Условия эффективной интеграции учебных дисциплин в рамках экологического образования
статья по экологии по теме

Хазиева Лейсан Маратовна

 

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                              

         В   век   научно  - технического    прогресса,      когда     сочетание  естественных   и   искусственных  факторов  среды   резко    изменило состояние    биосферы,     создав,   как    результат     глубочайшего    и разностороннего     воздействия      человека   на      природу,    новую биотехносферу, когда  резкое  ухудшение  экологической обстановки в  мире  становится угрозой   жизни   человеческой   цивилизации   на планете     Земля,     особую     актуальность    приобретает   проблема всеобщего  экологического образования  на  всех  уровнях   обучения, воспитания и развития, как  в системе  учебно - воспитательной   работы в школе, так и  в  послешкольных    образовательных   учреждениях (училищах,  техникумах,  вузах).  Это  связано  с тем,  что   невозможно Решение   проблемы   разумного   взаимодействия   человека  с  природой без кардинального изменения ценностных ориентации общества в цепом  и   каждого отдельного   его   члена  в  экологической  ситуации нашего  времени,  без  реального  формирования  у  каждого  человекапонимая того,  что современный человек,  формировавшийся как вид в течение миллионов лет в относительно постоянных и медленно изменяющихся экологических условиях живет в экологической обстановке неблагоприятных сдвигов в окружающей его среде и, как следствие этого, в состоянии значительных и серьезных отклонений в здоровье населения, когда глобальные изменения окружающей среды грозят не только нынешним, но и будущим поколениям людей.

      Однако, несмотря на осознание учеными и педагогами важности подобного подхода, до сего времени в этой области еще очень мало разработок даже в системе естественно – научного образования, которому отводится ведущая роль в развитии и формирования экологического мировоззрения у обучаемых.

      В этой связи для достижения цели развития целостного мировосприятия, формирования экологической культуры, многогранного и бережного отношения к природному и социальному окружению в системе естественнонаучного образования необходима его экологизация на всех этапах обучения в средней школе, начиная с младших классов через предметы естественнонаучного цикла (природоведение, естествознание и т.п.), непрерывно углубляя и уроках географии, физики, а у старшеклассников в процессе изучения биологии, химии, физики.

        Безусловно, эти предметы должны сохранить свои сугубо специфические  цели обучения, воспитания и развития, но материал программы этих курсов обязательно должен перестраиваться таким образом, чтобы изучаемые в каждой конкретной дисциплине закономерности по возможности рассматривались в соотнесении с конкретными экологическими проблемами, имеющими.

       Интеграция экологических знаний является отражением общей закономерности познания. Теоретическое осмысление проблемы интеграции показало, что развитие современной экологической науки характеризуется целым комплексом глубоких качественных изменений, среди которых одним из существенных следует признать тенденцию к интеграции научного знания и тех методов, с помощью которых она производится (А.И.Гиляров, В.А.Лось, Н.М.Мамедов и др.).  Существуют различия в смысловом словоупотреблении термина “интеграция”: как процесс возникновения и развития связей, ведущих к становлению целостности; как состояние связанности (интегрированное) целого; в общефилософском смысле есть восхождение от низшего к высшему.

       Интегративные тенденции современной экологической науки находят отражение в образовании. Междисциплинарный подход в экологическом образовании развивается в мировой практике и в нашей стране с начала 70-х годов. Сегодня междисциплинарность экологического образования является общепризнанной. Она реализуется в различных формах интеграции. Интеграция знаний по экологии может осуществляться на основе междисциплинарных понятий, их круг достаточно обширен. Специфической особенностью этих понятий является то, что они кроме познавательного аспекта несут ценностно-нормативную нагрузку. К числу таких междисциплинарных экологических понятий можно отнести понятия: “окружающая человека среда”, “универсальная ценность природы”, “здоровье человека”, “экологическая безопасность”, ”устойчивое развитие”, “природопользование”, “экологический императив” и др.

       Особо широкие развитие как в России, так и за рубежом, получила интеграция знаний вокруг понятия “окружающая среда”. Важнейшей формой интеграция экологических знаний является их объединение вокруг структуры экологической науки. В состав экологических дисциплин, входящих в образовательную область “Экология”, включаются биоэкология, геоэкология, глобальная экология, социальная экология, экология человека, прикладная экология. Основные требования к экология человека, прикладная экология. Основные требования к экологической подготовке школьников разрабатываются с ориентацией на данные экологические области знания.

       Экологические знания могут объединяться вокруг экологических проблем: глобальных, региональных, локальных. Содержание экологических проблем, например загрязнение атмосферы, деградация почв, уменьшение многообразия видов и др., связано с изменением различных компонентов окружающей природной среды.

     Проблемы могут быть антропологические (связанные со здоровьем человека), ресурсно-хозяйственные, природно-ландшафтные (связанные с использованием живой природы). Все названные экологические проблемы используются в школьном обучении как единицы объединения экологических знаний. Особую актуальность получают экологические курсы проблемной интеграции, реализующие идеи глобального воспитания. К объективным предпосылкам введения в практику экологического образования подобных курсов следует отнести особенности современной экологической ситуации в мире, характеризующейся наличием глобальных экологических проблем, которые по масштабам и степени опасности для  человечества не имеют себе аналогов в истории цивилизации. Многие ученые справедливо подчеркивают, что человечеству необходимо осознать свою роль в глобальной эволюции Земли, эволюции биоты и самого человечества. Эти задачи еще более актуализируются в контексте идей устойчивого (самоподдерживающегося) развития цивилизации, где глобальному экологическому образованию следует отдать должный приоритет, либо достижение целей требует понимания ситуации, а это невозможно без образования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                              

         В   век   научно  - технического    прогресса,      когда     сочетание  естественных   и   искусственных  факторов  среды   резко    изменило состояние    биосферы,     создав,   как    результат     глубочайшего    и разностороннего     воздействия      человека   на      природу,    новую биотехносферу, когда  резкое  ухудшение  экологической обстановки в  мире  становится угрозой   жизни   человеческой   цивилизации   на планете     Земля,     особую     актуальность    приобретает   проблема всеобщего  экологического образования  на  всех  уровнях   обучения, воспитания и развития, как  в системе  учебно - воспитательной   работы в школе, так и  в  послешкольных    образовательных   учреждениях (училищах,  техникумах,  вузах).  Это  связано  с тем,  что   невозможно Решение   проблемы   разумного   взаимодействия   человека  с  природой без кардинального изменения ценностных ориентации общества в цепом  и   каждого отдельного   его   члена  в  экологической  ситуации нашего  времени,  без  реального  формирования  у  каждого  человекапонимая того,  что современный человек,  формировавшийся как вид в течение миллионов лет в относительно постоянных и медленно изменяющихся экологических условиях живет в экологической обстановке неблагоприятных сдвигов в окружающей его среде и, как следствие этого, в состоянии значительных и серьезных отклонений в здоровье населения, когда глобальные изменения окружающей среды грозят не только нынешним, но и будущим поколениям людей.

      Однако, несмотря на осознание учеными и педагогами важности подобного подхода, до сего времени в этой области еще очень мало разработок даже в системе естественно – научного образования, которому отводится ведущая роль в развитии и формирования экологического мировоззрения у обучаемых.

      В этой связи для достижения цели развития целостного мировосприятия, формирования экологической культуры, многогранного и бережного отношения к природному и социальному окружению в системе естественнонаучного образования необходима его экологизация на всех этапах обучения в средней школе, начиная с младших классов через предметы естественнонаучного цикла (природоведение, естествознание и т.п.), непрерывно углубляя и уроках географии, физики, а у старшеклассников в процессе изучения биологии, химии, физики.

        Безусловно, эти предметы должны сохранить свои сугубо специфические  цели обучения, воспитания и развития, но материал программы этих курсов обязательно должен перестраиваться таким образом, чтобы изучаемые в каждой конкретной дисциплине закономерности по возможности рассматривались в соотнесении с конкретными экологическими проблемами, имеющими.

       Интеграция экологических знаний является отражением общей закономерности познания. Теоретическое осмысление проблемы интеграции показало, что развитие современной экологической науки характеризуется целым комплексом глубоких качественных изменений, среди которых одним из существенных следует признать тенденцию к интеграции научного знания и тех методов, с помощью которых она производится (А.И.Гиляров, В.А.Лось, Н.М.Мамедов и др.).  Существуют различия в смысловом словоупотреблении термина “интеграция”: как процесс возникновения и развития связей, ведущих к становлению целостности; как состояние связанности (интегрированное) целого; в общефилософском смысле есть восхождение от низшего к высшему.

       Интегративные тенденции современной экологической науки находят отражение в образовании. Междисциплинарный подход в экологическом образовании развивается в мировой практике и в нашей стране с начала 70-х годов. Сегодня междисциплинарность экологического образования является общепризнанной. Она реализуется в различных формах интеграции. Интеграция знаний по экологии может осуществляться на основе междисциплинарных понятий, их круг достаточно обширен. Специфической особенностью этих понятий является то, что они кроме познавательного аспекта несут ценностно-нормативную нагрузку. К числу таких междисциплинарных экологических понятий можно отнести понятия: “окружающая человека среда”, “универсальная ценность природы”, “здоровье человека”, “экологическая безопасность”, ”устойчивое развитие”, “природопользование”, “экологический императив” и др.

       Особо широкие развитие как в России, так и за рубежом, получила интеграция знаний вокруг понятия “окружающая среда”. Важнейшей формой интеграция экологических знаний является их объединение вокруг структуры экологической науки. В состав экологических дисциплин, входящих в образовательную область “Экология”, включаются биоэкология, геоэкология, глобальная экология, социальная экология, экология человека, прикладная экология. Основные требования к экология человека, прикладная экология. Основные требования к экологической подготовке школьников разрабатываются с ориентацией на данные экологические области знания.

       Экологические знания могут объединяться вокруг экологических проблем: глобальных, региональных, локальных. Содержание экологических проблем, например загрязнение атмосферы, деградация почв, уменьшение многообразия видов и др., связано с изменением различных компонентов окружающей природной среды.

     Проблемы могут быть антропологические (связанные со здоровьем человека), ресурсно-хозяйственные, природно-ландшафтные (связанные с использованием живой природы). Все названные экологические проблемы используются в школьном обучении как единицы объединения экологических знаний. Особую актуальность получают экологические курсы проблемной интеграции, реализующие идеи глобального воспитания. К объективным предпосылкам введения в практику экологического образования подобных курсов следует отнести особенности современной экологической ситуации в мире, характеризующейся наличием глобальных экологических проблем, которые по масштабам и степени опасности для  человечества не имеют себе аналогов в истории цивилизации. Многие ученые справедливо подчеркивают, что человечеству необходимо осознать свою роль в глобальной эволюции Земли, эволюции биоты и самого человечества. Эти задачи еще более актуализируются в контексте идей устойчивого (самоподдерживающегося) развития цивилизации, где глобальному экологическому образованию следует отдать должный приоритет, либо достижение целей требует понимания ситуации, а это невозможно без образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества

Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

«Лесная сказка-быль» (музыкально-экологический спектакль) (интеграция биологии, экологии и дополнительного образования)

Сегодня жизнь заставляет людей понимать, что воспитание подрастающих поколений – гарант цивилизованного будущего. А успех процесса обучения зависит именно от уровня воспитанности учащихся, их экологич...

Организация экологического образования в рамках дополнительного образования

Организация экологического образования в рамках дополнительного образования...

Управление процессом формирования метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пр...

Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках географии в рамках экологического образования

quot;Экология детства: реализация экологического направления рабочей программы воспитания"...