медный порог.

 7 -9  классы

Алгоритм работы

  • Командир группы комментирует первое предложение, объясняя орфограммы и знаки препинания.
  • Находит деепричастный оборот и графически его выделяет.
  • Второй напарник комментирует следующее предложение и т.д.
  • Учащиеся оценивают друг друга.

В конце занятия   учащиеся  оценивают  себя и  друг друга. Ставят заслуженные оценки, проговаривают,  над какими умениями ещё надо поработать, какой материал выучить. При оценивании прислушиваются к мнению  учителя. Оценка учителя для них важна: учащиеся помнят, что впереди у них итоговая аттестация.

Лист оценивания

ФИО уч-ся

Предметные умения

Форма деятельности

Самооценка

Взаимо -

оценка

Оценка

учителя

Кристина

Определяю  производный предлог

Умею производить морфологический разбор предлога

Отличаю предлог от омонимичных частей речи

ВД в ППС

ВПЗ в ПСС

1 задание

2 задание

3 задание

СР (тесты)

МетапредметныеУУД

Умею самостоятельно работать

СР

Умею договариваться с товарищем

ПСС

Оценка предметных умений                                                           Критерии оценивания  УУД:

«5» - нет ошибок                                                                               2 – сформировано полностью                                                                    

«4» - 1-2 ошибки                                                                                  1 – недостаточно сформировано

«3» - 3-4 ошибки, излагает материал неполно.                           0 – отсутствие умения

 5-6 ошибок -  доработать  материал.

На протяжении всего занятия учитываются метапредметные УУД,  которые развивают учебно-познавательные, регулятивные и коммуникативные компетенции учащихся. Их результаты  тоже заносятся в листы оценивания.

В конце занятия   учащиеся заполняют лист контроля, где отмечают  свои результаты работы, отмечают, какие карточки ещё не проработаны.

                                                                                    Лист контроля (работа по карточкам)

ФИО учащегося:    Кристина   Д.

№ задания

3

4

5

6

7

 8

 9

 10

 11

Плюс/ минус

+

-

+

+

-

 +

 -

 -

 +

В течение всего занятия  направляю работу учащихся, консультирую при спорных моментах, задаю вопросы на понимание. Справившись с заданиями,  учащиеся переходят

 к самостоятельной работе по карточкам их банка данных. Результаты проверяют по эталону. Доброжелательная обстановка, взаимопонимание, желание помочь друг другу – всё обеспечивает создание условий для максимальной  возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего товарища или учителя. Психологический комфорт обеспечивается за счет того, что ребенок может говорить, не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, ученик.

Рефлексия – один из самых важных этапов занятия, потому что  учащийся обобщает полученный результат. Отмечает, в какой мере достигнуты цели, над чем ещё надо поработать. Намечает цели уже на следующее занятие, анализируют свои результаты.Приучаю ребят говорить грамотно, используя формирующее оценивание – «Закончи предложения»

  1. Я сегодня научился…
  2. У меня не  получилось…
  3. Мне было трудно определить…
  4. Такие занятия помогают мне…

Ожидаемые результаты:

  • успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ  каждым выпускником;
  • соответствие результатов экзаменов потенциальным возможностям выпускников;

В достижении  хороших результатов  мне большую помощь оказал родительский всеобуч. Родители часто посещали занятия, консультации, чтобы помочь своим детям в подготовке к итоговой аттестации.

Результаты итоговой аттестации:

Вид итоговой аттестации учащихся

Годы обучения

% успеваемости

%   качества

Результаты итоговой аттестации в форме ОГЭ

2020 – 2021

2021 - 2022

100 %

100 %

75 %

100 %

Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ

2020 - 2021

2021 - 2022

100 %

100 %

65 %

75 %

(Результаты  в таблице показаны за два последних года)

В заключение хочется сказать, что в данном материале я представила свой опыт подготовки выпускников к итоговой аттестации, применив технологию КСО в РВГ.

Считаю, что группа «Допонимание», безусловно,  дает положительные   результаты:

1. Учащиеся чувствуют   уверенность, видя свое продвижение в обучении;

2. Формируется навык самоконтроля и самооценки своей    деятельности.

3.  Появляется вера в успех  на экзаменах.

Моя задача как педагога  заключается в том, чтобы поддерживать    ситуацию успеха  каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всеросийской педагогической конференции

Всероссийская педагогическая конференция «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»...

Педсовет «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы»

Презентация к педсовету «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы» (для проведения в ВСОШ и ЦО)...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Всероссийская педагогическая конференция «Перспективные технологии и методы в практике современного образования»

Выступление: Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Педагогический совет: Качественное образование- ресурс устойчивого развития общества»

Цели:1. Определить понятие «качество образования» и актуальность этого понятия в современных условиях образования;2. Формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: уме...