Становление экологической культуры личности. Групповое занятие "Вода - главное богатство".
план-конспект по экологии по теме

Махотина Татьяна Владимировна

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем. Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов направлены на укрепление здоровья, овладение новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_glavnoe_bogatstvo..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «БУЖАНИНОВСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ
 (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
     С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

«ВОДА – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО».

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: МАХОТИНА Т.В.

2010 год.


Групповое занятие № 3 «Вода - главное богатство».

Цель: дать воспитанникам понятие о значении воды в жизнедеятельности человека и природы.

Задачи:
Образовательные:

-формировать у воспитанников понятие о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека друг от друга;
        - формировать экологическое сознание;

- формировать убеждение в необходимости экологической деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у воспитанников умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе;

- развивать систему практических умений  по улучшению окружающей среды своей местности;

 - развивать чувство ответственности.

Воспитательные:

         -преодолевать в характере воспитанников потребительское отношение к природе;
        - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: аудиозаписи, фотографии, ребус, оборудование для опытов с водой, экологические знаки.

Ход занятия.

1.Повторение.
       
Воспитатель показывает экологические знаки, воспитанники их называют.  

Общий вывод: Чтобы сохранить природу от негативного воздействия человека были созданы правила поведения. Их необходимо соблюдать. Если мы будем вести себя правильно, то общение с природой доставит много прекрасных моментов. Ежедневно, ежечасно, каждый из нас, должен помнить: все растения, грибы, животные, птицы, люди – живые обитатели нашей планеты Земля. Мы должны знать и понимать друг друга, внимательно относиться друг к другу, а значит, беречь все живое и неживое на Земле.

  1. Решение головоломки с текстом «Кувшин пресной воды дороже соленой реки».

Беседа по этой фразе.

- Как вы это понимаете?

3. Объявление темы занятия.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже. В море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

  1. Изучение новой темы.

Сегодня мы поговорим с вами о воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество.

-Почему? (ответы детей, воспитатель помогает, делает общий вывод).

  1. Вода имеет три состояния и легко переходит из одного в другой самостоятельно, без помощи человека.
  2. Человек на две трети состоит из воды.
  3. Человек не может прожить без воды.
  4. В воде нуждаются и животные и растения.
  5. Вода дает жизнь всему живому на Земле.
  6. Земля – единственная планете Солнечной системы, на которой есть вода.

Воспитатель проводит занимательные опыты с водой.

  1. Демонстрация свойств воды: прозрачная, бесцветная, без запаха.
  2. Вода – растворитель. Воспитатель демонстрирует, как вода меняет цвет от взаимодействия с различными препаратами: марганцовка, зеленка, чернила.
    - Что происходит с водой? (окрашивается, меняет цвет)
    - Почему?
    - Можем ли мы вернуть воде первоначальную прозрачность? (да, но только с помощью специальных химических реактивов и фильтров)
  3. Три состояния воды.
    Жидкое: воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
    Газообразное: воспитатель демонстрирует кипящий чайник. Если накрыть кипящий чайник пластиной, а через некоторое время убрать, на ее нижней стороне скопятся капельки воды, потрясти – пойдет «дождь» (переход воды из одного состояния в другое).
    Твердое: демонстрация кубиков льда. Если положить кубик льда на пластину, находящуюся над кипящим чайником, он растает. (переход воды из одного состояния в другое).
  4. Очистка воды с помощью фильтра.
  5. Вода сохраняет запахи. Предварительно приготовить кусочки льда с добавлением эфирных масел. Затем растопить над паром, появится запах.
  6. Вода сохраняет предметы. Предварительно подготовить кусочки льда с предметами внутри. Растопить лед над паром, достать предмет.

Вот какое удивительное вещество вода.

- А как человек использует воду? (ответы детей).

  1. быт
  2. сельское хозяйство
  3. промышленность
  4. туризм
  5. транспорт и т.д.

-Вода необходима человеку  жизни. Но, к сожалению, часто мы неуважительно относимся к воде: неразумно расходуем, загрязняем водоемы.

- Что это значит? Как? Приведите примеры.

Совместно с воспитателем дети составляют схему «Загрязнение воды человеком».

Воспитатель демонстрирует экологические знаки «Берегите воду!» и «Не загрязняйте воду!».

Задание: нарисовать знак «Мыть транспорт запрещено!». Воспитатель предлагает детям подумать, каким цветом и формой будет изображен этот знак, раздает бумагу, карандаши, фломастеры. Пока дети рисуют, звучит музыка «Зов моря» из альбома «Острова. Звуки природы». Обсуждение работ, воспитатель предлагает свой вариант знака.

К чему может привести несоблюдение этих предупреждений? (ответы детей)

Демонстрация фото экологических катастроф.

Общий вывод.

-Что делать, чтобы такие катастрофы не происходили? (Беречь воду).

-Как?

-Что лично вы можете сделать для охраны воды? (ответы)

Общий вывод.

Демонстрация фото красивой природы: океан, озеро, ручей, водопад, ледник, капель ит.д. под сопровождение музыки из альбома «Звуки природы».

  1. Закрепление.

Решение экологических задач.

  1. Ежедневно крупный завод сбрасывает в реку 5 тонн загрязненной воды. Сколько тонн загрязненной воды сбросит в воду завод за неделю? За месяц? За год? (35, 155, 1825)
  2. Через какое время начнет гибнуть в реке рыба, если предельная концентрация вредных веществ составляет 70 тонн?
  3. Как правильно разместить в реке трубы , по одной из которых завод набирает воду из реки, а по другой сливает отработанную.
  1. Коррекция.

Игра «Аналогия». Дети встают в круг, воспитатель называет слово, и каждый признак этого предмета и приседает, если ребенок не знает, он остается стоять, а слово говорит следующий. Когда стоящих детей оказывается 3-4, воспитатель называет другое слово. Например: снег – пушистый, мягкий, липкий, белый, искристый, тающий, холодный и т.д. Слова для игры: снег, вода, океан, дождь и т.д. Можно провести аналогию с названными словами, например: холодный – что еще может быть холодным? Зима, ветер и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...