Методическая разработка урока «Съёмка монохромного портрета"
методическая разработка (8 класс)

Минеева Оксана Александровна

Данная методическая разработка посвящена теме портретной фотосъемки. Рассматривается проблема создания фотопортрета с двух сторон - технической и творческой. В данной работе особое внимание уделено вопросам схем постановки света и созданию одиночного портрета. Уделяется внимание как теоретическим основам, без знания которых невозможно освоить технику создания портрета, так и практической работе, в ходе которой учащиеся могут применить полученные знания и навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_uroka_portret.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 270 Санкт-Петербурга

имени А.Е. Березанского

Методическая разработка урока

 «Съёмка монохромного портрета"

реализована в рамках

дополнительных общеразвивающих программ:
«Фотостудия»

1 года обучения

и «Сам фотограф»

1 года обучения

Дата проведения: 15.12.2022 года

педагог дополнительного образования

Минеева Оксана Александровна

Названия общеобразовательных программ: Дополнительная общеобразовательная программа «Фотостудия» и «Сам фотограф» (занятие объединяет обе программы) 

ФИО, должность, место работы: Минеева Оксана Александровна, педагог дополнительного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 270 Санкт-Петербурга имени А.Ф. Березанского (ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга)

Тип занятия: открытое занятие

Возраст: 14-15 лет, с участием детей 10 -12 лет

Тема занятия: «Съёмка монохромного портрета» 

Вид занятия: комбинированный

Цель занятия: дать обучающимся представление о понятии монохромного портрета. Практическое освоение полученных навыков, создание проектной серии портретов.

Задачи:
Обучающая:

 –  изучить на практике процесс создания портретного снимка;

 –  способствовать организации проектной фотосессии обучающихся

Развивающая: развить природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, глазомер, чувство пропорции, коммуникативные способности; артистизм, умение себя подать, способность к импровизации, индивидуальные способности каждого обучающегося в конструкторском, художественном, технологическом выполнении своей работы; активизировать воображение, восприятие, внимание, развить способность передавать полученные  опыт и знания другим.
Воспитательная:
воспитание у детей желание работать в коллективе, умение договариваться и распределять роли; уважительное отношение между членами коллектива разного возраста в совместной творческой деятельности; терпимость по отношению к друг-другу; культуру общения и поведения; у детей воспитывается дисциплинированность, организованность.

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Методы проведения: словесный (объяснение, беседа), наглядный (показ презентаций, примеров работ), практический (осуществление фотосъемки)

Обучающиеся старшей группы «Сам фотограф» выступают в роли фотографов.
Обучающиеся младшей группы «Фотостудия» Выступают в роли моделей.

Оборудование: 

  1. Источники постоянного света.
  2. Компьютеры.
  3. Воздуходув.
  4. Экран и диапроектор.
  5. Фотокамеры.
  6. Дидактический и демонстрационный материал (фотоальбомы, выставочные для образца портреты, таблицы со свето-схемами).

Структурный план урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)
  2. Изучение теоретического материала (7 мин)
  3. Изучение простых схем постановки света (8 мин)
  4. Освоение практических навыков - съемка одиночного портрета (20мин)
  5. Совместный просмотр и анализ полученного результата. Рефлексия (6 мин) 
  6. Проектное задание (2 мин).

Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к включенности в урок. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.

На данном этапе основной задачей педагога после приветствия, проверки присутствия учащихся и их готовности к занятию, является раскрытие целей урока и ознакомление с его планом. Провести презентацию используемого оборудования.

На этом этапе педагог не только проводит предварительное знакомство учащихся с темой урока, но и стимулирует развитие творческих способностей, акцентируя внимание на различных жанровых направлениях в портрете.

Изучение теоретического материала

Главные критерии качества портрета. Художественные приёмы и основные выразительные средства, используемые для съёмки портрета. Виды фотопортретов. Отличительные особенности монохромного портрета. С учащимися ведётся диалог, задаются вопросы на тему основных правил съёмки портрета (по ранее пройденным темам) и портретных настроек экспозиции фотоаппарата. Определяется объектив, используемый для съёмки портретов. Объяснение материала сопровождается демонстрацией презентации.

Изучение простых схем постановки света

Разбор 7 простых схем постановки света для студийной съемки. Существует 4 самых распространенных основ для освещения человека: боковое и классическое освещение, «рембрандтовское освещение», «бабочка», а также 5 дополнительных, которые являются элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете:

  • «Петля»
  • Раздельный свет
  • Контурное освещение
  • Широкое освещение
  • Короткое освещение

Освоение практических навыков - съемка одиночного портрета

Самостоятельная работа обучающихся. Участники разбиваются на 2 группы, распределяются по двум подготовленным заранее фотозонам и на практике пробуют воссоздать все изученные схемы. На выполнение данного задания запланирована 20 минут. Для дополнительного художественного эффекта ребятам предлагается воспользоваться воздуходувом.

Совместный просмотр и анализ полученного результата. Рефлексия.

Сделанные учащимися снимки просматривают на большом экране через проектор. Обсуждают полученный результат. Анализируют удачи и ошибки. Подведение итогов занятия. Учащимся предлагается закрепить полученные знания:

  • Перечислить источники света. Объясни их назначение.
  • Назвать все изученные и пройденные на практике свето-схемы.
  • Назвать отличительные особенности монохромного снимка от цветного.
  • Какой объектив используем для съёмки и какие настройки камеры должны применяться при съёмке портрета?

Проектное задание

В качестве проектного задания всем учащимся полагается снять портрет в одном из изученных жанров: детская, групповая, костюмированная, социальная фотография и т.д. Задача преподавателя на данном этапе - оценить риски выбора наиболее сложных фото-жанров - например, социальной или костюмированной фотографии.

Вывод:

В век доступности фототехники фотография не перестает быть искусством, так как освоение ее на высоком уровне требует наличия теоретических и практических знаний, творческого вкуса и любознательности. Поэтому важно не только научить обучающихся основам фотодела, но и привить хороший вкус, способствовать развитию творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»

В тематическом планировании  по изобразительному искусству на  изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...

Портрет древнего Египтянина. Методическая разработка.

Методическая разработка урока, посвященного искусству Древнего Египта для 6 -7 классов (3 четверть ) учебногогода....

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»

Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы          МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...

Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"

Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Методическая разработка учебного занятия "Женский портрет"

Методическая разработка предназначена для педагогов ДО, учителей ИЗО, МХК, педагогов ДШИ.Тема занятия раскрывает особенности портретного жанра, практическая часть занятия закрепляет умение д...

Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6

Пояснительная записка     Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное  искусство  по теме: Основные пропорции головы чел...