«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
рабочая программа по географии

Качмашева Людмила Васильевна

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» Конкурсное испытание «Методический семинар» Качмашева Людмила Васильевна учитель географии МБОУ Большерудкинская ООШ Шарангского муниципального района Нижегородской области Профессиональное кредо: Учить своих детей так, чтобы захотел учиться каждый, чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому.

Слайд 2

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности» Тема презентации:

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно – исследовательские условия : Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи концепций Я. А. Каменского, С.Н. Глазачева , Н. Ф. Винокуровой , В. В. Николиной, Г.С. Камериловой , В.М. Смирновой,Ф.М . Баканиной Методические условия : -Программа экологического воспитания учащихся в курсе изучения географии; -Программа внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся» ; -программа работы экологической группы школы. Организационно – педагогические условия : предметные курсы, выступление на межрайонных семинарах, работа в методических объединениях района ; участие в профессиональных и творческих конкурсах, публикации в сборниках методических материалов .

Слайд 4

Актуальность личного вклада в развитие образования - воспитание экологической культуры учащихся как личностный результат; - формирование учебно - исследовательских компетенций как метапредметный результат - обеспечение преемственности в формировании экологической культуры детей от среднего к старшему возрасту

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования «Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров «Нужно строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом» Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком «Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества». Н.Н. Моисеев (1917-2000) – российский учёный, математик, механик. Итогами учебно-исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников . «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы». Рёскин Джон английский писатель, историк и теоретик искусства

Слайд 6

Цель: Формирование экологической культуры учащихся в через организацию учебно - исследовательской деятельности Задачи: - Способствовать формированию экологических представлений о ценности природы и правилах поведения в ней; -Формировать научно-исследовательские компетенции учащихся ; ----Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной деятельности , направленные на повышение личностно-ориентированного обучения; - Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на развитие умений учебно - исследовательской деятельности ; Цели и задачи педагогической деятельности

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Поэтапное включение в учебно - исследовательскую деятельность через разработку системы заданий для формирования исследовательских умений Выдвижение гипотезы Постановка цели и задач Обоснование темы Методика исследования Собственные данные. Анализ выводы 1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности. 2-й этап : 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы. 3-й этап : 9 -класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Макаренко А.С .

Слайд 8

Учебно - исследовательская деятельность учащихся Деятельный аспект личного вклада в развитие образования Каковы средства достижения цели ? Реализация программы внеурочной деятельности: Научно- исследовательская деятельность по географии «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся» Реализация программы экологического воспитания на уроках географии

Слайд 9

Реализация программы экологического воспитания на уроках географии -Диагностика уровня развития экологической культуры детей; -Экологические уроки- путешествия в курсе географического краеведения ;

Слайд 10

- урок-исследование -урок-лаборатория -творческий отчёт -урок-экспертиза -урок-совещание -Учебный эксперимент -Домашнее задание исследовательского характера Учебно - исследовательская деятельность учащихся - исследовательская практика, -экспедиции (полевые исследования), экскурсии, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах. Публичные презентации исследовательских проектов, организация работы экологической группы школы и волонтёрского отряда «Светлячок», работа по проектам «Чистое село», «Чистый родник», «Река Юкшумка » Реализация программы внеурочной деятельности: Научно- исследовательская деятельность по географии«Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся»

Слайд 11

Формирование экологической культуры учащихся Работа волонтёрского отряда «Светлячок» КТД Участие в экологических акция Экологическая работа в системе ДО Диапазон личного вклада педагога в развитие образования Организация исследовательско - краеведческой работы

Слайд 12

Мониторинговая деятельность на определение степени успешности ведения учебно - исследовательской деятельности Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Оценка уровня сформированности учебно-исследовательской компетенции по уровню самостоятельности применения умений, входящих в состав данной компетенции (формулировать цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию) осуществлялась в 8, 9 классах .(данные на конец 2017-2018 уч.года )

Слайд 13

Результат участия обучающихся в конкурсах разного уровня Областные конкурсы исследовательских работ: «Моя семья в истории страны», Победа в областном конкурсе исследовательских работ: «Юный исследователь», победа в областном творческом конкурс е«Овеянные славою флаг наш и герб»,участие и победа в эстафете «Волжская речная лента»,участие в областном конкурсе: «Родники Нижегородской области» -экологическая группа учащихся, работа в проектах: «Чистое село», «Чистый родник»,

Слайд 14

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника * Районное методическое объединение учителей географии. Межрайонный семинар по воспитательной работе. *Олимпиады, конкурсы знатоков, конкуры проектных и исследовательских работ районного и областного уровня * Формы работы с родителями *Родительские собрания *Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности * Публикации в СМИ *Общественность *Персональный сайт в социальной сети работников образования

Слайд 15

Профессиональные достижения 1.Муниципальный этап областного конкурса конкурс методических материалов: «Педагогические технологии популяризации экологической культуры в современном обществе»-2 место (2012 г) 2.Муниципальный этап областного конкурса «Растим патриотов России» Номинация методические материалы- 1 место (2011г.) 3.Муниципальный этап областного конкурса «Мы выбираем жизнь»-2 место (2013 г) 4.Районный этап X всероссийской акции «Спорта- альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Организация волонтёрской профилактической работы» -2 место 2013 г) 4.Муниципальный этап областного конкурса «Методических материалов по экологии»- 1 место ( 2014 г)

Слайд 16

Список литературы: 5. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999. 6. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // 1 .Баканина Ф.М.,Винокурова Н.Ф.,Касьян А.А.,Камерилова Г.С.,Кутырев В.А., Киселева Н.Ю.,Морохин Н.В.,Николина В.В.,Смирнова , В.М.Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспескты.М.Онега,1995-208 с. 2. Глазачев С.Н.Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч . тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. 3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000 4. Винокурова Н.Ф. Взаимосвязь географических и биологических знаний в экологическом образовании школьников//География в школе. 1991. №3., 7. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. – М.: Вербум-М , 2001. с.4-6 8. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст] Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. –№1.–С.228-232 9. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. С. 10. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] : метод. сб.- М.: Народное образование, 2001. —272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности начал формироваться в МОУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области в ходе реализа...

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....