Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Ландшафтный дизайн»
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Бааклини Вероника Витальевна

Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной. Человек издавна преобразует природную среду.  Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни человека в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

Администрации Лысковского района

Нижегородской области

Принята

протокол педагогического

совета № 7 от 30.08.2020

Утверждена приказом

Директора № 118 – о от 01.09.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кисловская средняя  школа

Дополнительная  образовательная (общеразвивающая) программа

«Ландшафтный дизайн»

Срок реализации: 1 год

Руководитель:

Бааклини Вероника Витальевна

п. Нива

2020


СОДЕРЖАНИЕ

I.Пояснительная записка................................................................................................3

             1.1.Актуальность программы......................................................................................3

II. Содержание программы.............................................................................................4

  2.1.Цели и задачи...........................................................................................................4

  2.2.   Особенности возрастной группы детей..............................................................4

  2.3.   Содержание деятельности...................................................................................5

  2.4. Условия реализации программы........................................................................6-7

  2.5 Планируемые результаты освоения учебного курса............................................8

III. Рабочая программа....................................................................................................9

  3.1 Учебный план...........................................................................................................9

  3.2. Учебно-тематический план............................................................................10-11

  3.2. Календарный учебный график............................................................................12

IV. Оценочный материал..............................................................................................13

  4.1. Методика оценки результатов…………………………………………………13

  4.2 Аттестация ………………………………………………………………….……14

V. Методический материал...........................................................................................15

  5.1. Содержание программы..................................................................................15-17

VI. Методическое обеспечение программы................................................................18

  6.1. Список литературы...............................................................................................18

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………19-20


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность.

«Вся в цветное наша Земля одета, качает цветки ветерок

На лету.

Тюльпаны…Нарциссы…  Гвоздики…Ромашки…

Я знойного лета без Вас и представить себя

не могу»                                                               

     Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной. Человек издавна преобразует природную среду.  Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни человека в природе. Программа разработана на основе нормативных документов по

дополнительному образованию:

1.Стратегия развития воспитания Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р

2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.

3. План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного

образования и Стратегии развития воспитания в РФ на территории Нижегородской области на 2017-2020 годы. Приказ министерства образования Нижегородской области от 24.01.2017 №147

4.План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного

образования и Стратегии развития воспитания в РФ в Лысковском районе на 2017- 2020 годы. Приказ управления образования Лысковского района от 20.10.2017  №256-o


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Цели и задачи

Цель программы:   

  • повышение уровня экологических и природоохранных знаний;
  •  нацеливание на участие в решении современных экологических проблем.

Задачи программы:

  • выявить экологические проблемы своей деревни, района, области;
  • познакомиться с элементами ландшафтного дизайна;
  • научиться создавать проекты озеленения территорий;
  • познакомиться с многообразием растений, их биологическими особенностями;
  • раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей;
  • развивать и совершенствовать психологические качества личности: (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себе).

2.2. Особенности возрастной группы детей

    Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный 14-15 лет. В

этом возрасте обучающиеся стремятся познать мир через различные виды деятельности , они  готовы к переменам и открыты для сотрудничества. Ведущей формой деятельности является общение. Дети данной возрастной группы активно включаются в исследовательскую деятельность и нацелены на получение готового результата.


2.3. Содержание деятельности

     Общеобразовательная программа «Ландшафтный дизайн » разработана с учётом особенностей детей. Занятия по данной программе оказывают положительное успокаивающее действие на нервную систему обучающегося, являясь источником положительных эмоций; развивает пространственную память и художественное восприятие действительности,

а так же  координацию движений. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, развивается память. Смена видов деятельности (работа в помещении, работа  на улице, участие в отборе семян) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма. Также, программа способствует эстетическому развитию учащихся. Посещение выставок фотографий ландшафтного дизайна, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сочетаемость цветов, форм и линий;  знакомство с историей ландшафтного дизайна , основными направлениями и стилями современного дизайна  – всё это расширяет художественный кругозор подростков, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

     На занятиях кружка реализуются следующие образовательные технологии:

- личностно-ориентированные;

- здоровьесберегающие;

- игровые.


2.4. Условия реализации программы

    Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья детей в связи с тем, что данная программа отдаёт приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе. Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Основные методы работы с группой – это лекции и кураторская работа на индивидуальной основе по разработке и выполнению учащимися иллюстрированных собственными работами рефератов, презентаций, слайд-фильмов по ландшафтному дизайну. Всё это позволяет приучить ребят к самостоятельной работе со специальной литературой и компьютерными программами.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 14-15 лет.    

     Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов – 1 учебный час в неделю

Наполняемость групп: 8 человек.

Формы занятий: -

 практическое;

- теоретическое (лекция, беседа);

 - выставка;

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповая;

- индивидуально-групповая;

- индивидуальная.


Методы обучения:

- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ проделанной работы, информирование, инструктаж);

- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы);

- практические (наблюдения, самостоятельная работа, инициатива ребенка, творческая работа, решение поставленной проблемы);

- поисковые;

- творческие методы: путем мышления и фантазии;

- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-, компьютерные презентации)


2.5. Планируемые результаты освоения учебного курса

К концу года учащиеся должны:

Знать:

  • экологическую обстановку в деревне, районе, области;
  • строение почвы;
  • разновидности цветов, особенности их строения и размножения;
  • виды посадок и их планирование;
  • структуру и форму клумб;
  • цветовую гамму цветников и клумб

Уметь:

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого дома;
  • определять разновидности цветов;
  • представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,
  • ухаживать за комнатными и культурными растениями;
  • работать с приборами для изучения объектов;
  • составлять эколого-биологические характеристики растений, животных, отражающие все их свойства и особенности.

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3.1. Учебный план

п/п

Наименование блоков

Общее количество часов

1.

Изучение биоразнообразия видов участков

18

2.

Цветники и цветы

16


3.2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование блоков

1 БЛОК

«Изучение биоразнообразия видов участков»

общее

кол.

часов

теорет.

часть

практ.

часть

1.

Вводный урок. Ландшафтный дизайн

1

1

2.

Осеннее обследование пришкольного учебно-опытного участка.

1

1

3.

Работа с определителями. Определение растений родного края.

1

1

4.

Как определить состав почвы. Виды обработки  почвы.

1

1

5.

Что даёт вскапывание почвы.

Практическая работа.

2

2

6.

Виды удобрений. Правила удобрения почвы

1

1

7.

Сбор растений для гербария.  

2

1

1

8.

Гербаризация растений.

2

2

9.

Праздник цветов.

1

1

10.

Составление проектов «Мой цветок»,

2

1

1

11.

Изучение видов деревьев на местности

2

2

12.

Презентация по теме: «Дендрарий моего родного края»

2

1

1

                                                                      ИТОГО:

18

5

13

2 БЛОК

«Цветники и цветы»

общее

кол.

часов

теорет.

часть

практ.

часть

1.

Какие почвы требуются для цветочных растений

 2

1

1

         2.

Разновидности посадок и их планирование.

        2

1

1

         3.

Цветники и клумбы.

        2

1

1

        4.

Структура и форма клумб.

         2

1

1

        5.

Овощные клумбы.

         2

1

1


        6.

Ковровые цветники.

         2

1

1

    7.

Разновидности цветов. Однолетники, двулетники.

  2

1

1

8.

Многолетники.

2

1

1

9.

Создание и защита проектов

         «Моя  клумба».

2

1

1

                                                ИТОГО:

       18    

         8

         8


3.3. Календарный учебный  график

Начало учебного года – 1 сентября 2020 года

Окончание учебного года для 1-8, 10 классов – 30 мая 2021 года;

Окончание учебного года для 9,11 классов – 25 мая 2021 года

1 полугодие

2 полугодие

Промежуточная аттестация

Форма проведения

Итоговая аттестация

Форма

проведения

Сроки

Сроки

Период

Сроки

Ландшафтный

дизайн

с 01.09.2020 по 29.12.2020

с 13.01.2021 по 30.05.2021

с 21.12.2020 по 12.01.2021

Тест

с 24.05.2021 по 29.05.2021

Проект


IV. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

4.1. Методика оценки результатов

    Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является:

  • развить умение правильно анализировать полученные результаты;
  • уметь работать с биоразнообразием почвы;
  • научиться работать  с сменами растений и учитывать специфику их выращивания.

    В связи  с тем, что не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения.

    Ход реализации дополнительной образовательной программы «Ландшафтный дизайн» проверяется:

∙ после каждого занятия: проходит в форме упражнения «Разговор по кругу»: Что запомнили? Чему научились? Что вызвало затруднения?

∙ поэтапная результативность усвоения программы отслеживается на итоговых занятиях, завершающих раздел.

    По тому, каким образом обучающиеся самостоятельно без помощи педагога добиваются решения поставленных перед ними задач, проявляют ли на практике знаний ландшафтного дизайна, делается вывод об эффективности применяемых приемов и методов обучения на данном этапе, доступности материала.


4.2. Аттестация

Промежуточная аттестация обучающихся детских объединений проводится 1 раз в учебном году:  в 1 полугодии – в декабре.

 Итоговая - во втором полугодии – май

    Результат аттестации может фиксироваться на 3-х уровнях:

 Низкий (минимальный) - обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом.

 Средний (базовый) - обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале. Высокий (творческий) -  обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к творчеству, стабильно участвует в конкурсах. Данные аттестации заносятся в таблицу мониторинга результативности усвоения программы.

п/п

Фамилия, имя  

Критерии оценки

Основные приёмы работы с почвой

Основные приёмы работы с семенами

История ландшафтного дизайна

1

Уровни знаний и умений:

1 – не сформированы;

 2 - сформированы частично;

3 – сформированы полностью.

    Удостоверение выдается выпускникам детского объединения, прошедшим полный курс обучения по программе.


 

V. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

5.1. Содержание программы:

1 БЛОК

1. Вводный урок. Ландшафтный дизайн

Знакомство с целями, задачами и содержанием кружка

2. Осеннее обследование пришкольного учебно-опытного участка.

Учиться определять культурные  растения, классифицировать их по группам. Узнать об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна.

3. Работа с определителями. Определение растений родного края.

.Определение растений родного края. определять растения по описанию и внешнему виду.

4. Как определить состав почвы. Виды обработки  почвы. Научиться работать с почвой, которая является самостоятельное естественно-историческое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия

5. Что даёт вскапывание почвы. . Практическая работа.

Узнать значение копки почвы; познакомиться с разными видами обработки почвы.

6. Виды удобрений. Правила удобрения почвы

Познакомиться с видами удобрений. Учиться закладке компостной ямы.

7. Сбор растений для гербария.  

Познакомиться с разновидностями однолетних и двулетних цветов, учиться их определять.


8. Гербаризация растений.

Познакомиться с методами гербаризации растений.

9. Праздник цветов.

Обобщить знания о значении цветов; учить бережно относиться к растениям

10. Составление проектов «Мой цветок».  Узнать о правилах составления проектов, учиться защищать проекты.

11. Изучение видов деревьев на местности

Изучение на местности разнообразия деревьев родного края.

12. Презентация по теме: «Дендрарий моего родного края»

Учить правильному составлению проектов и  их защите..

2 БЛОК

1. Какие почвы требуются для цветочных растений

Теория: Познакомить с классификацией почвы и их групповыми признаками. Рассмотреть цветочные растения и сопоставить группы почв, в которых данная группа должна произрастать.

Практика: Рассмотреть 3 группы почв и определить их по характерным признакам.

2. Разновидности посадок и их планирование.

Теория: Изучить разновидности посадок, их планирование на местности родного края.

Практика: Создать виртуальную модель планирования посадок на местности.

3. Цветники и клумбы.

Теория: Познакомиться с разнообразием цветников и клумб.

Практика: Создать виртуальную модель цветника.


4. Структура и форма клумб.  

Теория: Познакомить обучающихся с разнообразием   структур и форм различных видов клумб.

Практика: Создать виртуальную модель клумбы

5. Овощные клумбы.

Теория: Познакомить с составлением овощных клумб

Практика: Создать виртуальную модель овощной клумбы по заданным параметрам и видов овощных культур.

6. Ковровые цветники.

Теория: Рассмотреть разнообразие ковровых цветников родного края.

Практика: Учиться составлять ковровые цветники

7. Разновидности цветов. Однолетники, двулетники.

Теория: Познакомиться с разновидностями и особенностями выращивания однолетних и двулетних цветов.

Практика: Научиться сопоставлять название цветов по внешним признакам, учитывая их характеристики и среду произрастания.

8. Многолетники.

Теория: Познакомиться с разновидностями и особенностями выращивания многолетних цветов.

Практика: Научиться сопоставлять название цветов по внешним признакам, учитывая их характеристики и среду произрастания.

9. Создание и защита проектов «Моя  клумба».

Теория: Научиться собирать информацию и дополнительный материал, анализировать его и синтезировать в доклад для презентации.

Практика: Работа с программой Power Point  для создания красивых и грамотно построенных презентаций для будущего поколения обучающихся.


VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

6.1. Список литературы для учителя

1.Р.М.Евдокимова  «Внеклассная работа по биологии», 2011 г.

2.М.И.Торопова  «Природа Костромской области и её охрана», 2008 г.

3.В.В.Балабанова. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»,

   2010 г.

4.М.В.Высоцкая  «Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология», 2011 г.

5.Е.Астахова, Т.Крупа, М.Череватенко «Ландшафтный дизайн», 2007 г.

6.А.В.Юрченко «Цветы у Вашего дома», 2006 г.

7.Октябрина Ганичкина, Александр Ганичкин «Всё о саде и огороде. 500 самых важных вопросов и полных ответов», 2008 г.

8.Н.М.Кислова «Скоростное плетение из лозы», 2012 г.

9.Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные».

10. Рой Маккалистер «Всё о растениях в легендах и мифах», 2010 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование блоков, тем

Колич.

часов

 Дата

1 блок

    «Изучение биоразнообразия видов участков»

1

Вводный урок. Ландшафтный дизайн

1

05.09

2

Осеннее обследование пришкольного учебно-опытного участка

1

12.09

3

Работа с определителями. Определение растений родного края.

1

19.09

4

Как определить состав почвы. Виды обработки почвы.

1

26.09

5

Что даёт вскапывание почвы. Практическая работа

1

03.10

6

Что даёт вскапывание почвы. Практическая работа

1

10.10

7

Виды удобрений. Правила удобрения почвы

1

17.10

8

Сбор растений для гербария

1

24.10

9

Сбор растений для гербария

1

31.10

10

Гербаризация растений

1

07.11

11

Гербаризация растений

1

14.11

12

Праздник цветов

1

21.11

13

Составление проектов «Мой цветок»

1

28.11

14

Составление проектов «Мой цветок»

1

05.12

15

Изучение видов деревьев на местности

1

12.12

16

Презентация по теме: «Дендрарий моего родного края».

1

19.12

17

Презентация по теме: «Дендрарий моего родного края».  

1

26.12


2 блок

«Цветники и цветы»

1

Промежуточная итоговая аттестация

1

09.01

2

Какие почвы требуются для цветочных растений

1

16.01

3

Разновидности посадок и их планирование

1

23.01

4

Разновидности посадок и их планирование.

1

30.01

5

Цветники и клумбы

1

06.02

6

Цветники и клумбы

1

13.02

7

Структура и форма клумб

1

20.02

8

Структура и форма клумб

1

27.02

9

Овощные клумбы

1

06.03

10

Овощные клумбы

1

13.03

11

Ковровые цветники

1

20.03

12

Ковровые цветники

1

27.03

13

Разновидности цветов. Однолетники, двулетники

1

03.04

14

Разновидности цветов. Однолетники, двулетники

1

10.04

15

Многолетники

1

17.04

16

Многолетники

1

24.04

17

Создание и защита проекта «Моя клумба»

1

08.05

18

Создание и защита проекта «Моя клумба»

1

15.05

19

Итоговая аттестация

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Рабочая программа эллективный курс по ландшафтному дизайну...

Авторская образовательная программа «Ландшафтный дизайн» для детей среднего школьного возраста

Программа состоит из 7 разделов: основы почвоведения и агрохимии; древоводство, цветоводство, основы ландшафтного дизайна, элементы ландшафтного дизайна, ландшафтное проектирование, основы зеленого ст...

Программа ландшафтного дизайна

Программа для обучающихся в средней школе 8-11 классов.Программой предусмотренно обучение учащихся основным навыкам ландшафтного дизайна и парка в частности....

Рабочая программа Ландшафтный дизайн

Рабочая программа Ландшафтный дизайн...

Дополнительная общеразвивающая программа "Эко-дизайн"

Актуальность данной программы заключается в ознакомлении и приобщении детей к искусству цветоделия, экологического дизайна и ландшафтного дизайна....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн»

АннотацияПрограмма подготовлена для сезонной школы и рассчитана на 72 часа. Занятия в сезонной школе могут проходить в осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Программа рассчитана на обучающихся ...

дополнительная общеразвивающая программа "Ландшафтный дизайн"

Программа ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требов...