Кружковая работа по развитию мелкой моторики "Пальчик, ручка, язычок"
рабочая программа

Антонова Ирина Александровна

Кружковая работа по развитию мелкой моторики "Пальчик, ручка, язычок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_palchiki_1_1.docx257 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»

Кружковая работа

по развитию мелкой моторики

« Пальчик, ручка, язычок»

ГРУППА № 6  «СОЛНЫШКО»

На 2021-2022 гг.

http://a2b2.ru/storage/images/person/143341/gallery/22870/187164_hello_html_8bfe4a.jpeg

ВОСПИТАТЕЛИ:

Антонова И.А.

Фатьянова О.В.

Белянкина Т.И.

Годовой календарный учебный график

№ занятия

Тема

Цель

Дата проведения кружка

Воспитат.

СЕНТЯБРЬ

1

1.Массаж пальчиков деревянными палочками.

2.Пальчиковая гимнастика   «Мишка»

3.«Помоги мишке добраться до домика».

4.Артикуляционное упражнение «Улыбаемся»

Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Мои друзья»

3.«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке».

4.Артикуляционная гимнастика «Муравьед».

Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках.

Учить вытягивать губы вперёд

3

1.Массаж пальчиков «Гладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Овощи»

3.Шнуровка  «Овощи».

4.Артикуляционная гимнастика «Муравьед улыбается».

Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом,

умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию.

4

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Лимончик».

3.Шнуровка «Фруктовая корзина».

4.Артикуляционная гимнастика «Слоник зевает».

 Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию.

ОКТЯБРЬ

1

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастка  «Зимушка-зима»

3.Игра «Застегни и расстегни».

4.Артикуляционное упражнение «Шар».

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом

2

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика.

 «Что мы делаем зимой?      

3.Шнуровка «Яблочки».

4.Артикуляционное упражнение «Лошадка».

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию.

3

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика

«Дед Мороз, здравствуй!»  

3. «Соберем бусы».

4.Артикуляционное упражнение  «Сдуй ватку с ладошки».

Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром

4

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики»

2.Пальчиковая гимнастика

«Я играю с игрушками»

3.Игра «Найди спрятанное в фасоли»

4.Артикуляционное упражнение «Забор»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук,

Координацию движений.

НОЯБРЬ

1

1.Массаж пальчиков «Какие сильные пальцы».

2.Пальчиковая гимнастика «Обувь»

3.Разбери пуговицы по цвету.

4.Артикуляционное упражнение «Грабли»

Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка

2

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастка «Осень»

3.Собери бусы.

4.Артикуляционное упражнение «Котёнок и молоко»

Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

3.Обведи по контуру фрукты.

4.Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»

Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом

4

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн»

2.Пальчиковая гимнастика «В огороде»

3.Разбираем счётные палочки по цвету.

4.Артикуляционное  упражнение «Почистим за нижними зубами»

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета.

ДЕКАБРЬ

1

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Обувь»

3.Шнуровка «Пришей пуговицу»

4.Артикуляционное упражнение «Зашьем»

Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию.

2

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика

3.Рисуем пальчиком по манке.

4.Артикуляционное упражнение «Расчешим».

Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности.

Развивать моторику обеих рук.

3

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки»

3.«Поможем Золушке разобрать крупу».

4.Артикуляционное упражнение  «Весёлая змейка»

Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления.

4

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши»

3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок».

4.Артикуляционное упражнение «Качели».

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки

ЯНВАРЬ

1

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастка  «Зима»

3.Игра «Застегни и расстегни».

4.Артикуляционное упражнение «Шарик».

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом

2

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика.

 «Любимые игры зимой?»      

3.Шнуровка «Яблочки».

4.Артикуляционное упражнение «Лошадь».

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию.

3

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй, Дед Мороз!»  

3. «Вместе соберем бусы».

4.Артикуляционное упражнение  «Сдуй ватку с ладошки».

Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром

4

1.Массаж пальчиков «Катаем карандаши по лодошке»

2.Пальчиковая гимнастика

«Я играю с игрушками»

3.Игра «Отыщи, что спряталось в фасоли»

4.Артикуляционное упражнение «Забор»

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук,

Координацию движений.

ФЕВРАЛЬ

1

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика.

«Лесные зверята».

3.Большие пазлы

4.Артикуляционное упражнение «Лови мышку»

Активизировать движение пальцев рук,

Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами

2

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Зима»

3.Игры с пробками.

4.Артикуляционное упражнение «Качели»

Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом.

3

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики»

2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь»

3.Сматывание нитки в клубок.

4.Артикуляционное упражнение «Пятачок».

Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук

Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок

4

1.Массаж пальчиков «Будем гладить наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «В нашем доме»

3.«Выложи по контуру»

4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко».

Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох.

МАРТ

1

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Грибочки»

3.Шнуровка «Ёжик».

4.Артикуляционное упражнение «Иголочка».

Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту.

2

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика

«Мама»

3.Штриховка  «Цветы для мамы».

4.Артикуляционное упражнение «Блинчик».

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию 

3

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика

«Весна».

3.«Развесь бельё на верёвочку».

4.Артикуляционное упражнение «Маляр»

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки

4

1.Массаж пальчиков колечком

2.Пальчиковая гимнастика

«Кошка»

3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу.

4.Артикуляционное упражнение «Орехи»

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

АПРЕЛЬ

1

1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

2.Пальчиковая гимнастика

«Дятел стучит»

3.Составление контуров предметов из счётных палочек.

4.Артикуляционное упражнение «Как гудит пароход».

Развивать умение  детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления.

2

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика  «Ягода-малина»

3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

4.Артикуляционное упражнение «Улыбаемся»

Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность.

3

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика

3.Штриховка  «Дом»

4.Артикуляционное упражнение  «Ах, какое вкусное варенье».

Активизировать движение пальцев рук методом штриховки

4

1.Массаж пальчиков надевание и снимание колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Машинки»

3.Панно «Не грусти-ка».

4.Артикуляционное упражнение «Забор»

Развивать мелкую моторику рук(

застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок).

МАЙ

1

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика

3. «Бусы для дам».

4.Артикуляционное упражнение «Часики тикают»

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление

2

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли».

4.Артикуляционное упражнение «Попади мячик в ворота».

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно..

3

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2.Пальчиковая гимнастика «День - ночь»

3. Найди алмазы.

4.Артикуляционное упражнение  «Киска сердится».

Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом.

4

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Пальчиковая гимнастика «Цветы»

3.Игра «Самый ловкий».

4.Артикуляционное упражнение «Барабанщик».

Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Система работы велась по следующим направлениям:

В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми. В образовательной деятельности в режимных моментах : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев , пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

  • Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
  • Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
  • Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
  • Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев

Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка. Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один  раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы

Планируемые результаты

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994

6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.

7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.

8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева

9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова

10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко

12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов

13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор  развивающих картинок)» Л.П.Трушина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

Создание условий для использования современных творческих технологий в кружковой работе для развития детской одаренности

Значимость методической разработки заключается в наработке и педагогическом обосновании проектной деятельности, способствующей использовать методику народного искусства, что, в свою очередь, спо...

" Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А"

В данной статье приводятся  рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...