Повышение практической значимости исследования как результат экологического образования школьников
статья по экологии на тему

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Опасность происходящих в природе изменений заставляет задуматься: как воспитать экологически грамотную личность?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение практической значимости исследований как результат экологического образования школьников.

Изменение качества окружающей среды – это угроза осуществлению биосферой своей  функции самоочищения, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.

«Природа не храм, а мастерская»,- утверждал герой знаменитого романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений  заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности. Современное содержание термина «экология» достаточно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к природе, обществу, себе. Экологическое образование школьников в состоянии решать следующие задачи:

1. Мотивирование школьников к изучению естественнонаучных дисциплин, способствующих формированию знаний о природе.

2. Формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы экологически образованной личности.

Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лице её учителей. Наиболее благоприятными предметами для достижения этой цели являются предметы естественно - научного цикла: биология, химия, физика, география.

Элементы экологии в курсе химии дают возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся  представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Знание химических процессов и экологическая грамотность в сумме позволяют получить информацию, необходимую для принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, их защите. Говорят, что «один в поле не воин». К экологии это не относится – здесь каждый из нас может внести свою лепту в дело охраны окружающей среды.

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа.  Но без использования в жизни полученных результатов никакие выводы не имеют цены и не дают ожидаемых результатов. В экологическом образовании школьников это особенно важно, так как основным критерием сформированности экологической убеждённости является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения. Основа таких действий – умение анализировать экологические ситуации, принимать решения, проводить природозащитные мероприятия.

Наиболее значимыми компонентами экологического образования учащихся являются:

1. Система экологических знаний.

2. Экологическое самосознание личности.

3. Способность видения экологических проблем.

4. Экологическое мышление.

5. Творческая самореализация в решении экологических проблем.

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность – взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой -  в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического образования и воспитания, повышается практическая значимость проведённых исследований. Если современная образовательная практика сможет привить нынешнему поколению чувство любви к природе, способность предупреждать негативные экологические последствия, то тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем. Не нужно забывать, что формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеклассной работе по предметам. Однако, по-прежнему основной и главной формой организации экологического образования в школе остаётся урок. Педагоги естественнонаучного цикла отводят часть времени на изучение элементов экологического образования, ведь необходимость этого большинством педагогов не подвергается сомнению. Общая экологическая направленность  современного учебно-воспитательного процесса вызвана целым рядом причин, главная из которых – возможность экологических катастроф в современном мире. Происходит постепенное переосмысление обстановки в мире: термин «экологическое мышление»  прочно завоевал позиции не только на высоких трибунах, но и среди общественности.

Сложную экологическую ситуацию в России нельзя улучшить за несколько месяцев. Нужны годы упорного труда, большие вложения средств. Именно современным школьникам придётся в будущем заниматься этими проблемами, что делает процесс экологического воспитания учащихся на современном этапе развития общества особенно актуальным.

 

Литература:

1. Андрианова А. А. Исследовательская деятельность учащихся как форма экологического образования и воспитания учащихся. Электр. версия:  http://www.researcher.ru

2.Арнаутова Н. З. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования// - М.: Первое сентября. Химия. № 12, 2009.

3. Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. Элективный курс. 11 класс.- Волгоград: Корифей.-2007.

4. Высоцкая М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся//Волгоград: Учитель, 2008.

5. Зуева Т. Г. Экологическое воспитание школьников//Педагогический вестник ЕАО.-№2.-2007.

6. Чередниченко И. П. Экология. - Волгоград: Учитель.-2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по экологии: "Экологическое образование школьников"

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший ...

Актуальность экологического образования школьников

«Актуальность экологического воспитания  школьников.»Токмакова Наталья ГригорьевнаУчитель географии МБОУ гимназия №4Г.Одинцово .М.О.   2011 г.Сегодня в эпоху бурного развития циви...

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Значение исследовательской деятельности в экологическом образовании школьников.

Актуальность экологического образования в наши дни. Создание условий для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в   процессе их учебной и внеурочной деятельности....

Программа к научно-практической работе «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале. Составление экологической карты.»

          Программа   «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале. Составление экологической карты.»  посвящена изучению вопр...

Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....