Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Военная песня".
рабочая программа

Агаева Камила Зилфигаровна

Краткосрочный курс дополнительного образования "Военная песня" направлен для подготовки вокальных номеров на концерт, приуроченный празднику  "День Победы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_voennaya_pesnya_krastkosrochnaya_2023-2024.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 379

Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением пед. совета

Протокол  №

УТВЕЖДЕНА

Приказом №

Руководитель образовательной организации

___________ Н. Ю. Коростышевская

Дополнительная общеразвивающая программа

«ВОЕННАЯ ПЕСНЯ»

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок освоения: 6 дней

:

Разработчик: Агаева Камила Зилфигаровна,

педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность. Программа имеет художественную направленность.

Адресат. Программа реализуется для учащихся 13-16 лет:

  • без требований к полу учащихся;
  • проявляющих интерес к художественному творчеству и желанию творческой реализации;
  • уровень знаний в этой области не важен.

Актуальность.

Пение всегда относилось к радостному времяпрепровождению, особенно, если дети поют совместно. На праздник в нашей школе проводится конкурс «Военной песни» и, чтобы сделать этот концерт особенным, мы решали открыть его номером детского хора.

Уровень освоения –программа имеет общекультурный уровень

Объем и срок освоения. Программа реализуется в объеме 12 часов, 6 учебных дней.

Цель: подготовить хоровой номер военной песни на праздник «День Победы».

Задачи:

Обучающие:

  • Овладение        песенным        репертуаром;
  • Создание условий для формирования гражданственности и патриотизма;
  • Создание здоровьесберегающей среды.

Развивающие:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • Развитие вокальных способностей и здорового голосового аппарата.

Воспитательные:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса;
  • потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • отработка навыков работы в группах.

Организационно-педагогические условия.

Язык реализации.

Программа реализуется на русском языке.

Форма обучения.

Программа реализуется в очной форме обучения. 

Особенности реализации. 

При необходимости программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также в сетевой форме.

Условия приема на обучение.

На обучение по программе принимаются учащиеся 13-16 лет.

Условия формирования групп. Группы формируются из учащихся среднего и старшего звена.

Количество обучающихся в группе.

Количество обучающихся  в группах по программе с учетом вида деятельности, санитарных норм и норм наполняемости: 15 человек.

Форма организации учебного процесса. Форма организации учебного процесса при реализации программы – учебное занятие.

Формы организации занятий. Занятия по программе проводятся преимущественно всем составом группы, при необходимости (при подготовке номера для выступления) могут проводиться по малым группам, индивидуально. Программой предусматривается самостоятельная работа по заданию педагога.

Формы организации деятельности учащихся на занятии. 

  • Фронтальная (беседа, показ, объяснение);
  • в малых группах (работа над отдельным голосом);

Материально-техническое оснащение. Учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью, мультимедийным оборудованием, гитара, пианино.

Индивидуальные принадлежности учащихся, необходимые для занятий, приобретаемые родителями:

  • Тетрадь;
  • Пишущие принадлежности.

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется с приглашением преподавателя культурологии.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: 

  1. понимать эмоции других людей, чувствовать настроение каждого исполнителя;
  2. эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  3. высказывать своё отношение к художественному произведению, понимать его.

Метапредметные результаты:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
  2. учиться работать по предложенному руководителем плану определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
  3. учиться работать в мини-группе в с определённой задачей.

Предметные результаты:

  1. умение понимать текст песни;
  2. умение извлекать звуки;
  3. умение петь свою партию не переключаясь на партию аккомпанимента или сольную партию;
  4. уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре песню;
  5. уметь правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро, активно-спокойно вдох;
  6. уметь петь чисто и слаженно в хоре несложные произведения в унисон, с сопровождением.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Природа человеческого голоса, его возможности.

Работаем с текстом песни.

2

0,5

1,5

Прослушивание

2

Гигиена голосового аппарата. Охрана голоса.

Работа с песней.

2

0,5

1,5

Прослушивание

3

Понятия: кантилена, унисон. Работа с песней.

2

0,5

1,5

Прослушивание

4

Звукообразование.

Работа с песней.

2

0,5

1,5

Прослушивание

5

Звуковедение. Legato.

Звуковедение. Staccato.

Работа с песней.

2

0,5

1,5

Прослушивание

6

Фразировка. Гомофония.

Работа с песней.

2

0,5

1,5

Прослушивание

Итого:

12

3

9


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Задачи:

Обучающие:

  • Овладение        песенным        репертуаром;
  • Создание условий для формирования гражданственности и патриотизма;
  • Создание здоровьесберегающей среды.

Развивающие:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • Развитие вокальных способностей и здорового голосового аппарата.

Воспитательные:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса;
  • потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • отработка навыков работы в группах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Темы учебного плана состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых вокально-хоровых навыков, техник, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Естественно за такой короткий срок нельзя освоить все произведения, указанные в репертуаре, только некоторые небольшие отрывки, используемые в виде распевок.

  1. Тема: Вводное занятие. Природа человеческого голоса, его возможности.

Теория: Знакомство с новыми понятиями.  

Практика: Работаем с артикуляцией, правильно учимся открывать рот при извлечения звука. Распевки для голоса: работа со слогами, «Вироза». Прослушивание песни «Смуглянка», знакомимся с текстом. Домашнее задание: выучить тест песни.

  1. Тема: Гигиена голосового аппарата. Охрана голоса.

Теория: Правила звукоизвлечения, дыхания.

Практика: Работаем с артикуляцией. Распевки для голоса: работа со слогами, «Вироза», «У кота Воркота». Разбор текста песни «Смуглянка».

  1. Тема: Понятия: кантилена, унисон.

Теория: Правила звукоизвлечения, дыхания.

Практика: Работаем с артикуляцией. Распевки для голоса: работа со слогами, «Вироза», «У кота Воркота», «ЛиЯОЕ».  Работаем над песней «Смуглянка». Домашнее задание: почитать текст песни «Где-то далеко».

  1. Тема: Звукообразование.

Теория: Правила звукоизвлечения, дыхания.

Практика: Работаем с артикуляцией. Распевки для голоса: работа со слогами, «Виирооза», «В погреб лезет Жучка». Разбор текста песни «Где-то далеко».

  1. Тема: Звуковедение. Legato. Звуковедение. Staccato.

Теория: Введение новых понятий.

Практика: Работаем с артикуляцией. Распевки для голоса: работа со слогами, «Вироза», «ЛиЯОЕ», «В погреб лезет Жучка». Проработка первого голоса и аккомпанимента песни «Где-то далеко».

  1. Тема: Фразировка. Гомофония.

Теория: Введение новых понятий. Разбираем новую тему на примере текста песни «Где-то далеко».

Практика: Работаем с артикуляцией. Распевки для голоса: работа со слогами, «Виирооза»,«ЛиЯОЕ», «В погреб лезет Жучка», «Я яму нашла». Работаем с фразеровкой песни. Вводим новые элементы в исполнение песни «Где-то далеко».

Репертуар:

  1. «Сыны полков» Я. Дубравин сл. В.Суслова;
  2. «Смуглянка» Я.Шедов, А.Новиков;
  3. «Комарочек» (русская) обр. Абрамского А.;
  4. «Детские игры» В.Моцарт;
  5. «День Победы» Ю.Верижников;
  6. «Где-то далеко» Р.И. Рожденственский.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Фронтальный метод используется при исполнении вокального произведения, Преимущество фронтального метода заключается в возможности педагога следить за действиями всех обучающихся, однако контроль за каждым затруднен
  • При групповом методе происходит работа в хоровых партиях, которые самостоятельно или под руководством прорабатывают задание, вокальный материал.
  • Индивидуальный метод используется при индивидуальной работе с каждым обучающимся, с солистом хора.
  • Метод сравнительного анализа. Постепенно, сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокальной техники, отличать правильное звукообразование от неправильного.
  • Метод мысленного пения. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения.
  • Фонопедический метод. Достигается звонкость тембрового звучания голосов детей связаная с полноценной озвученностью головных резонаторов, в частности с резонированием «маски», что также зависит от способа артикуляции в пении.
  • Концентрический метод. Метод необходим для сглаживания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем диапазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.

Методы вокально-хоровой работы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • концентрический;
  • фонетический;
  • вокальная иллюстрация;
  • мысленное пение;
  • сравнительный анализ;
  • импровизация;
  • пластическое интонирование;
  • музыкально-дидактические игры;
  • дыхательная гимнастика.

Критерии и оценивание уровней предметных умений.

Результаты диагностики оцениваются по трем уровням: высокий, средний, низкий (по методике С.Н. Гладкой). Диагностика развития вокально- хоровых навыков осуществляется с помощью диагностических  заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий        уровень        мотивации        учащихся        к        певческому        исполнительству (сохранность контингента 80%)
  • творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни гимназии, массовых мероприятиях района и города, конкурсах.

Формы контроля и фиксации результатов: беседа, выступление хора на концерте, наблюдение, практическое занятие.

Информационные источники:

Основная литература

  1. Евладова Е.Б., ЛогиноваЛ.Г.. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос.2003.
  2. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания»
  3. Бандина А. Г., Попов В. С., Тихеева Л. В. «Школа хорового пения». Вып. 1. - М., 1981.
  4. Добровольская Н. Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». - М., 1987.
  5. Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы // Искусство в школе. 2011. № 6.
  6. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2013.
  7. «Работа с детским хором» / Сборник статей под ред. В. Г. Соколова». - М., 1981.
  8. Струве Г. А. «Хоровое сольфеджио «/Метод, пособие. - М., 1988.
  9. «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка»/Метод.материалы, сост. И. В. Калиш. - М., 1999.
  10. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором.-М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.-173с.
  11. Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания». - СПб., 2000.
  12. «Хоровая музыка. История, аранжировка обработка хоровых произведений/Лит.- муз. альманах № 4-5. - 2001.

Дополнительная литература

  1. Васильев М. П. «Анализ работы голосового аппарата вокалиста». -СПб.,1997.
  2. Емельянов В. В.        «Развитие голоса. Координация и тренаж». Кн. 1. -СПб., Госконсерватория, 2008.
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса.-Санкт-Петербург: изд. «Лань», 2000. - 190с.
  4. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. Свердловск, 2010.
  5.         «Песни и хоры»/Библиотека детского хормейстера./Учеб.-метод, пособие, сост. М. И. Славкин. - М., 1999.
  6. «Поет детский хор «Преображение»/Библиотека детского хормейстера. Учеб.- метод, пособие, сост. М. И. Славкин. - М., 2001.
  7. «Работа с детским хором». Сборник статей под ред. В. Г. Соколова. - М., 1981.
  8. Самарин В. А. «Хороведение»/Учебное пособие. - М., 1998.
  9. Сартан Г. Н. «Тренинг самостоятельности у детей». - М., 1999. 10.Стрельникова А. Н  «Парадоксальная дыхательная гимнастика».
  • Струве Г. А. «Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах». Методические рекомендации, примерная программа. - М., 1985.
  • Струве Г. А «Школьный хор». - М., 1981.
  • Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом». - М., 1997.
  • Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- Санкт-Петербург: изд. «Союз Художников», 2003.

Необходимая техника:

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Экран


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Форма занятия

Формы контроля

1.

Вводное занятие.

Природа человеческого голоса, его возможности.

Работаем с текстом песни.

Фронтальная  беседа, мастер-класс.

Прослушивание

2

Гигиена голосового аппарата. Охрана голоса.

Работа с песней.

Фронтальная  беседа, мастер-класс.

Прослушивание

3

Понятия: кантилена, унисон. Работа с песней.

Фронтальная  беседа, мастер-класс.

Прослушивание

4

Звукообразование.

Работа с песней.

Фронтальная  беседа, мастер-класс.

Прослушивание

5

Звуковедение. Legato.

Звуковедение. Staccato.

Работа с песней.

Фронтальная  беседа, мастер-класс.

Прослушивание

6

Фразировка. Гомофония.

Работа с песней.

Фронтальная  беседа, мастер-класс.

Прослушивание

Итого:

6 занятий по 2 часа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 379

Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТ

Решением пед. совета

Протокол _________________

УТВЕЖДЕН

Приказом №_____ от_________

Руководитель образовательной организации

___________ Н. Ю. Коростышевская

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«ВОЕННАЯ ПЕСНЯ»

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2024

6

6

12

Каждый день по 2 академических часа

Проведение итоговой аттестации

Итоговая аттестация проводится в соответствии Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся отделения дополнительного образования детей ГБОУ СОШ № 379


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»

Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор»   Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку "Песня на английском языке"

Рабочая программа дополнительного образования «Песня на иностранном языке » для  3-9  классов  разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным язык...

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку "Песня на английском языке"

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку  "Песня на английском языке"...

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "МХК", 10 класс."

Краткосрочный курс направлен на освоение программы МХК в дополнительном образовании, так как этот предмет из обязательного урочного плана был исключен....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Графика".

Краткосрочный курс в дополнительном образовании "Графика " является подспорьем в изучении изобразительного искусства в школе....