Конспект занятия «Зимующие птицы родного края»
план-конспект

Конспект занятия «Зимующие птицы родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx25.62 КБ
PDF icon zimuyushchie_ptitsy_rodnogo_kraya.pdf1.03 МБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

Конспект  занятия

«Зимующие птицы родного края»

Рыбалко Нина Антоновна –

педагог дополнительного

 образования

п. Веселый

 2022 год

 Тема занятия: « Зимующие птицы родного края?»

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного и  бережного отношения к ним.

Задачи:

 Образовательные:  расширить   знания   обучающихся о зимующих птицах родного края.                                                    

 Развивающие: развивать воображение и творческие способности детей; развивать внимательность, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать и заботиться о зимующих птицах.

Оборудование и материалы: выставка книг о птицах, выставка рисунков «Зимующие птицы», экран, мультимедийная презентация, муляжи птиц,  коробочки для корма птиц, семена подсолнечника, пшено, овес, кусочек несоленого сала, пуховое и маховое перо птицы, набор открыток, кормушки.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Звучит пение птиц.

Основная часть.

Ребята, сегодня наше занятие мы посвятим удивительным созданиям-птицам. В природе обитает очень большое количество птиц. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, так, как с похолоданием для них не стало корма (таких птиц называют - перелетными), а другие остаются на зимовку.

Помогите мне ответить на вопрос: как называются птицы, которые зимой никуда не улетают, не боятся морозов и  остаются на зимовку? Ответы детей (зимующие птицы). Правильно.

Посмотрите на экран, и назовите, известных вам зимующих птиц по описанию.                                                                                            Слайд №1.

А сейчас я вам предлагаю игру 1.«Отгадай какая птица?» Дети по описанию внешности угадывают птиц.                                          Слайд №2

-красногрудый, чернокрылый ест рябину и калину - снегирь; 

-белобока, непоседа, длиннохвостая - сорока;

- веселый, шустрый, маленький - воробей;

- желтогрудая с черным галстуком - синица;

- сизокрылый - голубь;

-его называют санитаром леса, он достает своим длинным язычком вредных --короедов из под коры дерева – дятел;

- Гроза мышей-сова. 

2.Дидактические задания. «Для чего птице нужны…?» Слайд№3

Педагог: у вас на столе стоят муляжи птиц.  Рассмотрите их пожалуйста, и ответьте на вопросы:

-для чего птице клюв?

- для чего птице нужны крылья?

- чем покрыто тело птицы?

-с помощью чего птица ходит по земле?

Для чего птице хвостик?

(ответы детей).

3.Поисково-исследовательская работа.                        Слайд №4

Ребята, давайте с вами выясним, почему птицы летают.

-Что вокруг нас? (воздух)

-Когда воздух можно почувствовать?

-Можно ли увидеть воздух? (нет)

-Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).

(Педагог демонстрирует падение двух листьев бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик)

Ребята, объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек, а гладкий лист - медленно планируя?

Вывод: гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

Педагог: почему птицы могут летать по воздуху?

У вас на столе лежат перышки, рассмотрите их(маховые и пуховые).

Вопросы:

1.Чем перышки отличаются друг от друга?

2.Какое из них согревает птичку и называется пуховым?

3.Где на теле у птицы растут пуховые перья?

4.Какое перо помогает птицы летать и называется маховым?

5.Легкое перо или тяжелое?

6. Почему оно легкое?

7.Где у птицы на теле есть маховые перья?

(Педагог показывает детям на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится).

С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

Физкультминутка. Педагог: дети взяли веера в руки и вместе с педагогом:                                                                                      Слайд№5

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули,

кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

это к нам птицы летят.

Как они сядут,

покажем-

Крылья мы сложим назад.

Педагог: что еще птицу делает легкой? Как она ест – много или мало? Вывод:

Птицы летают, потому что у них:

1).широкие крылья и хвост;

2). легкие перья с полым стержнем;

3). жесткие маховые перья.

Птицы легкие, т.к. едят понемногу и часто.

Педагог: Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов.

Посмотрите на слайд и назовите, какие вы знаете из них. Слайд №6

Самолет, вертолет, воздушный шар…

4.Педагог: Ребята, вы любите загадки? Предлагаю вам отгадать загадки о птицах.                                                                              Слайд № 7

Загадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять (Снегирь)

Озорной мальчишка

В сером пальтишке

По двору шныряет

Крошки собирает (Воробей)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу-

Хоть и скрылся под корой-

Все равно он будет мой (Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синичка)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Сизокрылая птичка

Любит семечки и крошки

У окна она сидит и тихонечко воркует (Голубь)

5.Экологическая игра: Отгадай птицу по голосу»

Педагог: Ребята все птицы разговаривают на своем птичьем языке. Можете ли вы, узнать птицу по голосу?                                    Слайд №  8  

6.Экологическая игра «Птичья столовая»                  Слайд №9

Давайте узнаем, чем кормят птиц зимой. Ребята подойдите к кормушкам.

Воробьи охотно едят пшено, овес, крошки хлеба, (летом – личинки насекомых)

Синицы - всеядные птицы: мясо, сало, пшено (летом -насекомых).

Дятел - это лесной лекарь. Его называют так, потому, что он  через кору дерева слышит вредных насекомых: древоточцы, короеды  и поедает их.

Голубь - семечки, зерна  пшеницы и ячменя, хлебные крошки.

Ворона серая - осторожная и недоверчивая птица, всеядна, ест насекомых летом, хлеб, мясо, рыбу, яйца других птиц.

7.Дидактические задания. Игра-четвертый лишний. Слайд №10

Посмотрите на картинку и назовите кто здесь лишний?  

Снегирь, синица, ворона, ласточка.

Дятел, голубь, галка, кукушка.

Сорока, воробей, сова, лебедь.

Педагог: читается стихотворение Елены Благининой «Морозы».

Морозы жестокие в этом году

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за жучку в ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Педагог: Ребята, как человек может помочь птицам пережить холодную зиму? Ответы детей (построить им кормушки и подкармливать птиц в холодное время) .                                                               Слайд № 11

8.Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Дорогие ребята, я думаю, что вы сегодня, очень много интересного и полезного узнали о птицах. Нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять  в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, грызунов. Без птиц, никогда не было хорошего урожая. И мы, люди должны, их охранять и беречь.

Очень надеюсь на то, что ,вы -зимой будете заботиться о них, а именно, не забывать подкармливать зимующих птиц в трудное для них время .И на помощь вам придут, ваши родители. Вместе с ними вы смастерите кормушки для птиц.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Птицы родного края"

Викторина "Птицы родного края" предназначена для школьников среднего звена. Её можно использовать на уроках биологии для  закрепления материала  о птицах в общеобразовательной школе, а также...

Познавательно-исследовательский проект "Поможем птицам родного края!"

В данной публикации представлен детский познавательно-исследовательский проект.Расписаны его цели и задачи, показана актуальность  темы проекта. Указаны формы и методы работы. Также подробно расп...

Презентация "Учимся говорить по-татарски" по теме "Птицы родного края"

Тема "Птицы родного края" -  для начальных классов, русскоязычных учащихся...

Экологический урок, посвященный Международному Дню птиц. «Птицы родного края и заповедные места Ростовской области».

Составила: Белоногова Валентина Андреевна, педагог дополнительного образования  МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-ДонуК редким животным, включенным в «Красную Книгу», встречающимся на территории Ростовск...

КВН по теме ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ

Данная методическая разработка способствует обобщению и систематизации знаний детей о птицах и животных родного края....

птицы родного края

Презентация по теме птицы родного края. Иллюстрации и краткое описание птиц...

Проект: "Зимующие птицы родного края"

Цель проекта: изучить видовой состав зимующих птиц нашей местности; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях, привлекая с помощью кормушек....