Программа профильного экологического лагеря «Экос»
материал по экологии по теме

Скороход Лариса Юрьевна

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная деятельность отряда отвечает всем положениям и принципам основной деятельности. В основе программы лежат принципы: культуросообразности природосообразности, Доброго отношения, добрых дел, доброй мечты. Основополагающим принципом данной программы является принцип доброго отношения к окружающему миру и своему здоровью. Также важным элементом программы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_profilnyy_lager.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»

ГП ГО «Посёлок Агинское»

Забайкальский край

Программа  

профильного экологического лагеря

«Экос»

ГП ГО «Агинское» 2010

Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы

В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной и воспитательной целью учреждения дополнительного образования должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. «Экологическая культура», «экологическое мышление» — понятия, которые должны стать приоритетными ценностями для каждой личности. Для воспитания гармонически развитой, активной личности, любящей природу и способствующей её сохранению.

Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище. В раннем юношеском возрасте школьники становятся на новую социальную ступень развития, для которой характерна устремленность в будущее. Старшеклассник за относительно короткий срок должен решить два важных вопроса: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное определение).

Данная программа может помочь школьникам сделать выбор и правильный шаг в свое будущее. Один из ведущих практических психологов страны И. В. Дубровина отмечает, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка. Решению данной проблемы способствует более гибкая,  вариативная и индивидуализированная система по сравнению со школой. По моему мнению, дополнительное образование может помочь ребенку сделать решающий шаг в выборе будущей профессии.

Данная программа призвана продемонстрировать одно из направлений деятельности, важное и актуальное на сегодняшний день.

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная деятельность отряда отвечает всем положениям и принципам основной деятельности. В основе программы лежат принципы: культуросообразности природосообразности, Доброго отношения, добрых дел, доброй мечты. Основополагающим принципом данной программы является принцип доброго отношения к окружающему миру и своему здоровью. Также важным элементом программы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленных целей.

Программа подразумевает создание на базе временного детского коллектива (отряда) экологического клуба «Экос». Основополагающей деятельностью клуба является исследовательская деятельность на территории школьной экотропы, памятников природы округа. Для этого в отряде создаются две исследовательские группы: «СиНим» — система наблюдения и мониторинга и «БиоТиП» — биологическая теория и практика.

Группа «СиНим» занимается наблюдением за состоянием территории и выявлением очагов антропогенного воздействия. В течение смены участники группы «СиНим» работают с картами территории экотропы, на которой отмечают уровень загрязненности территории. В конце смены на основании исследований создается карта экологического состояния территории лагеря.

Результаты работы группы «СиНим» не только позволяют выявить места наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на территории, но и составить план работы по решению данной проблемы.

Задача группы «БиоТип» заключается в непосредственном изучении флоры и фауны на территории экотропы и близ памятников природы округа, в выявлении доминирующих видов растений, в составлении зарисовок видов и изучении видового разнообразия. Итогом работы этой группы является выпуск сборника – определителя видового разнообразия растений с кратким описанием каждого вида.

Наряду с двумя исследовательскими группами в отряде работает третья группа — «Эковод» (Экологическое волонтерское движение). Ее задача: оказывать помощь в уборке территории от природного и антропогенного мусора.

Все названные группы работают по системе И. П. Иванова ЧТП. Каждая группа за период смены успевает поработать по всем трем направлениям. Использование системы ЧТП в рамках программы позволяет создать условия для реализации организаторского и лидерского потенциала большему количеству детей, так как помимо отрядных органов самоуправления в каждой группе выбирается свой управляющий и два помощника, которые руководят работой группы. Для того чтобы ребенок с первых дней смены почувствовал свою принадлежность к «Экосу» и экологической направленности отряда, проводится огонек-посвящение «Мир, в котором я живу...».

Он позволяет ускорить процесс адаптации к экологической программе. В середине смены проводится тематический огонек «Мир стихий», который позволяет определить позицию детей по отношению к окружающей среде и ее компонентам: человеку, воздуху, воде, земле, огню.

Непосредственную связь с экологией осуществляет блок обучающих занятий, проводимых совместно с учителями общеобразовательной школы, которые и являются воспитателями в лагере. В ходе занятий участники программы получают необходимые знания для работы по программе смены. Программа обучения рассчитана на 6 занятий, которые объединяют в себе теоретическую часть программы и практическую деятельность в отряде.

Экологическую направленность отражают и выборы совета команды, разработанные для достижения цели программы. Изначально отряд делится на четыре группы, которые получают задания: придумать название, девиз и логотип (эмблему) своего клуба; создать Устав, правила и законы клуба; выбрать вид деятельности клуба и продемонстрировать в творческой форме рекламный ролик (картину, стихотворение или экскурсию); разработать способы привлечения детей в экоклуб.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что впервые в рамках чередования творческих поручений по И. П. Иванову создаются три группы с определенной деятельностью. Именно деятельность групп является новой. Система дел, позволяющая школьникам быстрее войти в практическую экологическую деятельность, также отличается новизной. Каждый ребенок в течение смены пробует свои силы в различных видах деятельности в рамках ЧТП.         

Программа апробирована ВДЦ «Океан», дополнена и адаптирована для профильного экологического лагеря при школе. Новизна программы «Экос» заключается и том, что участники программы, переходя из одной группы в другую, продолжают деятельность предыдущей команды, внося со временем свои результаты. И благодаря передаче наработанных знаний от команды к команде, в конце смены намечается картина общей работы отряда в рамках. Новизной отличаются дела: огонек-посвящение, тематический огонек, выборы в совет отряда, отрядное дело «Затерянная планета».

Методический блок программы

Цель программы: формирование и расширение экологических знаний.

Задачи:

1 Развитие в детях гуманного отношения к окружающей среде (беседы, система отрядных дел, направленных на получение необходимых экологических знаний, обучающие занятия, огоньки).

2. Знакомство детей с флорой и фауной, экологической обстановкой данного региона (видеоматериалы, экскурсии, обучающие занятия, беседы).

3. Формирование благоприятного отношения личности к миру природы (система отрядных дел и обучающих занятий, огоньки, исследовательская деятельность, беседы).

4. Выявление взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека (отрядные дела, обучающие занятия, беседы, огоньки).

5. Развитие навыков укрепления и сохранения здоровья, укрепления и развития силы воли и духа (система спортивных мероприятий, занятия и лекции, беседы и обсуждения).

6. Практическое применение полученных знаний (итоговое отрядное дело, составление справочника биоразнообразия и карты экологической обстановки территории экотропы).

7. Мотивация детей на дальнейшую деятельность (итоговый сбор отряда, беседы, итоговый огонек).

Предполагаемые результаты

Участвуя в данной программе, дети смогут:

  1. повысить уровень экологических знаний;
  2. пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, понять значимость здорового образа жизни;
  3. научиться видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы;
  4. использовать полученные знания на практике.

Принципы программы:

1. Принцип взаимодействия с природой. В течение всей смены подросток взаимодействует с окружающим миром. Работая в группах ЧТП, участвуя в экскурсиях, занимаясь исследовательской деятельностью, каждый день на прогулках он научается видеть красоту природы. При взаимодействии с природой он осознанно становится ее частью и соотносит себя с ней. Принцип взаимодействия является одним из главных принципов данной программы.

2. Принцип межличностного взаимодействия. Для достижения высоких результатов необходимы благоприятные взаимоотношения в коллективе, которые позволят в полной мере использовать знания, умения и навыки. Поэтому данная программа построена с учетом принципа межличностного взаимодействия. -

3. Принцип коллективного творчества. Данный принцип используется для реализации полученных знаний, самоактуализации, достижения поставленных целей. Он позволяет включить в отрядную деятельность каждого подростка, создать для него рабочую ситуацию, показать значимость и необходимость его помощи для всего отряда.

4. Принцип отрядной помощи позволяет показать значимость отряда для каждого ребенка и заинтересованность отряда в каждом ребёнке.

5. Принцип правды и честности. Соблюдение данного принципа позволяет создать условия, при которых ребенок всегда говорил бы правду, был готов отвечать за свои поступки, каковы бы они ни были, позволяет сформировать в ребенке ценности и качества настоящего человека.

6. Принцип единства и братства. Данный принцип определяет сопричастность к данному отряду и позволяет устанавливать дружественные связи и создавать благоприятные отношения между детьми различных субъектов РФ, определяет единство России.

7. Принцип пользы и удовольствия. Сущность данного принципа в том, что все дела, разрабатываемые и проводимые детьми в «Океане», должны нести пользу и удовольствие не только окружающим, но и самим себе. Таким образом, дети чувствуют свою значимость и пользу в этом мире.

Вышеперечисленные принципы помогают детям достичь поставленных целей, а педагогу представить программу как единое целое, помогают повышать активность каждого ребенка и коллектива в целом, творчески развивать каждого ребенка в коллективе, позволяют создать благоприятную межличностную атмосферу, в отряде — климат творчества и понимания.

Участие в экологическом клубе «Экос» позволяет совершенствовать экологическую грамотность детей, что в дальнейшем определяет их позиции по отношению к окружающей среде, повышает экологическую культуру отдельного ребенка и всего коллектива в целом. Ребенок постепенно осознает свою принадлежность к природе и начинает видеть себя как экологическую единицу окружающей среды. Формируется мотивация на достижение поставленных целей и решение задач; повышается уровень креативности, навык организации и проведения досуговых мероприятий, социально-значимая позиция ребенка, он начинает осознавать, что то, чем он занимается, приносит пользу окружающим. В процессе деятельности в клубе он учится доверять людям, полагаться на них и ждать от них поддержки. Для подростка становятся актуальными общепринятые человеческие ценности, вера в себя. Он учится видеть уникальность и красоту окружающего мира, анализировать свою деятельность, делать перспективные выводы. Но самое главное, после реализации программы у подростка появляется выбор, кем быть в дальнейшем.

Совместная деятельность объединяет детей в «Экосе» (работа в рамках ЧТП разработка и реализация творческих проектов, аналитическая деятельность на уровне групп ЧТП и отряда). Работая в творческих группах, занимаясь исследовательской деятельностью, дети постепенно сближаются и между ними завязываются дружеские отношения.

Для достижения цели в ходе реализации программы используются различные методы и средства. Например, метод формирования сознания, словесные методы (рассказ, объяснение, лекция), наглядный пример. Именно перечисленные методы помогают в большей степени реализовать экологическое содержание программы.

В данную программу можно вносить изменения и дополнения.

Условия реализации программы

В начале смены необходимо заинтересовать детей экологической деятельностью. Для этого можно использовать анкетирование в течение заезда, одновременно позволяющее выявить детей, заинтересованных направлением «человек-природа». На этом этапе реализации программы необходимо как можно больше уделять внимания делам и играм экологической направленности: экологические игры, экскурсии, прогулки с заслушиванием рассказов и легенд, коллективные творческие дела, посвящение. Помимо этого, следует учитывать время года, так как лето дает более широкие возможности для знакомства с природой.

Особая подготовка детей к участию в программе не требуется, подростки втягиваются в деятельность постепенно. Для более эффективной реализации программы желательно сотрудничество со специалистами, которые смогут рассказать детям об экологии с научной точки зрения.

Тематический план  (в академических часах)

Содержание деятельности

Форма проведения

Часы

Организационный период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Игры на знакомство

Игры на выявление творческих способностей

Игры на сплочение коллектива

Экскурсии по экотропе

КТД «Фантастический зверь»

КТД«Эко-реклама»

КТД«Эко-сказки»

Огонек-посвящение

Оргсбор отряда

Сбор-планирование

Анкетирование Индивидуальные беседы

Игры на воздухе

Игра

Игра

Игра

Прогулка

Конкурс

Конкурс

Конкурс

Рассказ-эстафета

Деловая игра

Ролевая игра

Опрос

Беседа

Игра

2

4

4

4

2

2

2

2

2,5

1,5

1

3

3

Основной период (спецкурс)

14

15

16

17

18

19

«Введение в тематику»

«Это уникально»

«Вот мой край родной»

«Мусор — тоже ресурс»

«Растительный мир Забайкальского края»

«Методика подготовки и проведения отрядных дел»

Экскурсия

Беседа

Круглый стол

Творческий видеоурок

Экскурсия

КТД

1

2

2

2

2

2

Отрядная деятельность

20

21

22

23

24

25

26

Двухдневный экологический слёт

Подготовка итогового отрядного дела

Исследовательская деятельность

Анкетирование

Беседы

Экскурсии по памятникам природы АБО

Слёт экологов, конкурс

Совет дела

Исследование

Опрос

Экскурсия, исследование

3

25

1

3

Итоговый период

27

28

29

Итоговый сбор отряда

Анкетирование

Презентация экологической карты

Круглый стол

Опрос

Творческий отчет

Итого:

90

Содержание программы

Логику развития смены можно проследить в соответствии с тремя основными этапами формирования и развития: организационным, основным и итоговым.

Организационный период

Цель: формирование и развитие у детей интереса к экологической деятельности.

Задачи:

1. Первоначальное знакомство с тематикой отрядной программы.

2. Мотивация к экологической деятельности в течение смены.

3. Выявление интересов и творческих способностей, экологических знаний у детей.

4. Создание условий видения собственной перспективы.

Предполагаемый результат: заинтересованность детей экологической программой.

Основные дела оргпериода

КТД «Фантастический зверь»

Отряд разбивается на несколько микрогрупп. Каждой группе необходимо придумать, изобразить и презентовать своего фантастического зверя.

КТД «Эко-реклама»

Отряд разбивается на 5 микрогрупп. Каждая группа готовит рекламу одного из предметов: полиэтиленового пакета, ржавого гвоздя, старой газеты, стеклянной бутылки, дырявых ботинок.

КТД «Эко-сказки»

Группы готовят сказку или ее фрагмент, используя экологическую тематику. Сказки: «Три поросенка», «Колобок», «Семеро козлят», «Красная шапочка».

Оргсбор отряда

Цель: формирование органов самоуправления.

Форма: деловая игра.

Отряд разбивается на несколько групп. Игра проходит в три тура. В каждом туре группы выполняют различные экологические задания: разработать девиз, эмблему, систему управления команды; предложить выход из сложившейся экологической проблемы; составить письмо в Комитет по охране природы о беспокоящей проблеме. После каждого тура вожатый вручает детям жетоны: зеленые — самым активным (генераторам идей), желтые — менее активным (исполнителям), красные - пассивным наблюдателям. В конце игры в финал выходят участники, у которых наибольшее количество зеленых жетонов; из них отряд с помощью голосования выбирает совет отряда.

Сбор-планирование

Направлен на знакомство детей с системой чередование творческих поручений (ЧТП) и выбор направления деятельности на смену, что позволяет увидеть перспективы в дальнейшем.

Огонек-посвящение «Я — часть природы!»

Детям предлагается выбрать объект мира, которым бы они хотели быть, и с позиции этого объекта рассказать о себе: как жили? чего хотели от жизни? как бы хотели, чтобы к ним относились окружающие? После рассказа каждому ребенку вручается волшебный листочек — отличительный знак «Экоса». Этот огонек может стать своеобразным диагностическим средством: можно увидеть, с чем дети ассоциируют себя, с каким животными, растениями и т. д.

Исследование «Выявление экологического сознания»

Позволяет определить первоначальный уровень экологического сознания у детей.

Основной период

Цель: формирование и расширение экологического сознания ребенка, гуманного отношения к своему здоровью и окружающему миру.

Задачи:

1. Демонстрация взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека.

2. Передача подросткам необходимых экологических знаний и формирование соответствующих умений.

3. Показ актуальности науки экологии в современных условиях.

4. Создание условий для применения экологических знаний на практике.

Спецкурс основного периода

Цель: повышение экологической грамотности подростков.

Спецкурс является главным и базовым делом периода. Формируется и развивается экологическая грамотность, повышается базовый уровень экологических знаний, дети подготавливаются к итоговому периоду.

Занятие 1. Введение в тематику спецкурса

Цель: знакомство с термином «Экология», расширение представления о понятии «экология».

Форма: экскурсия.

Ход:

1. Экскурсия по окрестностям (уникальность данных мест, экологическая обстановка).

2. Задание детям: привести примеры экологических нарушений.

Занятие 2. Это уникально!

Цель: демонстрация уникальности природы Забайкальского края.

Форма: беседа.

Ход:

1. Рассказ с показом видеофильма о природе Забайкальского края.

2. Разгадка кроссвордов и ребусов.

Занятие 3. Вот мой край родной!

Цель: знакомство детей с разнообразием природы Забайкальского края и АБО.

Форма: круглый стол.

Ход:

1. Презентации детей.

2. Блиц-игра по вопросам, подготовленным детьми о природе региона.

3. Подведение итогов.

Занятие 4. Мусор — тоже ресурс

Цель: знакомство детей с правилами обращения природного и антропогенного мусора.

Форма: творческий видеоурок.

Ход:

1. Рассказ с демонстрацией видеоматериалов.

2. Творческое задание «Мусору — вторую жизнь!»: из найденного мусора необходимо придумать востребованную продукцию.

3. Анализ занятия.

Занятие 5. Растительный мир Приморского края

Цель: знакомство с уникальными видами флоры.

Форма: экскурсия.

Ход:

1. Прогулка со специалистом в зону экологической тропы.

2, Рассказ о взаимодействии человека и природы, об их влиянии друг на друга.

Занятие 6. Методика подготовки и проведения отрядных дел

Цель: формирование и развитие навыков разработки и проведения отрядных дел.

Форма: коллективное творческое дело - КТД.

Ход:

1. Разбивка на микрогруппы.

2. Принципы коллективной творческой деятельности: «сами планируем», «сами готовим», «сами проводим» и «сами анализируем».

3. Презентация проектов отрядного дела.

4. Составление отрядного дела на основе предложенных проектов.

Главной в основном периоде является исследовательская деятельность в рамках ЧТП. Это позволяет детям применять полученные знания на практике и самоактуализироваться посредством работы в ЧТП. В середине основного периода проводится второй срез на выявление экологичности сознания. Также в этот период дети разрабатывают игру по станциям «Затерянная планета», которую они проводят в лагере дневного пребывания «Цветочный город» для детей начальной школы.

Итоговый период

Цель: подведение итогов работы по направлению «человек-природа», мотивация на работу в дальнейшем.

Задачи:

1. Реализация детьми полученных знаний во время участия в программе.

2. Поощрение и награждение за активную работу

3. Создание условий для понимания значимости проделанной работы и удовлетворенности ею.

Основным делом этого периода является итоговый сбор отряда, на котором дети анализируют результаты своей работы и создают «дерево достижений». Каждый ребенок на листе пишет какое-либо значимое дело, которое он совершил в течение смены. Все листы крепятся к ветке «дерева достижений». Таким образом, визуально можно отметить результаты работы отряда и каждого ребенка за смену. Прикрепляя листочек, дети проговаривают вслух о своих достижениях.

В итоговый период проводится третий срез, цель которого — выяснить, насколько выросло экологическое сознание детей. К этому времени готовится карта экологической обстановки территории экотропы МОУ «АСОШ № 4», небольшой сборник по растениям и исследовательские работы по экологии на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» в 2011 году. Это и становится итогом исследовательской работы участников данной программы.

Литература

  1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Симонова Л. В. Экологическое образование в школе. -  СП6., 1999.
  2. Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.
  3. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.
  4. Методические материалы из опыта организации эколого-биологической деятельности учреждений дополнительного образования детей / Под ред. А. И. Осьмашина, Н. Я. Машарской. - СП6., 2000.
  5. Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.
  6. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное становление школьников в условиях профильной экологической смены

Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является инт...

Программа профильного экологического лагеря

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...

Проект эколого-краведческого лагеря "Экос"

Эколого-краеведческий лагерь дневного пребывания для школьников экотуристов организуется для осуществления проекта «Минеральный источник «Гутарка» - один из рекреационных участков села Курумкан»...

Исследовательская и практическая деятельность учеников в рамках профильного экологического отряда

Материал создан на основе опыта работы в экологическом лагере. Пребывание в лагере предполагает не только отдых, но и приобретение знаний и умений, выполнение летних заданий и осуществление проектов....

Презентация "Из опыты работы профильного экологического лагеря Индола"

Из опыты работы профильного экологического лагеря Индола...

Профильный экологический лагерь «Росинка»

Программа профильного экологического лагеря  «Росинка»«Очищение природы – это очищение сознания»...

Социокультурная практика Профильная экологическая смена «Зелёная планета»

Социокультурная практика «Зелёная планета» является частью  муниципальной образовательной  практики «Экологическое воспитание детей в дополнительном образовании», которая направлена на разви...